Девиантное поведение несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Во-первых, происходящие в современной России позитивные преобразования, к сожалению, сопровождаются глубоким кризисом во всех жизнедеятельности нашего общества и государства. Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, сокращение финансирования образовательных, культурно- просветительских учреждений, социальных служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодежных и детских объединений, увеличившаяся за последние годы миграция населения, прежде всего из нестабильных в социально-экономическом отношении регионов страны, особенно неблагоприятно отражаются на социальном благополучии несовершеннолетних и все чаще приводят их к дезориентации и дезадаптации.

Содержание работы

Введение
1. Теоретико-методологические аспекты изучения преступнойдевиантности несовершеннолетних ……………………………………
1.1. Преступные девиации несовершеннолетних как объект криминологического анализа
1.2. Криминологическая характеристика детерминант и проявлений преступнойдевиантности несовершеннолетних
2. Профилактика преступнойдевитантности несовершеннолетних. Состояние и история развития.
2.1 Профилактика преступнойдевиантности несовершеннолетних: понятие, сущность, виды, основные направления.
2.2. Развитие концептуальных подходов и становление системы профилактики преступности несовершеннолетних (отечественный и зарубежный опыт)
3. Современная система профилактики преступной девиантности несовершеннолетних.
3.1. Особенности современной системы профилактики преступной девиантности несовершеннолетних
3.2Анализ подростковой преступности и основные направления профилактики преступной девиантности несовершеннолетних (на примере изучения обстановки в отделе полиции (Карасунский округ) Управления МВД России по городу Краснодару).
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Теоретическая часть.docx

— 131.98 Кб (Скачать файл)

Исходя  из предложенного нами понятия преступной девиантности несовершеннолетних, как поведения несовершеннолетнего, проявляющегося в социально-криминогенных формах и способах интенсивного противоречия официальным, возможным и фактически сложившимся в данной обществе или группе общества нормам и ожиданиям, можно в свою очередь предложить содержанием профилактической деятельности в отношении преступных девиаций несовершеннолетних считать систему целенаправленных мер, которые обеспечивают эффективное действие социальных норм, регулирующих общественные отношения во всех сферах жизни общества. В то же время профилактику девиантности несовершеннолетних следует рассматривать как процесс воздействия, имеющий отношение к сфере тех общественных отношений, которые возникают в связи с появлением конкретных форм девиаций и с реализацией мер преодоления (недопущения) такого поведения.

В целом  же мы согласны с мнением Сапрунова  А.Г. по определению профилактики девиаций несовершеннолетних как целенаправленного воздействия на общественные отношения с целью предупреждения деформаций нравственно-правового формирования личности несовершеннолетнего и устранения отрицательных импульсов и устремлений в его поведении15.

Отметим, что в рамках профилактики преступной девиантности, осуществляемой в отношении несовершеннолетних, первостепенное значение приобретает функция воспитания, эффективная реализация которой во многом определяет позитивную направленность развития личности ребенка. Выделяя данную функцию в общей системе деятельности по профилактике преступных девиаций, необходимо отметить, что воспитание (как в широком, так и в узком смысле) присутствует практически в любом общественном институте. Таким образом, воспитание изначально предполагает упреждение девиаций в поведении личности.

В системе  профилактики преступной девиантности несовершеннолетних также отчетливо  можно проследить не только отдельные  направления и меры общего характера, т.е. общесоциальную профилактику, но и  индивидуализированные меры, адресованные конкретным лицам, т.е. специальную профилактику. Так, общесоциальная профилактика рассматривается как комплекс экономических, политических, идеологических, культурно-воспитательных, правовых, организационно-управленческих, социально- психологических и иных мер, направленных на эффективное функционирование и прогрессивное развитие общества и сужающих сферу проявления социальных отклонений. Она осуществляется в масштабах общества в целом, населения отдельных территориальных единиц, а также различных социальных групп.

Также в рамках системы профилактики социальных девиаций несовершеннолетних выделяют специальную профилактику, которая состоит из различных по характеру, форме и содержанию специальных экономических, воспитательных, правовых, организационных и других мероприятий, непосредственно направленных на устранение, нейтрализацию причин конкретных форм девиаций.

Виктимность применительно к криминальным явлениям - это совокупность качеств личности, которые обуславливают или могут обусловить ее неправильное, неоптимальное поведение в криминогенной обстановке. В результате у данного лица повышается вероятность стать жертвой преступления1.

Таким образом,виктымологическая профилактика является одним из направлений предупреждения преступной девиантности несовершеннолетних, далеко не в полной мере реализованным в нашем обществе. Это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктим- ное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.

