Рассмотрение дел об административных правонарушениях в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего потому, что регулирует отношения имущественного характера. При этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны (например, договор поставки продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой (например, если не оплачен проезд в автобусе).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3
1 Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его принципы и задачи …………………………………………………………….5
2 Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности ……………………………………………………….10
3 Организационная структура производства по делам об административных правонарушениях………………………………………………………………22
3.1 Возбуждения дела об административном правонарушении и его расследование……………………………………………………………..22
3.2 Рассмотрение дела об административном правонарушении…………24
3.3 Принятие решения по делу об административном правонарушении…25
3.4 Обжалование и опротестование решения по делу об административном правонарушении…………………………………………………………..27
3.5 Исполнение постановлений о наложении административных взысканий………………………………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………….31

Файлы: 1 файл

MOYa_KURSOVAYa 2.docx

— 69.69 Кб (Скачать файл)

 Каждая из перечисленных задач конкретизирована в административно-процессуальных нормах, которые содержатся в КоАПе [4, с.126].

Также определены обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях, исчерпывающим перечнем указанные в ст. 9.6 ПИКоАП. Перечислим некоторые из них из части первой указанной статьи, предусмотренные для физического лица:

1-отсутствие  события административного правонарушения;

2-отсутствие  в деянии состава административного  правонарушения;

3-истечение  сроков наложения административного  взыскания;

4-принятие  законодательного акта РБ, устраняющего  административную ответственность;

5- невменяемость  физического лица, совершившего  деяние и т.д.

Рассмотрим обстоятельства, исключающие административную ответственность для юридического лица:

1-смерть  индивидуального предпринимателя;

2-обстоятельства, предусмотренные пунктами 1-4 настоящей  статьи;

3-недоказанновсть  виновности юридического лица  или индивидуального предпринимателя  и т.д.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется законодательством Республики Беларусь. Основная часть норм права содержится в КоАП Республики Беларусь. Вместе с тем определенное число административно-процессуальных норм в КоАП не включены. Среди них можно выделить две группы:

1. установленные законами бывшего СССР и действующие до настоящего времени на территории РБ (напр., специфические правила рассмотрения дел о мелком хулиганстве);

2. ряд уточняющих, конкретизирующих положений КоАП содержится в подзаконных актах (напр., порядок освидетельствования граждан на состояние опьянения при наличии достаточных оснований предполагать, что они управляют транспортным средством в состоянии опьянения, содержится в специальной совместной инструкции МВД, Минздрава, Минюста) [10, с.142].

Административно-деликтное право регулирует общественные отношения в различных сферах жизнедеятельности общества путем установления запретов на совершение опасных деяний под угрозой применения административного взыскания [11, с. 8-9].

Освобождение от административной ответственности является одним из важных институтов административно-деликтного права.

Освободить от административной ответственности – означает не наложить на виновное лицо административное взыскание, несмотря на наличие основания для этого, отменить наложенное взыскание или заменить его более мягким. Для освобождения от административной ответственности требуется ряд условий:

-наличие  основания для привлечения к  административной ответственности;

-дело  о совершении правонарушения  должно быть рассмотрено компетентным  органом;

-убежденность  органа в достижении целей  без применения административного  взыскания.[12,с.269-270]

В соответствии с Гл.8 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом:

1.малозначительность  правонарушения;

2.наличие  обстоятельств, смягчающих ответственность;

3. примирение с потерпевшим;

4. наличие  таких субъектов ответственности, как военнослужащие и иные  лица, на которых распространяется  действие дисциплинарных уставов  или специальных положений;

5.болезнь виновного лица;

6.освобождение  от административной ответственности  жертв торговли людьми.

При наличии обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением или исключающих административный процесс, компетентный орган обязан поступить так, как предписывает закон: не считать деяние административным правонарушением и не начинать административный процесс или вынести постановление о прекращении процесса по делу об административном правонарушении [12, с.273].

Что касается принципов административного процесса, то под ними понимаются закреплённые законом основополагающие положения, которые в течение длительного времени не претерпевают значительных изменений и обеспечивают выполнение поставленных перед ним задач. В основе любого принципа административно-процессуального права лежит некая идея относительно порядка правового регулирования определенного круга общественных отношений.

В связи с тем, что рассматриваемое производство является разновидностью административно-юрисдикционного процесса, поэтому принципы деятельности у них общие (ПИКоАП Гл.2). А именно:

1.Законность

2.Обеспечение  прав и свобод

3.Неприкосновенность  личности

4.Презумпция  невиновности

5.Уважение  чести и достоинства личности, деловой репутации

6.Неприкосновенность  жилища и иных законных владений

7.Оперативность  производства

8.Публичность  административного процесса

9.Обеспечение права на защиту физического лица, в отношении которого ведется административный процесс

10.Всеобщее  равенство и т.д.

Указанные принципы связаны между собой, осуществляются в неразрывном единстве, образуя гармоничную систему начал производства. Только последовательная реализация всех принципов позволит достичь целей и задач административно-юрисдикционного процесса, а соответственно и производства по делам об административных правонарушениях [8, с.158].

