Девиантное поведение несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Во-первых, происходящие в современной России позитивные преобразования, к сожалению, сопровождаются глубоким кризисом во всех жизнедеятельности нашего общества и государства. Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, сокращение финансирования образовательных, культурно- просветительских учреждений, социальных служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодежных и детских объединений, увеличившаяся за последние годы миграция населения, прежде всего из нестабильных в социально-экономическом отношении регионов страны, особенно неблагоприятно отражаются на социальном благополучии несовершеннолетних и все чаще приводят их к дезориентации и дезадаптации.

Содержание работы

Введение
1. Теоретико-методологические аспекты изучения преступнойдевиантности несовершеннолетних ……………………………………
1.1. Преступные девиации несовершеннолетних как объект криминологического анализа
1.2. Криминологическая характеристика детерминант и проявлений преступнойдевиантности несовершеннолетних
2. Профилактика преступнойдевитантности несовершеннолетних. Состояние и история развития.
2.1 Профилактика преступнойдевиантности несовершеннолетних: понятие, сущность, виды, основные направления.
2.2. Развитие концептуальных подходов и становление системы профилактики преступности несовершеннолетних (отечественный и зарубежный опыт)
3. Современная система профилактики преступной девиантности несовершеннолетних.
3.1. Особенности современной системы профилактики преступной девиантности несовершеннолетних
3.2Анализ подростковой преступности и основные направления профилактики преступной девиантности несовершеннолетних (на примере изучения обстановки в отделе полиции (Карасунский округ) Управления МВД России по городу Краснодару).
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Теоретическая часть.docx

— 131.98 Кб (Скачать файл)

Таким образом, нами проведен краткий анализ российского опыта профилактики преступных девиаций в дореволюционные годы и первые десятилетия после Октябрьской революции.

Но  не перед одной Россией вставала и до сих пор существует проблема «трудного детства». На протяжении, теперь уже можно сказать, столетий весь остальной мир также выстраивал свою систему профилактики, как преступного  поведения несовершеннолетних, так  и иных отклонений в их поведении. У каждого государства это складывалось по-разному. В результате долгих поисков, которые не прекращаются и по сегодняшний день, мировое сообщество получило в свое распоряжение отличающиеся по форме и содержанию, но схожие в главной цели системы профилактики преступных девиаций несовершеннолетних. И цель эта состоит в попытке смягчить для подрастающего поколения последствия происходящих в современном мире катаклизмов, создать условия для нормальной жизнедеятельности и развития.

Полицейские органы большинства зарубежных стран  уделяют серьезное внимание вопросам профилактики преступности несовершеннолетних. Полиция всегда играла определенную роль в предотвращении правонарушений среди несовершеннолетних, а в настоящих условиях подобная функция приобрела особое значение. Однако еще полностью не решен вопрос о путях ее осуществления, что наглядно видно на примере Соединенных Штатов Америки.

История становления и развития специальных  служб и подразделений полиции, занимающихся борьбой с преступностью несовершеннолетних, тесно связана с деятельностью ИНТЕРПОЛа. Руководствуясь выводами и рекомендациями ООН по предупреждению преступности несовершеннолетних и молодежи, Генеральный секретариат ИНТЕРПОЛа в конце 60-х годов приступил к исследованию проблемы в международном масштабе. Генеральная Ассамблея ИНТЕРПОЛа на 36-й сессии (Киото, 1967 г.), 37-й сессии (Тегеран, 1968 г.), 39-й сессии (Брюссель, 1970 г.) ставит вопрос о необходимости изучения состояния молодежной преступности и мер противодействия ей в странах, входящих в систему международной уголовной полиции.

В то же время в некоторых государствах были созданы самостоятельные отделы, отряды, бюро для контроля за исполнением  законодательства, касающегося несовершеннолетних. Помимо расследования преступлений, совершаемых молодыми людьми, эти подразделения полиции отвечают, в частности, за охрану тех несовершеннолетних, которые оказываются жертвами преступлений.

