Административное право в таблицах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 16:44, шпаргалка

Описание работы

Административное право — одна из важнейших отраслей правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти или в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Содержание работы

ЧАСТЬ I. Основные институты административного права
Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава 4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 5. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ
Глава 7. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 8. ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА, ОБЩЕСТВА, ФОНДЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Глава 11. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 12. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
Глава 15. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Глава 17. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ЧАСТЬ II. Организация государственного управления
Глава 18. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
Глава 19. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Глава 20. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Файлы: 1 файл

AP_v_skhemakh_i_tablitsakh.doc

— 3.51 Мб (Скачать файл)

8. Полномочия федерального министерства, федеральной службы и федерального  агентства

Полномочия федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства

Полномочия федерального министерства

  • осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ;
  • не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ;
  • осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Функции федерального министра

Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр), который:

  • утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
  • вносит в Правительство РФ по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;
  • вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
  • вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законам и к компетенции Правительства РФ;
  • во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
  • имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом; > назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
  • назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;
  • осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

Полномочия федеральной службы

  • издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы;
  • не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Полномочия федерального агентства

  • издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства;
  • не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

9. Основы организации системы органов  исполнительной власти в субъектах  Федерации

Основы организации системы органов исполнительной власти в субъектах Федерации

Принципы деятельности

  • государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
  • распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
  • верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
  • единство системы государственной власти;
  • разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации;
  • самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий;
  • самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Федерации

  • по предметам ведения субъектов Федерации определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации;
  • по предметам совместного ведения определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями о передаче части полномочий региональных органов исполнительной власти федеральным, и наоборот;
  • по предметам ведения Российской Федерации определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ, а также соглашениями о передаче части полномочий региональных органов исполнительной власти федеральным, и наоборот.

Случаи возложения отдельных полномочий органов исполнительной власти субъекта Федерации на федеральные органы

  • стихийное бедствие, катастрофа, иная чрезвычайная ситуация;
  • если просроченная задолженность субъекта Федерации по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, превышает 30% собственных доходов бюджета субъекта Федерации в последнем отчетном году;
  • при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления субвенций из федерального бюджета, исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона, нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ, если такое нарушение установлено соответствующим судом.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации7

Порядок назначения8

  • кандидатура представляется Президенту РФ Руководителем Администрации Президента РФ по предложению полномочного представителя Президента РФ в соответствующем федеральном округе не позднее, чем за 90 дней со дня истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации, а в случае досрочного прекращения его полномочий — в течение 10 дней;
  • предложение о кандидатуре на указанную должность вносится Президентом РФ не позднее, чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации);
  • законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации рассматривает представленную Президентом кандидатуру в течение 14 дней со дня внесения представления о ней
  • решение законодательного (представительного) органа о наделении гражданина Российской Федерации указанными полномочиями считается принятым, если за него проголосовали более половины от установленного числа его депутатов;
  • если законодательным (представительным) органом представленная кандидатур отклоняется, Президент РФ не позднее семи дней со дня ее отклонения повторно вносит предложение о кандидатуре на указанную должность. В случае двукратного отклонения этой кандидатуры Президент РФ вправе назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) на период до вступления должность лица, наделенного такими полномочиями, но не более чем на шесть месяцев;
  • в случае двукратного отклонения кандидатуры на должность руководителя исполнительного органа субъекта Федерации Президент РФ может провести соответствующие консультации по кандидатуре руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, а затем по их результатам внести предложение о кандидатуре на указанную должность либо назначить временно исполняющего его обязанности.

Особенности

  • высшим должностным лицом субъекта Федерации может стать гражданин Российской Федерации, достигший тридцати лет;
  • наделяется полномочиями на срок не более пяти лет.

