Формирование кадровой политики в уголовно-исполнительной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:06, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является формирование кадровой политики в уголовно-исполнительной системе на примере колонии общего режима г. Санкт - Петербурга.
Задачами дипломной работы являются:
1) характеристика уголовно- исполнительной системы РФ;
2) анализ кадровой политики в уголовно-исполнительной системе;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика уголовно- исполнительной системы
1.1 Уголовно-исполнительная система Российской Федерации, понятие и сущность
1.2 Характеристика административной деятельности уголовно-исполнительной системы
Глава 2. Формирование кадровой политики в уголовно-исполнительной системе
2.1 Понятие кадровой политики уголовно-исполнительной системы
2.2 Требования к отбору и комплектованию кадров уголовно-исполнительной системы
2.3 Регулирование прохождения службы в уголовно-исполнительной системе
2.4 Правовая и социальная защищённость сотрудников уголовно-исполнительной системы и организация проведения воспитательной работы
Глава 3. Анализ и формирование кадровой политики в уголовно-исполнительной системе колоний общего режима г. Санкт - Петербурга и Ленинградской области
3.1 Анализ колоний г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области
3.2 Анализ кадровой политики исправительной колонии №5 УИС ГУФСИН г.Санкт-Петербурга
3.3 Совершенствование кадровой политики УИС ГУФСИН исправительной колонии №5 г.Санкт-Петербурга
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Формирование кадровой политики УИС.doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)

Как показал анализ специальной  литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], особые требования предъявляются к уровню образования  персонала. Они различаются в  зависимости от должности и выполняемых функций. Так, большинство персонала учреждений и органов, исполняющих наказание, должны иметь высшее или среднее специальное образование, поскольку применение исправительно-трудового законодательства, оказание психолого-педагогического воздействия на осужденных требуют высокого уровня квалификации. Применительно к отдельным должностям персонала ИТУ существуют требования рекомендательного характера. Так, сотрудники ИТУ, работающие в оперативно-режимных подразделениях, как правило, должны иметь юридическое, начальники отрядов - педагогическое либо юридическое образование.

Как показал анализ специальной  литературы [13-34], профессиональные качества персонала этих учреждений и органов  определяются сложностью задач, стоящих  перед системой учреждений и органов, исполняющих наказания, и в первую очередь - исправления осужденных. Следует учитывать то, что персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, в своей деятельности общается с осужденными, правовой статус которых ограничен. Законодательство требует, чтобы персонал неукоснительно соблюдал законы Российской Федерации, особенно касающиеся порядка и условий исполнения уголовных наказаний. Это требование вытекает из положений ст. 10 ИТК, устанавливающей, что вся деятельность исправительно-трудовых учреждений и органов, исполняющих приговоры судов к исправительным работам без лишения свободы, основывается на строгом соблюдении законов. Должностные лица этих учреждений и органов несут ответственность за обеспечение законности в их деятельности. Важнейшим элементом профессиональных качеств персонала является знание уголовно-исполнительного и иного законодательства, наличие социально-психологической готовности к его неукоснительному соблюдению, а также владение персоналом умениями и навыками правоприменительной деятельности. Все эти качества составляют правовую культуру персонала, крайне необходимую в условиях реализации государственного принуждения, очерченного нормами права.

Как показал анализ специальной  литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], требование к персоналу, свидетельствующее о его профессиональной пригодности, готовности работы с осужденными, сформулировано в ст. 116 ИТК. Это обязанность персонала проявлять гуманность по отношению к осужденным. Данное требование вытекает из положений международных актов, в частности Минимальных стандартных правил обращения с осужденными (ст. 65). Указанное качество формируется в процессе развития личности пенитенциарного работника, зависит от многих факторов: общей культуры и кругозора, терпимости к человеческим недостаткам и оптимизма, веры в возможность их устранения. Важное значение имеют опыт работы с осужденными, наличие определенных педагогических и организаторских способностей. Согласно ст. 116 ИТК несовместимы с работой в учреждениях и органах, исполняющих наказания, жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство действия, а также непринятие надлежащих мер по отношению к этим действиям.

Как показал анализ специальной  литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], сотрудники, допустившие жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство действия, несут уголовную либо дисциплинарную ответственность. В качестве дополнительной гарантии против подобных действий персонала ст. 117 ИТК предписывает в случае вынесения в течение одного года повторного дисциплинарного взыскания за указанные формы обращения с осужденными увольнять допустивших их сотрудников из органов внутренних дел.

