Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 15:21, реферат
Социальные преобразования конца XX-начала XXI века в России, изменение государственного строя и общественного уклада повлекли за собой череду изменений в обществе. С одной стороны, открылись новые возможности материального и духовного совершенствования, Конституцией права и свободы человека были объявлены в качестве высшей ценности государства, возрос уровень самоорганизации граждан, с другой стороны, преобразования привели к обострению ряда социальных проблем, таких как социальное неравенство, всплеск преступности, обострение конфликтных ситуаций, рост заболеваемости. Для решения этих проблем создавались и продолжают создаваться общественные некоммерческие организации. Практика деятельности этих организаций обуславливает необходимость обращения к методам и технологиям public relations для достижения заявленных целей и установления контакта с широкой аудиторией, что и определяет актуальность выбранной темы исследования.
Реклама советского периода была не
слишком разнообразной и в
большей степени
В постсоветской России о социальной рекламе впервые заговорили с появлением в 1994–1995 гг. на центральных телеканалах проекта «Позвоните родителям». Позднее стало известно, что его создателем был Общественный рекламный совет, организованный в Москве еще в 1992 г. по инициативе рекламной фирмы «Домино». В Совет на добровольной основе вошли редакции газет: «Комсомольская правда», «Семья», «Труд», «Вестник благотворительности», телекомпании: НТВ, «Останкино», МТК, радиостанции «Европа плюс», «Маяк», «Радио России», «Эхо Москвы», общественные организации: Женский либеральный фонд, Московский фонд милосердия и здоровья, благотворительный фонд «Сопричастность».
Целью Совета было создание единого рекламного продукта по социальной проблематике. При этом принципиальная позиция состояла в том, чтобы не ставить своей марки на рекламной продукции. Члены и информационные партнеры Совета, которым была близка идея той или иной социальной рекламной кампании, предоставляли для нее место на полосе и эфирное время. Предварительно Общественный рекламный совет провел исследование по выявлению наиболее острых социальных проблем, для решения которых необходимо информационное и рекламное сопровождение. К удивлению членов Совета, такой проблемой оказались взаимоотношения детей и родителей. Так родилась кампания «Позвоните родителям». Понимая важность и актуальность социального дискурса этой идеи, многие центральные, а затем и региональные СМИ размещали видеоролики кампании, а также другие ее продукты (аудиоролики, плакаты) на безвозмездной основе. Кампания имела широкий успех, на волне которого — в продолжение темы — был создан новый проект — «Отношение к детям в семье». Он также оказался актуальным, тем более что 1994 г. был объявлен ООН «годом семьи». Автором идеи первой социальной кампании был И. Буренков. Он считает, что во всем мире социальная реклама ведет к позитивному изменению отношений между государством, коммерческими организациями и населением. Появление социальной рекламы в России сопровождалось превращением ее во вспомогательную технологию, используемую политическими акторами в своей деятельности. Эта метаморфоза социальной рекламы представляется вполне закономерной, так как середина 1990‑х гг. была отмечена, с одной стороны, волной демократических выборов, многие из которых проводились в нашей стране
впервые, а с другой стороны, совпала с тяжелым кризисным этапом в построении новых экономических отношений. Речь идет о периоде резкого обострения социальных проблем, связанных с безработицей, невыплатой зарплат, пенсий, социальных пособий, болезнями и даже голодом. Естественно, что политтехнологи очень органично включили обсуждение этих проблем в предвыборные кампании своих кандидатов.
Классический пример — рекламная кампания Президента РФ Б. Н. Ельцина «Верю. Люблю. Надеюсь». Она с самого начала задумывалась как «русский проект» в преддверии выборов Президента РФ 1996 г. В серии роликов, в которых простые люди рассказывали о своих проблемах, событиях, судьбах, социальный фактор был основным. Политический контекст возник во второй части предвыборного периода — в роликах появился Б. Н. Ельцин (хотя мог быть и любой другой политик). То, что именно с ним стали ассоциироваться позитивные чувства избирателей, в значительной мере определило успех рекламной акции.
Подобной технологией
Однако в целом в результате подобных политических манипуляций доверие к социальной рекламе в России значительно снизилось на длительный период — вплоть до 2000 г. И только в последние годы вновь начался процесс ее реабилитации20. Для современной российской ситуации, характеризующей сферу социальных PR-технологий, социальной рекламы, Р.В. Дыкин выделяет следующие характеристики:
1. В начале XXI века в России
изменилось законодательство о
рекламе. В соответствии с
2. В начале ХХI века в России активно совершенствовались PR-технологии, применяемые в избирательных кампаниях и политической сфере в целом. В качестве инструмента политической борьбы стала использоваться и социальная реклама.
