Девиантное поведение несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность проблемы. Во-первых, происходящие в современной России позитивные преобразования, к сожалению, сопровождаются глубоким кризисом во всех жизнедеятельности нашего общества и государства. Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей, сокращение финансирования образовательных, культурно- просветительских учреждений, социальных служб, недостаточная государственная поддержка общественных молодежных и детских объединений, увеличившаяся за последние годы миграция населения, прежде всего из нестабильных в социально-экономическом отношении регионов страны, особенно неблагоприятно отражаются на социальном благополучии несовершеннолетних и все чаще приводят их к дезориентации и дезадаптации.

Содержание работы

Введение
1. Теоретико-методологические аспекты изучения преступнойдевиантности несовершеннолетних ……………………………………
1.1. Преступные девиации несовершеннолетних как объект криминологического анализа
1.2. Криминологическая характеристика детерминант и проявлений преступнойдевиантности несовершеннолетних
2. Профилактика преступнойдевитантности несовершеннолетних. Состояние и история развития.
2.1 Профилактика преступнойдевиантности несовершеннолетних: понятие, сущность, виды, основные направления.
2.2. Развитие концептуальных подходов и становление системы профилактики преступности несовершеннолетних (отечественный и зарубежный опыт)
3. Современная система профилактики преступной девиантности несовершеннолетних.
3.1. Особенности современной системы профилактики преступной девиантности несовершеннолетних
3.2Анализ подростковой преступности и основные направления профилактики преступной девиантности несовершеннолетних (на примере изучения обстановки в отделе полиции (Карасунский округ) Управления МВД России по городу Краснодару).
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Теоретическая часть.docx

— 131.98 Кб (Скачать файл)

2.2. Развитие концептуальных подходов и становление системы профилактики преступности несовершеннолетних (отечественный и зарубежный опыт).

Настоящий период российской истории можно  назвать периодом осмысления пройденного и подведения итогов. Переживая последствия не всегда удачных преобразований, мы подчас, проходим все те этапы кризисного развития, которые имели место на более ранних этапах развития нашего общества. Поэтому обращение к историко-правовому анализу, учет накопленного позитивного опыта и допущенных в прошлом ошибок становится необходимым условием решения наиболее острых социальных проблем.

Анализ  предшествовавшего опыта профилактики преступных девиаций несовершеннолетних не нов, и имел место во многих работах  как российских, так и зарубежных ученых. В своей работе мы не ставили  перед собой задачу проведения подобного  развернутого исследования. Мы лишь хотели бы заострить внимание на схожести возникающих в переходные периоды истории проблем и, следовательно, на возможном использовании методов их решения, но уже с учетом новых реалий.

Говоря  об истоках решения проблемы профилактики преступных девиаций несовершеннолетних, необходимо отметить, что они имеют давнюю историю и первые попытки исправления несовершеннолетних и малолетних преступников в России относятся к эпохе Екатерины II, когда были учреждены совестные суды для разбора дел и приказы общественного призрения с работными домами. Во времена Александра II при тюремных замках были открыты отделения для малолетних и несовершеннолетних преступников с целью обучения их грамоте и ремеслу. Первая в России земледельческая колония для малолетних бродяг была открыта в 1819 г. в Гомельском имении графа Румянцева Яковом Гердом, приглашенным в Россию для организации обучения детей.

В 1839 г. под Ригой было открыто заведение  для нравственно испорченных и нищенствующих, но не совершивших преступлений детей. В этом же году Петербургский смирительный дом был преобразован в исправительное заведение для совместного содержания преступных и порочных детей.

Воспитательное  заведение для нравственно испорченных  детей в Нарве было открыто  в 1848 г., подобное же заведение появилось  и в Ревеле, затем в Москве при  Симоновом монастыре. В 1864 году в  Петербурге учреждено заведение для исправления нравственно испорченных детей женского пола. В этом же году в Москве открылась исправительная школа для подследственных несовершеннолетних, и на ее основе был создан приют, разросшийся в крупное заведение для несовершеннолетних правонарушителей, которое просуществовало вплоть до 1917 года.

Вторая  половина XIX в. в России характеризовалась  формированием новых капиталистических отношений. Усилилось классовое расслоение общества, появилось много бесприютных детей.

Существенные  коррективы в деятельность исправительных учреждений для несовершеннолетних внес принятый 20 мая 1892 г. Закон «Об  изменении постановлений, касающихся обращения в исправительные приюты и содержания в них малолетних преступников». В соответствии со ст. 6 Закон определял возможность водворения несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступления, вместо тюрем в приюты в тех местах, где таковые учреждались. При этом определялось, что эти лица должны были находиться в приютах до исправления, но не более достижения ими 18-летпего возраста.