Почти в каждой стране к основным обязанностям полиции относится правовая пропаганда среди несовершеннолетних. Сотрудники полиции посещают школы, а иногда и учебные заведения по подготовке преподавательского состава для проведения специальных занятий. В ряде государств организуемые полицейскими занятия являются составной частью школьной программы. В них затрагиваются такие темы, как роль полиции в обществе, соблюдение правил дорожного движения, опасность злоупотребления наркотиками, предупреждение преступного поведения (в частности, вандализма и мелких хищений из магазинов), противопожарная безопасность и оказание первой помощи.

Но  усилий отдельных стран в нелегком, но столь необходимом деле профилактики детских девиаций, в наш век было бы явно недостаточно. Поэтому 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка1.

Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Определяя весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав детей, Конвенция устанавливает правовые нормы ответственности государства за их соблюдение, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка - и наделяет его высокими полномочиями.1.

Сегодняшние дети - это интеллектуальный, культурный, экономический потенциал нашего общества. От того, как государство  заботится о здоровье, образовании, воспитании подрастающего поколения, зависит развитие ценностей демократического общества и будущее страны. Нельзя забывать о том, что впоследствии, став взрослыми, молодые люди будут передавать демократические идеи и свойственные им нравственно-правовые нормы следующему поколению.

3. Современная система профилактики преступной девиантности несовершеннолетних.

3.1. Особенности современной системы профилактики преступной девиантности несовершеннолетних

Профилактика преступной девиантности представляет собой сферу правового управления, содержанием которой в первую очередь является целенаправленное устранение причин и условий преступных девиаций. Вместе с тем данное направление, представляя собой наиболее гуманное средство обеспечения безопасности граждан и общества, нацелено не только на нейтрализацию и минимизацию негативных обстоятельств жизни общества, но и на стимулирование позитивных социально-правовых процессов. Такой подход позволяет решать многие задачи путем использования в первую очередь правовых мероприятий, реализуемых государством с целью последовательного улучшения условий жизни населения.

Нормы, регулирующие права и интересы несовершеннолетних, нашли свое отражение  в ряде международных актов, и  в том числе в Декларации прав ребенка 1959 г., Конвенции о правах ребенка 1989 г., Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и  развития детей 1990 г. Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские принципы»)23.

В указанных актах содержатся основополагающие положения, направленные на обеспечение особых прав и интересов подрастающего поколения. В Преамбуле Декларации прав ребенка 1959 г. подчеркивается, что «при решении проблем детства надо принимать во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения».

По нашему мнению, отсутствие закона «О статусе несовершеннолетних»  влечет несостоятельность в обеспечении  целостного правового статуса несовершеннолетних и профилактики девиантного поведения с их стороны.

В различных отраслях права: уголовном, административном, гражданском, семейном - содержатся нормы, лишь частично определяющие понятие несовершеннолетнего и регулирующие правовое положение несовершеннолетних как участников тех или иных регулируемых правом общественных отношений.

В административном праве эта группа специальных субъектов административно-правовых отношений выделяется лишь для регламентацией минимального возраста, по достижении которого наступает административная ответственность (статья 2.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях). Закон также предусматривает принятие к лицам в возрасте от 16 до 18 лет таких мер, которые предусмотрены Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (часть 2 статьи 2.3.) и федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Среди обстоятельств, смягчающих ответственность за административные правонарушения, признается совершение правонарушения несовершеннолетним (пункт 4 статьи 4.2. - Обстоятельства, смягчающие административную ответственность). Однако и в этом качестве правовой статус данных лиц не определен в законодательстве с должной полнотой и точностью, что на практике приводит к определенным сложностям.

Вышеизложенное позволяет сделать  вывод о том, что, к сожалению, на сегодняшний день нет четкого определения правового положения этой категории граждан.

Конституция РФ 1993 г. провозгласила  человека, его права и свободы  высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина как обязанность  государства реализуются через  его политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7).

Основываясь на анализе существующей правовой базы, нацеленной на реализацию задач государственной политики в интересах детей в РФ,  можно выделить такие направления  данной политики, как:

  • укрепление правовой защиты детства;
  • защита прав ребенка в семье и поддержка данного социального института;
  • охрана здоровья детей;
  • уменьшение детской безнадзорности и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
  • защита прав детей-инвалидов и создание условий для успешной их интеграции в общество;
  • защита детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, и пр.

