Девиантное поведение несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Во-первых, происходящие в современной России позитивные преобразования, к сожалению, сопровождаются глубоким кризисом во всех жизнедеятельности нашего общества и государства. Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, сокращение финансирования образовательных, культурно- просветительских учреждений, социальных служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодежных и детских объединений, увеличившаяся за последние годы миграция населения, прежде всего из нестабильных в социально-экономическом отношении регионов страны, особенно неблагоприятно отражаются на социальном благополучии несовершеннолетних и все чаще приводят их к дезориентации и дезадаптации.

Содержание работы

Введение
1. Теоретико-методологические аспекты изучения преступнойдевиантности несовершеннолетних ……………………………………
1.1. Преступные девиации несовершеннолетних как объект криминологического анализа
1.2. Криминологическая характеристика детерминант и проявлений преступнойдевиантности несовершеннолетних
2. Профилактика преступнойдевитантности несовершеннолетних. Состояние и история развития.
2.1 Профилактика преступнойдевиантности несовершеннолетних: понятие, сущность, виды, основные направления.
2.2. Развитие концептуальных подходов и становление системы профилактики преступности несовершеннолетних (отечественный и зарубежный опыт)
3. Современная система профилактики преступной девиантности несовершеннолетних.
3.1. Особенности современной системы профилактики преступной девиантности несовершеннолетних
3.2Анализ подростковой преступности и основные направления профилактики преступной девиантности несовершеннолетних (на примере изучения обстановки в отделе полиции (Карасунский округ) Управления МВД России по городу Краснодару).
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Теоретическая часть.docx

— 131.98 Кб (Скачать файл)

При этом, на наш взгляд, необходимо учитывать  те обстоятельства, что социальные процессы и явления как позитивного, так и негативного характера  отражаются на поведении несовершеннолетних, в отличие от взрослых, в более  опосредованном виде через их ближайшее  окружение.

Как следует из приведенного нами выше перечня детерминант несовершеннолетних девиаций, на первом месте стоит семья как исходная среда для жизнедеятельности несовершеннолетних граждан и поэтому она является ведущей в формировании их личности. Это уникальное социальное образование, выступающее связующим звеном между индивидом и государством, «передатчиком» вечных ценностей от поколения к поколению.

Семья довольно чувствительна ко всем процессам, которые происходят в обществе. Сложности  и противоречия исторического развития нашего общества накладывают отпечатки  на ее жизнь и воспитательные возможности. Исторически неизбежная трансформация семьи, связанная с естественным развитием общества, привела к изменению модели семейных отношений и содержания социальных ролей членов семьи, к уменьшению зависимости человека от семейной ячейки.

Многочисленные исследования преступности несовершеннолетних показывают, что около 85% подростков с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях8.

Как справедливо отмечают специалисты, «условия семейного воспитания ребенка  откладывают отпечаток на всю  его жизнь и служат отправной  точкой формирования личности. Семья, с точки зрения предъявляемых  к ней требований, должна максимально обеспечивать адаптацию ее членов к условиям общественной жизни и выполнению социальных норм»9.

Таким образом, мы еще раз хотим подчеркнуть  значение антикриминогенного потенциала доброжелательных отношений в семье. В зависимости от того, насколько полно реализована эмоционально-поддерживающая функция, можно судить о ее возможности противостоять девиантности ее членов.

Помимо  семьи наблюдается разрушение и  других основных институтов воспитания несовершеннолетних. Осложнилось положение  с дошкольным воспитанием детей, произошло сокращение сети дошкольных учреждений, школьная система, оказывающая многолетнее воздействие на формирование личности, значительно деградировала. Уровень воспитательной работы заметно снизился, современные педагоги уже не ориентированы на выполнение именно воспитательных функций, компенсацию недостатков и пороков семейного воспитания. В еще худшем положении находятся интернатные учреждения для несовершеннолетних. Каждый десятый воспитанник детского дома и школы-интерната для детей-сирот заканчивает жизнь самоубийством, каждый третий ребенок из этих учреждений попадает на скамью подсудимых или становится преступником, каждый второй является бомжом10.

Постепенное отчуждение несовершеннолетних от первичных  социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы, производственного  коллектива и др.) влечет за собой  нарушения в механизмах социализации личности. Их система интересов и ценностных ориентации не подчинена цели, не способствует формированию смысла жизни.

Существовавший  ранее механизм взаимодействия различных  органов и учреждений по выявлению  детей, нуждающихся в помощи государства, практически бездействует, вследствие чего постоянно увеличивается число беспризорных детей. Так, 90 % детей, воспитывающихся в различных типах государственных учреждений (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей- сирот и др.), имеют родителей, которые уклоняются от воспитания детей, лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, отказались от детей.

