Анализ правовых символов в деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного цель написания курсовой работы состоит в общетеоретическом анализе правовых символов в деятельности ОВД.
Достижение указанной цели осуществлялось через решение следующих задач:
- исследование методологических подходов к познанию природы правовых символов;
- теоретическое обоснование необходимости применения символов в праве;
- исследование роли правовых символов деятельности ОВД;
- Объектом исследования явились процессы и результаты правовой символизации.

Файлы: 1 файл

сосед5.docx

— 86.31 Кб (Скачать файл)

Текст нормы и символ должны находиться в неразрывном еданстве, дополнять  и конкретизировать друг друга, т.е. без текстового пояснения символ утратит свое юридическое значение. В законодательстве должна быть предусмотрена  целая система процессуальных и  материальных норм (с текстовым выражением), направленных на реализацию правовых символов.

Правовые символы выполняют  сигнальную функцию, цель которой обозначить начало, изменение или отмену юридически значимой деятельности.

Символы могут причудливо сочетаться и дополнять друг друга. Например, текст присяги, как символическая  словесная формула, и ритуала  ее принятия, т.е. сочетание литературного  символа и процессуального, словесного символа и символа действия.

Использование правовые символы имеет  установленный законом процессуальный характер. Примером может служить  полицейская форма и порядок ее ношения. С одной стороны мы рассматриваем ее как наглядный образ, при восприятии которого в нашем сознании возникают определенные эмоции: мы знаем, что человек, носящий эту форму, наделен определенными властными полномочиями, что он является должностным лицом, находящимся в данный момент на службе. С другой стороны, эту форму может надеть не любой гражданин, а только сотрудники полиции и порядок ее ношения строго регламентирован. На процессуальный характер правового символа указывают, например, пункты 3-9 с Положения о Государственном гербе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 г., пункты 2—7 Положения о Государственном флаге Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г., пункты 22-26. "О государственных наградах Российской

Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г., статьи 6,46,47 Закона Российской Федерации  от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров".

Правовой символ аккумулирует, отражает в себе все виды социального нормативного регулирования — религиозное, нравственное, эстетическое и т.д. В этом состоит  его универсальность. Один и тот  же правовой символ может нести в  себе различные идеи - правовые, эстетические, нравственные, религиозные.

Правовой символ - нормативен. Анализируя правовой символ необходимо раскрыть суть нормативности. Нормативность  неизменно связана с порядком и организованностью в общественной жизни, с правилами поведения  — волевым сознательным актом, лежащим  в основе жизнедеятельности человеческого  общества. Осмысленные человеческие поступки по отношению к отдельному человеку или обществу в целом  проверялись практикой на целесообразность и полезность, прочно укоренялись  в сознании людей и со временем становились шаблонами, стандартами  поведения. Фактические отношения  вырабатывали этот шаблон, получивший затем определенное оформление и  закрепление в виде символов.

Нормативность правового символа  характеризуется следующими факторами:

Нормативность отражает типичность социальных процессов, явлений, связей, являющихся следствием их повторяемости. Они типичны в том плане, что обычно нормально с точки зрения всего общества или определенной социальной группы. Типичность относится, как правило, к существующим отношениям, однако она может касаться и новых социальных связей, повторяемость которых в будущем предполагается, если не с достоверностью, то с большей степенью вероятности. Типизация - сложный мыслительный процесс, предполагающий обобщение, отвлечение от несущественных признаков, явлений и выделение существенных. Применительно к правовому символу типизация проявляется в выяснении наиболее характерного, что присуще правовым явлениям, поступкам конкретного человека в определенной ситуации. Благодаря этому правовые символы приобретают безличное, независимое от произвола отдельного индивида существование. Типизация обуславливает и такое свойство правового символа как стабильность. Типичными общественные отношения становятся по истечении довольно длительного времени, когда сформируется то общее и устойчивое, что присуще им. Это устойчивое и закрепляется в содержании правового символа, сообщая последнему свойство стабильности. Содержание правового символа изменяется или утрачивает свое значение лишь в том случае, когда отражаемые им социальные связи и идеи перестали быть типичными. Например, в связи с переходом нашей страны от тоталитарного к демократическому пути развития был изменен герб, поскольку идеи всеобщего единства и братства советских республик перестали быть актуальными. Наиболее стабильны правовые символы, в которых закреплены основы, принципы правового регулирования. Например, весы как символ правосудия. Менее стабильны символы, которые регламентируют правила поведения. Стабильность правовых символов, как их свойство, постоянно вступает в противоречие с развитием общественных отношений. Если правовой символ продолжает выполнять свою регулятивную роль, исходя из утративших свою жизненность признаков правовых явлений, и не отражает уже типичность новых социальных связей, он становится устаревшим. Предлагается два пути разрешения этого противоречия: либо изменять содержание правового символа, либо конструировать новый. Второй путь предпочтительнее.