Как видно из вышеизложенного, можно сказать, что производство по делам об административных правонарушениях является составляющей системы административного процесса. Так же можно отметить, что определение понятия производства по делам об административных правонарушениях немного варьируются у различных ученых, однако не противоречат друг другу. Кроме того, принципы и задачи данного производства весьма разнообразны и, в свою очередь, также отражают сущность рассматриваемого понятия.

 

 

2 Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности 

 

 

Производство по делам об административных правонарушениях складывается из действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют государственные и общественные органы, их должностные лица, которые уполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных проступков, применению и исполнению взысканий.

В производстве участвуют и другие субъекты. Одни из них защищают свои интересы. Другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных действий, содействуют производству.

В зависимости от роли и назначения, содержания и объема полномочий, форм и методов участия органов в деле их можно разделить на несколько групп:

1. компетентные органы и должностные лица, наделенные правом издавать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела: составляют протоколы о правонарушениях, направляют дела по подведомственности, опротестовывают постановления;

2. органы и должностные лица, которые могут принимать постановления по делу, отменять и изменять их;

3. органы  и должностные лица, которые исполняют  постановления (бухгалтеры, судебные  исполнители и т.д.)

Четкого размежевания процессуальных функций, как в уголовном процессе, в производстве по делам об административных правонарушениях нет. Нередко функции расследования, разрешения дела и исполнения постановления о наложении взыскания выполняют одни и те же органы или должностные лица (например, органы охотнадзора).

Субъекты, имеющие личный интерес в деле: физическое или юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший и его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители, адвокаты). В отличие от субъектов первой группы никто из представителей данной группы не пользуется властными полномочиями.

Физическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право:

 1) знать, совершение какого административного правонарушения вменяется ему в вину;

2) давать  объяснения или отказаться от  дачи объяснений;

3) представлять  доказательства;

4) заявлять  отводы и ходатайства;

5) иметь  защитника с начала административного  процесса, а в случае административного  задержания – с момента объявления  ему об административном задержании;

6) беспрепятственно  общаться со своим защитником  наедине и конфиденциально, прекратить  полномочия своего защитника, отказаться  от защитника, защищать себя самостоятельно;

7) пользоваться  родным языком или языком, которым  оно владеет, либо услугами переводчика;

8) возражать  против действий судьи, должностного  лица органа, ведущего административный  процесс, и требовать внесения  своих возражений в протокол  об административном правонарушении  или в протокол процессуального  действия;

9) знакомиться  с протоколом об административном  правонарушении, а также материалами  дела об административном правонарушении  по окончании подготовки его  к рассмотрению, делать выписки  из них, с разрешения органа, ведущего  административный процесс, снимать  копии с этих материалов;

10) участвовать  в рассмотрении дела об административном  правонарушении;

11) получать  от суда, органа, ведущего административный  процесс, копию постановления по  делу об административном правонарушении;

12) подавать  жалобы на действия судьи, должностного  лица органа, ведущего административный  процесс, в том числе обжаловать  постановление по делу об административном  правонарушении;

13) получать  возмещение вреда, причиненного  незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс.

 В  порядке, установленном Кодексом, права несовершеннолетнего лица, в отношении которого ведется административный процесс, осуществляют наряду с ним или вместо него его законные представители.

 Физическое  лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязано:

1) являться  по вызовам судьи, должностного  лица органа, ведущего административный  процесс;

11) уведомлять  суд, орган, ведущий административный  процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову;

2) подчиняться  законным требованиям судьи, должностного  лица органа, ведущего административный  процесс, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

3) участвовать в процессуальных действиях (ст. 4.1. ПИКоАП).

Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствии этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ст. 11.4:

- физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, признает свою вину или письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;

- физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, законный представитель лица, в отношении которого ведется административный процесс, извещенные надлежащим образом, уклоняются от явки в суд, орган, ведущий административный процесс. Возможно осуществление привода таких лиц, если не представляется возможным рассмотреть дело по существу в их отсутствие.

При рассмотрении некоторых категорий дел присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности обязательно: мелкое хулиганство, распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения и др. В случае его уклонения от явки по вызову органа, рассматривающего дело, это лицо может быть подвергнуто приводу.

Потерпевшим является физическое лицо, которому административным правонарушением причинен вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации.

Потерпевший вправе

1) давать  объяснения;

2) не  свидетельствовать против самого  себя, членов своей семьи, близких  родственников;

3) представлять  доказательства;

4) заявлять  отводы и ходатайства;

5) пользоваться  родным языком или языком, которым  он владеет, либо услугами переводчика;

6) возражать  против действий судьи, должностного  лица органа, ведущего административный  процесс, и требовать внесения  своих возражений в протокол  об административном правонарушении  или в протокол процессуального  действия;

61) знакомиться  с протоколом об административном  правонарушении, а также материалами  дела об административном правонарушении  по окончании подготовки его  к рассмотрению, делать выписки  из них, с разрешения органа, ведущего  административный процесс, снимать  копии с этих материалов;

Информация о работе Рассмотрение дел об административных правонарушениях в РБ