Девиантное поведение несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Во-первых, происходящие в современной России позитивные преобразования, к сожалению, сопровождаются глубоким кризисом во всех жизнедеятельности нашего общества и государства. Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, сокращение финансирования образовательных, культурно- просветительских учреждений, социальных служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодежных и детских объединений, увеличившаяся за последние годы миграция населения, прежде всего из нестабильных в социально-экономическом отношении регионов страны, особенно неблагоприятно отражаются на социальном благополучии несовершеннолетних и все чаще приводят их к дезориентации и дезадаптации.

Содержание работы

Введение
1. Теоретико-методологические аспекты изучения преступнойдевиантности несовершеннолетних ……………………………………
1.1. Преступные девиации несовершеннолетних как объект криминологического анализа
1.2. Криминологическая характеристика детерминант и проявлений преступнойдевиантности несовершеннолетних
2. Профилактика преступнойдевитантности несовершеннолетних. Состояние и история развития.
2.1 Профилактика преступнойдевиантности несовершеннолетних: понятие, сущность, виды, основные направления.
2.2. Развитие концептуальных подходов и становление системы профилактики преступности несовершеннолетних (отечественный и зарубежный опыт)
3. Современная система профилактики преступной девиантности несовершеннолетних.
3.1. Особенности современной системы профилактики преступной девиантности несовершеннолетних
3.2Анализ подростковой преступности и основные направления профилактики преступной девиантности несовершеннолетних (на примере изучения обстановки в отделе полиции (Карасунский округ) Управления МВД России по городу Краснодару).
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Теоретическая часть.docx

— 131.98 Кб (Скачать файл)

Данные, полученные с помощью  анкетирования, могут характеризовать  общую картину построения системы  профилактики преступной девиантности несовершеннолетних и ее оценки несовершеннолетними.

Основными мерами воздействия на несовершеннолетних, которые непосредственно используются опрошенными сотрудниками в практической деятельности для предупреждения преступной девиантности, являются разъяснение уголовного законодательства и официальное предостережение потенциальных правонарушителей (так ответили 83% опрошенных).

В случаях получения информации о заранее готовящихся случаях совершения правонарушений (преступлений) несовершеннолетними большинством опрошенных сотрудников применяются такие меры профилактическая беседа и пресечение преступления (правонарушения) на момент начала его совершения.

47% опрошенных в процессе своей служебной деятельности приходилось побуждать несовершеннолетних правонарушителей к отказу от совершения деяния, при этом они использовали такие меры, как профилактическая беседа и официальное предостережение.

Наиболее эффективными средствами пропаганды уголовного законодательства в предупреждении преступных девиаций несовершеннолетних по мнению 56% опрошенных сотрудников являются непосредственный контакт с потенциальными правонарушителями, 34% считают, что это обращение к населению через средства массовой информации, остальные 10% придерживаются мнения, что такими средствами является аудиторная работа для проведения разъяснительной деятельности и проведение показательных уголовных процессов. Никто из опрошенных сотрудников не предложил своего варианта ответа.

Что касается оценки несовершеннолетними существующей системы профилактики преступлений и правонарушений, мы можем увидеть следующую картину.

Знают о наличии в уголовном  законодательстве норм, обеспечивающих право на защиту жизни, здоровья, имущества  несовершеннолетних 10% опрошенных подростков, 35% опрошенных знают о них понаслышке, 55 % опрошенных не имеют о данных нормах никакого представления. Большинство опрошенных подростков узнали о наличии данных мер из передач, средств массовой информации, около 35 % - при обучении в школе и от сотрудников в ОВД, и только 15% опрошенных – от родителей, друзей и взрослых знакомых.

На вопрос, "В какой степени Вы знакомы с положениями законодательства?» ответы распределились следующим образом: хорошо знакомы-19%; знают поверхностно -56%; не знают -25%.

В отношении 65 % несовершеннолетних использовались такие меры профилактики (предупреждения) правонарушений, преступлений, как беседы учителей о недопущении правонарушений и преступлений и профилактические беседы сотрудниками ОВД.

Наиболее эффективными мерами профилактики (предупреждения) правонарушений, преступлений большинство несовершеннолетних считают постоянную пропаганду уголовного законодательства, беседы, а так  же эффективную предупредительную  работу правоохранительных органов, однако 10% опрошенных к наиболее эффективным  мерам профилактики (предупреждения) правонарушений, преступлений отнесли  суровые наказания, а 2% вообще затруднились ответить на данный вопрос.