Одновременно, как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], минимальные стандартные правила обращения с осужденными требуют, чтобы дисциплина и порядок в пенитенциарных учреждениях поддерживались с твердостью. В квалификационных требованиях устанавливается, что персоналу «следует обеспечивать особую физическую подготовку, позволяющую усмирять заключенных, проявляющих агрессивные намерения». Отсюда важнейшее требование к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания, - обладание достаточным уровнем здоровья и физического развития.

Это требование не случайно. Работа с  осужденными требует большого напряжения душевных и физических сил, а для  этого необходим достаточный  уровень здоровья. Кроме того, исправительно-трудовым законодательством предусматривается применение в крайних случаях мер безопасности, в том числе физической силы по отношению к осужденным или иным лицам, нарушающим правопорядок. Именно поэтому при приеме на работу, особенно рядового и начальствующего состава ИТУ, производится проверка состояния здоровья и физического развития. В дальнейшем, согласно ст. 28 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», сотрудники обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям, связанным с применением физической силы. Иначе говоря, обязаны поддерживать достаточный уровень состояния своего здоровья и физического развития.

Как показал анализ специальной  литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], требования к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания, определяются и тем, что большинство сотрудников выполняют воспитательные функции. Применительно к ИТУ часть сотрудников призваны заниматься непосредственной организацией воспитательного процесса с осужденными (начальники отрядов), другие участвуют в воспитательной работе в силу своего должностного положения (аттестованный состав ИТУ) либо выполняемых функций (учителя школ, ПТУ, мастера предприятий и т.п.). Персонал должен обладать прежде всего профессионализмом и компетентностью в области организации и проведения воспитательной работы с осужденным. Для этого пенитенциарному работнику необходимы высокий уровень общей культуры и кругозора, достаточный жизненный опыт, опыт работы с осужденными, педагогическое образование либо система педагогических знаний, полученных в процессе повышения квалификации. В этом же ряду находится профессиональная направленность личности воспитателя. Понимание важности задач, решаемых в процессе своей профессиональной деятельности, гордость за профессию, ответственное отношение к ней способствуют появлению профессиональных потребностей, интересов к продолжению профессионального образования, овладению профессиональным мастерством.

Как показал анализ специальной  литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], персонал, занимающийся воспитательной работой с осужденными, должен обладать педагогическими способностями. Знание особенностей интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы поведения осужденных, умение общаться с различными категориями осужденных, их близкими, сохранение постоянной работоспособности и самоконтроля, самообладание и выдержка в трудных, конфликтных ситуациях составляют непременные требования к пенитенциарным работникам.

Персоналу, выполняющему воспитательные функции, должны быть присущи высокие  нравственные и эмоционально-волевые  качества. Они раскрываются в типичных чертах характера и в силу известной  истины о том, что воспитатель  воспитывает прежде всего своим примером, входят в структуру педагогических способностей. В числе таких качеств следует отметить принципиальность и требовательность к себе и другим, инициативность и трудолюбие, дисциплинированность. Важное значение имеют решительность и настойчивость в достижении поставленных целей, эмоциональная устойчивость перед возникающими трудностями и неудачами.

Как показал анализ специальной  литературы [13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], особое место  в перечне требований к пенитенциарным работникам занимает наличие у них чувства социальной справедливости. Нарушение последнего в условиях отбывания наказания очень болезненно воспринимается осужденными и резко снижает авторитет лиц, допустивших несправедливость. Аналогичное место в структуре требований к персоналу занимает верность данному слову.

Имеются особенности деловых и  личных качеств других категорий  персонала в зависимости от выполняемых  функций и занимаемой должности. Так, производственно-технический персонал ИТУ должен отвечать требованиям, предъявляемым к работникам производственной сферы в условиях проводимой рыночной реформы. Это предприимчивость, находчивость и практическая сметка в решении хозяйственных, финансовых и других экономических вопросов, дальновидность и способность идти на хозяйственный риск, знание конъюнктуры рынка и другое.

Как показал анализ специальной  литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], дополнительные требования предъявляются к руководителям  учреждений и органов, исполняющих наказания. По своему должностному статусу они являются организаторами воспитательного процесса с осужденными и подчиненным персоналом, а в ИТУ - руководителем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому требования, предъявляемые к руководителю, отражают то, что он одновременно является и юристом, и педагогом, и хозяйственником, и экономистом, и психологом, и военным, и коммерсантом, и управляющим. По отношению к руководителю следует отметить такие его качества, как требовательность к самому себе и подчиненным, принципиальность и уважение окружающих руководителя лиц. Таковы основные требования, предъявляемые к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания.

