Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 09:34, шпаргалка

Описание работы

Теория права. Понятие, сущность и социальная ценность права. Нормы права.
Правовой нигилизм и правовой идеализм.
Правовой нигилизм, который по своему содержанию выражается в отрицательном отношении к праву. Это отношение к праву имеет различную степень интенсивности.

Файлы: 1 файл

shpory_gosy.docx

— 261.64 Кб (Скачать файл)

В четырех подотраслях особенной части объединены  нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей). 

Важнейшими источниками административного права являются законы ( Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ) и подзаконные акты  - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.

Различают как чисто административные правовые источники, так и “смешанные” - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют нормы различных отраслей права (например, административного и гражданского, административного и уголовного и т.п.).

В зависимости от того, кем приняты те или иные законодательные и нормативно-правовые акты, т.е. - по юридической силе источники административного права можно разделить на несколько типов: 1. законы РФ и ее субъектов, акты государственной администрации (и соответствующих органов субъектов РФ) -  указы, распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств; глав администраций, руководителей государственных органов, комитетов, командиров воинских частей; 2. Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству; 3. Международные акты: в соответствии с Конституцией РФ “общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации”.

6. Административное право  в правовой системе Российской  Федерации. Отграничение административного  права от других отраслей права.

Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Сущность административного права:

– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;

– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;

– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

В основе разделения отраслей права лежит предмет правового регулирования. В административном праве он включает в себя:

– управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления;

– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной, судебной власти и органов прокуратуры;

– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера в сфере негосударственных образований.

Воздействие административного права на общественные отношения:

– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;

– определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;

– устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);

Методы административного права: 1)метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

2) метод рекомендации, при котором обязательных для  исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной  ситуации;

3) метод согласования  характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении  друг у друга, но при этом  они могут быть неравноправны, например согласование порядка  работы между двумя государственными  органами, должностными лицами, разными  по правовому статусу;

4) метод равенства  – в некоторых источниках называется  как подвид метода согласования;

5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

6) метод запрета –  возложение прямой юридической  обязанности не совершать те  или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Административное право отграничивается от других отраслей права не только по предмету регулирования (содержанию, характеру общественных отношений). В ряде случаев предмет правового регулирования может быть общим с другими отраслями права. Например, имущественные отношения регулируются как гражданским, так и административным правом. Отграничение административного права от других отраслей права осуществляется и при помощи метода правового регулирования. Гражданское право регулирует общественные отношения, которые характеризуются равенством сторон (субъектов); административное право регулирует отношения, для которых свойственно неравенство сторон, ибо одной из сторон в административно-правовых отношениях всегда выступает государственный орган как носитель государственно-властных, административно-распорядительных полномочий.

Однако не все отношения в сфере исполнительной власти основываются только на принципе "власть - подчинение". Существуют "горизонтальные" административно-правовые отношения, основанные на договорах, решениях, соглашениях между различными исполнительными и распорядительными органами. Отношения органов исполнительной власти и гражданина по реализации их прав также основываются на равенстве сторон.

Административное право тесно связано с конституционным (государственным) правом, о котором шла речь в гл. 2.Конституционное право, как ведущая отрасль права, регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере устройства государственной власти, установления конституционного статуса личности, ее прав, свобод и обязанностей, а также взаимоотношения личности и государства. Оно определяет правовую основу многих институтов административного права, а последнее детализирует и дополняет нормы конституционного права, относящиеся к органам исполнительной власти, конкретизирует конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина (право на образование, здравоохранение, пользование достижениями культуры и т. п.), устанавливает механизм, процедуру их реализации.

Административное право взаимосвязано с финансовым правом, о котором речь пойдет в гл. 7. Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности (аккумуляции и расходования финансовых средств) как конкретной разновидности экономических отношений. Административное право регулирует организационно-правовые отношения в области финансов. Оно определяет компетенцию и организацию работы финансовых органов (Министерства финансов и др.). Государственные органы управления в своей деятельности в сфере финансов используют административно-правовые формы и методы (прямого приказа, предписания, привлечения к ответственности).

 

 

4. Понятие и особенности структуры  административно - правовой нормы (АПН). Виды административно-правовых норм.

======================================

 

5.=================

 

6. Формы управленческой деятельности (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти: понятие и виды. Правовые акты управления: понятие, признаки, виды. Административный договор: понятие, признаки, виды.

Методы деятельности государственной администрации

Работа государственной администрации по своему содержанию есть не что иное, как выполнение общих функций, возникающих в процессе совместного труда, а по способу осуществления — это властная деятельность. Наличие власти означает, что ее субъект может односторонне определять поведение подчиненных и просто зависимых от него, добиваться выполнения заранее определенной цели усилиями других людей, которые подчиняют свою деятельность вышестоящей воле. На всех этапах развития человеческого общества мы можем видеть проявление власти в разнообразных группах людей, объединенных какими-либо интересами.

