Проблемы применения административно-предупредительных мер в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:21, дипломная работа

Описание работы

В данной работе изучены государственное управление, рассмотрены приминения административно-правового принуждения, анализ правоохранительной практики, а также административно-предупредительные меры, применяемые полицией

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
1. Методы государственного управления……………………………………5
1.1. Понятие и виды методов государственного управления………………5
1.2. Понятие административно - правового принуждения, его виды и их правовая характеристика…………………………………………………….30
2. Сущность, назначение и правовая регламентация административно-предупредительных мер……………………………………………………..43
2.1. Правовая сущность и назначение административно-предупредительных мер…………………………………………………………………………….43
2.2. Практика применения административно-предупредительных мер органами внутренних дел............................................................................…47
Заключение…………………………………………………………………...53
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

черновик.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Без использования административных методов невозможно достижение целей упорядочивающего воздействия на поведение различных участников управленческих общественных отношений. Кто-то должен решать повседневно возникающие в этой сфере вопросы, для чего и необходимы соответствующие рычаги юридического властвования. И они находятся в руках субъектов государственно-управленческой деятельности, которые осуществляют администрирование, т.е. управление. На этой базе и возникло наименование наиболее характерных для этих субъектов методов - административные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие административно-правового принуждения, его виды и их характеристика.

Государственное принуждение  представляет собой сложный социально-правовой институт, характеризующийся различными особенностями, связями, структурой, процессуальными механизмами.

Институт административно-правового принуждения является комплексным административно-правовым институтом, который аккумулирует нормативные установления различного характера для регулирования правоприменительной, правоохранительной и правовосстановительной деятельности государства в специфической сфере — функционирования исполнительной власти, обеспечения законности реализации мер принуждения, создания и поддержания правопорядка.

В административной науке  даются разные определения понятия административно-правового принуждения. По мнению Д. Н. Бахраха, "административно-правовое принуждение — это особый вид государственного принуждения, который состоит в применении субъектами функциональной власти предусмотренных нормами административного права мер принуждения в связи с неправомерными действиями".3

"Ю. П. Битяк определяет административно-правовое принуждение как систему средств психологического или физического воздействия на сознание и поведение людей с целью достижения четкого выполнения установленных обязанностей, развития общественных отношений в рамках закона, обеспечения правопорядка и законности".4

Административно-правовое принуждение является особой, самостоятельной  разновидностью правового принуждения. Административно-правовое принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Применение административно-правового принуждения обусловлено:  
1) необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей;

2) необходимостью пресекать  правонарушения;

3) предупреждение правонарушений.

Меры административно-правового принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений (например, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения). В литературе высказывается и иное мнение. "Д.Н. Бахрах отмечает, что "всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав. Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата".5 
Административно-правовое принуждение применяется только к правонарушителям в случаях и в порядке, указанном в законе. Он указывает, что "как и вообще все средства государственного принуждения, административные меры применяются в связи с правонарушениями. Но они применяются в связи с наличием особого основания - административного проступка. Поскольку проступки менее вредны чем преступления той меры административного принуждения в общем менее суровы, чем уголовное наказание." 
Севрюгин В.Е. отмечает, что "административное принуждение является разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении уполномоченными на то административно-юрисдикционными органами (должностными лицами), народными судами (судьями) установленных нормами административного права принудительных мер воздействия к правонарушителями в связи с неисполнением правовых предписаний".6 Административно-правовое принуждение имеет свои индивидуальные особенности.

Севрюгин В.Е. Выделяет следующие характерные черты административно-правового принуждения:

1. Основанием применения мер административно-правового принуждения является административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, - преступление, не представляющее большой общественной опасности.

2. Меры административно-правового принуждения применяются к лицам и органам, в отношении которых субъект административной власти не является вышестоящим в порядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административной властью.

3. Субъект административной  власти и нарушитель не являются  членами одного коллектива и  последний непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административно-правового принуждения.

4. Являются результатом реализации государственно-властных полномочий и состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.

5. Применяется для прекращения противоправных действий, наказания нарушителей в административном порядке, обеспечения общественной безопасности и установленного правопорядка.

6. Осуществляется в рамках административно процессуальных норм.

7. Способствует профилактике преступлений.

8. Осуществляется на строго правовой основе.

Меры административно-правового принуждения имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами правоприменения административно-правовых средств воздействия. 
Административно-правовое принуждение - широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют.

Административно-правовое принуждение служит целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка.

          Исходя из вышесказанного, можно  сделать вывод о том, что  административно-правовое принуждение  - это психическое либо физическое воздействие на сознание и поведение субъектов с целью понудить их путем угрозы применения предусмотренных в законодательстве административных санкций к должному поведению (совершению предписанных действий), либо к подчинению установленным запретам и ограничениям, а равно само применение с соблюдением процессуальных требований уполномоченными органами, должностными лицами мер административного воздействия, сопровождающихся отрицательными последствиями личностного, организационного, материального характера с целью предупреждения правонарушений, для пресечения противоправного поведения, предотвращения возможных вредных последствий, наказания виновных в совершении административных правонарушений, обеспечения охраны прав и свобод граждан, общественного порядка, различных видов собственности, создания режима законности во всех сферах и государственной дисциплины, восстановления нарушенных законных прав и интересов государства, юридических лиц и граждан.