3. Относительная стабилизация
Н.Паршенцева сравнивая российский и зарубежный опыт сферы социальной рекламы, выделяет принципиальные различия в регулировании рынка. Рынок социальной рекламы за рубежом в основном существует посредством саморегуляции. В российской практике этот вид рекламы не регулируется практически никак. Существующий закон «О рекламе» содержит много пробелов и слабо отражает потребности рынка в регулировании. Далее, в России нет единого органа, который занимается вопросами государственной и социальной рекламы. В отличие, например, от Великобритании и США. Если рассматривать государство как одну большую корпорацию, то получается, что в России "бухгалтерия" рекламирует сама себя, служба безопасности - сама себя и т.п. Производство в России и США также существенно отличается друг от друга. И, прежде всего, в силу более серьезного, более профессионального отношения к социальной рекламе со стороны различных участников рынка22.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Социальный PR можно определить как деятельность, направленную на формирование, поддержку и развитие нужных (чаще всего позитивных) отношений, формирование позитивных моделей поведения. Объектом воздействия паблик рилейшнз в таком случае выступает социальная сфера, область социальных отношений. Субъектами, осуществляющими PR в социальной сфере, являются некоммерческие организации, целью которых выступает преодоление каких-либо негативных социальных явлений.
2. В качестве специфики
3. История развития социальной рекламы показывает, как происходило развитие социальных PR-технологий. Исходя из анализа и сопоставления американского и отечественного опыта, можно заключить, что эта технология прошла путь от политической пропаганды и легитимации каких-либо действий государства к акцентированию внимания на определенных общественных проблемах и поисках путей решения данных проблем.
1.2. Функции современных социальных PR-технологий
Говоря о функциях социальных PR-технологий, следует более подробно раскрыть те функции, которые присущи PR-технологиям вообще. Как считает функции PR в соответствии с современными представлениями таковы:
Функции PR разделяются на внешние и внутренние.
Внешними функциями являются:
Внутренние функции включают в себя:
Вопрос функций всегда связан с теми целями, которые ставит перед собой организация, в контексте PR можно определить, почему некоммерческая организация будет использовать технологии PR. Говоря о связях с общественностью в социальной сфере, в частности в общественных организациях, следует отметить, что PR-деятельность носит некоммерческий и негосударственный характер, другими словами, PR-службы работают исключительно в интересах общества в целом. Несмотря на это, общественные организации и коммерческие структуры тесно взаимодействуют друг с другом, с целью выявления точек соприкосновения,
продвижения общественных идей и интересов для поддержки последних со стороны населения, а также бизнеса и власти. Главной же целью связей с общественностью в социальной сфере, как считает М. Е. Вострецова, является процесс преобразования интересов населения, гражданского общества в целом, в фундамент общественных отношений.24 С. Катлип отмечает пять основных причин, почему связи с общественностью используются в некоммерческом секторе: во-первых, для осознания и принятия общественностью миссии организации, во-вторых, для формирования каналов общения с людьми, для которых предназначаются услуги, предоставляемые организацией, в-третьих, для создания и поддержания необходимых условий для привлечения средств, в-четвертых, для формулирования и распространения идей соответствующих миссии организации в общественность, в-пятых, для мотивирования людей25.
Большинство акций в сфере PR направлены на правильное понимание
общественностью места и роли организации, ее руководства в жизнедеятельности общества, их социальной ответственности и приносимой
пользе. Опыт стран с развитой социальной сферой показывает, что значение PR в ней значительно возрастает. Это объясняется:
- расширением объема предоставля
- усложнением задач, решаемых в социальной сфере (правовой нигилизм, игромания, наркомания, детская преступность и т.д.);
- отсутствием конкуренции, ибо
в основном этими проблемами
занимается государство и
В России эти обстоятельства также имеют место, но ситуация осложняется недостаточным финансированием социальных услуг. Даже штатное расписание организаций социальной сферы, как правило, не предусматривает ставки специалиста по связям с общественностью. В лучшем случае эти функции частично выполняют специалисты по социальной работе. В худшем случае – эта работа в организациях совсем не ведется. Однако вне зависимости от того, занимается организация PR или нет, он все равно имеет место. Только в случае, когда работа с общественностью пускается на самотек, результаты бывают наихудшими.
Можно выделить основные задачи, решаемые PR в социальной работе:
- оценка воздействия социальной службы на общественное мнение путем отслеживания сообщений печати, радио и телевидения;
- выявление проблем в понимании
деятельности социальной
ликвидация этого
- формирование имиджа
общественного мнения и заблаговременного его предвидения, а также изменений тенденций в обществе;
- формирование внутренней корпоративной культуры, опираясь на
изучение взглядов и ценностей людей, с которыми организация работает;
- предотвращение негативных
- нейтрализация негативных
- информирование клиентов о деятельности социальной службы, новых
услугах и т.д26.
Учитывая тесную связь социальных PR-технологий и социальной рекламы, следует рассмотреть функции социальной рекламы. Как считает И.М. Маркин можно выделить такие функции как коммуникационная, информационная, мотивационно-побудительная, социализирующая, функция легитимизации власти и социоинтегративная функция.