Анализ правовых символов в деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного цель написания курсовой работы состоит в общетеоретическом анализе правовых символов в деятельности ОВД.
Достижение указанной цели осуществлялось через решение следующих задач:
- исследование методологических подходов к познанию природы правовых символов;
- теоретическое обоснование необходимости применения символов в праве;
- исследование роли правовых символов деятельности ОВД;
- Объектом исследования явились процессы и результаты правовой символизации.

Файлы: 1 файл

сосед5.docx

— 86.31 Кб (Скачать файл)

Звуковые, световые, жестовые символы  образуют группу знаков-действий. Это  может быть: исполнение государственного гимна, регулирование уличного движения посредством жестов, свистков, светофора; поднятие государственного флага и  т. д. Многие из них осуществляются с  использованием технических средств  и отражают влияние научно-технической  революции на систему социальной регуляции.

В синхронной правовой символике доступность и ясность "логико- языковых феноменов" достигается с помощью дополнительных знаков- символов. Юридическая символика как бы подчиняет себе языковую оболочку права. Такой класс правовых символов у Н.А.Власова подразделяется на следующие подклассы:

а) символику схем, рисунков, карт (территорий муниципального образования и т.п.);

б) атрибутивную (герб, флаг, Почетная грамота, медаль);

в) символику действий (сигналы, подаваемые регулировщиками ГИБДД) и знаков (автодорожные, морские, речные и др.);

г) звуковую символику (система сигналов на водном транспорте).

Правовая точность в выражении  нормы, ее компонентов, может достигаться  и при помощи символики не имеющей языкового закрепления. Здесь по выражению Н.А.Власова "правовая норма как бы "парит" над содержанием права, ее можно назвать "пилотной", как бы отрывающейся от основного содержания" .

Существует законодательно закрепленная классификация правовых символов. Согласно Положения о Государственном  геральдическом регистре Российской Федерации  в регистр вносятся следующие  виды юридических символов:

-официальные символы Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации (флаги, гербы);

-официальные символы федеральных  органов государственной власти  и органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  (флаги, гербы, эмблемы);

- официальные символы органов  местного самоуправления и иных  муниципальных образований (флаги,  гербы, эмблемы); 

-знаки отличия и различия, награды  федеральных органов исполнительной  власти и органов испольнительной  власти субъектов Российской  Федерации.

Рассмотренные классификации правовых символов, изложенные в отечественной  юридической литературе и закрепленные в действующем российском законодательстве, позволяют прийти к выводу, что  они не в полной мере отражают многообразие существующих правовых символов. Другой недостаток, который присущ некоторым из рассмотренных классификаций, состоит в том, что основания, выдвигаемые для разграничения юридических символов на виды, не всегда носят научно обоснованный характер, нередко субъективны либо анализируют отдельные модификации какой-то одной категории правовых символов.

Внешнее оформление играет важную роль в способности правового символа результативно передавать определенную юридически-значимую информацию. Следовательно, в качестве классификационного основания может выступать способ внешнего выражения правовых символов. По этому критерию выделяются: предметные символы (флаг, форменная одежда, государственные и ведомственные награды, печать юридического лица); символы действия (ритуал отдания воинской чести, церемония поднятия государственного флага, церемония вручения государственных наград, инаугурация); изобразительные символы (герб, дорожные знаки); звуковые символы (гимн государства, система звуковых сигналов на водном и железнодорожном транспорте); световые символы (регулирование движения на транспорте посредством сигналов светофора); языковые (словесные) символы.

Языковые символы можно отнести к нетипичным в том смысле, что они не всегда соответствуют требованиям краткости информации, образной наглядности и условности отношения их значения и реальности. С помощью таких символов выражаются и закрепляются юридические акты и отношения повышенной социальной значимости. Языковые символы, в свою очередь, делятся на письменные (документальные) и устные. К письменным правовым символам можно отнести: юридический документ в целом; подпись гражданина или должностного лица на документе, текст присяги высших должностных лиц, текст воинской присяги и присяги сотрудников органов внутренних дел; названия государств, органов государства, имена юридических и физических лиц, а также их аббревиатурное написание. Устные правовые символы обычно имеют ритуально-процедурный характер и сопровождаются произнесением словесного текста (краткой словесной формулы) определенной юридической значимости. Это может быть обряд приведения к присяге государственных служащих, торжественное объявления судом приговора или решения по юридическому делу, воинские команды, произнесение воинского или специального звания, устное выражение согласия супругов вступить в брак.

