Земельные участки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 07:21, контрольная работа

Описание работы

Существуют различные точки зрения на предмет земельного права. Одна группа авторов, в частности Жариков, определяет предмет через перечисление отдельных видов отношений, оставляя денный перечень открытым. Вторая группа авторов (Крастелев, Краснова) определяют предмет как волевые общественные отношения, возникающие по поводу земли, которые возможно и должно регулировать правовыми нормами. Третья группа авторов, авторы которых ссылаются на легальное определение земельных отношений, ст. 3 ЗК определяет предмет как общественные отношения, возникающие в сфере охраны и использования земель. Четвертая группа авторов устанавливает предмет через определение конкретных видов общественных отношений. Ерофеев говорит, что предмет – это отношения по владению, пользованию и распоряжению земельных участков и управлению земельной сферой.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 574.00 Кб (Скачать файл)

Любой земельный участок должен иметь проход/проезд.

В текстовой части содержаться  сведения о земельных участках, их частях в объеме, установленном в  федеральном законе «О государственном  кадастре недвижимости», а так же информация о согласовании границ земельного участка, когда это требуется  законодательством (акт согласования границ).

Образование земельных участков происходит:

  1. при объединении земельных участков;
  2. при разделе земельных участков;
  3. при перераспределении земельных участков;
  4. при выделе из земельных участков или земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Целевое назначение и целевое использование  вновь образуемых земельных участков сохраняется.

Законодательно установлен запрет на объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного  бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения или безвозмездного срочного пользования за исключением случаев, когда земельные участки предоставлены одному лицу.

Требования, предъявляемые к образованию или изменению земельных участков:

  • Предельные максимальные и минимальных размеры земельных участков должны соответствовать требованиям градостроительных регламентов. Если на земельный участок градостроительный регламент не распространяется либо в отношении участка он не установлен, то предельные размеры определяются в соответствии с требованиями федеральных законов (см. ст. 33 Земельного кодекса). Если размеры земельного участка не соответствуют требованиям градостроительного регламента, то допускается использовать земельный участок, если это не наносит ущерба жизни и здоровью человека, окружающей среде, объектам культурного наследия;
  • границы образуемых земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и/или населенных пунктов;
  • при образовании земельных участков не должно приводить к вклиниванию, чересполосице, изломанности границ, невозможности размещения объектов недвижимости (капитального строительства и других), препятствующих рациональному использованию, охране земель, недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами;
  • не допускается такое образование земельных участков, в результате которых эксплуатация по разрешенному использованию невозможна.

Вопрос 8. Право собственности на земельный участок.

  1. Государственная и муниципальная собственность на землю.

Государственная собственность бывает 2х видов: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная). Особенность субъектов государственной собственности в том, что они обладают правом территориального верховенства.

От имени РФ правомочия собственника осуществляют: Правительство РФ, которое свои полномочия может передавать иным федеральным органам власти или юридическим лицам. Основным таким органом является федеральное агентство по управлению государственным имуществом.  В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются законами субъектов РФ.

От имени муниципальных образований правомочия собственника осуществляют такие субъекты как муниципальные образования: городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории Москвы и Санкт-Петербурга. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются НПА органов местного самоуправления.

Объекты. В соответствии с ГК, в государственной собственности находятся все земли за исключением земель, находящихся в муниципальной или частной собственности (презумпция государственной собственности на землю). Порядок разграничения государственной собственности на землю определяется Земельным кодексом, Законом “О введении в действие Земельного кодекса”, Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. В муниципальной собственности, как правило, находятся земельные участки, расположенные на территории этих образований.

Основания возникновения государственной и муниципальной собственности.

Государственная собственность на землю возникает:

  1. по прямому указанию федеральных законов,
  2. по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),
  3. при разграничении государственной собственности на землю;
  4. дополнительные основания возникновения права собственности на землю городов Москвы и Санкт-Петербурга: правом собственности является добровольный отказ частных лиц на право собственности на соответствующий земельный участок. С момента государственной регистрации прекращения права собственности на такой земельный участок, возникает право собственности Москвы или Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ не установлено, что возникает собственность муниципальных образований.

Муниципальная собственность возникает:

  1. по прямому указанию Федеральных законов и законов субъектов РФ;
  2. по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),
  3. в процессе разграничения государственной собственности на землю;
  4. муниципальная собственность возникает в отношении земельных участков, от права собственности на которые отказались частные лица, если федеральными законами не предусмотрено иного. С момента государственной регистрации прекращения права собственности возникает муниципальная собственность поселений, городских округов либо муниципальных районов, если земельных участок находится на межселенных территориях.

Из федеральной собственности  в собственность субъектов, муниципальных  образований передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано до 08.12.2008 г., если: во-первых, земельный участок при разграничении государственной собственности на землю должен быть отнесен соответственно к региональной или муниципальной собственности; во-вторых, к собственности муниципальных районов, поселений, округов относятся земельные участки, если на них расположены здания, находящиеся в федеральной собственности; они переданы федеральным органам власти их территориальным органом, либо созданным ими казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они переданы федеральным академиям наук и созданным такими академиями организациям; иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами.

Решение о передаче таких участков принимает Федеральное Агентство  по управлению государственным имуществом в течение 2х месяцев с даты подачи соответствующего предложения.