Субъектами  виктимологической профилактики выступают  те же государственные органы, общественные и частные организации, должностные лица и граждане, которые осуществляют традиционную профилактику, с той лишь разницей, что могут создаваться, организовываться, выделяться сугубо специализированные органы, подразделения, группы, общественные и частные организации, на профессиональной основе обеспечивающие работу с жертвами преступлений в плане их защиты от преступных посягательств.

В рамках специальной профилактики выделяют индивидуальную профилактику, которая реализуется с помощью корректирующего, регулирующего, сдерживающего воздействия, направленного на конкретные формы социальных девиаций, и факторы, их вызывающие16.

Целью индивидуальной профилактики преступных девиаций несовершеннолетних является прерывание деформации личности индивидов - несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении, и позитивная коррекция (включая психолого-педагогическую и медико-педагогическую) личности, влекущая изменение направленности ее поведения. Эта На индивидуальном уровне профилактика включает в себя меры, направленные, прежде всего, на оказание социальной помощи и воспитательного воздействия.

Общесоциальная  профилактика преступной девиантности несовершеннолетних - это сложная система, в состав которой входит множество различных элементов, являющихся ее частными видами. Сгруппированные по сферам общественной жизни, эти элементы образуют соответствующие направления профилактической деятельности. Криминологи выделяют, прежде всего, такие направления, как моральная и правовая профилактика.

Моральная профилактика, с одной стороны, направлена против тех явлений социальной жизни, которые детерминируют нарушения норм морали; с другой - выступает как средство правильной социальной ориентации членов общества в морально-правовом пространстве.

Правовая  профилактика нацелена на недопущение  различных правонарушений, устранение факторов, их порождающих. В качестве ее разновидности рассматривают уголовно-правовую профилактику, в основу которой положен принцип неотвратимости ответственности. Правовое воспитание и пропаганда как способы реализации правовой профилактики являются «сквозным» направлением профилактики преступных девиаций, охватывающим всю «вертикаль» общества. Суть правового воспитания состоит в предупреждении граждан о недопустимости совершения противоправных поступков и информировании населения о правовых и социальных последствиях нарушения правовых норм.

Сегодня многие специалисты подчеркивают, что  противостоять мощному негативному  влиянию среды лишь на основе предупредительной  работы, воздействующей на внешние для преступности социальные явления и условия, уже вряд ли возможно, поскольку усилился процесс развития преступности. Данное обстоятельство еще в большей мере, на наш взгляд, определяет необходимость воздействия на детерминанты преступности несовершеннолетних посредством активного использования уголовно-правовых мер воздействия на различные криминальные проявления и негативные социальные явления, определяющие ее преемственность.

Главное в борьбе с преступностью несовершеннолетних уголовно - правовыми методами - это  не жестокость наказания, а неотвратимость ответственности. Реализация данного принципа на практике содержит значительный профилактический потенциал. С одной стороны, она обладает сдерживающим эффектом в отношении криминально опасных лиц, заключающемся в воздействии страхом наказания на их психику, с другой - предупреждает рецидив, т.е. лишает преступника физической возможности продолжать преступную деятельность и формирует в его сознании установку на неизбежность наказания. Однако Уголовным кодексом Российской Федерации данный принцип не отражен в перечне принципов.

Таким образом, проявления преступной девиантности несовершеннолетних выступают результатом сложного взаимодействия объективных и субъективных факторов действительности, которые своей основой находятся в плоскости пересечения двух систем - личности несовершеннолетнего и социальной среды. Однако на определенном этапе развития девиантности несовершеннолетнего как особенности конкретного индивида, внешняя ситуация может стать необязательным элементом механизма отклоняющегося поведения. В этом случае решающая роль принадлежит свойствам личности несовершеннолетнего девианта.

Специфической субъективной причиной преступных девиаций несовершеннолетнего индивида могут стать дефекты правосознания, которые наряду с другими личностными негативными свойствами выступают неотъемлемой составляющей структуры (а зачастую и в качестве ее динамического движущего элемента) асоциального комплекса личности несовершеннолетнего девианта.

На  наш взгляд, преступная девиантность несовершеннолетнего проявляется  именно в отсутствии ценностных ориентаций и явном социально - криминогенном  противоречии сложившимся в обществе ценностным нормам и ожиданиям.

Формирование  правосознания несовершеннолетнего, как неотъемлемый элемент его  социализации, является весьма сложным  процессом, на который оказывает  влияние масса противоречивых социальных и социально- психологических факторов, в котором наравне с формальными  и неформальными малыми общностями принимают участие различные государственные и общественные структуры. Сам индивид с возрастом перестает быть пассивным объектом воздействия и по мере накопления жизненного опыта приобретает способность активно, избирательно реагировать на внешнее воздействие. Как в процессе индивидуального развития, так и в истории человечества в целом, идет процесс не выборочного освоения отдельных «компонентов цивилизации» в форме освоения социальных ролей, а целостного вхождения в культуру общества, поскольку культура есть способ целеполагания человека, результат и предпосылка человеческого бытия.