Таким образом, по полученным данным можно сказать, что следует больше времени уделять правовому воспитанию несовершеннолетних, являющиеся основным контингентом и резервом организованной преступности, латентность которой чрезвычайна высока,  прививать им уважение к закону. Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков в школах должна проводиться в тесном сотрудничестве со следующими службами: комиссией по делам несовершеннолетних при администрации района, подразделением по делам несовершеннолетних при районном отделении милиции, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями культуры.

Также своего организационно-структурного решения  требует и вопрос взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних с криминальной полицией, со следственными  аппаратами.

Обобщая результаты проведенного нами краткого анализа субъектов профилактики, отметим, что в настоящее время необходимо продолжить линию по формированию государственных органов в системе профилактики преступной девиантности несовершеннолетних, не совмещающих свои специфические функции с другими функциями государственной деятельности. При этом особое внимание следует обратить на формирование полноценного общесоциального и специализированного уровня профилактики, наиболее значимого с позиции ранней превенции девиаций применительно к рассматриваемому контингенту лиц, развитие соответствующей инфраструктуры, укрепление ее материально- технической базы, и прежде всего на региональном уровне. При этом поддержку усилий местного самоуправления по созданию и стабилизации работы государственных органов профилактики преступных девиаций несовершеннолетних, равно как и обеспечение необходимой правовой основы для осуществления этими органами поставленных перед ними задач, следует рассматривать одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности в данной области.

 

Заключение.

В настоящее  время в России сложилась крайне неблагоприятная ситуация с профилактикой  преступной девиантности несовершеннолетних. Позитивная социализация личности в  обществе отходит на второй план, в  то время как негативные воздействия оказывают все большее влияние. Условия жизни малолетних и несовершеннолетних заметно разнятся. Социальное расслоение и заданное этим различие в материальном достатке, психологическом климате семей усиливается. Общий (интегральный) показатель духовного единства общества понижается, а криминальный потенциал растет.

Распространение преступной девиантности несовершеннолетних в рамках всей страны представляет собой неравномерный процесс. Формы и интенсивность проявлений рассматриваемого феномена существенно варьируются по различным регионам, что обусловлено множеством факторов регионального развития, в большинстве случаев имеющих объективный, а значит, долговременный характер. В течение 90-х годов и первых годах 2-хтысячного десятилетия региональные различия стали более резкими. География российского кризиса - весьма неравномерна, и это способствует дальнейшему усилению указанных различий.

Поэтому, видится необходимым отразить, что:

1. Преступные  девиации представляют собой  форму дезорганизации мировоззрения и поведения индивида, группы или категории лиц, характеризующуюся несоответствием сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. В свою очередь девиантность выступает качественной характеристикой носителя (субъекта) девиации как на макро, так и на индивидуальном уровнях.

В процессе формирования преступных девиаций у  несовершеннолетних выделяются следующие  этапы:

  • накопление отрицательного информационного «опыта», формирование соответствующей мировоззренческой установки как основы для усвоения негативно оцениваемых действий;
  • первоначальная дезорганизация поведения; переход от соблюдения социальных норм к их нарушению; неадекватная (неэффективная) реакция общества в лице окружающих девианта;

- закрепление  деформации личности и девиантных  форм поведения; проявление преступной  девиантности.

    1. Понятием, наиболее точно отражающим термин «преступная девиант- ность несовершеннолетнего, предлагаем считать «поведение несовершеннолетнего, проявляющееся в социально-криминогенных формах и способах интенсивного противоречия официальным, возможным и фактическим сложившимся в данном обществе или группе общества нормам и ожиданиям».
    2. В настоящее время отмечается усиление макроуровневых компонентов в структуре детерминации преступной девиантности несовершеннолетних, объединяющей комплекс разнообразных факторов макросоциального, микросоциального и личностного уровней. При этом увеличение масштабов и расширение спектра форм девиаций несовершеннолетних обусловлены не столько сложностями экономического положения в стране, а главным образом духовно- нравственной и правовой деградацией общества. Именно последнее обстоятельство в конечном итоге приводит к существенному искажению всех составляющих механизма мотивации поведения, которое сегодня характеризуется тем, что большая часть населения открыто демонстрирует свою асоциальность и криминогенность.
    3. Наряду с деформацией социального пространства как глобальной сферы социализации, в целом определяющей характер и меру воспитания подрастающего поколения, период реформирования существенно повлиял на состояние традиционных институтов социализации, которые в настоящее время в целом не способны эффективно решать задачу формирования позитивно адаптированной личности несовершеннолетнего. Произошло разрушение связей между семьей, системой образования и воспитания. В результате процесс социализации подростков и несовершеннолетних приобретает все более негативный характер, несовершеннолетние испытывают сегодня духовный прессинг сформировавшейся в обществе девиантной культуры, которая, создавая предпосылки для воспроизводства социальных и преступных отклонений, становится важным регулятором мировоззрения и поведения несовершеннолетних.