Полномочия

  • представляет субъект Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта Федерации;
  • обнародует законы, отклоняет их;
  • формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации в соответствии с законодательством субъекта Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации;
  • обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации с иными органами государственной власти субъекта Федерации, может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Случаи досрочного прекращения полномочий

  • смерть;
  • отрешение от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации;
  • отставка по собственному желанию;
  • отрешение его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
  • признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим;
  • вступление в законную силу обвинительного приговора суда;
  • выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  • утрата гражданства Российской Федерации

Высший орган исполнительной власти субъекта Федерации

Основы деятельности

  • является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Федерации;
  • обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Федерации;
  • наименование, структура, порядок формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Федерации;
  • обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать;
  • финансируется за счет средств бюджета субъекта Федерации.

Полномочия

  • обеспечивает социально-экономическое развитие субъекта Федерации;
  • участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
  • осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина;
  • формирует органы исполнительной власти субъекта Федерации (министерств, государственных комитетов и т.д.);
  • управляет и распоряжается собственностью субъекта Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

Понятие

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти — это государственные органы, находящиеся в подчинении федеральных органов исполнительной власти, которые их создали.

Основы организации

Правовая основа

  • действуют на основе Конституции РФ и иных законодательных актов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ;
  • руководствуются в своей деятельности правовыми актами ведомств Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации, принятыми в пределах их компетенции.

Создание, реорганизация и ликвидация

Производятся соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга (те же вопросы на территории автономного округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон).

Назначение и освобождение от должности руководителей

Производятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с губернаторами, администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Финансирование деятельности

Осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации, а также соответствующих бюджетов субъектов Федерации и других источников финансирования, установленных законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации оказывают необходимую помощь территориальным органам в выделении им помещений и создании необходимых условий для их работы и социального развития.

Основные задачи

  • принимают участие в соответствии с профилем их деятельности в выработке мер и способов государственного регулирования социально-экономического развития субъектов Федерации в условиях проведения экономической реформы, в анализе межрегиональных программ, разработке вариантов межрегиональной кооперации и подготовке других вопросов, входящих в компетенцию соответствующих ведомств;
  • систематически информируют ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации о проводимой ими работе в регионах в условиях экономической реформы.

Принципы деятельности

  • разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;
  • разграничение предметов ведения между центральными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации;
  • персональная ответственность.

Права

1) представляют соответствующие  ведомства Российской Федерации  в их отношениях с органами  исполнительной власти субъектов  Федерации;

2) запрашивают и получают:

  • от соответствующих ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Федерации необходимую для осуществления своей деятельности информацию;
  • от предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности сведения, необходимые для выполнения возложенных на них задач;
  • от органов статистики информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные в установленном порядке;

3) участвуют в работе соответствующих  центральных органов федеральной  исполнительной власти;

4) принимают участие в разработке программ, концепций, схем и других документов, связанных с вопросами реализации экономической реформы;

5) вносят предложения в соответствующие  центральные органы федеральной  исполнительной власти и органы  исполнительной власти субъектов Федерации.


1 Старилов Ю.Н. Указ. соч. — С. 422—423.

2 Нести административную ответственность — это единственный признак правового статуса субъекта отрасли, который объединяет всех субъектов административного права, предусматривая, однако, учет факторов статусного свойства, поскольку деликтоспособность в рамках института административной ответственности возникает в зависимости от того, физическое, должностное или юридическое лицо является субъектом правонарушения.

3 В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин, З.А. Багишаев и Ю.Н. Старилов предлагают наиболее полную классификацию субъектов административного права. См.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право- Учебник - М., 1996. - С. 43-45; Старилов Ю.Н. Указ. соч. - С. 426-430.

4 Некоторые специалисты (Д.Н. Бахрах) не относят Президента РФ к числу субъектов административного права. Причиной такого отказа от признания за Президентом административно-правового статуса может являться, в частности, то обстоятельство, что в ряде государств должность Президента предполагает, что именно он является главой исполнительной власти (например, в США). В таком случае административные полномочия Президента более очевидны. В нашей же Конституции Президент выведен за рамки системы исполнительной власти, и его административно-правовой статус становится очевидным только в результате анализа целой группы норм Основного закона страны. См.: Бахрах Д.Н. Указ. соч.

5 Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 28 июля, 13 сентября, 11 октября, 18 ноября, 1 декабря 2004 г., 22 июля, 5 сентября, 3 октября 2005 г.).

