Данные, полученные с помощью
анкетирования, могут характеризовать
общую картину построения системы
профилактики преступной девиантности
несовершеннолетних и ее оценки несовершеннолетними.
Основными мерами воздействия на несовершеннолетних,
которые непосредственно используются
опрошенными сотрудниками в практической
деятельности для предупреждения преступной
девиантности, являются разъяснение уголовного
законодательства и официальное предостережение
потенциальных правонарушителей (так
ответили 83% опрошенных).
В случаях получения информации о заранее готовящихся случаях совершения
правонарушений (преступлений) несовершеннолетними
большинством опрошенных сотрудников
применяются такие меры профилактическая
беседа и пресечение преступления (правонарушения)
на момент начала его совершения.
47% опрошенных в процессе своей служебной
деятельности приходилось побуждать несовершеннолетних
правонарушителей к отказу от совершения
деяния, при этом они использовали такие
меры, как профилактическая беседа и официальное
предостережение.
Наиболее эффективными средствами пропаганды
уголовного законодательства в предупреждении
преступных девиаций несовершеннолетних
по мнению 56% опрошенных сотрудников являются
непосредственный контакт с потенциальными
правонарушителями, 34% считают, что это
обращение к населению через средства
массовой информации, остальные 10% придерживаются
мнения, что такими средствами является
аудиторная работа для проведения разъяснительной
деятельности и проведение показательных
уголовных процессов. Никто из опрошенных
сотрудников не предложил своего варианта
ответа.
Что касается оценки несовершеннолетними
существующей системы профилактики преступлений
и правонарушений, мы можем увидеть следующую
картину.
Знают о наличии в уголовном
законодательстве норм, обеспечивающих
право на защиту жизни, здоровья, имущества
несовершеннолетних 10% опрошенных подростков, 35%
опрошенных знают о них понаслышке, 55 % опрошенных не имеют о данных
нормах никакого представления. Большинство
опрошенных подростков узнали о наличии
данных мер из передач, средств массовой
информации, около 35 % - при обучении в школе
и от сотрудников в ОВД, и только 15% опрошенных
– от родителей, друзей и взрослых знакомых.
На вопрос, "В какой степени Вы знакомы с положениями
законодательства?» ответы распределились следующим образом:
хорошо знакомы-19%; знают поверхностно
-56%; не знают -25%.
В отношении 65 % несовершеннолетних
использовались такие меры профилактики (предупреждения)
правонарушений, преступлений, как беседы учителей о недопущении
правонарушений и преступлений и профилактические
беседы сотрудниками ОВД.
Наиболее эффективными мерами
профилактики (предупреждения) правонарушений,
преступлений большинство несовершеннолетних
считают постоянную пропаганду уголовного
законодательства, беседы, а так
же эффективную предупредительную
работу правоохранительных органов, однако
10% опрошенных к наиболее эффективным
мерам профилактики (предупреждения)
правонарушений, преступлений отнесли
суровые наказания, а 2% вообще затруднились
ответить на данный вопрос.
Таким образом, по полученным данным
можно сказать, что следует больше времени уделять правовому
воспитанию несовершеннолетних, являющиеся основным контингентом и
резервом организованной преступности,
латентность которой чрезвычайна высока, прививать
им уважение к закону. Работа по профилактике
правонарушений среди детей и подростков
в школах должна проводиться в тесном
сотрудничестве со следующими службами:
комиссией по делам несовершеннолетних
при администрации района, подразделением
по делам несовершеннолетних при районном
отделении милиции, лечебно-профилактическими
учреждениями, учреждениями культуры.
Также
своего организационно-структурного решения
требует и вопрос взаимодействия
подразделений по делам несовершеннолетних
с криминальной полицией, со следственными
аппаратами.
Обобщая
результаты проведенного нами краткого
анализа субъектов профилактики,
отметим, что в настоящее время необходимо
продолжить линию по формированию государственных
органов в системе профилактики преступной
девиантности несовершеннолетних, не
совмещающих свои специфические функции
с другими функциями государственной
деятельности. При этом особое внимание
следует обратить на формирование полноценного
общесоциального и специализированного
уровня профилактики, наиболее значимого
с позиции ранней превенции девиаций применительно
к рассматриваемому контингенту лиц, развитие
соответствующей инфраструктуры, укрепление
ее материально- технической базы, и прежде
всего на региональном уровне. При этом
поддержку усилий местного самоуправления
по созданию и стабилизации работы государственных
органов профилактики преступных девиаций
несовершеннолетних, равно как и обеспечение
необходимой правовой основы для осуществления
этими органами поставленных перед ними
задач, следует рассматривать одним из
приоритетных направлений совершенствования
деятельности в данной области.