Реализация поставленной цели, которая  сегодня, без сомнения, имеет огромное общесоциальное значение, обеспечивается посредством:

а) защиты прав и интересов детей, оказавшихся в особо трудных обстоятельствах;

б) ослабления негативных последствий сиротства;

в) обеспечения гарантий прав детей с аномалиями развития на особую заботу государства;

г) создания сети специализированных служб и учреждений, ориентированных на специфические проблемы детей с различными формами средовой дезадаптации и несовершеннолетних правонарушителей;

д) оказания «скорой» помощи детям в условиях экстремальных ситуаций;

е) совершенствования подготовки профессиональных кадров для работы с детьми, попавшими в особо трудные обстоятельства.

Как отмечалось нами ранее, одним из приоритетных направлений реализации гарантированных прав ребенка в Российской Федерации являются поддержка и защита семьи. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. провозглашает: «Ребенок для полного и гармоничного развития личности должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих средств к существованию»24.

Следует обратить внимание на то, что  основы деятельности субъектов Российской Федерации в сфере социальной политики закреплены в ст. 71 Конституции РФ, которая гласит, что защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В этой связи на практике сложились неоднозначные подходы к нормативному закреплению направлений государственной политики в субъектах Российской Федерации: одни субъекты объединяют вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства (или семьи, материнства и детства) в едином нормативном акте; другие - принимают отдельные законы соответствующего назначения. В то же время неоднозначны и теоретические подходы к решению данной проблемы. Некоторые специалисты указывают на целесообразность «укрупненного» решения проблемы охраны детства, другие считают, что объединение разных объектов охраны в одном законодательном акте «размывает» границы между этими объектами, и соответственно необходимы отдельные законы для каждого из них25.

Вместе с тем необходимо иметь  в виду, что ныне действующие правовые акты не содержат четкого определения  компетенции органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере. В то же время устанавливается право этих органов осуществлять контроль за деятельностью расположенных на их территории органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Важно отметить, что, несмотря на значимость данного направления социальной политики, к настоящему моменту в России пока отсутствует единый нормативно-правовой акт, закрепляющий ее основы. Поэтому о ее главных задачах можно судить лишь по тому комплексу мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления, который предусмотрен Президентской программой «Молодежь России»26.

В частности, в данной Программе  указывается на необходимость:

а) формирования условий для гражданского становления, духовно- нравственного и патриотического воспитания молодежи, решения проблемы образования и воспитания;

б) решения социально-экономических проблем молодежи (жилищная проблема и вопросы занятости, поддержка молодой семьи, содействие молодежному предпринимательству);

в) интеллектуального и физического развития молодежи;

г) социальной поддержки и защиты молодежи.

К сожалению, до сих пор проблема профилактики преступной девиантности рассматривается через призму решения  проблем борьбы с самой преступностью. Принятие в России ряда федеральных законов в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних как крайней формы девиаций фрагментарно, урывками и наскоками без предшествующей концептуальной проработки привело к тому, что их «базисные» положения носят сугубо рамочный характер. Вместе с тем еще в доперестроечный период известные ученые призывали стимулировать выделение правового регулирования профилактики преступлений в самостоятельную отрасль права27, а также указывали на то, что профилактика на общесоциальном уровне должна быть предельно ранней, поскольку в процессе ее осуществления прерывается не генезис преступного поведения, а устраняется сама возможность его появления28.

Следует отметить, что все элементы системы профилактики преступной девиантности несовершеннолетних (ее меры, уровни, формы  и виды) выстраиваются в стройную систему лишь применительно к деятельности государственных органов - субъектов, призванных заниматься данной проблемой.

Исчерпывающий перечень субъектов  профилактики дан в Законе о профилактике. К их числу законодателем отнесены:

  • комиссии по делам несовершеннолетних1 и защите их прав;
  • органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания, включая специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • органы управления образованием и образовательные учреждения, включая детские дома, школы-интернаты, а также специальные учебно- воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;
  • органы и учреждения по делам молодежи, включая центры социальной реабилитации и социально-психологической помощи для подростков и молодежи;
  • органы и учреждения управления здравоохранением;
  • органы опеки и попечительства;
  • органы службы занятости;
  • правоохранительные органы.

Информация о работе Девиантное поведение несовершеннолетних