Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:14, курсовая работа
Исходя из вышесказанного цель написания курсовой работы состоит в общетеоретическом анализе правовых символов в деятельности ОВД.
Достижение указанной цели осуществлялось через решение следующих задач:
- исследование методологических подходов к познанию природы правовых символов;
- теоретическое обоснование необходимости применения символов в праве;
- исследование роли правовых символов деятельности ОВД;
- Объектом исследования явились процессы и результаты правовой символизации.
А.Ф. Лосев выделяет государственные, национальные, классовые, сословные, родовые, корпорационные и даже личные эмблемы. "Кресты, звезды, ордена, медали, кокарды, эполеты, галуны на мундирах и сами мундиры, шпага приофицерских мундирах в старое время у чиновников, патроны и кинжаля в кавказских военных частях, то же - бешметы и папахи и вообще всяая офицерская одежда. Так называемая "форма" у военных разных родов оружия, у духовенства, железнодорожников, школьников, учеников- ремесленников и многих других, — все это эмблемы специального назначения".15 Этот перечень можно продолжить, например, университетский значок как эмблема окончания университета и т.д.
Во-вторых,В.В. Похлебки полагает, что эмблема - это нарисованная идея, то есть идея, выраженная через изображение предмета или фигуры, в которых как бы зашифровано их условное, традиционное значение, о котором существует, так сказать, молчаливая договоренность, общее понимание либо в масштабе целой страны, региона или всего мира, либо в масштабе более узкой географической или общественной, социальной общности16.
А.Ф.Лосев также отмечает, что
эмблема может быть не только художественной,
но и внехудожественной. "Эмблему
можно выполнить художественно,
и тогда это будет
Следовательно, можно предположить, что эмблема представляет собой разновидность символа, выполненного в форме стилизованного изображения.
2 Классификация правовых символов
2.1Виды правовых символов
Формирование новых объектов правового
регулирования, связанное с реформой
политической и экономической систем
России, активное взаимодействие права
с другими видами социальных норм
неизбежно привело к
Как уже отмечалось, символ является
одним из средств юридической
техники, он способен эффективно воздействовать
не только на рациональную сферу человеческого
сознания, но и на чувственно-эмоциональную,
что не всегда учитывается в правотворческой
и правоприменительной
Правовые символы достигли в
настоящее время такого количественного
и качественного разнообразия, что
назрела необходимость
Построение классификации
До настоящего времени в отечественной юридической литературе отсутствуют специальные исследования, где были бы приведены научно обоснованые критерии классификации этого сложного многофункционального явления.
В философии наиболее удачной и научно обоснованной нам представляется классификация, предложенная в работах Уварова Л.В. и Субача Г.В.17 Основываясь на предложенной ими концепции известные правовые символы можно разделить на два основных типа, — положив в основу такого деления двухкомпонентность структуры содержания символа — познавательной и ценностной. В различных символах, как правило, доминирует тот или иной компонент, определяя тем самым функциональные особенности данного символа. Символы, в которых доминирует аксиологический, ценностный компонент, можно назвать аксиологическими или выразительно- информационными. Символы, в которых доминирует познавательный компонент, можно назвать познавательными или отражательно- информационными.
В зависимости от преобладания элементов абстрагирующей деятельности мышления в первой группе символов они выделяют несколько подуровней:
а) чувственные образы или их ассоциации, связанные с интуицией или воображением (предмет, изображение). Например, государственный герб или флаг, судейская мантия, товарные знаки, пограничные знаки, воинские знаки различия, форменная одежда государственных служащих, печати юридических лиц, деньги и другие средства платежей, паспорт, различные виды нормативно- правовых актов, личная подпись гражданина или должностного лица на официальном документе и т.п.
б) символизация в поведенческих актах. Например: ритуал отдания воинской чести, приведение к присяге, церемония вручения государственных наград, подъема государственного флага, торжественная церемония регистрации брака, процедура назначения министров и т.п.