Заключение.
В настоящее
время в России сложилась крайне
неблагоприятная ситуация с профилактикой
преступной девиантности несовершеннолетних.
Позитивная социализация личности в
обществе отходит на второй план, в
то время как негативные воздействия
оказывают все большее влияние. Условия
жизни малолетних и несовершеннолетних
заметно разнятся. Социальное расслоение
и заданное этим различие в материальном
достатке, психологическом климате семей
усиливается. Общий (интегральный) показатель
духовного единства общества понижается,
а криминальный потенциал растет.
Распространение
преступной девиантности несовершеннолетних
в рамках всей страны представляет
собой неравномерный процесс. Формы и
интенсивность проявлений рассматриваемого
феномена существенно варьируются по
различным регионам, что обусловлено множеством
факторов регионального развития, в большинстве
случаев имеющих объективный, а значит,
долговременный характер. В течение 90-х
годов и первых годах 2-хтысячного десятилетия
региональные различия стали более резкими.
География российского кризиса - весьма
неравномерна, и это способствует дальнейшему
усилению указанных различий.
Поэтому,
видится необходимым отразить, что:
1. Преступные
девиации представляют собой
форму дезорганизации мировоззрения
и поведения индивида, группы или категории
лиц, характеризующуюся несоответствием
сложившимся ожиданиям, моральным и правовым
требованиям общества. В свою очередь
девиантность выступает качественной
характеристикой носителя (субъекта) девиации
как на макро, так и на индивидуальном
уровнях.
В процессе
формирования преступных девиаций у
несовершеннолетних выделяются следующие
этапы:
- накопление отрицательного информационного «опыта», формирование соответствующей мировоззренческой установки как основы для усвоения негативно оцениваемых действий;
- первоначальная дезорганизация поведения; переход от соблюдения социальных норм к их нарушению; неадекватная (неэффективная) реакция общества в лице окружающих девианта;
- закрепление
деформации личности и девиантных
форм поведения; проявление преступной
девиантности.
- Понятием, наиболее точно отражающим термин «преступная девиант- ность несовершеннолетнего, предлагаем считать «поведение несовершеннолетнего, проявляющееся в социально-криминогенных формах и способах интенсивного противоречия официальным, возможным и фактическим сложившимся в данном обществе или группе общества нормам и ожиданиям».
- В настоящее время отмечается усиление макроуровневых компонентов в структуре детерминации преступной девиантности несовершеннолетних, объединяющей комплекс разнообразных факторов макросоциального, микросоциального и личностного уровней. При этом увеличение масштабов и расширение спектра форм девиаций несовершеннолетних обусловлены не столько сложностями экономического положения в стране, а главным образом духовно- нравственной и правовой деградацией общества. Именно последнее обстоятельство в конечном итоге приводит к существенному искажению всех составляющих механизма мотивации поведения, которое сегодня характеризуется тем, что большая часть населения открыто демонстрирует свою асоциальность и криминогенность.
- Наряду с деформацией социального пространства как глобальной сферы социализации, в целом определяющей характер и меру воспитания подрастающего поколения, период реформирования существенно повлиял на состояние традиционных институтов социализации, которые в настоящее время в целом не способны эффективно решать задачу формирования позитивно адаптированной личности несовершеннолетнего. Произошло разрушение связей между семьей, системой образования и воспитания. В результате процесс социализации подростков и несовершеннолетних приобретает все более негативный характер, несовершеннолетние испытывают сегодня духовный прессинг сформировавшейся в обществе девиантной культуры, которая, создавая предпосылки для воспроизводства социальных и преступных отклонений, становится важным регулятором мировоззрения и поведения несовершеннолетних.