5. Система  прав ребенка и несовершеннолетнего  охватывает различные общественные  отношения, участниками которых  они являются как граждане  России. В их числе:

а) отношения, возникающие в связи с реализацией личных прав ребенка, в том числе прав на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство и имя; на свободу мысли, совести, религии; на личную жизнь, неприкосновенность жилища, на защиту от посягательства на честь и репутацию и т.д.;

б) отношения, связанные с возникновением родительских прав и обязанностей по его воспитанию, которые гарантируются, в том числе путем возложения соответствующих обязанностей на лиц, несущих ответственность за ребенка, а также связанные с необходимостью оказания социальной помощи со стороны государства семье, детским учреждениям, бесплатное медицинское обслуживание и т.д.;

в) отношения, возникающие по поводу осуществления несовершеннолетним права на начальное, среднее общее образование, отдых, пользование достижениями культуры, науки, участие в детских и молодежных общественных объединениях и т.п.;

г) отношения, складывающиеся в ходе дальнейшей социализации несовершеннолетних - трудоустройство, трудовая деятельность, учеба в образовательном учреждении и т.д.;

д) отношения, возникающие по поводу нарушений несовершеннолетними запретов и правовых норм административного, уголовного, трудового, других отраслей права;

е) отношения в связи с возникновением особо неблагоприятных условий для жизни детей (особая защита детей-беженцев; право на полноценную и достойную жизнь неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка; права ребенка, совершившего правонарушение).

      1. Новые ориентиры социальной политики государства требуют пересмотра создавшейся ситуации и с позиций гуманизма, и с позиции эффективности осуществляемой деятельности. Проводимая государством политика в интересах детей должна иметь более целенаправленный характер, осуществляться применительно ко всем сферам воспитания детей, подростков и несовершеннолетних. При этом необходимым средством реализации политики государства в интересах детства должна рассматриваться профилактика различных социально негативных явлений в среде несовершеннолетних, которая в настоящее время является достаточно обособленным направлением деятельности государственных органов.
      2. Сложившаяся к настоящему времени система государственных органов профилактики преступной девиантности несовершеннолетних является сложным многосубъектным образованием, что обусловлено разнообразием направлений деятельности в данной области. Ведущей тенденцией ее развития в последнее десятилетие стало укрепление подсистемы специального предупреждения. Ряд направлений работы с малолетними и несовершеннолетними, которые представляют огромное значение с точки зрения профилактики преступной девиантности несовершеннолетних, стали осуществляться на коммерческой основе (такие, как культурное, нравственное, оздоровительно-развивающее воспитание).
      3. В рамках развития системы профилактика преступных девиаций несовершеннолетних необходимо продолжить линию по формированию государственных органов, не совмещающих свои специфические функции с другими функциями государственной деятельности. При этом особое значение приобретает создание полноценного общесоциального и специализированного уровня профилактики, наиболее значимого с позиции ранней превенции девиаций применительно к рассматриваемому контингенту лиц, развитие соответствующей инфраструктуры, укрепление ее материально-технической базы прежде всего, на региональном уровне - введение на федеральном уровне и во всех субъектах РФ Уполномоченного по правам ребенка, как координатора целенаправленной деятельности в обществе и государстве.
      4. Одним из актуальнейших требований времени является разработка теории и механизмов (технологий) гражданского образования и воспитания. Низкая правовая культура людей, повсеместный правовой нигилизм, несоблюдение и не использование законов, будничное попрание прав и свобод человека, ставшее обычной нормой, отсутствие выраженной гражданской позиции и др. требуют сегодня от социальных институтов, государственных структур, правозащитных организаций активных действии в плане теории и практики гражданского воспитания, что, в свою очередь, явится стимулом к внедрению законности и соблюдению прав человека.
      5. Система профилактики обладает таким уровнем сложности, что одной из наиболее серьезных сегодня является проблема преемственности работы отдельных ее звеньев, оптимального сочетания всего спектра регулирующих воздействий в отношении несовершеннолетних. Ее решение напрямую зависит от налаживания процесса профилактики как упорядоченного взаимодействия при организующей роли одного из субъектов совместной деятельности, т.е. ее координации. Эффективность межведомственной координации в нынешних условиях, по мнению автора, наилучшим образом может быть обеспечена с помощью специализированного федерального органа, имеющего достаточный статус, наделенного правом распоряжения необходимыми ресурсами и располагающего инструментом выработки и реализации согласованных решений.

