Административное право в таблицах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 16:44, шпаргалка

Описание работы

Административное право — одна из важнейших отраслей правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти или в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Содержание работы

ЧАСТЬ I. Основные институты административного права
Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава 4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 5. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ
Глава 7. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 8. ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА, ОБЩЕСТВА, ФОНДЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Глава 11. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 12. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
Глава 15. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Глава 17. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ЧАСТЬ II. Организация государственного управления
Глава 18. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
Глава 19. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Глава 20. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Файлы: 1 файл

AP_v_skhemakh_i_tablitsakh.doc

— 3.51 Мб (Скачать файл)

 

6. Система административного права

Система административного права

Понятие

Система административного права — это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.

Содержание

Общая часть

В Общей части объединяются нормы, регулирующие общественные отношения, общие для всех отраслей и институтов государственного управления. В нее включаются нормы права, закрепляющие принципы и содержание государственного управления, исполнительной власти, механизм административно-правового регулирования, правовое положение субъектов (органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих, граждан, общественных объединений и др.).

Особенная часть

В Особенной части содержатся нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (в экономической, социально-культурной и административно-политической).

Институты

Институты административного права отражают наиболее важные, общие проблемы административно-правового регулирования общественных отношений, позволяют комплексно подойти к решению многих вопросов, связанных с функционированием всей системы исполнительной власти.

Виды

  • принципы государственного управления;
  • административно – правовой статус граждан (физических лиц);
  • административно-правовой статус органов исполнительной власти;
  • государственная и муниципальная служба;
  • административно-правовой статус негосударственных (общественных) объединений;
  • административно-правовой статус предприятий, учреждений;
  • формы государственного управления;
  • методы государственного управления;
  • административная ответственность;
  • административный процесс;
  • обеспечение законности в государственном управлении;
  • административно-правовые основы управления в сфере экономики;
  • административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;
  • административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.

7. Административное право как наука: понятие, предмет, задачи и методология

Административное право как наука: понятие, предмет, задачи и методология

Понятие

Наука административного права — это составная часть российской правовой науки, система правовых взглядов, представлений, теоретических положений о данной отрасли права, различных концепций и позиций по вопросам развития административного права как отрасли права и составляющих ее предмет общественных отношений.

Предмет

Предметом изучения науки административного права являются общие закономерности развития и функционирования государственного управления, а также анализ состояния и перспектив развития административно-правового законодательства.

Задачи

  • выявление проблем и сложностей в функционировании данной отрасли права, а также разработка оптимальных вариантов их решения;
  • проверка эффективности своих норм, изучение практики их применения, выявление норм, которые на практике могут вызвать нежелательные результаты, составление прогнозов и предложение рекомендаций по совершенствованию административного права.

Методы изучения предмета

Общенаучные методы

Диалектика

Метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии.

Анализ

Расчленение объекта на составляющие его элементы.

Синтез

Соединение элементов в единое целое.

Аналогия

Правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках.

Собственные, научные методы

Системный

Рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и вне системы.

Сравнительного правоведения

Изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран.

Формально-юридический

Метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений, таких, как экономика, политика, экология и др.


 

8. Административное право как учебная дисциплина

Административное право как учебная дисциплина

Понятие

Административное право как учебная дисциплина — это обязательный предмет для всех высших и средних юридических учебных заведений, содержащий систематизированную, отвечающую требованиям методики преподавания систему необходимых для получения юридического образования знаний о государственной администрации.

Отличие науки административного права от учебной дисциплины

Учебная дисциплина базируется на соответствующей науке. Содержание курса во многом зависит от того, каковы достижения науки, насколько полно административно-правовые нормы и отношения исследованы учеными. Научные исследования могут быть несистематизированными, в науке возможны пробелы, неисследованность определенных правовых явлений. А курс должен быть полным, беспробельным. Поэтому в последние годы, когда не все административно-правовые новеллы привлекли внимание ученых, авторам учебников приходится пополнять «копилку знаний» об административно-правовых феноменах или просто комментировать новые нормы, акты. Результаты научных исследований содержатся в диссертациях, монографиях, статьях, докладах, а содержание курса административного права раскрывается в учебниках, учебных пособиях, программах, лекциях. Не все результаты научных исследований востребуются учебной дисциплиной. В ней должны содержаться только наиболее значимые для студентов, учащихся положения. Так, огромное количество научных работ посвящено деятельности органов внутренних дел, а в учебниках о них рассказывается лишь на небольшом числе страниц. Написано много содержательных монографий, статей по вопросам государственной службы, но лишь малая толика их содержания может быть востребована в учебной литературе.

Цели науки и учебной дисциплины различны. Цель науки — систематизация, приращение знаний, критический анализ системы правовых норм, реальных общественных отношений с использованием разнообразных методов исследований. Учебная дисциплина призвана довести до студентов, учащихся, слушателей при помощи методик преподавания, как правило, уже добытые наукой, проверенные на практике сведения, выводы, рекомендации.