В обществе, где существует государство, воля государственной власти воплощается в юридических актах. Но для обеспечения единства действий недостаточно издать нормы, в которых закреплена господствующая воля, необходимо обеспечить подчинение граждан и организаций содержащимся в них правилам. Работу по реализации правовых предписаний проводят многочисленные государственные и негосударственные органы.

Подчинение воли подвластных воле субъекта власти достигается различными методами, под которыми понимаются способы воздействия на людей, средства, приемы достижения какой-либо цели, выполнения поставленной задачи. Совокупность методов, используемых в процессе осуществления власти, их сочетание является одним из ее важнейших качественных показателей. Умелое использование в определенной обстановке разнообразных методов свидетельствует об искусности субъекта. От умения выбрать и применить их во многом зависит достижение поставленной цели, а значит, и эффективность исполнительно-распорядительной деятельности.

Понятие метода прежде всего связано с деятельностью, но не с любой, а с целенаправленной. Такая деятельность выступает как совокупность приемов, способов достижения намеченного результата. Метод можно понимать как систему определенных способов целенаправленного воздействия субъекта власти на коллектив, группу или одного человека. Такое воздействие производится не только на волю, но и на сознание, эмоции, интересы людей. Следовательно, речь идет о способах властных взаимоотношений между людьми, путях достижения усилиями одних людей целей, выработанных другими.

В целом способы целенаправленного воздействия на людей детерминированы объективными условиями. Они в значительной степени обусловлены состоянием производительных сил, характером производственных отношений, взаимоотношениями классов и иными конкретными историческими условиями. Кроме того, методы властвования зависят и от особенностей объекта воздействия, уровня культуры и от ряда других объективных обстоятельств. Выбор методов детерминирован и целью, характером решаемых задач. Например, такие задачи, как безопасность на дорогах и рост населения (снижение или повышение уровня рождаемости) требуют различных способов административного воздействия.

Признавая большое значение объективного фактора, все же не следует переоценивать его. Лишь небольшое число общественных отношений жестко диктует выбор метода воздействия. В большинстве случаев цель достигается различными средствами. Конечно, их ценность неравнозначна, так как использование одних требует больших затрат времени и сил, чем других, неодинаковы и побочные последствия. В каждом конкретном случае субъект власти должен найти наиболее целесообразные и прогрессивные методы, пути, средства решения задачи.

Можно назвать наиболее существенные черты методов:

1) это способы воздействия  одного человека на другого, одного  коллектива на другой, одного  человека на коллектив или  коллектива на одного человека. Во всех случаях метод выступает  как особая связь людей;

2) это способы сознательного  воздействия, пригодные для многократного  использования; У) это способы достижения  определенных целей;

4) это способы, обеспечивающие  преобладание воли субъекта власти;

5) это способы организации, упорядочения происходящих в  системе процессов, осуществления  общих функций, возникающих в  процессе совместной деятельности;

6) методы — это система  способов осуществления субъектами  исполнительной власти их компетенции. Они регулируются правом. Соответствующие  нормы являются важнейшим элементом  компетенции и определяют, какие  способы властного воздействия  и в каких условиях могут  использоваться.

Но не все методы, способы властного воздействия полностью урегулированы правом. Так, принуждение полно, детально, четко охвачено правовыми нормами. Поощрение во многом основано на юридических актах, но возможно его использование и помимо юридической формы, а метод убеждения правом урегулирован лишь в небольшой части.

Правовые нормы закрепляют, а государственная администрация в своей практике использует большой арсенал методов воздействия. Их можно поделить на научные и ненаучные, демократические и диктаторские, гибкие и жесткие, творческие и шаблонные, государственные и общественные. Необходимо различать методы внутриаппаратные и методы воздействия на граждан, организации.

В зависимости от того, осуществляется властное воздействие прямо на волю или косвенно, через интерес, сознание, эмоции, различают методы прямого и косвенного воздействия.

 

 

8. Административно-предупредительные меры

Административно-предупредительные меры применяются в целях предупреждения возможных правонарушений или предотвращения наступления опасных последствий, (например, при стихийных бедствиях). Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений, запретов, и применяются как к виновным, так и к невиновным лицам. В них отсутствует элемент кары. Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. против воли гражданина. Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов. Они не связаны с совершением правонарушений. Меры такого рода многообразны, применяются в различных областях общественной жизни. Исчерпывающего перечня административно-предупредительных мер нет.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"