Комиссии  по делам несовершеннолетних при  органах административной власти всех уровней постоянно сталкиваются с большими трудностями при решении вопросов занятости и организации досуга подростков. Ведется активная и даже агрессивная реклама именно дорогостоящих видов досуга, доступных лишь определенной части молодежи. Традиционные места проведения досуга несовершеннолетних (спортивные секции, кружки и т.п.) перестали быть бесплатными, а значит, доступными для значительной части несовершеннолетних. Не случайно любимыми местами времяпрепровождения несовершеннолетних стали чердаки, подвалы, где они предоставлены сами себе, бесконтрольны и свободны в выборе форм развлечений.

Прослеживается  тенденция к ухудшению состояния  здоровья детей. По оценкам специалистов, к 2015 г. доля здоровых детей среди  новорожденных сократится до 15-20 %, а доля новорожденных, страдающих врожденными и приобретенными хроническими болезнями, увеличится до 20-25 %. В 1991 г. из числа родившихся только 5% были абсолютно здоровыми.11 В 2011 г. проведенным исследованиями автора эта цифра подтвердилась. Имеет место тенденция к увеличению численности несовершеннолетних, госпитализированных по поводу наркологических заболеваний. Безнадзорные дети с различными патологиями, психическими заболеваниями в большинстве случаев нуждаются в серьезной медицинской помощи.

Глубокие  корни пустили в несовершеннолетней среде и такие девиации, как  пьянство и алкоголизм, наркомания и токсикомания, паразитизм и проституция. Существенно снизился возрастной порог несовершеннолетних преступников, одновременно возросло количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними женского пола.

Несовершеннолетними ежегодно совершается свыше 300 тыс. деяний, из которых около 100 тыс. - подростками, не достигшими возраста уголовной ответственности. Помимо этого, регистрируется более 1 млн. административных правонарушений, совершаемых ими. Количество приводов несовершеннолетних в милицию ежегодно возрастает в среднем на 12-15%. В российских мегаполисах до 30% социально опасных деяний совершается людьми моложе 14 лет12.

Возрастает  доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем числе правонарушений, совершенных малолетними преступниками. Причем среди них стали преобладать уголовные деяния с использованием оружия. В настоящее время число школьников, вооруженных разными видами холодного оружия и средствами самозащиты, составляет около 35%.

Преобладание  данных видов преступлений отражает, с одной стороны, возросшее финансовое и имущественное расслоение в  общества, с другой - рост социальной нетерпимости и агрессивности. Возможно, психологические переживания подростков вследствие данных социальных процессов сублимируются в антисоциальные, криминальные формы поведения, которые ведут к конфликту с законом.

Именно  в несовершеннолетнем возрасте детей  волнует проблема самоутверждения, которая решается в процессе взаимодействия с другими подростками. Чувство социальной незащищенности, которое они испытывают, способствует их объединению. Неформальные молодежные группы со временем приобретают все более устойчивые формы, желание повысить свой авторитет в среде сверстников, стремление к материальной независимости, возрастное легкомыслие нередко способствуют совершению преступлений.

Почти две трети преступлений совершается  несовершеннолетними в группе, причем для молодежных группировок становятся характерными сплоченность, строгая иерархия, устоявшиеся нормы внутригруппового общения и отклоняющего поведения с выраженной ориентацией именно на преступную деятельность. При этом прослеживается такая закономерность: чем моложе подросток, тем значительней для него роль группы, прослеживается принцип «стадности». Отмечается увеличение количества групп с агрессивной направленностью, жестоких актов насилия и хулиганских действий. Статистика показывает, что на прохождение «преступной карьеры» несовершеннолетнему требуется в среднем два года, 60 % профессиональных преступников, воров и мошенников начали этот путь в 16 лет. Возрастает число подростков, не достигших к моменту совершения преступления возраста привлечения к уголовной ответственности.

Анализ состояния преступности несовершеннолетних в Краснодарском  крае за 2011 года показал, что количество преступлений, совершенных детьми, не достигшими 18-летнего возраста, уменьшилось  на 3%. Об этом сообщил Уполномоченный Президента РФ по правам ребенка Павел  Астахов 22 февраля, на пресс-конференции  в городе Краснодаре. По его словам, в целом по России уровень подростковой преступности снизился на 9%. Всего в  прошлом году в крае было зарегистрировано 165 преступлений, в которых были виновны  несовершеннолетние. На Кубани выросло  число школ, где учатся дети, совершившие  преступление, в регионе увеличилось  количество преступлений, которые совершили  девочки в возрасте до 15 лет. Этот показатель в 2011 году вырос на 8,9%. Больше детей стали уходить из дома - на 34%. При этом снизился процент  детей, которые убегают из образовательных  учреждений.