5. Система
прав ребенка и несовершеннолетнего
охватывает различные общественные
отношения, участниками которых
они являются как граждане
России. В их числе:
а) отношения,
возникающие в связи с реализацией личных
прав ребенка, в том числе прав на сохранение
своей индивидуальности, включая гражданство
и имя; на свободу мысли, совести, религии;
на личную жизнь, неприкосновенность жилища,
на защиту от посягательства на честь
и репутацию и т.д.;
б) отношения,
связанные с возникновением родительских
прав и обязанностей по его воспитанию,
которые гарантируются, в том числе путем
возложения соответствующих обязанностей
на лиц, несущих ответственность за ребенка,
а также связанные с необходимостью оказания
социальной помощи со стороны государства
семье, детским учреждениям, бесплатное
медицинское обслуживание и т.д.;
в) отношения,
возникающие по поводу осуществления
несовершеннолетним права на начальное,
среднее общее образование, отдых, пользование
достижениями культуры, науки, участие
в детских и молодежных общественных объединениях
и т.п.;
г) отношения,
складывающиеся в ходе дальнейшей социализации
несовершеннолетних - трудоустройство,
трудовая деятельность, учеба в образовательном
учреждении и т.д.;
д) отношения,
возникающие по поводу нарушений несовершеннолетними
запретов и правовых норм административного,
уголовного, трудового, других отраслей
права;
е) отношения
в связи с возникновением особо неблагоприятных
условий для жизни детей (особая защита
детей-беженцев; право на полноценную
и достойную жизнь неполноценного в умственном
или физическом отношении ребенка; права
ребенка, совершившего правонарушение).
- Новые ориентиры социальной политики государства требуют пересмотра создавшейся ситуации и с позиций гуманизма, и с позиции эффективности осуществляемой деятельности. Проводимая государством политика в интересах детей должна иметь более целенаправленный характер, осуществляться применительно ко всем сферам воспитания детей, подростков и несовершеннолетних. При этом необходимым средством реализации политики государства в интересах детства должна рассматриваться профилактика различных социально негативных явлений в среде несовершеннолетних, которая в настоящее время является достаточно обособленным направлением деятельности государственных органов.
- Сложившаяся к настоящему времени система государственных органов профилактики преступной девиантности несовершеннолетних является сложным многосубъектным образованием, что обусловлено разнообразием направлений деятельности в данной области. Ведущей тенденцией ее развития в последнее десятилетие стало укрепление подсистемы специального предупреждения. Ряд направлений работы с малолетними и несовершеннолетними, которые представляют огромное значение с точки зрения профилактики преступной девиантности несовершеннолетних, стали осуществляться на коммерческой основе (такие, как культурное, нравственное, оздоровительно-развивающее воспитание).
- В рамках развития системы профилактика преступных девиаций несовершеннолетних необходимо продолжить линию по формированию государственных органов, не совмещающих свои специфические функции с другими функциями государственной деятельности. При этом особое значение приобретает создание полноценного общесоциального и специализированного уровня профилактики, наиболее значимого с позиции ранней превенции девиаций применительно к рассматриваемому контингенту лиц, развитие соответствующей инфраструктуры, укрепление ее материально-технической базы прежде всего, на региональном уровне - введение на федеральном уровне и во всех субъектах РФ Уполномоченного по правам ребенка, как координатора целенаправленной деятельности в обществе и государстве.
- Одним из актуальнейших требований времени является разработка теории и механизмов (технологий) гражданского образования и воспитания. Низкая правовая культура людей, повсеместный правовой нигилизм, несоблюдение и не использование законов, будничное попрание прав и свобод человека, ставшее обычной нормой, отсутствие выраженной гражданской позиции и др. требуют сегодня от социальных институтов, государственных структур, правозащитных организаций активных действии в плане теории и практики гражданского воспитания, что, в свою очередь, явится стимулом к внедрению законности и соблюдению прав человека.
- Система профилактики обладает таким уровнем сложности, что одной из наиболее серьезных сегодня является проблема преемственности работы отдельных ее звеньев, оптимального сочетания всего спектра регулирующих воздействий в отношении несовершеннолетних. Ее решение напрямую зависит от налаживания процесса профилактики как упорядоченного взаимодействия при организующей роли одного из субъектов совместной деятельности, т.е. ее координации. Эффективность межведомственной координации в нынешних условиях, по мнению автора, наилучшим образом может быть обеспечена с помощью специализированного федерального органа, имеющего достаточный статус, наделенного правом распоряжения необходимыми ресурсами и располагающего инструментом выработки и реализации согласованных решений.