С точки  зрения задач правового воспитания несовершеннолетних в настоящее  время особую актуальность приобретает  содержательная сторона правового  сознания. Именно поэтому в программе  правового воспитания молодежи первостепенное место должно занимать разъяснение социальной ценности права вообще и роли права в жизни каждого отдельного человека в частности. Основными принципами правового воспитания, определяющими его содержательную часть, должны рассматриваться принципы законности, гуманизма и социальной справедливости, равноправия граждан, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетания убеждения и принуждения, индивидуальной ответственности за проступок.

По  существу, задаче правового воспитания несовершеннолетнего в конечном итоге должен быть подчинен весь общественный правовой опыт, который мог бы демонстрировать уважительное отношение к праву, соотнесение поступков с его требованиями, позитивной поведенческой ориентацией в нравственно- правовом пространстве.

В рамках профилактики преступной девиантности несовершеннолетних основным направлением правовой пропаганды является непосредственное воздействие на малолетних и несовершеннолетних. Уважение к праву, морали, нравственности и правилам общежития должно воспитываться в каждом человеке с детства. Именно с детских лет ребенок должен знать, что общество, предоставляя определенные права, требует выполнения обязанностей и запретов, а также понимания их назначения. Пропаганда законодательства (например, на уроках «Основы права» или «Обществознание» в учебных заведениях) среди несовершеннолетних должна не просто нести информацию, а должна быть связана с убеждением в справедливости и необходимости закона и предупреждать, что в случаях совершения деяния, указанного в законе, неизбежно наступление предусмотренных законом последствий, т.е. наказания.

Сегодня нередко государственные структуры  вынуждены уступать инициативу неправительственным объединениям с ярко выраженной функционально-гражданской направленностью, принимающих на себя частичные заботы по обеспечению сфер образования и воспитания, деятельности в области социальной поддержки и защиты материнства и детства, реабилитации детей- инвалидов, малообеспеченных слоев и групп населения.

Позволим  себе сформулировать концептуально  значимое положение: гражданское образование - не школьный предмет, это вся окружающая среда, атмосфера школы, совместные с взрослыми проекты, реальное участие в жизни своего поселка, города, это, если хотите, квинтэссенция общесоциальной профилактики детей школьного и старшего дошкольного возраста. Важно сделать так, чтобы школьники научились, сталкиваясь с проблемами современного общества, с различными общественно-политическими вопросами, применять полученные знания, чтобы они приобрели навыки коллективной работы по достижению общих целей, умению оценивать ситуацию, принимать решения в спорных вопросах и отстаивать их.

Хотелось  бы особо подчеркнуть, что гражданское  образование - это система образовательных усилий, призванная сопровождать и поддерживать человека на протяжении всей его жизни. Кроме того, считали бы уместным и далее употреблять более расширенные термины «гражданское воспитание» и «гражданское образование» вместо соответствующих им терминов «правовое воспитание» и «правовое образование».

Итак, одно из актуальных требований времени, вытекающих в первую очередь из чисто  прагматических причин, - это разработка теории и механизмов (технологий) гражданского образования и воспитания.

Сегодня необходимо воспринимать гражданское  образование как возможность и необходимость приобретения несовершеннолетними знаний в области общефилософских и общетеоретических проблем права, как поиск технологий, обеспечивающих формирование убеждения в важности и необходимости для общества и каждого человека механизмов государственно-правовой регуляции, невозможности построить процветающее демократическое общество без соблюдения правовых норм, без осознания себя гражданином своей страны.

Характеризуя  профилактику преступной девиантности несовершеннолетних как целостную систему, в заключение хотелось бы отметить, что к числу наиболее актуальных требований, соблюдение которых может обеспечивать комплексный и системный подход к данной деятельности, относятся:

  • сочетание мер общесоциальной и специальной профилактической деятельности; охват всех основных сфер жизнедеятельности и институтов социализации несовершеннолетних;
  • использование взаимосвязанных и взаимодополняющих мер экономического, идеологического, культурного, правового, организационно-управленческого характера;
  • масштабность профилактических мероприятий, которые должны охватывать не только совокупность субъектов, требующих профилактического воздействия, но и категорию несовершеннолетних как социально-демографическую группу и общество в целом;
  • воздействие на всю совокупность причин и условий, способствующих различным проявлениям девиаций в поведении несовершеннолетних, и т.д.

Информация о работе Девиантное поведение несовершеннолетних