Несовершеннолетняя  преступность начинает приобретать  глобальный для российского общества характер. Следует отметить, что  приведенные выше показатели характеризуют отнюдь не фактический, а только лишь регистрируемый уровень несовершеннолетней преступности. Латентность преступности несовершеннолетних, по проведенным исследования составляет в масштабах 4 к 1 в показателях официальной статистики.

Основным  негативным результатом, считаем, является то, что криминальная деятельность, участие в криминальных группировках становятся в глазах несовершеннолетних социально-престижным занятием. Ранее такая категория населения, как преступники, ранее судимые лица, ассоциировалась в массовом сознании молодежи с маргинальными слоями общества - людьми, находящимися вне социально значимых сфер деятельности, то в настоящее время ее можно считать самостоятельной социальной группой. Важнейшей ее характеристикой являются профессиональные занятия различными видами противоправной деятельности.

Поэтому состояние и уровень преступности несовершеннолетних в России соответствует общемировой тенденции, которую можно рассматривать в качестве мегатенденции - направленной, длительной и глобальной динамики развития социального феномена.

Безусловно, данные причины оказывают влияние  на состояние правосознания и криминальной активности подрастающего поколения, но невозможно только этим объяснить повсеместное увеличение преступности среди несовершеннолетних. Возможно предположить существование определенных социальных закономерностей, способствующих росту социальных девиаций несовершеннолетних и обусловленных переходом российского общества в качественно новое состояние. Но обоснование же данного процесса, исходя только из отдельно взятых специфических особенностей, приводит, по нашему мнению, к фрагментарному видению проблемы и затушевывает ее истинные корни.

Вероятно, возрастание преступных девиаций среди  несовершеннолетних является следствием глобального «социального аутсайдерства», когда молодежь и несовершеннолетние оказываются вне существующего  общества, выталкиваются из него. Данное положение происходит в результате деформации процесса социализации, который стал носить стихийный, неуправляемый характер. Российское общество утрачивает систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения, многие традиционные институты социализации, такие как семья, школа, детские и молодежные организации, теряют свое значение, а на смену им, кроме «института улицы и подворотни», ничего не пришло.

В результате процесс социализации несовершеннолетних приобретает все более негативный характер, несовершеннолетние испытывают в настоящее время в большей степени духовный прессинг криминального мира и его ценностей, а не институтов гражданского общества. Разрушение традиционных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи - единственный постоянно присутствующий фактор в обществах, где происходит рост преступной девиантности среди несовершеннолетних.

Сравнительный анализ влияния на состояние этой преступности экономического положения, характера работы СМИ, эффективности правоохранительных органов, уровня социальной стабильности в разных странах показывает, что их влияние присутствует, но не имеет определяющего, главенствующего значения. Можно предположить, что именно дефектность социализации, вызванная кризисом семьи, системы образования и воспитания, отсутствием государственной молодежной и несовершеннолетней политики и другими причинами, ведет к росту несовершеннолетних девиаций преступной направленности.

2. Профилактика  преступной девиантности несовершеннолетних. Состояние и история развития.

 

2.1. Профилактика преступной девиантности несовершеннолетних: понятие, сущность, виды, основные направления

Процессы, происходящие в обществе, могут быть расценены как позитивно, так и негативно. Преступные девиации выступают как фоновое явление, присущее обществу на любом этапе его развития. Вместе с тем расширение сферы действия подобных явлений, их выход за рамки допустимых параметров не могут не сказываться на жизнедеятельности общества, не приводить к уменьшению его практической активности. Это определяет необходимость целенаправленной коррекции социально значимых негативных явлений и процессов.

Профилактика  преступной девиантности в сознании и поведении членов общества относится  к разряду именно таких уравновешивающих, стабилизирующих, компенсаторных механизмов, поэтому профилактику представляют в качестве особого вида социальной практики, обеспечивающей такое преобразование общественных отношений, которое способствует удержанию на социально допустимом уровне проявления рассматриваемой девиантности или устранению их отдельных форм. В плане исследования проблем профилактики преступлений отечественными исследователями проделана огромная работа, в ходе которой накоплен значительный научный материал, имеющий теоретико - методологическое и прикладное значение. Однако среди специалистов до сих пор существуют расхождения во взглядах по ряду теоретических вопросов, в том числе касающихся понятийного аппарата. Это, безусловно, во многом объясняется сложностью внутренней структуры и многоплановостью профилактической деятельности, рассматриваемой через призму системы теоретических и практических требований, предъявляемых к различным сферам жизнедеятельности общества.

В криминологии под профилактикой преступности понимается система мер, направленных как на выявление, ограничение и  нейтрализацию детерминант преступности, на снижение общественной опасности личности преступника, так и на устранение факторов, способствующих распространению отдельных видов преступлений13. Ее определяют также как специфическую область социального управления и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений14.

Информация о работе Девиантное поведение несовершеннолетних