Анализ правовых символов в деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного цель написания курсовой работы состоит в общетеоретическом анализе правовых символов в деятельности ОВД.
Достижение указанной цели осуществлялось через решение следующих задач:
- исследование методологических подходов к познанию природы правовых символов;
- теоретическое обоснование необходимости применения символов в праве;
- исследование роли правовых символов деятельности ОВД;
- Объектом исследования явились процессы и результаты правовой символизации.

Файлы: 1 файл

сосед5.docx

— 86.31 Кб (Скачать файл)

А.Ф. Лосев выделяет государственные, национальные, классовые, сословные, родовые, корпорационные и даже личные эмблемы. "Кресты, звезды, ордена, медали, кокарды, эполеты, галуны на мундирах и сами мундиры, шпага приофицерских мундирах в старое время у чиновников, патроны и кинжаля в кавказских военных частях, то же - бешметы и папахи и вообще всяая офицерская одежда. Так называемая "форма" у военных разных родов оружия, у духовенства, железнодорожников, школьников, учеников- ремесленников и многих других, — все это эмблемы специального назначения".15 Этот перечень можно продолжить, например, университетский значок как эмблема окончания университета и т.д.

Во-вторых,В.В. Похлебки полагает, что  эмблема - это нарисованная идея, то есть идея, выраженная через изображение  предмета или фигуры, в которых  как бы зашифровано их условное, традиционное значение, о котором  существует, так сказать, молчаливая договоренность, общее понимание  либо в масштабе целой страны, региона  или всего мира, либо в масштабе более узкой географической или  общественной, социальной общности16.

А.Ф.Лосев также отмечает, что  эмблема может быть не только художественной, но и внехудожественной. "Эмблему  можно выполнить художественно, и тогда это будет художественная эмблема. Но, поскольку сущность эмблемы  заключается только в конвенциальном обозначении того или другого  общественно-исторического или личного  значения, художественность здесь ни при чем" и эмблема может  выполнять свои символические функции  также и внехудожественными средствами. Например, эмблема в качестве государственного флага может быть выполнена только путем сочетания разноцветных полотен. И в этом случае, очевидно, никаких  художественных целей не ставится. Что же касается мусульманского Полумесяца, российского Двуглавого орла, британского  Льва, то такого рода эмблемы можно  выполнять и художественно. Таким  образом, художественность хотя часто  и сопутствует символам и эмблемам, но вовсе для них не обязательна  и не существенна. Однако при создании символов и эмблем следует принимать  во внимание, что они должны нести  не только смысловую, идейную нагрузку, но и эмоционально-эстетическую.

Следовательно, можно предположить, что эмблема представляет собой  разновидность символа, выполненного в форме стилизованного изображения.

 

2 Классификация правовых  символов

2.1Виды правовых символов

Формирование новых объектов правового  регулирования, связанное с реформой политической и экономической систем России, активное взаимодействие права  с другими видами социальных норм неизбежно привело к интенсификации правотворчества. Однако, резкое увеличение вновь принимаемых законов привело  к снижению их качества, о чем  все чаще стали говорить представители  юридических наук. Также отмечается то, что качество принимаемых нормативных  актов не отвечает требованиям юридической  техники. Эти обстоятельства побуждают  законодателя обращать постоянное и  серьезное внимание на вопросы совершенствования  культуры техники правотворческого процесса, его строгой регламентации, поиска более адекватных и эффективных  приемов и средств формализации юридического содержания.

Как уже отмечалось, символ является одним из средств юридической  техники, он способен эффективно воздействовать не только на рациональную сферу человеческого  сознания, но и на чувственно-эмоциональную, что не всегда учитывается в правотворческой  и правоприменительной деятельности. Образное, эмоционально окрашенное представление  правовых идей и понятий облегчает  их усвоение субъектами права. Использование  символики придает законодательству, наряду с лаконичностью, определенную образность, наглядность.

Правовые символы достигли в  настоящее время такого количественного  и качественного разнообразия, что  назрела необходимость упорядочить  этот материал, классифицировать его.