На  деятельность исправительных заведений, определенным образом, повлияли законы от 2 и 8 февраля 1893 г.17 Так, Закон от 2 февраля «О предоставлении исправительным приютам права заключения условия об отдаче выпускаемых воспитанников в наем или обучение» предоставлял право начальству исправительных заведений помещать условно освобождаемых воспитанников, не достигших 18-летнего возраста, для работы и обучения к благонадежным мастерам, в промышленные заведения, на сельскохозяйственные работы. Выпускаемых по истечении срока воспитанников можно было, с их согласия, на основе договора, заключенного от их имени, отдавать к мастерам или в промышленные заведения до достижения ими совершеннолетия.

Одним из самых заметных законодательных  актов XIX в.  по проблемам преступности несовершеннолетних явился Закон «Об  изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних», принятый 2 июня 1897 г.. Отличительной его особенностью являлось то, что он определял в качестве основной функции наказания в отношении несовершеннолетних - воспитательную. Закон вводил новый порядок судопроизводства в отношении несовершеннолетних, не имевший аналогов ни в российской, ни в мировой юстиции. Он отменил все наиболее тяжкие уголовные наказания для несовершеннолетних в возрасте от 17 лет: смертную казнь, каторгу, поселение, ссылку и другие. Несовершеннолетние не могли быть приговорены к тюремному заключению совместно с взрослыми. Таким образом, усиливалась воспитательная функция наказания.

Следующим этапом в развитии законодательства о несовершеннолетних было Уголовное  Уложение 1903 г., которым впервые в  законодательном порядке определялся характер заведений для несовершеннолетних, называя их воспитательно-исправительными.

19 апреля 1909г. был утвержден Закон «О  воспитательно-исправительных заведениях  для несовершеннолетних» с объявлением  Положения о таковых18. Это был принципиально новый для российского законодательства нормативный акт. Его целью было: широко и твердо поставить дело предупредительно- исправительного воспитания; заменить уголовную кару по отношению к несовершеннолетним; избавить их от клейма и предубеждения, которые связываются в общественном мнении с уголовным наказанием и пребыванием в тюрьме.

Таким образом, анализ правовых основ предупреждения преступности и перевоспитания несовершеннолетних в дореволюционной России свидетельствует о целенаправленной политике государства в этом вопросе. Идеи гуманизма, обоснованные и развитые российской наукой уголовного права, нашедшие свое отражение в соответствующих нормативных актах, способствовали формированию правовых основ деятельности правоохранительных органов и специальных заведений по профилактике преступности и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей в России.

Интересным  и важным аспектом профилактики преступной девиантности несовершеннолетних в  дореволюционной России явилось  развитие педагогической мысли. Главными средствами предупреждения разного рода нравственных отклонений и правонарушений российская педагогика признавала воспитание и перевоспитание. Не случайно, первыми директорами исправительных заведений стали такие видные педагоги, как Н.В. Рукавишников, К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, которые на практике могли применять самые передовые методы воспитания и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей1. Освещение проблем девиантного поведения и его предупреждения с медико- педагогических позиций рассматривается в работах В.П.Кащенко19, считающегося основателем в нашей стране нового направления - лечебной педагогики.

В настоящее  время в стране намечены и реализуются  кардинально новые подходы к  решению наиболее острых социальных задач, к устранению всего, что мешает движению нашего общества вперед. В  этих условиях требуется вновь взвесить все то, что сделано, а также  определить, что необходимо сделать, чтобы найти правильные пути реализации задачи последовательного сокращения правонарушений несовершеннолетних.

Затянувшаяся  война согнала с места жительства массы беженцев с малолетними детьми, расстроила систему их воспитания и обучения, подорвала их здоровье. В совокупности это и определило то положение, что значительная часть из несовершеннолетнего населения, лишившегося семьи, родительского попечения, занялась бродяжничеством, нищенствуя, стала совершать преступления20.

Правовой  основой для начала организационной  перестройки деятельности по охране детства послужил опубликованный 31 декабря 1917 г. Декрет по Комиссариату государственного призрения «Об организации коллегии по охране и обеспечению материнства и младенчества». Несколько позже, 31 января (13 февраля) 1918 г., в его развитие было принято постановление «Об организации комиссии по охране младенчества», по которому все большие и малые учреждения Комиссариата государственного призрения «от воспитательных домов в столицах до скромных деревенских яслей сливались в одну государственную организацию, чтобы, составляя неразрывную связь с учреждениями, обслуживающими беременность и материнство, продолжать выполнение одной общей государственной задачи - воспитания сильных духовно и физически граждан»21.