6 Распоряжение Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 6 августа 2004 г. № 1363/1001 «Перечень полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 26 августа 2005 г.) // Российская газета. — 2004. — № 170.

7 Порядок наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного (руководителя лица субъекта Федерации высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) определяется Федеральным законом от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

8 Определяется Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».

 

Глава 5. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1. Основы административно-правового  статуса гражданина. Права и обязанности  гражданина в сфере государственного  управления

Основы административно-правового статуса гражданина. Права и обязанности гражданина в сфере государственного управления

Понятие административно-правового статуса гражданина

Административно-правовой статус гражданина — это составная часть общего правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, указами Президента РФ и иными нормативными правовыми актами.

Основные права гражданина в сфере государственного управления

Социально-экономические

  • право на образование (право на поступление в общеобразовательную школу, право на поступление в высшее учебное заведение);
  • право на жилище;
  • право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;
  • право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Политические

  • право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
  • свобода мысли;
  • свобода шествий;
  • право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
  • право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;
  • право на административное обжалование;
  • право на судебное обжалование (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (с изм. и доп.) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» и Федеральный закон от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (с изм. и доп.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»);
  • право на объединение;
  • право мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Личные

  • право на личную неприкосновенность;
  • право на приобретение оружия, на хранение и ношение определенных видов оружия (реализуется Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и контролируется органами внутренних дел);
  • право на донорство;
  • право на перемену фамилии, имени, отчества;
  • право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
  • права на управление транспортными средствами;
  • право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности

Основные обязанности гражданина в сфере государственного управления

  • соблюдение законов, подзаконных актов;
  • своевременная уплата установленных законом налогов и сборов;
  • обязанность проходить службу в вооруженных силах;
  • соблюдение административно-правовых норм и требований органов государственной власти и местного самоуправления;
  • обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, соблюдать правила санитарии и гигиены;
  • обязанность соблюдать трудовую дисциплину;
  • обязанность соблюдать правила дорожного движения;
  • обязанность регистрации и снятия с регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания

Правовое закрепление прав и обязанностей граждан

Законодательными органами

  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1;
  • Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изм. и доп.);
  • Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.);
  • Закон РФ от 25 июля 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изм. и доп.);
  • Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ

  • Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325;
  • Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232;
  • Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. №901;
  • постановление Правительства РФ от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».

Полномочия органов исполнительной власти

  • издают нормативные правовые акты, конкретизирующие конституционные права и обязанности граждан (например, Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. № 587 (с изм. и доп.);
  • издают нормативные правовые акты, конкретизирующие права и обязанности граждан, установленные законодательством Российской Федерации (например, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» детализируется Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 (с изм. и доп.);
  • издают нормативные правовые акты, в которых первично предоставляют определенные права, например, право на управление транспортным средством (Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090);
  • издают нормативные правовые акты, определяющие способы приобретения ими этих прав и обязанностей (например, Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. № 605 (с изм. и доп.);
  • содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав;
  • осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Содержание административной правосубъектности граждан

Административная правоспособность

Признаваемая возможность быть субъектом административного права, иметь права и выполнять обязанности административно-правового характера. Многие права гражданина, имеющие административно-правовой характер, возникают с момента его рождения, затем в течение жизни приобретаются им и прекращаются с его смертью (например, активное избирательное право наступает по достижении лицом 18 лет, право быть избранным депутатом Государственной Думы — с 21 года, а Президентом РФ — с 35 лет).

Административная дееспособность

Способность лица своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять обязанности, а также нести ответственность в соответствии с нормами права. Согласно Конституции РФ полная дееспособность граждан Российской Федерации возникает с 18 лет (ст. 60). Однако административная дееспособность может возникнуть и раньше (например, с 16 лет в связи с совершением административного правонарушения или по другим основаниям).

Правовая основа различий в административно-правовом статусе граждан

  • Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (с изм. и доп.);
  • Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (с изм. и доп.);
  • Федеральный закон от 19 июня 1996 г. № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
  • Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
  • Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с изм. и доп.).

Информация о работе Административное право в таблицах