Построение классификации имеет  не только практическое, но и теоретическое  значение. Обогатить содержание предельно  общих и абстрактных понятий  можно за счет конкретизации —  через использование классификации  и осуществление типологического  анализа разновидностей.

До настоящего времени в отечественной  юридической литературе отсутствуют  специальные исследования, где были бы приведены научно обоснованые критерии классификации этого сложного многофункционального явления.

В философии наиболее удачной и  научно обоснованной нам представляется классификация, предложенная в работах  Уварова Л.В. и Субача Г.В.17 Основываясь на предложенной ими концепции известные правовые символы можно разделить на два основных типа, — положив в основу такого деления двухкомпонентность структуры содержания символа — познавательной и ценностной. В различных символах, как правило, доминирует тот или иной компонент, определяя тем самым функциональные особенности данного символа. Символы, в которых доминирует аксиологический, ценностный компонент, можно назвать аксиологическими или выразительно- информационными. Символы, в которых доминирует познавательный компонент, можно назвать познавательными или отражательно- информационными.

В зависимости от преобладания элементов  абстрагирующей деятельности мышления в первой группе символов они выделяют несколько подуровней:

а) чувственные образы или их ассоциации, связанные с интуицией или воображением (предмет, изображение). Например, государственный герб или флаг, судейская мантия, товарные знаки, пограничные знаки, воинские знаки различия, форменная одежда государственных служащих, печати юридических лиц, деньги и другие средства платежей, паспорт, различные виды нормативно- правовых актов, личная подпись гражданина или должностного лица на официальном документе и т.п.

б) символизация в поведенческих актах. Например: ритуал отдания воинской чести, приведение к присяге, церемония вручения государственных наград, подъема государственного флага, торжественная церемония регистрации брака, процедура назначения министров и т.п.

в) слова и словесные формулы, имеющие условное значение. Например: присяга, декларация, девиз, воинские команды, и т.п.

г) музыкальные образы. Например, государственный гимн.

В символах второго типа доминирует рациональный, познавательный компонент. Благодаря своей способности  представлять в доступной форме  самое абстрактное и отвлеченное  содержание они играют определенную роль в процессах познания правовой действительности и незаменимы в  процессе изучения правовых наук. Это  так называемые дискурсивные символы. Они выражают наши теоретические  знания, позволяют делать новые выводы по сравнению с исходным комплексом символов. Мыслительный образ здесь  выражается с помощью особых средств - естественного и искусственного языка. Познавательные символы Г.В.Субач  и Л.В. Уваров разделяют на две  группы:

  1. Слова и предложения естественного языка, выполняющие мыслевыражающую, мыслеформируклцую функцию. Они фиксируют содержание мыслей, развивающихся в рамках научных теорий и формулировок и в силу этого в значительной степени освобожденных от внелогических оттенков и чувственных ассоциаций. К этой группе можно отнести юридические категории и понятия.
  2. Более абстрактный уровень, состоящий из символов искусственного языка. Они призваны замещать, выражать научные понятия, содержащиеся первоначально в оболочке естественного языка. Это символы математики и формальной логики, наглядно-образные объекты Внутри каждого типа символы можно классифицировать по основаниям, которые характеризуют их юридическую природу.

В символах первого типа главенствует чувственный, внелогический компонент. Они рассчитаны на непосредственное эмоциональное восприятие. Это символы  обыденного правосознания и правового  общения, которые создаются людьми преднамеренно и служат для выражения  правовых понятий, представлений и  идей, связанных с ними чувственных  образов, правовых чувств, эмоций и  переживаний людей. Они не обладают возможностью научного предсказания (недискурсивные символы). Для них характерны изобразительные  функции, а не замещающие (хотя последнее  тоже присутствует). Данному типу правовых символов присуща способность влиять на сознание человека посредством наглядного, чувственного образа, передавать заключенное  в нем обобщенное юридическое  содержание в доступной и яркой, внешне привлекательной для субъекта форме, например, весы как символ правосудия, а также это могут быть различные государственные символы: герб, флаг, гимн, штандарт Президента РФ и др.

