Рассмотрение дел об административных правонарушениях в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего потому, что регулирует отношения имущественного характера. При этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны (например, договор поставки продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой (например, если не оплачен проезд в автобусе).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3
1 Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его принципы и задачи …………………………………………………………….5
2 Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности ……………………………………………………….10
3 Организационная структура производства по делам об административных правонарушениях………………………………………………………………22
3.1 Возбуждения дела об административном правонарушении и его расследование……………………………………………………………..22
3.2 Рассмотрение дела об административном правонарушении…………24
3.3 Принятие решения по делу об административном правонарушении…25
3.4 Обжалование и опротестование решения по делу об административном правонарушении…………………………………………………………..27
3.5 Исполнение постановлений о наложении административных взысканий………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………….31

Файлы: 1 файл

MOYa_KURSOVAYa 2.docx

— 69.69 Кб (Скачать файл)

Основанием для возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного нарушения.

Поводами к возбуждению и расследованию дела об административном правонарушении могут быть: заявления (устные и письменные) свидетелей, потерпевших, родственников и других граждан; сообщения должностных лиц, администраций предприятий, учреждений, организаций, судебно-следственных органов, сигналы печати и других средств массовой информации и др. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, лиц, обязывает их реагировать на сигнал об административном правонарушении.

При наличии поводов и оснований для начала административного процесса административный процесс считается начатым с момента:

составления протокола об административном правонарушении;

составления протокола о процессуальном действии;

вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;

вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется [4, с. 133-134].

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса, а по делам об административных таможенных правонарушениях, об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования и налогообложения – не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса.

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению может быть приостановлена:

1) при  назначении экспертизы – на  срок проведения экспертизы;

2) при  направлении запроса в компетентные  органы иностранных государств  – до получения ответа на  запрос;

3) в случае  совершения дорожно-транспортного  происшествия при проведении  действий по установлению лица, подлежащего привлечению к административной  ответственности, – до установления указанного лица.

Возобновление же происходит, если отпали основания для ее приостановления.

При подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению, в том числе и во время составления протокола, решается вопрос о юридической оценке совершенного деяния, носящего признаки административного правонарушения. Правильная юридическая оценка административного правонарушения имеет очень важное значение, так как она предопределяет направления дела по подведомственности для рассмотрения по существу.

Подготовка дела об административном правонарушении органом, ведущим административный процесс, для рассмотрения заканчивается:

1) составлением  протокола об административном  правонарушении;

2) прекращением  дела об административном правонарушении.

Об окончании подготовки дела об административном правонарушении для рассмотрения либо о прекращении дела об административном правонарушении уведомляются лицо, в отношении которого ведется административный процесс, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, потерпевший, их законные представители или представители, защитник. Указанным лицам разъясняется их право знакомиться с материалами дела об административном правонарушении.

 

 

 

 

3.2 Рассмотрение дела об административном  правонарушении

 

 

Рассмотрение дела об административном правонарушении – центральная стадия производства, в рамках которой наиболее отчетливо проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.

Участие лица, совершившего правонарушение, и законного представителя - обязательно. Защитник участвует в деле в том случае, если об этом ходатайствует привлекаемый, а при неявке защитника рассмотрение дела откладывается, а срок не более 5 дней.

Некоторые дела рассматриваются как по месту совершения правонарушения, так и по месту жительства правонарушителя. Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела на месте проживания правонарушителя.

Установлены определенные сроки рассмотрения дел. Как правило, они рассматриваются в течение 15 суток со дня поступления протокола в орган, уполномоченный рассматривать дела. Исходя из обстоятельств, могут устанавливаться и другие сроки.

Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть приостановлено:

1) при  назначении экспертизы – на  срок проведения экспертизы;

2) при  утрате физическим лицом дееспособности  – до назначения недееспособному  лицу представителя;

3) если  физическое лицо, в отношении  которого ведется административный  процесс, не может участвовать  в рассмотрении дела по причине  заболевания либо имеются другие  уважительные причины, препятствующие  его участию в рассмотрении  дела об административном правонарушении, и если указанное лицо не  ходатайствует о рассмотрении  дела в его отсутствие.

Рассмотрение дела об административном правонарушении возобновляется, если отпали основания для его приостановления.

О приостановлении рассмотрения дела об административном правонарушении выносится мотивированное постановление.

По мнению проф. Савиной А.В. выделяются следующие этапы рассмотрения дел об административных правонарушениях:

1-подготовка  дела к рассмотрению и слушанию;

2-анализ  собранных материалов, обстоятельств  дела;

3-принятие  постановления;

4-объявление  постановления

Два вида постановлений:

1-о назначении наказания

2-о прекращении дела [7, с.44]

Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления судьи, должностного лица органа, ведущего процесс и рассматривающего данное дело.