Если право собственности не было зарегистрировано до 09.12.2008 г., то земельные участки распределяются в соответствии с правилами, предусмотренными для разграничения государственной собственности на землю. Изложенные положения не распространяются на земельные участки в границах федеральных курортов и одновременно в границах иных особо охраняемых природных территориях федерального значения.

По общему правилу неразграниченными  земельными участками распоряжаются органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов. Исключения из данного правила:

  1. если земельные участки находятся на территории административных центров, столиц субъектов РФ; такими земельными участками распоряжаются органы местного самоуправления поселений, если законами субъектов РФ такое право не предоставлено органам государственной власти субъектов РФ;
  2. неразгарниченными земельными участками, расположенными на территории Москвы или Санкт-Петербурга, распоряжаются органы государственной власти Москвы или Санкт-Петербурга, если законами Москвы или Санкт-Петербурга данное правило не предоставлено внутригородским территориям Москвы или Санкт-Петербурга;
  3. это исключение, предусмотренное законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Правовая база: Земельный Кодекс РФ, ФЗ “О введении в действие Земельного Кодекса”; ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Основания для выделения государственной  собственности при разграничении  государственной собственности на землю.

К государственной собственности  относится:

  1. земельные участки, на которых находятся здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной или региональной собственности;
  2. земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ или субъектов РФ, их территориальным органам, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям, а также некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти (РФ или субъектами РФ);
  3. иные земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами;
  4. федеральная собственность возникает в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования, праве безвозмездного срочного пользования, аренды государственным академиям наук, созданным или подведомственным государственным академиями наук организациям;
  5. к федеральной собственности относятся переданные в аренду Российские автомобильные дороги.

 К собственности муниципальных образований относятся:

  1. земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящиеся в собственности муниципального образования;
  2. земельные участки, переданные органам местного самоуправления, казенным предприятиям, муниципальным  предприятиям, а также некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления;
  3. иные земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами или законами субъектов РФ.

В Москве и Санкт-Петербурге при  разграничении государственной  собственности муниципальные земли  и земельные участки не выделяются.

Постановлением Правительства от 30.06.2006 № 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности при разграничении государственной собственности на землю (заявление; документы на здание, строение, сооружение; план на земельный участок; документ на предоставление земельных участков).

  1. Частная собственность на земельные участки.

Субъект – это физические и юридические  лица.

Исключения:

  1. иностранцы, лица без гражданства,  а также российские юридические лица, в уставном складочном которых доля иностранцев и лиц без гражданства более 50%, могут использовать земли сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”);
  2. земельные участки, расположенные на территории ЗАТО, могут приобретать российские граждане, постоянно проживающие на территории ЗАТО, а также российские юридические лица, расположенные и зарегистрированные на территории закрытых административно-территориальных образований; но органы местного самоуправления ЗАТО могут устанавливать исключения из данного правила (Закон “О закрытых административно-территориальных образованиях”).
  3. иностранцы и лица без гражданства могут использовать только на праве аренды земельные участки, расположенные в приграничных территориях, перечень которых утверждается Президентом РФ, и на иных особо установленных территориях в соответствии с ФЗ (Закон “О введении Земельного кодекса”, Земельный Кодекс) – распространяется на все приграничные территории;
  4. иностранцы и лица без гражданства – собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на частных земельных участках, по общему праву имеют преимущественное право покупки или арендное право, но Президент РФ может устанавливать перечень зданий, строений, сооружений, на которые данное правило не распространяется.

Объектом частной собственности  являются индивидуально-определенные земельные участки. Важнейшей характеристикой земельного участка является его оборотоспособность. Оборотоспособность земельного участка – это свойство земельного участка, которое выражается в способности земельного участка свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства или иным способом.

Земельные участки по оборотоспособности подразделяются на 3 группы:

  1. изъятые из оборота – федеральная собственность (см. п. 4 ст. 27 Земельного Кодекса);
  2. земельные участки, ограниченные в обороте – которые могут принадлежать отдельным категориям лиц, либо нахождение в обороте которых допускается по специальному разрешении (см. ч. 5 ст. 27 Земельного Кодекса);
  3. свободные в обороте земельные участки.

В частной собственности могут находиться свободные в обороте земельные участки, а в случаях, прямо указанных в ФЗ, и ограниченные в обороте земельные участки.

Владение, пользование, распоряжение землями сельскохозяйственного  назначения осуществляется с учётом требований ФЗ от 24.07.2002 г. “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», из сферы действия которого исключены земельные участки, предоставленные гражданам для индивидуально-жилищного гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Существует 2 вида норм предоставления земельных участков:

  1. предельный минимальный и максимальный размер:

Предельный минимальный и максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ. Для ведения личного подсобного хозяйства индивидуального жилищного строительства предельные размеры устанавливаются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Если для указанных целей  земельный участок предоставляется в собственность бесплатно, то его максимальные размеры определяются собственниками соответствующих земельных участков.

Субъекты РФ должны принять законы, определяющие максимальный размер общей  площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного муниципального образования, которые могут находиться в собственности одного гражданина или одного юридического лица. При этом, максимальный размер не должен быть меньше 10% общей площади сельскохозяйственных угодий одного административно-территориального образования.

Информация о работе Земельные участки