Содержание учебной дисциплины в гражданских учебных заведениях зависит от режима секретности. Так, до 90-х годов XX в. нормы о государственной тайне, оперативно-розыскной деятельности, как правило, были секретными. Поэтому соответствующие вопросы в курсах административного права на юридических факультетах университетов, в юридических институтах, техникумах не рассматривались. Учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Содержание научных исследований детерминировано существующими административно-правовыми актами, нормами, отношениями. А содержание курса во многом зависит от пристрастий, опыта, системы научных взглядов составителей учебных планов и учебных программ, преподавателей, ведущих учебные занятия, от авторов учебников.


1 Подробнее см.: Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. – М., 2002. – С. 45

Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

1. Понятие и особенности административно-правовых  норм

Понятие и особенности административно-правовых норм

Понятие

Административно-правовая норма — это правило поведения, установленное государством в целях регулирования общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.

Назначение административно-правовых норм

Правовое обеспечение механизма исполнительной власти (государственного управления) с целью упорядоченности организации и эффективного функционирования всей системы исполнительной власти (государственного управления) и отдельных ее звеньев, создания прочного режима законности и государственной дисциплины в государственно-управленческой деятельности.

Особенности административно-правовых норм

  • являются нормативной базой для регулирования общественных отношений, служащих предметом обеспечения других отраслей права — финансового, налогового, предпринимательского и др.;
  • определяют границы должностного поведения в сфере государственного управления;
  • имеют прямое действие;
  • подзаконны: создаются на основе и во исполнение Конституции РФ, законов, указов Президента РФ;
  • вторичны, поскольку именно этими нормами определяется механизм реализации норм, определенных в законах;
  • императивны, т.е. имеют обязательный характер и должны исполняться в одностороннем порядке.

2. Структура административно-правовой  нормы

Структура административно-правовой нормы

Гипотеза

  • указывает на условия применения того или иного правила поведения;
  • содержит конкретные фактические условия применения нормы права;
  • содержит лишь общую характеристику условий, при которых норма может быть реализована;
  • является общей как для одного акта, так и для других однородных актов.

Диспозиция

Основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера.

Санкция

  • всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений;
  • указывает на меры возможного государственного воздействия за нарушения требований, сформулированных в диспозиции правовой нормы.

В виде:

  • дисциплинарного воздействия;
  • административного воздействия.

3. Виды административно-правовых норм

Виды административно-правовых норм1

По предмету регулирования

Материальные

  • закрепляют права и обязанности участников управленческих отношений, их ответственность;
  • определяют правовой режим, в котором должна функционировать система исполнительной власти.

Процессуальные

Определяют порядок реализации материальных норм.

По юридическому содержанию

Обязывающие

Предписывают в предусмотренных нормой условиях совершать те или иные действия.

Запрещающие

Устанавливают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой.

Уполномочивающие

Предусматривают возможность действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению.

Ограничительные

Предусматривают ограничения в совершении определенных действий.

Стимулирующие

Обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих отношений.

Рекомендательные

Предусматривают, как поступать в тех или иных условиях, предоставляют возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения той или иной ситуации.

Регистрационные

Касаются организации и проведения митингов, шествий; регистрации политических партий, общественных объединений и т.д.

По адресату

Регулирующие

  • организация и деятельность различных звеньев аппарата государственного управления;
  • административно-правовой статус государственных служащих;
  • административно-правовой статус граждан;
  • организация и деятельность государственных предприятий и учреждений;
  • вопросы функционирования коммерческих структур;
  • административно-правовой статус общественных объединений.

По способу выражения

Письменные

Выражены в форме письменных предписаний (например, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ).

Словесные

Выражены в форме устных предписаний уполномоченного лица (например, предупреждение инспектора ГИБДД о соблюдении правил дорожного движения).

Конклюдентные

Выражены в форме действий, жестов, знаков (например, жест инспектора ГИБДД об остановке транспортного средства).

По действию во времени

Срочные

Указывают срок действия (например, дорожный знак «Остановка запрещена» с указанием времени).

Бессрочные

Устанавливаются на неопределенный срок — до их отмены (например, Закон о милиции).

По федеральному устройству

Общефедеральные

Принимаются, действуют и регулируют отношения на уровне федеральных органов государственной власти.

Субъектов Федерации

Принимаются, действуют и регулируют отношения на уровне субъекта Федерации.

Местные

Принимаются территориальными органами федеральных или региональных органов исполнительной власти либо органами местного самоуправления в пределах переданных им полномочий в области государственного управления.

По характеру правового воздействия

Охранительные

Предусматривают правила, направленные на защиту прав и свобод человека, охрану правопорядка, государственной безопасности, обороны страны, окружающей природной среды и т.п.

Регулятивные

Регулируют деятельность физических и юридических лиц, органов государства и других субъектов в целях достижения позитивных управленческих результатов.

По объему правового регулирования

Межотраслевые

Регулируют отношения нескольких, как правило, схожих отраслей права.

Отраслевые

Регулируют отношения, складывающиеся в области административного права.

По направленности правового регулирования

Внутренние

Регулируют отношения внутри системы государственного управления.

Внешние

Определяют права и обязанности управляемых субъектов.

Информация о работе Административное право в таблицах