Проблемы применения административно-предупредительных мер в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:21, дипломная работа

Описание работы

В данной работе изучены государственное управление, рассмотрены приминения административно-правового принуждения, анализ правоохранительной практики, а также административно-предупредительные меры, применяемые полицией

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3
1. Методы государственного управления……………………………………5
1.1. Понятие и виды методов государственного управления………………5
1.2. Понятие административно - правового принуждения, его виды и их правовая характеристика…………………………………………………….30
2. Сущность, назначение и правовая регламентация административно-предупредительных мер……………………………………………………..43
2.1. Правовая сущность и назначение административно-предупредительных мер…………………………………………………………………………….43
2.2. Практика применения административно-предупредительных мер органами внутренних дел............................................................................…47
Заключение…………………………………………………………………...53
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

черновик.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

   К числу административно-предупредительных мер относятся:

   - карантин;

   - принудительный осмотр и досмотр багажа;

   - реквизиция грузов;

   - медицинское освидетельствование;

   - ревизии, проверки;

   - регистрационные и лицензионные процедуры и т.п.

   2. Меры административного пресечения направлены на прекращение противоправного поведения (поведения, характеризующегося внешними признаками противоправности). Пресекательные меры могут быть применены в отношении невиновного лица (если оно является недееспособным или признается невиновным по другим основаниям), а также в отношении поведения, фактически не содержащего состава правонарушения. Применение мер пресечения связано с оперативным реагированием на чрезвычайную ситуацию, что подразумевает возможность ошибочно предпринятых действий в результате отсутствия необходимой информации и времени для анализа ситуации.

   Меры административного пресечения классифицируются по различным основаниям. "Так, Ю.М. Козлов классифицировал их на:

   - меры, применяемые  непосредственно к личности правонарушителя;

   - меры имущественного  характера (изъятие оружия, снос  самовольно возведенных строений);

   - меры технического  характера (запрещение эксплуатации  неисправного транспортного средства, приостановление работы вследствие нарушения правил техники безопасности);

   - меры финансового  характера (сокращение финансирования, прекращение кредитования);

   - меры медико-санитарного  характера (прекращение работы  предприятия вследствие несоблюдение  санитарных норм и правил);

  -  меры, связанные  с осуществлением лицензионно-разрешительной  системы (приостановление действия  лицензии);

   - меры специального  и исключительного назначения (применение специальных средств)".7

   Д.Н. Бахрах  по цели и способу воздействия  различает общие, специальные и процессуальные меры пресечения.

   Думается, отдельного  упоминания достойны меры административного пресечения, применяемые к личности. Среди них и меры специального и исключительного назначения. К ординарным мерам личного характера относятся требование прекратить неправомерные действия, непосредственное физическое воздействие, задержание, личный досмотр, досмотр багажа и другие меры. К специальным мерам можно отнести применение огнестрельного оружия, специальных газовых средств, водометов, палок специальных, средств ограничения подвижности и т.п.

   Прочие меры  пресечения могут быть применены  в отношении как физических, так и юридических лиц.

Меры административного  пресечения своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Они также разнообразны и применяются различными исполнительными органами (должностными лицами).

К их числу, например, относятся:

- требования прекратить  противоправные действия (например, полиция вправе требовать от  граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий полиции);

- непосредственное физическое  воздействие; 

- применение специальных средств (палок специальных, специальных газовых средств, средств ограничения подвижности, водометов и т.п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений;

- применение оружия (например, для остановки транспортного  средства, если водитель создает реальную опасность здоровью и жизни людей);

- принудительное лечение  лиц, страдающих заболеваниями,  опасными для окружающих;

- временное отстранение  от работы инфекционных больных; 

- запрещение эксплуатации  транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

- запрещение или ограничение  ремонтно-строительных работ на  улицах и дорогах, если не  соблюдаются требования по обеспечению  общественной безопасности и  т.п. 

К мерам пресекательного  характера относятся также специфические меры, предусматриваемые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Это — меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

1) доставление;

2) административное  задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей  и документов;

5) отстранение  от управления транспортным средством соответствующего вида;

5.1) освидетельствование  на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское  освидетельствование на состояние  опьянения;

7) задержание  транспортного средства, запрещение  его эксплуатации;

8) арест товаров,  транспортных средств и иных вещей;

9) привод;

10) временный  запрет деятельности;

11) залог за  арестованное судно;

12) помещение  в специальные учреждения иностранных  граждан или лиц без гражданства,  подлежащих административному выдворению  за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Действующее законодательство и административно-правовые нормы  нередко закрепляют за соответствующими исполнительными органами (должностными лицами) полномочия по приостановлению  либо прекращению деятельности предприятий и организаций в случае нарушения ими тех или иных общеобязательных правил. Приостановление производственной деятельности предприятий или их закрытие имеет место в случае нарушения нормативных требований по охране труда.

Краевая, областная администрация приостанавливает строительство, которое ведется с нарушением утвержденных проектов и планов застройки; в порядке осуществления экологического контроля и надзора ограничивает, приостанавливает или прекращает деятельность предприятий и иных объектов независимо от формы собственности и подчиненности, если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранительного законодательства; запрещает строительство экологически вредных объектов и т.п.

Применение мер административного принуждения во всех его вариантах усиливается в условиях чрезвычайного положения. Органы, осуществляющие управление в этих условиях, наделяются чрезвычайными полномочиями, необходимыми для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка, законности и ликвидации угрозы безопасности граждан.