Нормативность выражает всеобщность (или общность) социальных связей и  явлений. Всеобщность означает максимальную степень распространенности общественных отношений, их видов, вариантов среди  членов общества. При этом степень  распространенности социальных связей зависит от практической полезности и целесообразности и определяется, прежде всего, сферой материального  производства. Всеобщность типизируемых социальных связей зависит от их распространенности в определенной социальной общности (обществе, социальной группе). Каждый их членов общества является или может  стать участником типизируемых отношений, но кто именно, значения не имеет. Именно поэтому общий характер правового  символа предполагает неконкретность адресата. Степень общности и важности отношений, содержание которых отражается в правовых символах, обуславливает  иерархию этих символов. Иерархию правовых символов определяет сам законодатель, а именно всеобщие связи выражаются и закрепляются им, как правило, в  наиболее масштабных актах, обладающих высшей юридической силой, а не достигающие  такого уровня всеобщности - в иных нормативных актах. В диалектике общего и конкретного в правовом символе важно учитывать возможность  и необходимость перехода общего в конкретное и достижение конкретным уровня всеобщности. В правотворчестве  это позволяет избежать излишней дробности, дублирования, а также  перепадов в правовом регулировании  общественных отношений. Для реализации всеобщности правовых символов необходимо, как правило, детализированность нормативных  предписаний, выраженных текстуально.

 Нормативность предполагает  обязательность (императивность). Свойство  нормативности, исходя из предыдущего  суждения, означает неукоснительное  исполнение (соблюдение) предписаний,  содержащихся в правовых символах, и имеет в виду обязательную  реакцию со стороны общества, государства, социальной группы  на поведение человека, либо согласующиеся,  либо отклоняющееся от поведенческих  установок, содержащихся в символе.  Различают внутреннюю и внешнюю  природу обязательности правовых  символов. Внутренняя природа обязательности  символов проявляется в том,  что личность, зная типичность, распространенность, практическую целесообразность  определенных социальных связей, их вариантов охотно следует им в своем поведении, проникает сознание необходимости их исполнения. Это стремление становится внутренним убеждением, побудительной силой поведения, но не навязанной извне. Внешняя природа обязательности обусловлена внешними факторами воздействия на психику личности убеждением и принуждением. Средства обеспечения обязательности символов в этом случае исходят от других лиц, социальных групп и организаций. Внутренняя и внешняя стороны обязательности правовых символов могут либо совпадать, либо находиться во взаимном противоречии.

Следовательно, нормативность правового  символа - это его способ выражать типичность, всеобщность и обязательность социальных связей.

Правовые символы создаются  либо государством, либо в процессе юридической практики. Например, дорожные знаки "были придуманы" законодателем, а весы используются как символ правосудия, потому что это исторически сложилось  и укоренилось в сознании людей  как внешнее олицетворение принципа справедливости;

Юридические символы охраняются государством. Например, в соответствии со ст. 329 УК РФ надругательство над Государственным  гербом РФ или Государственным флагом РФ влечет наступление уголовной  ответственности в виде ограничения  свободы на срок до двух лет, либо арестом  на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. Ст. 327 УК РФ предусматривает уголовную  ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных  наград, штампов, печатей, бланков. Ст. 326 УК РФ предусматривает уголовную  ответственность за подделку или  уничтожение идентификационного номера транспортного средства. Ст. 325 УК РФ предусматривает уголовную ответственность  за похищение или повреждение  документов, штампов, печатей. Ст. 324 УК РФ предусматривает уголовную ответственность  за незаконное приобретение или сбыт официальных документов и государственных  наград. Во всех перечисленных случаях  объектом преступления являются:, общественные отношения, обеспечивающие установленный  порядок владения, пользования и  распоряжения официальными юридическими символами; общественные отношения, содержанием  которых является уважительное отношение к официальным символам России, обеспечивающие авторитет и достоинство РФ.