Список использованной литературы.
- Аванесов, Г.А. Алкоголизм и наркомания как негативные социальные явления, изучаемые криминологией / Г.А. Аванесов. - М. 2001.
- Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. - М. 2002.
- Актуальные проблемы борьбы с преступностью. - М. 2001.
- Алексеев А.И. Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел. Учебное пособие. — М. 2003.
- Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. - М. 2000.
- Антонян Ю.М., Горшков И.В., Зулкарнее P.M., Сапрунов А.Г. Насилие в семье. -М, 2000. С. 12.
- Бааль Е.Г., Бусурин C.B. Правовая защита несовершеннолетних. - М. 2003.
- Бабаев М.М. Социальные последствия преступности. Учебное пособие. - М. 2001.
- Бабаев М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. - М. 2000.
- Бабенко А.Н. Правовые ценности (вопросы теории): Монография. - М. 2001.
- Бородин C.B. Борьба с преступностью. Теоретическая модель комплексной программы. - М. 2001.
- Бечичева С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. - М., 2003;
- Блувштеин Ю.Д., Зырин М.Н., Романов В.В. Профилактика преступлений. Минск, 2001.
- Бурлаков В.Н. и др. Основы профилактики право нарушающего поведения несовершеннолетних. - М. 2002.
- Гришаев Н.И. Советская криминология. Курс лекций для студентов. - М.2004
- Губанов A.B. Полиция государств Западной Европы: основные черты организации и деятельности. - М. 2000.
- Государство и дети: реальности России. - М., 2000. С. 28.
- Десятников В.Ф., Козюля В.Г. Психические девиации и противоправное поведение подростков. - М. 2000.
- Денисов Н.Л. Влияние криминальной субкультуры на преступное поведение подростков: Преступность и культура / Под ред. проф. А.И.Долговой. - М., 2003.
- Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М. 2001.
- Ермаков В.Д., Устинова В.В., Миллер Н.И. Методика и результаты исследования эффективности мер воздействия, при меняемых комиссией по делам несовершеннолетних к правонарушителям. - Сб. Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. - М. 2002.
- Забрянский Г.И. Снижение уровня судимости несовершеннолетних: новые подходы. - М, 2000.
- Издательство «Лань»; Издательство Санкт-Петербургского университета МВД России. 2001.
- Кузнецова Н.Ф. Криминология: Учебное пособие. М., 2004.
- Лозбяков В.П., Эриашвили Н.Д. Криминология и административная юрисдикция милиции: Учебное пособие. - М. 2000.
- Организация работы по предупреждению. Правонарушений учащихся учебных заведений системы профессионально-технического образования. - М. 2000.
- Остроумов С.С. преступность и ее причины в дореволюционной России. - М. 1980.
- Очерки но истории теоретической социологии XIX - начала XX в. / Отв. ред. Ю.Н. Давыдов. - М., 1994.
- Об итогах работы системы образования России в 2010 году и основных задачах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в 2000 г. // Школа духовности. 2011. № 1.
- Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (термины, определения, схемы): Учебное пособие под ред. В.Д. Малкова. М. 2009.
- Панкратов В.В., Арсеньева М.А., Куличева Н.И. программа борьбы с преступностью несовершеннолетних. - М. 2002.
- Панченко П.Н. Уголовная политика - основа законности борьбы с преступностью. - Нижний Новгород. 2001.
- Педагогика. 2004. № 5.
- Петрова И.Т. Мировой опыт регулирования занятости лиц с семейными обязанностями. Проблемы семьи и детства в современной России. 4.1. - М. 2002.
- Пилипейченко Ю.Г. Криминологические и психолого-педагогические основы изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя. - М. 2003.
- Российская криминологическая энциклопедия. - М.: Изд-во НОРМА, 2000.
- Самоделкин С.М., Сибиряков C.JI. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. - Волгоград. 2001.
- Сибиряков C.JT. Предупреждение девиантного поведения молодежи (методологические и прикладные проблемы). - Волгоград. 2000.
- Сибиряков C.JI. Ребенок в опасности, (как предупредить беду: наркоманию, пьянство, насилие, преступность...). -СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.
- Сибиряков C.JI. Антисоциальные отклонения в поведении детей и подростков (выявление и предупреждение). Нижнекамск. 2002.