По субъекту права юридические символы могут быть подразделены на символы государства (государственные герб, флаг, гимн, столица государства, паспорт гражданина, государственные награды, денежные знаки),символы органов государственной власти и управления(флаг и эмблема министерства, форменная одежда и знаки отличия и различия государственных служащих, служебные удостоверения), символы должностных лиц государства (штандарт Президента РФ, судейская мантия

Классификационным основанием правовых символов может выступать смысловое значение, на которое указывает данный символ. В соответствии с этим основанием, например, дорожные знаки подразделяются на предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса, дополнительной информации.

По форме государственного устройства юридические символы могут подразделяться на федеральные, символы субъектов федерации, органов местного самоуправления.

По предмету правового регулирования можно выделить следующие виды правовых символов: символы международного публичного и международного частного права, конституционного, гражданского, финансового, административного права и т. д.

Правовой символ — это одно из средств юридической техники, которое  используется при формировании различных  правовых актов. В зависимости от этого можно выделять нормативные символы, символы-акты применения, интерпретационные символы.

Правовые символы могут использоваться в различных сферах человеческой деятельности, отражать различные общественные отношения. Следовательно, в качестве классификационного основания может  выступать сфера общественных отношений, опосредованных правовыми символами. На этой основе могут быть выделены: символы в сфере экономики, в сфере образования, здравоохранения, экологии, в социальной сфере.

На основании принципа разделения властей могут быть выделены символы законодательной, исполнительно-распорядительной и судебной власти.

Юридические символы различаются по степени устойчивости их формы. В зависимости от этого можно выделять постоянные и временные (используемые в отдельной ситуации) юридические символы. К постоянным относятся: государственные герб и флаг, государственные награды, паспорт, а к временным - звуковые и световые символы, символы действия.

Правовые символы можно классифицировать по способу их происхождения на естественные и искусственные.

Естественные  правовые символы формируются в недрах определенной социальной группы или в определенной сфере социальной деятельности и в результате длительного использования регулируют юридически значимые отношения между людьми на подсознательном уровне. Такие символы, как правило, санкционируются государством.

Искусственные правовые символы специально создаются государством с целью формализации государственно-властных велений, придания им наглядности и убедительности. Так возникает основная масса правовых символов. Например, гербы государств, дорожные знаки, знаки отличия и различия.

Важное значение имеет классификация  правовых символов по функциям права. По этому основанию можно выделить регулятивные и охранительные правовые символы.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Роль правовых символов в деятельности ОВД

Проблема необходимости использования  символов в праве на сегодняший день остается в юридической науке  малоисследованной, несмотря на то, что  она имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, поскольку ее решение позволяет  наметить пути совершенствования законодательства и повышения его эффективности. Достаточно полно она разработана  применительно к такой разновидности  правовых символов, как товарный знак22.

На наш взгляд, символизация в  правовом регулировании общественных отношений обусловлена самой  природой права — его системностью, формальной определенностью, связанностью с государством, возможностью регулировать общественные отношения.

Г.К. Гинс видит две причины обуславливающие  потребность в юридических символах: 1 Необходимость укрепить достигнутое  единство правовых норм путем единообразных  форм их применения; 2)недоступность  для понимания рядовых людей  сущности правовых установлений и, наоборот, легкостью усвоения формальностей, соответствующих юридическим нормам23.

 Несовершенство естественного  языка, недостаток в юридических понятиях и неумение точно, однозначно выразить государственно-властную волю заставляют искать такие способы передачи юридически значимой информации, которые были бы доступны чувственному восприятию рядового гражданина. Для достижения этой цели и используются символы, смысл которых легко угадывается, запоминается и воспроизводится. Символика - своеобразное средство формализации правового содержания. Символическая форма изложения нормативного материала позволяет повысить его точность, ясность, компактность, усилить формальную определенность акта. Использование в законодательстве символики освобождает от необходимости давать или повторять описание тех или иных правовых явлений. В ряде случаев она служит в качестве официального пояснения к словесным формулировкам нормативных предписаний, содержащихся в тех же нормативных актах. При этом они обязательны для всех органов, применяющие эти предписания, и незаменимы для правильного их истолкования"24.