Председательствующий на заседании коллегиального органа, судья или должностное лицо органа, ведущего административный процесс, объявляют, какое дело подлежит рассмотрению, в отношении кого ведется административный процесс, устанавливают факт явки участников административного процесса, разъясняют лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. До начала дачи объяснений свидетелей удаляют из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении, разъясняют право отвода, оглашают протокол об административном правонарушении, разрешают ходатайства, устанавливают порядок дачи объяснений и исследования доказательств.

Затем исследуются доказательства рассматриваемого дела об административном правонарушении.

В случае признания лицом, в отношении которого ведется административный процесс, своей вины, когда это признание не оспаривается кем-либо из участников административного процесса и не вызывает у суда, органа, ведущего административный процесс, сомнений, суд, орган, ведущий административный процесс, с согласия участников административного процесса после опроса лица, в отношении которого ведется административный процесс, и выяснения у него, не является ли его признание вынужденным, вправе ограничиться исследованием лишь тех доказательств, на которые укажут участники административного процесса, либо объявить об окончании рассмотрения дела об административном правонарушении.

Дальнейший этап – выяснение обстоятельств, от которых зависит решение, а именно:

-было  ли действительно совершено правонарушение;

-виновно  ли данное лицо в его совершении;

-подлежит  ли оно административной ответственности;

-имеются  ли обстоятельства, смягчающие или  отягчающие ответственность;

-имеются  ли основания для освобождения  от ответственности при малозначительности  и других обстоятельствах;

-причинен  ли правонарушением имущественный  ущерб.

При рассмотрении дела коллегиальным органом ведется протокол.

 

 

3.3 Принятие решения по делу  об административном правонарушении

 

 

 Рассмотрев  дело об административном правонарушении, суд, орган, ведущий административный процесс, выносят постановление по делу.

Постановление должно содержать время и место вынесения постановления; наименование суда, органа, ведущего административный процесс; фамилию, имя и отчество судьи, должностного лица; состав коллегиального органа, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении; обоснование принятия того или иного решения с указанием на соответствующую часть статьи; принятое по делу решение; срок и порядок обжалования постановления.

В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах.

Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, и подписывается председательствующим и секретарем. Другие постановления подписываются единолично судьей либо должностным лицом органа, ведущего процесс. Предусмотрено, что постановлением по делу об административных правонарушениях могут быть следующие меры:

-о наложении  административного взыскания;

-о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части;

-о прекращении  дела об административном правонарушении;

-о передаче материалов по месту работы привлекаемого к ответственности для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Постановление о прекращении дела выносится при наличии обстоятельств, исключающих административный процесс, а также при объявлении устного замечания вследствие малозначительности правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. По ходатайству лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника им под расписку вручается копия постановления по делу об административном правонарушении.

Копия постановления по делу об административном правонарушении в течение пяти дней должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, в случае отсутствия указанного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также органу, направившему дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд [17, с. 102-106].

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, а если оно не было обжаловано (опротестовано), то через 10 дней после его вынесения. При наложении взыскания в виде административного ареста и депортации – в течение 5 дней. Исключение составляет взыскание штрафа на месте и штрафа, вносимого добровольно в размере 0.5 нижнего предела, предусмотренного санкциями КоАП, согласно соответствующей статье которого, оно вступает в силу с момента вынесения решения.

 

 

3.4 Обжалование и  опротестование  решения по делу об административном  правонарушении

 

 

Эта стадия, как и все другие стадии, осуществляется строго на нормативной основе. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. В юридической литературе эту стадию называют пересмотром постановлений [18,с.73-76].

Стадия обжалования (пересмотра) в отличие от других стадий производства по делам об административных правонарушениях является факультативной (необязательной). Правом пересмотра постановления об административном правонарушении наделены вышестоящий орган (должностное лицо), суд, орган (должностное лицо), принявший постановление. Процессуальными основаниями пересмотра могут быть: жалоба лица, в отношении которого вынесено постановление; жалоба потерпевшего; протест прокурора; усмотрение органа, принявшего постановление.

Административное законодательство установило два канала, по которым правонарушитель или потерпевший может подать специальную жалобу на принятое постановление:

а) в вышестоящий орган

б) в районный (городской) или арбитражный суд, т. е постановления обжалуются либо в административном порядке, либо в судебном.

Установленный порядок обжалования различен: либо предоставляется возможность выбора инстанции для подачи жалобы, либо таковая инстанция определяется однозначно, либо допускается двухступенчатый порядок подачи жалобы. В тех случаях, когда жалоба подается в судебные органы, решение суда является окончательным [8, с. 354-354].

Жалоба направляется в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу, если иное не установлено законодательством. Поступившая жалоба в течение 3 суток направляется вместе с делом в орган, правомочный ее рассматривать, и которому она адресована.

Информация о работе Рассмотрение дел об административных правонарушениях в РБ