в) слова и словесные формулы, имеющие условное значение. Например: присяга, декларация, девиз, воинские команды, и т.п.
г) музыкальные образы. Например, государственный гимн.
В символах второго типа доминирует
рациональный, познавательный компонент.
Благодаря своей способности
представлять в доступной форме
самое абстрактное и
В символах первого типа главенствует чувственный, внелогический компонент. Они рассчитаны на непосредственное эмоциональное восприятие. Это символы обыденного правосознания и правового общения, которые создаются людьми преднамеренно и служат для выражения правовых понятий, представлений и идей, связанных с ними чувственных образов, правовых чувств, эмоций и переживаний людей. Они не обладают возможностью научного предсказания (недискурсивные символы). Для них характерны изобразительные функции, а не замещающие (хотя последнее тоже присутствует). Данному типу правовых символов присуща способность влиять на сознание человека посредством наглядного, чувственного образа, передавать заключенное в нем обобщенное юридическое содержание в доступной и яркой, внешне привлекательной для субъекта форме, например, весы как символ правосудия, а также это могут быть различные государственные символы: герб, флаг, гимн, штандарт Президента РФ и др.
Отметим еще раз, что разные виды
знаково-символических средств
К.С. Гаджиев, исследуя политические символы, отмечает, что со времени возникновения национальных государств политические лидеры разрабатывали и использовали различные национальные символы - флаги, гимны, конституции, праздники, денежные знаки, политические ритуалы, столица государства и т. д. — с целью привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно подвигнуть их на те или иные действия18. Судя по предложенному перечню так называемых "национально-государственных" символов основанием для такой классификации является форма внешнего выражения политико-правовых идей.
В юридической литературе можно встретить следующие подходы к класификации юридических символов.
А.Ф. Черданцев при изучении проблем идеальных объектов, языка и юридических документов в правовом регулировании отмечает знаковую природу юридических документов и считает, что наиболее существенной представляется классификация юридических документов в зависимости от тех идеальных объектов, которые оформляются данным документом, объективируются в нем. Иными словами, в качестве критерия берется содержательная сторона объекта отражения.
При таком подходе он предлагает выделять следующие виды юридических документов: нормативные документы (нормативно-правовые акты и интерпретационные акты общего характера); документы-решения индивидуального характера государственных органов, органов общественных организаций, отдельных лиц, когда их решениям в общем или индивидуальном плане придается юридически обязательное значение; документы, фиксирующие юридические факты; деньги и ценные бумаги; документы, фиксирующие факты-доказательства, используемые для обоснования фактов, имеющих юридическое значение19.
Говоря о непременных условиях легитимации документов, т.е. придания им юридической значимости, официальности, А.Ф. Черданцев в числе таких условий упоминает подпись, печать, символические действия. Они по нашему мнению тоже относятся к видам правовых символов20.
B.K. Бабаев, B.M. Баранов, В.А. Толстик предлагают выделять следующие виды правовых символов21:
H.H. Вопленко предлагает выделять
четыре группы правовых
Письменные правовые символы, по мнению H.H. Вопленко, выражают и закрепляют юридические акты и отношения повышенной социальной значимости. Таковы акты о престолонаследии, тексты присяги высших должностных лиц государства, названия государств и органов власти и управления. Сюда же он относит аббревиатурное написание наименований различных организаций.
Устные правовые символы, считает H.H. Вопленко, обычно имеют ритуально-процедурный характер и выражаются произнесением словесного текста определенной юридической значимости. Они сопровождают или предваряют процессуальную деятельность субъектов правовых отношений. Это может быть обряд приведения к присяге высших должностных лиц государства, торжественное объявление судом приговора или решения по юридическому делу, устное выражение согласия супруга вступить в брак, произнесение воинского или специального звания должностного лица и т. д.
Изобразительные правовые символы
наиболее ярко выражают идею символизма.
Внешняя наглядность и
Информация о работе Анализ правовых символов в деятельности ОВД