Конечно, в большинстве случаев  предписания, изложенные в символической  форме, могли бы быть выражены и в  традиционной форме текста, но такое  их изложение было бы громоздким и  неудобным для восприятия, а, главное, было бы формально менее определенным, оставляло бы больше места для  недоразумений и неясностей. Таким  образом, использование различных  символических форм в праве обусловлено  необходимостью повышения его формальной определенности и точность изложения  юридического содержания.

Необходимость использования символов в праве неразрывно связаны с  познавательной и практической деятельностью  человека, с отысканием таких внешних  форм общения между отдельными индивидам  в обществе, чтобы эти формы  оказывали регулирующее, целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивали устойчивое функционирование общественных отношений.

 Гинс Г.К. обуславливает необходимость  применения символов в праве также особенностями психики человека. Правовые символы с детства приучают человека к привычке выполнять те предписания норм права, содержание которых они олицетворяют. Это способствует стабильности правопорядка и законности. Хотя чрезмерный автоматизм поведения и не заслуживает особого поощрения, но в праве без него обойтись нельзя. Унификация, при посредстве символов, достигается тем, что привычка к одним и тем же внешним знакам сразу определяет, что и как надо делать. То, что принято, как символ определенного значения в организованной группе людей, становится общим символом, в силу коллективной обязательности. Символика особенно широко практикуется в тех областях права, где нормируется поведение массы людей, например, области конституционного, гражданского права.

Правовой символ в ряде случаев  выступает в качестве необходимого фактического основания возникновения  или прекращения субъективных прав и юридических обязанностей. Так, церемония иногурации (обряд официального вступления в должность) призвана сделать для всех очевидным, с какого момента избранный президент или другое высшее должностное лицо государства официально приступило к исполнению своих обязанностей. Она проходит в торжественной обстановке дабы люди (граждане) на эмоциональном уровне оценили большую значимость этого события в жизни государства. Такое же назначение имеет процедура выборов или назначения на должность. В этих процедурах много условности. Например, при произнесении клятвы президент возлагает правую руку на конституцию. И так, правовые символы внешне подтверждают значение факта в праве, переход фактического в правовое, посредством признания через норму права обязательности совершения определенных действий, для наступления юридических последствии.

Правовой символ выступает необходимым  условием формирования у граждан  уважительного отношения к праву  и государству. Поэтому содание  правовых символов требует больших  усилий. Здесь необходимо использовать передовые знания из области науки, техники, дизайна, искусства и т.д.

Правовой символ оказывает существенную помощь субъектам правотворчества  в стремлении повысить эффективность  правового регулирования. Он идентифицирует субъектов права, указывает на их правовое положение, защищенность их прав и свобод со стороны государства от незаконных посягательств. В отличие от традиционного текстуального способа изложения юридического содержания правовые символы имеют ряд преимуществ:

  • высокая информационная способность; качественно выполненный художественный образ легко запоминается и надолго сохраняется в памяти;
  • идентифицирует участников в рамках конкретных правоотношений —

лиц управомоченных и лиц обязанных; привязывают абстрактные правовые предписания к конкретным субъектам  права и жизненной ситуации;

  • указывают на официальный характер правовой информации, ее юридическую силу;
  • способность отличить правовой статус субъектов права - общий, специальный, индивидуальный. Это позволяет субъекту права быстро сориентироваться в правовой ситуации и определить способ построения отношений с партнером — императивный или диспозитивный;
  • характеризуют субъектов права, например частных лиц и государственных служащих;
  • обеспечивают престиж субъектов права, права и государства в целом на основе созданного ранее в общественном сознании имиджа;
  • способствуют формированию вторичной правовой информации дополнительно к той, которая отражена в тексте правового акта;
  • укрепляют имидж права и государства, что расширяет возможности права, позволяет более активно осуществлять правовой контроль;
  • меньшее внимание со стороны субъектов права сравнительному, анализу правовой ситуации, формироавнию привычного поведения;
  • формирование благожелательного отношения к знакомому, опробованному правовому символу, что снижает уровень риска противоправного поведения.

Информация о работе Анализ правовых символов в деятельности ОВД