Отметим еще раз, что разные виды знаково-символических средств используются в реальной деятельности не изолированно, а комплексно. Речь может идти лишь о доминировании знаково-символических  средств с большей или меньшей  степенью выраженности каких-либо характеристик. Специфика используемых знаково-символических  средств определяется тем, в рамках какой деятельности и для каких  целей (прагматическая функция) они  употребляются.

К.С. Гаджиев, исследуя политические символы, отмечает, что со времени возникновения  национальных государств политические лидеры разрабатывали и использовали различные национальные символы - флаги, гимны, конституции, праздники, денежные знаки, политические ритуалы, столица  государства и т. д. — с целью  привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и  соответственно подвигнуть их на те или  иные действия18. Судя по предложенному перечню так называемых "национально-государственных" символов основанием для такой классификации является форма внешнего выражения политико-правовых идей.

В юридической литературе можно  встретить следующие подходы  к класификации юридических символов.

А.Ф. Черданцев при изучении проблем  идеальных объектов, языка и юридических  документов в правовом регулировании  отмечает знаковую природу юридических  документов и считает, что наиболее существенной представляется классификация  юридических документов в зависимости  от тех идеальных объектов, которые  оформляются данным документом, объективируются  в нем. Иными словами, в качестве критерия берется содержательная сторона  объекта отражения.

При таком подходе он предлагает выделять следующие виды юридических  документов: нормативные документы (нормативно-правовые акты и интерпретационные  акты общего характера); документы-решения  индивидуального характера государственных органов, органов общественных организаций, отдельных лиц, когда их решениям в общем или индивидуальном плане придается юридически обязательное значение; документы, фиксирующие юридические факты; деньги и ценные бумаги; документы, фиксирующие факты-доказательства, используемые для обоснования фактов, имеющих юридическое значение19.

Говоря о непременных условиях легитимации документов, т.е. придания им юридической значимости, официальности, А.Ф. Черданцев в числе таких  условий упоминает подпись, печать, символические действия. Они по нашему мнению тоже относятся к видам  правовых символов20.

B.K. Бабаев, B.M. Баранов, В.А. Толстик предлагают выделять следующие виды правовых символов21:

  • по способу внешнего выражения: предметные (государственный герб, денежный знак, печать юридического лица, паспорт); символы действия (ритуал отдания воинской чести, церемония вручения государственных наград, церемония поднятия государственного флага, церемония вступления в должность); краткие словестные формулы (присяга, девиз, словесные товарные знаки, названия государственных учреждений ); музыкальные символы (гимн, позывные радио);
  • по предмету правового регулирования: символы конституционного права (государственные гимн, флаг, герб); символы гражданского права (товарный знак); финансового права (денежные билеты, ценные бумаги) и т.д.
  • по субъекту права: символы государства, символы министерств и ведомств, символы коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальные символы;
  • по форме государственного устройства: федеральные, символы субъектов федерации, символы органов местного самоуправления.

H.H. Вопленко предлагает выделять  четыре группы правовых символов: письменные, устные, изобразительные  и особые действия .

Письменные правовые символы, по мнению H.H. Вопленко, выражают и закрепляют юридические акты и отношения  повышенной социальной значимости. Таковы акты о престолонаследии, тексты присяги  высших должностных лиц государства, названия государств и органов власти и управления. Сюда же он относит  аббревиатурное написание наименований различных организаций.

Устные правовые символы, считает H.H. Вопленко, обычно имеют ритуально-процедурный  характер и выражаются произнесением  словесного текста определенной юридической  значимости. Они сопровождают или  предваряют процессуальную деятельность субъектов правовых отношений. Это  может быть обряд приведения к  присяге высших должностных лиц  государства, торжественное объявление судом приговора или решения  по юридическому делу, устное выражение  согласия супруга вступить в брак, произнесение воинского или специального звания должностного лица и т. д.

Изобразительные правовые символы  наиболее ярко выражают идею символизма. Внешняя наглядность и образность их позволяют без особых интеллектуальных усилий выразить и преподнести юридическую  суть тех или иных жизненных ситуаций. Такое значение имеют дорожные знаки, форменная одежда должностных лиц, эмблемы власти и т. д.

Информация о работе Анализ правовых символов в деятельности ОВД