Сами правовые символы не устанавливают  юридическую ответственность, но могут  указывать на то, что обозначаемые ими субъективные права и иные государственно-правовые ценности находятся  под охраной государства. Примером тому может служить предупредительная  маркировка товарного знака, которая  используется для предотвращения нарушений  прав лица на чье имя зарегистрирован  товарный знак. Она осуществляется специальным обозначением - буквой Я, размещаемой, как правило, после  товарного знака внизу или  вверху11. Такая мармировка предусмотрена законодательством и других стран, где наряду с буквой Я может использоваться буквенное сочетание ТМ или иное, исходя из принятых в стране правил. Посягательство на правовой символ (его подделка, нарушение правил использования) расценивается государством как посягательство на те ценности, выразителем которых он служит.

1.2 Признаки правовых символов

На основе изучения символов, используемых в юридической науке, действующем  законодательстве и юридической  практике, следует выделить следующие существенные признаки правового символа:

— это  искусственный, реже, естественный знак, представляющий собой отличительную  примету, художественный образ, видимое, реже, слышимое образование;

  • это знак, имеющий условную (конвенциальную) природу, поскольку форма знака и выражаемое ею юридическое содержание сущностно не связаны между собой. Эта условная (искусственная) связь устанавливается по соглашению между субъектами правотворчества;
  • это знак, который создается или санкционируется государством в особом процессуальном порядке;
  • это знак, охраняемый государством;
  • это знак, который применяется в порядке установленном законом;
  • он служит для закрепления и выражения социально-значимого юридического содержания и характеризуется единством юридического содержания и юридической формы.

Правовой символ — это создаваемый или санкционируемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое, либо слышимое культурно-ценностное образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования, охраняемый государством и используемый в

особом процедурном порядке.

В домарксистской, да и в советской  научной и популярной литературе, посвященной геральдике, существует чрезвычайная путаница и разнобой в  самом понимании терминов «символ» и «эмблема». На практике это ныне привело к тому, что в отношении  этих терминов существует полная неясность: их путают не только на уровне средств  массовой информации и на уровне системы  образования, в том числе и  в высшей школе, но и на уровне тех  юридических инстанций, которые  ведают вопросами юридической символики, зачастую не имея необходимого исторического  и теоретического представления  о соотношении этих понятий.

Что же представляет собой эмблема? В.В. Похлебки своей работе приводит весьма туманное определение данного  понятия. Он пишет: "Эмблема - это  такое изображение, такое понятие, которое в какой-то мере является противоположностью символу"12. Далее он поясняет. "Эмблема - это, во- первых, не абстрактный знак, а вполне конкретное изображение фигур, то есть таких конкретных объектов, тематический диапазон которых чрезвычайно широк. Это может быть изображение любого живого существа (от червя и насекомого до человека), или любого неодушевленного предмета (от гвоздя до танка и самолета или крупнейших и знаменитейших сооружений, например статуи Свободы в США или Спасской башни Кремля), или любого мифического, фантастического, сказочного существа (кентавра, единорога, русалки, дракона в др.), относительно которых имеется исторически сложившееся согласие или традиция насчет формы или вида их изображения. Эмблема, следовательно, должна иметь эталонное изображение и отсюда должна обладать узнаваемостью практически интернациональной, или в крайнем случае общенациональной"13.

По поводу выше сказанного позволим себе заметить следующее. Независимо от того абстрактный или конкретный характер носит изображение, с помощью  которого передается идея, оно не перестает  быть знаком того, что изображает. Таким  образом, эмблема — это знак, выполненный  в виде изображения (рисунка). Далее, эмблема это не понятие, поскольку  мы анализирует эмблему как явление  материального, а не идеального мира.

Эмблема это метариальный, осязаемый объект выполняющий функцию замещения некоторого идеального или другого материального объекта. Иными словами, эмблема - это изображение воплощающее какую-либо идею, понятие, которые не связаны с сущностью самого изображения как материального объекта. Если мы сравним наши выводы с определением понятия символ, то убедимся, что эмблема есть разновидность символа.

Кстати, такой же точки зрения придерживается извесный специалист в области символики  А.Ф.Лосев. Он пишет: "Эмблема есть точно фиксированный, конвенциальный, но, несмотря на свою условность, вполне общепризнанный знак как самого широкого, так и самого узкого значения".14"Эмблема есть символ специального назначения и потому обладающий характером условности, или конвенциальности. Эмблемы государств, классов, сословий, корпораций, проффессий, родов и племен, вплоть до чисто личной эмблематики, - все такого рода эмблемы являются в смысле соотношения в них общего и единичного не чем иным, как именно символами, но только – более специального назначения" ."И поэтому хотя всякая эмблема есть символ, но отнюдь не всякий символ есть эмблема. Понятие символа гораздо шире понятия эмблемы" .

Информация о работе Анализ правовых символов в деятельности ОВД