Так, возможно временное  выселение граждан из районов, опасных  для проживания; введение особого  режима въезда и выезда граждан; запрещение проведения собраний, митингов, уличных  шествий и демонстраций; запрещение проведения забастовок; введение особых правил пользования связью; ограничение движения транспортных средств; введение комендантского часа; приостановление деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений; приостановление полномочий местных представительных органов власти; использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств и т.п.

Несмотря на неординарность мер административного принуждения, их использование в интересах реализации задач и функций исполнительной власти объективно необходимо. Однако это вовсе не означает, что методы прямого управляющего воздействия (т.е. административно-правовые методы) основаны исключительно на принуждении.

Ошибочность подобного рода взглядов очевидна, так как, во-первых, принудительные меры нередко являются единственным средством обеспечения нормальных условий функционирования системы государственного управления и, во-вторых, с их помощью достигаются правоохранительные цели государственно-управленческой деятельности. В силу этого эти меры не исчезают из арсенала средств (методов), используемых и в условиях перехода к рыночным отношениям.

В этом смысле, например, показательны принудительные меры проведения в жизнь антимонопольной политики, упорядочения финансовой системы и т.п. Очевидно, что они должны сопутствовать стимулирующим средствам управления, пока не эффективным и даже искажающимся в управленческой практике.

3. Меры административно-процессуального обеспечения по делам об административных правонарушениях представляют собой специфические средства административно-правового принуждения, применяемые в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Таким образом, они направлены на решение задач производства по делам об административных правонарушениях, закрепленных в ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К их числу относятся: "своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений".8 Производство по делам об административных правонарушениях начинается и ведется с целью всестороннего выяснения всех обстоятельств правонарушения, установления личности виновного, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств и вынесения законного и обоснованного решения по делу, т.е. обеспечивает привлечение виновного к административной ответственности.

Существенная особенность  производства по делам об административных правонарушениях состоит в том, что оно представляет собой специфическую, обособленную, самостоятельную, четко урегулированную законом и направленную на реализацию административной ответственности административно-процессуальную деятельность органов внутренних дел (и других правоохранительных органов). Такая деятельность осуществляется органами внутренних дел в ходе выполнения повседневных правоохранительных функций, наряду с реализацией надзорных и иных полномочий. Например, патрульно-постовой наряд полиции при несении службы по охране общественного порядка выполняет надзорные функции. Обнаружив правонарушение, он принимает меры к его пресечению (требует прекратить нарушение, устанавливает личность нарушителя, а если этими действиями не удается пресечь нарушение или если личность нарушителя на месте установить невозможно, то доставляет его в дежурную часть ОМВД). Здесь намечена лишь общая схема действий патрульного. В реальной жизни характер и последовательность его действий зависят от конкретной обстановки: поведения нарушителей, их количества и других обстоятельств. Устанавливая личность нарушителей, потерпевших, свидетелей (при наличии таковых), применяя доставление, патрульно-постовой наряд тем самым уже осуществляет действия, направленные на привлечение виновных к административной ответственности, т. е. частично решает задачи производства по делам об административных правонарушениях. Таким образом, если производство по делам об административных правонарушениях начинается с момента составления протокола о данном нарушении, то деятельность по его обеспечению осуществляется непосредственно с момента выявления правонарушения. Она тесно связана с выполнением административно-надзорных и иных правоохранительных функций.

4. Административные правовосстановительные меры (меры защиты). Административные правовосстановительные меры это вид мер административно-правового принуждения, применяемых в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности.

К таким мерам относятся: возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением, снос самовольно возведенных зданий, выселение граждан из самовольно занятых жилых помещений, взыскание недоимки, взыскание пени, изъятие имущества, денежных средств, незаконно полученных субъектами и другие меры.

Особое место в системе мер административного восстановления занимает взыскание имущественного ущерба в соответствии со ст. 4.7 КоАП России.

Обусловлено это тем, что административное правонарушение может сопровождаться причинением  гражданину, предприятию, учреждению или организации имущественного ущерба. Такой ущерб подлежит возмещению в установленном законом порядке. Возмещение имущественного ущерба - один из способов защиты гражданских прав.

Из содержания ч. 1 статьи 4.7 КоАП вытекает, что "судья, рассматривая дело об административном правонарушении и принимая постановление о мере административного наказания, может одновременно принять решение о возмещении имущественного ущерба".9 При этом он не ограничен суммой ущерба. Однако решение допустимо лишь при отсутствии спора об ущербе. Кроме того, комментируемой статьей это трактуется как право, но не обязанность судьи. В постановлении по конкретному делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения (ч. 2 ст. 29.10).

КоАП РФ впервые регулирует вопрос о возмещении морального вреда, причиненного лицу административным правонарушением, отсылая к порядку, предусмотренному гражданским процессуальным законодательством.

Административно-правовое воздействие не связано с имущественными компенсациями, так как особенное последствие правонарушения, осуществляемое административным иском, составляет отмена незаконного распоряжения. Применяемые исполнительной властью меры принуждения смешены с процессуальной формой разрешения спора о праве гражданском.

Административно-правовое воздействие часто оформлено  в специальных административно-правовых режимах, и меры восстановления должны быть направлены на восстановление нарушенного  режимного положения, а не как  это имеет место при взыскании убытков в возмещение ущерба, ибо оно производится в интересах конкретного лица.

Информация о работе Проблемы применения административно-предупредительных мер в России