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Аванесов, Г.А. Алкоголизм и наркомания как негативные социальные явления, изучаемые криминологией / Г.А. Аванесов. - М. 2001.
  2. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. - М. 2002.
  3. Актуальные проблемы борьбы с преступностью. - М. 2001.
  4. Алексеев А.И. Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел. Учебное пособие. — М. 2003.
  5. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. - М. 2000.
  6. Антонян Ю.М., Горшков И.В., Зулкарнее P.M., Сапрунов А.Г. Насилие в семье. -М, 2000. С. 12.
  7. Бааль Е.Г., Бусурин C.B. Правовая защита несовершеннолетних. - М. 2003.
  8. Бабаев М.М. Социальные последствия преступности. Учебное пособие. - М. 2001.
  9. Бабаев М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. - М. 2000.
  10. Бабенко А.Н. Правовые ценности (вопросы теории): Монография. - М. 2001.
  11. Бородин C.B. Борьба с преступностью. Теоретическая модель комплексной программы. - М. 2001.
  12. Бечичева С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. - М., 2003;
  13. Блувштеин Ю.Д., Зырин М.Н., Романов В.В. Профилактика преступлений. Минск, 2001.
  14. Бурлаков В.Н. и др. Основы профилактики право нарушающего поведения несовершеннолетних. - М. 2002.
  15. Гришаев Н.И. Советская криминология. Курс лекций для студентов. - М.2004
  16. Губанов A.B. Полиция государств Западной Европы: основные черты организации и деятельности. - М. 2000.
  17. Государство и дети: реальности России. - М., 2000. С. 28.
  18. Десятников В.Ф., Козюля В.Г. Психические девиации и противоправное поведение подростков. - М. 2000.
  19. Денисов Н.Л. Влияние криминальной субкультуры на преступное поведение подростков: Преступность и культура / Под ред. проф. А.И.Долговой. - М., 2003.
  20. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М. 2001.
  21. Ермаков В.Д., Устинова В.В., Миллер Н.И. Методика и результаты исследования эффективности мер воздействия, при меняемых комиссией по делам несовершеннолетних к правонарушителям. - Сб. Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. - М. 2002.
  22. Забрянский Г.И. Снижение уровня судимости несовершеннолетних: новые подходы. - М, 2000.
  23. Издательство «Лань»; Издательство Санкт-Петербургского университета МВД России. 2001.
  24. Кузнецова Н.Ф. Криминология: Учебное пособие. М., 2004.
  25. Лозбяков В.П., Эриашвили Н.Д. Криминология и административная юрисдикция милиции: Учебное пособие. - М. 2000.
  26. Организация работы по предупреждению. Правонарушений учащихся учебных заведений системы профессионально-технического образования. - М. 2000.
  27. Остроумов С.С. преступность и ее причины в дореволюционной России. - М. 1980.
  28. Очерки но истории теоретической социологии XIX - начала XX в. / Отв. ред. Ю.Н. Давыдов. - М., 1994.
  29. Об итогах работы системы образования России в 2010 году и основных задачах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в 2000 г. // Школа духовности. 2011. № 1.
  30. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (термины, определения, схемы): Учебное пособие под ред. В.Д. Малкова. М. 2009.
  31. Панкратов В.В., Арсеньева М.А., Куличева Н.И. программа борьбы с преступностью несовершеннолетних. - М. 2002.
  32. Панченко П.Н. Уголовная политика - основа законности борьбы с преступностью. - Нижний Новгород. 2001.
  33. Педагогика. 2004. № 5.
  34. Петрова И.Т. Мировой опыт регулирования занятости лиц с семейными обязанностями. Проблемы семьи и детства в современной России. 4.1. - М. 2002.
  35. Пилипейченко Ю.Г. Криминологические и психолого-педагогические основы изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя. - М. 2003.
  36. Российская криминологическая энциклопедия. - М.: Изд-во НОРМА, 2000.
  37. Самоделкин С.М., Сибиряков C.JI. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение. - Волгоград. 2001.
  38. Сибиряков C.JT. Предупреждение девиантного поведения молодежи (методологические и прикладные проблемы). - Волгоград. 2000.
  39. Сибиряков C.JI. Ребенок в опасности, (как предупредить беду: наркоманию, пьянство, насилие, преступность...). -СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.
  40. Сибиряков C.JI. Антисоциальные отклонения в поведении детей и подростков (выявление и предупреждение). Нижнекамск. 2002.

Информация о работе Девиантное поведение несовершеннолетних