Особенности административно-правового принуждения:

  • основывается на нормах административного права;
  • применяется как физическими, так и юридическими лицам;
  • применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
  • закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
  • применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
  • система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
  • применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
  • порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;
  • применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
  • законность применения обеспечивается системой гарантий;
  • применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

Цели административно-правового принуждения:

  1. предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;
  2. пресечение правонарушений;
  3. восстановление нарушенного состояния;
  4. процессуальное обеспечение;
  5. наказание (ответственность) правонарушителя.

 Государство, охраняя неприкосновенность личности, ее права и свободы, законные интересы граждан, органов, предприятий, учреждений и организаций, вынуждено применять принуждение. Ведь правовое государство - это, прежде всего порядок в обществе и защищенность гражданина. Принуждение необходимо для охраны правопорядка и интересов граждан и организаций, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти. В обществе существуют различные виды принуждения. По объекту воздействия различаются психическое, материальное, организационное и физическое воздействие.

Непосредственным объектом психического принуждения является психика человека, его разум, эмоции, воля. Материальное принуждение воздействует на поведение личности, на должностных  и юридических лиц, через принадлежащие  им денежные средства и имущество: определенным образом ограничивает владение, распоряжение и пользование имуществом, лишает некоторых материальных благ, имеющихся в распоряжении владельца, взыскивает с нарушителя денежные суммы, штраф и др. Примерами организационного воздействия являются увольнение, исключение, лишение прав, ликвидация организаций. К физическому принуждению относятся такие меры, которые непосредственно воздействуют на личность, ограничивая свободу ее действий, пресекая противоправное поведение. По юридическому критерию очень важно отличать легальное (правовое) и нелегальное (не основанное на законе) принуждение (насилие). Внутри страны источником насилия могут быть преступность, охлократия («власть толпы», самосуд) и т.д. Принуждение является реакцией на неправомерное для общества деяние, т.е. возникает конфликт между государственной волей, выраженной в норме, и индивидуальной волей лиц, нарушающих ее. Если же нет неправомерных действий - нет и принуждения. Правовое принуждение применяется только к конкретным субъектам права, которые нарушили юридические нормы - это внешнее воздействие на субъекта призванное заставить его выполнять правовые предписания, не допускать новых нарушений, воспитывать виновного. Правовое принуждение осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов: «Сами, по себе юридические нормы предусматривают лишь возможность  принуждения.   Реально  же властно-принудительные свойства правового регулирования концентрируются в актах применения права». Юридические нормы регулируют, какие меры и при каких условиях, в каком порядке и кем могут применяться. Законодательством определяются основания для использования органами власти принуждения, закрепляются признаки (составы нарушений), при наличии которых следует применить принудительные меры. Правовое принуждение может примениться лишь государством. Только оно вправе издавать юридические нормы и применять установленные им санкции. Именно государство обладает специальным аппаратом принуждения, который вправе использовать принудительные меры в отношении граждан и организаций, коллективных субъектов. Что же касается негосударственных организаций, то они могут применять меры принуждения только к своим членам, на основе своих уставов (положений), и только к тем, которые непосредственно связаны с членством в организации. Частные организации не могут физически воздействовать на своих членов. Основная задача принудительных актов - защита правопорядка. По способу его охраны различают три вида принуждения: пресечение, восстановление, наказание (взыскание). Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в норме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. В своей основе принуждение как метод государственного управления так же, как и убеждение, представляет собой сложную систему средств, прие­мов, способов воздействия на поведение граждан и направлена на достижение согласия в обществе.

В зависимости от основания  и процедурных особенностей выделяют четыре основных вида государственного принуждения:

♦         уголовно-правовое;

♦         гражданско-правовое;

♦         дисциплинарное;

♦         административно-правовое.

   Административно  - правовое принуждение как особый  вид государственного принуждения  характеризуется рядом признаков:

  -  является принуждением, основанном на законе, т.е. применяется  исключительно в случаях и  в порядке, предусмотренных нормами  административного права;

   - осуществляется  только уполномоченными на то  должностными лицами;

   - характеризуется  преимущественно внесудебным порядком применения;

   - не связано  с отношениями служебной подчиненности  (в отличие от дисциплинарного  принуждения);

   - отличается оперативностью, а также процессуальной простотой  применения;

   - применяется  в отношении физических и юридических лиц;

   - основанием для  применения административного принуждения  является не только совершение  правонарушения, но также возникновение  особых административно-правовых  ситуаций, допускающих превентивное  принудительное воздействие на  субъектов права.

   Административно-правовое принуждение находит свое выражение в наборе мер принуждения, которые можно классифицировать на следующие группы в зависимости от характера и степени принудительного воздействия, а также цели принуждения, которые одновременно являются и мерами:

   - административного предупреждения;

   - административного пресечения;

   - административно  - процессуального обеспечения;

  - административные правовосстановительные меры (меры защиты);

   - меры административного наказания.

  Таким образом, административно-правовое принуждение применяется как для предупреждения неблагоприятных социальных последствий, так и для прекращения противоправного действия субъектов права, а также исправления сложившейся в результате противоправного поведения ситуации, а также привлечения нарушителя к административной ответственности.

   1. Меры административного предупреждения отличаются от прочих мер административного принуждения, что они применяются до наступления неблагоприятных последствий чьего-то асоциального или антисоциального поведения, т.е. в отношении заведомо законопослушных субъектов административного права (физических и юридических лиц). Их цель - предотвращение вольного или невольного причинения вреда жизненно важным общественным интересам со стороны различных субъектов. Такие меры принимаются как с целью предотвращения распространения опасных заболеваний, так и в целях предотвращения уклонения от уплаты налогов со стороны юридического лица.

Информация о работе Проблемы применения административно-предупредительных мер в России