Декретом  СНК от 9 марта 1920 г. охрана материнства  и детства была передана Наркомату здравоохранения. Со временем распределение между Наркоматами социального обеспечения, здравоохранения, просвещения функций, имеющих отношение к мероприятиям по охране детства, было определено более четко. Так, в Положении об управлении делами охраны здоровья детей говорилось, что «вся забота о подрастающем поколении в смысле социального воспитания его лежит на Наркомпросе. Забота об охране здоровья детей в младенческом, дошкольном и школьном возрасте и физическое воспитание детей составляет обязанность Наркомздрава».

Таким образом, именно в эти годы был  заложен переход от преимущественно благотворительной деятельности по охране материнства и детства к созданию государственной системы помощи матери и ребенку. Особенностями этой системы, имевшими в дальнейшем и существенно негативные последствия, явились чрезмерный государственный и ведомственный централизм, отягощенный бюрократическими подходами к решению острых социальных проблем, а также ведомственная раздробленность и рассогласованность процесса воспитания подрастающего поколения. Однако понимание определенной ущербности такого подхода в значительной мере определилось в науке, да и на практике только сейчас1.

В целях  улучшения условий воспитания несовершеннолетних 1 апреля 1936 г. ВЦИК и СНК РСФСР  приняли постановление «О порядке  передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся», которое определило порядок передачи на воспитание в семьи трудящихся детей-сирот, а так^ке детей- воспитанников детских домов и домов младенца в возрасте от 5 месяцев до 14 лет.

Значительные  социальные меры несколько раньше были определены специальным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», предусматривавшим дополнительную государственную помощь детям.

Семейный  кодекс 1918 г. не содержал правил, предусматривающих  усыновление. Поэтому 1 марта 1926 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли декрет «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния брачном, семейном и опекунском праве», разрешающий усыновление. Причем опекунское учреждение могло отсрочить разрешение просьбы об усыновлении на время до шести месяцев, пока ребенок не привыкнет к будущим приемным родителям.

В последующие  годы правовое регулирование брачно-семейных отношений существенным переменам не подвергалось. Совершенствовалась лишь практика применения конкретных норм брачно-семейного права, важным дополнением которого стало Положение об органах опеки и попечительства, утвержденное постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 18 июня 1928 г. Статья 10 (б) этого Положения обязывала учреждать опеку (попечительство) над несовершеннолетними не позже, чем в семидневный срок после смерти родителей.

В начале 20-х годов XX века произошли  изменения в уголовном законодательстве. Так, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы учли положения декрета 1920 г. в целом. Но тенденция к усилению наказания, наметившаяся в нормативных актах того времени, повлияла и на законодательство в отношении несовершеннолетних. Возможность применения воспитательных мер осталась единственным средством воздействия на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет. Дела всех лиц, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет, поступали первоначально в суд, который имел право самостоятельно решать вопрос о целесообразности передачи части дел несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в комиссию. Дела о преступлениях несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет были полностью переданы в компетенцию судов.

Анализируя  развитие и неоднократное изменение  законодательства в России на первом этапе формирования системы профилактики преступности несовершеннолетних (1917 - 1934 гг.), констатируем, что в нем главенствующую роль занимали скорее воспитательные и профилактические меры, подкрепленные организационно, нежели карательные. Хотя в ряде случаев оставалась практика осуждения несовершеннолетних общими судами и их тюремное заключение.

Вторая  половина 20-х годов внесла в законодательство определенные перемены, преимущественно негативного характера. В их основе лежало множество научно необоснованных выводов: - о неизбежности обострения классовой борьбы в период укрепления социализма, - о несовместимости социализма и преступности несовершеннолетних, - об оправданности приоритета медико - педагогических мер над репрессивными лишь для ликвидации массовой преступности несовершеннолетних. Но при этом игнорировалось, что значительная часть этой преступности носит вынужденный характер.

К середине 30-х годов усилились высказывания об отсутствии на указанном этапе объективных предпосылок для дальнейшего существования преступности несовершеннолетних, ее социальных причин, о псевдонаучности педагогики и др.22

Основной  причиной отсутствия позитивных сдвигов  в борьбе с детской беспризорностью  и преступностью несовершеннолетних в 1918-1934 гг. авторы, занявшие эту позицию, считали лояльность системы применяемых  мер, в то же время не учитывая недостатки в ее организационном, кадровом, материальном обеспечении.

Таким образом, в первые годы советской  власти в труднейших условиях гражданской  войны и восстановительного периода  была создана как сеть социального воспитания, так и взаимодействующая с ней сеть специальных органов по предупреждению беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Информация о работе Девиантное поведение несовершеннолетних