2.3 Регулирование прохождения  службы в уголовно-исправительной  системе

Рассмотрим регулирование прохождения службы в уголовно-исправительной системе. Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], в уголовно-исполнительной системе проходят службу:

1) сотрудники уголовно-исполнительной системы;

2) федеральные государственные  служащие.

Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной системе  федеральных государственных служащих осуществляется в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о федеральной государственной службе.

Действие отдельных положений  данного Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы «(ст.32)

Закон РФ от 21.07.1993 №5473-I с изменениями  от 19 июня 2007 г.ст,32 распространяется на федеральных государственных служащих в случаях, установленных настоящим Федеральным законом. Сотрудниками уголовно-исполнительной системы (далее — сотрудники или сотрудники уголовно-исполнительной системы) являются граждане Российской Федерации, проходящие службу в уголовно-исполнительной системе, которым в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава уголовно-исполнительной системы.

Как показал анализ специальной  литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], соответствие специальных званий среднего, старшего и высшего начальствующего состава уголовно-исполнительной системы классным чинам и квалификационным разрядам государственных служащих устанавливается Министром юстиции Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о федеральной государственной службе.

Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], сотрудники уголовно-исполнительной системы приносят Присягу в порядке, определяемом Министром юстиции Российской Федерации. Сотрудникам уголовно-исполнительной системы в подтверждение их полномочий выдаются служебные удостоверения установленного Министерством юстиции Российской Федерации образца. Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок и правила ношения форменной одежды устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации. Сотрудникам уголовно-исполнительной системы выдаются специальные жетоны с личным номером установленного Министерством юстиции Российской Федерации образца.

Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], сотрудники уголовно-исполнительной системы после прохождения соответствующей подготовки имеют право на постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств в порядке, определяемом Министром юстиции Российской Федерации. Прохождение службы в уголовно-исполнительной системе отражается в личном деле сотрудника, которое ведется кадровым подразделением соответствующего учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. При переводе сотрудника на новое место службы личное дело сотрудника передается (пересылается) по новому месту службы. Ведение нескольких личных дел на одного сотрудника уголовно-исполнительной системы не допускается.

Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], Порядок ведения личных дел сотрудников уголовно-исполнительной системы определяется Министром юстиции Российской Федерации.

Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия сотрудника уголовно-исполнительной системы занимаемой должности проводится его аттестация. Каждый сотрудник уголовно-исполнительной системы подлежит аттестации не реже одного раза в четыре года, но не ранее шести месяцев со дня назначения его на должность. Решение о проведении аттестации сотрудника принимает начальник, имеющий право назначения его на должность или вышестоящий начальник. Выводы по аттестации являются одним из оснований для принятия решения начальником, ее утверждающим. Порядок проведения аттестации определяется Министром юстиции Российской Федерации.

Сотрудники  уголовно-исполнительной системы исполняют  свои обязанности и пользуются правами  в пределах компетенции, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим  уголовные наказания. Права и  обязанности должностных лиц персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, нередко обозначают единым понятием – полномочия.

Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], правовое положение персонала  определяется факторами социально-экономического, политического, духовного и иного порядка. В их числе – уровень экономического развития системы исполнения наказаний в целом и отдельных ее звеньев, профессиональной и общеобразовательной подготовки персонала и т.п. Важнейшей из факторов – цели наказания, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства и соответственно цели, задачи и функции учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Таким образом, наделение правами и  обязанностями персонала призвано обеспечить выполнение задач, поставленных перед учреждениями и органами, исполняющими наказания, в сфере борьбы с преступностью. Однако правовое положение персонала определяется не только профессионально-целевыми интересами. Оно во многом зависит от закрепления в законе правового положения лиц, отбывающих наказания, так как субъективные права, законные интересы и юридические обязанности осужденных выражают меру возможной и должной требовательности к ним со стороны персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Как показал анализ специальной литературы и нормативно-правовых актов [2-12, 13,16-19, 22-25, 27,28,31-34], правовое положение персонала  различно. Прежде всего дифференцируется в зависимости от вида уголовного наказания. Чем жестче наказание, т.е. чем больше оно изменяет общегражданский статус осужденного, тем в большей степени регламентировано правовое положение персонала.

Информация о работе Формирование кадровой политики в уголовно-исполнительной системе