Шпаргалка по "Биоразнообразию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 22:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Биоразнообразию"

Файлы: 1 файл

шпоры биоразнооб (1).docx

— 142.89 Кб (Скачать файл)

При характеристике, анализе и оценке степени угрозы виду, определяющей необходимость занесения  его в список нуждающихся в  особой охране, для принятия положительного решения достаточно наличия хотя бы одного из приведенных в таблице  индикаторов, свидетельствующих о  реальной угрозе. Два или более  индикаторов деградации вида сигнализируют  о значительной угрозе, хотя сам  характер угрозы может быть различной  природы. При определении категории  статуса вида это может иметь  решающее значение и должно учитываться  с особым вниманием и осторожностью.

 

  1.  Лимитирующие факторы. 

Лимитирующими факторами среды  называются такие внешние факторы, которые негативно влияют на биологические  параметры вида, создавая угрозу  деградации вида вплоть до полного  его исчезновения. Набор таких  факторов и форм их воздействия достаточно широк и разнообразен, но все они  в той или иной степени отражаются на индикаторных показателях биологических  параметров вида. Кроме того, каждый лимитирующий фактор – понятие интегрированное, и он может воздействовать на несколько  таких индикаторных показателей. В  связи с этим характеристика, анализ и оценка каждого лимитирующего  фактора составляют исключительно  ответственную и достаточно сложную  задачу. За очень редкими исключениями, лимитирующие факторы имеют антропогенное происхождение либо тесно связаны с антропогенным воздействием  на природные экосистемы или на сам вид. Спектр лимитирующих факторов, негативно воздействующих на биологический вид и в конечном итоге приводящих к его деградации, не только очень широк и разнообразен, но и не может считаться «завершенным», полным. Всегда существует вероятность возникновения совершенно новых лимитирующих факторов, не вписывающихся в готовые схемы. Тем не менее, возможности классифицировать лимитирующие факторы по степени и формам их воздействия на динамику процессов деградации видов существуют, хотя и не носят абсолютного характера, что имеет существенное значение при формировании стратегии сохранения конкретного вида. В самых общих чертах весь набор таких лимитирующих факторов можно подразделить на две категории. К первой относятся факторы, уменьшающие возможности выживания популяций как следствие прямых потерь. В эту группу лимитирующих факторов входят:

  • хозяйственная переэксплуатация биологических видов, в том числе нелегальная охота и добывание животных в коммерческих и иных целях, особо опасная форма переэксплуатации – грабительское выборочное охотничье и другое изъятие животных по какому-либо признаку (пол, качество трофеев и т.д.), влекущее за собой неизбежное и нежелательное изменение популяционной структуры вида, что может быть причиной его деградации и гибели; гибель животных на техногенных сооружениях и транспортных магистралях; гибель животных на миграциях и в местах зимовки (по различным причинам: пресс охоты, климатические аномалии и т.д.); гибель животных при сельскохозяйственных процессах (распашка, культивация, сенокошение, другие виды сельхозработ); химическое загрязнение среды обитания (аварийные разливы нефти, токсичные промышленные выбросы, ненормированное использование пестицидов, гербицидов, химических удобрений, нарушение норм их хранения, радиоактивное загрязнение); направленное уничтожение животных человеком (регулирование численности «вредителей», уничтожение хищников, представляющих угрозу жизни человека или домашних животных); неизбирательная гибель животных при лесных пожарах, при выжигании сухой растительности и других чрезвычайных ситуациях; гибель диких животных от эпизоотий, в том числе передаваемых домашними животными.

Ко второй категории лимитирующих факторов относятся факторы, сокращающие  репродуктивные возможности популяций. В эту категорию, прежде всего, следует  включить: трансформацию и разрушение местообитаний (биотопов), необходимых для размножения и обеспечения всех жизненных циклов вида (распашка естественных участков степной и другой аборигенной растительности, сведение или переруб лесов, осушение водно-болотных угодий, мелиорация аридных территорий, гидростроительство и другие изменения природной среды); биологическое загрязнение среды обитания («инвазионность»), принявшее к настоящему моменту поистине гигантские масштабы (завоз неаборигенных видов с древесиной, фруктами и другими товарами природного происхождения,  нелегальная «акклиматизация», выпуск в природу надоевших экзотических животных, содержавшихся в клетках и террариумах, или их случайный «побег», другие формы биологического загрязнения природной среды); фактор беспокойства (нерегулируемая рекреация в различных формах, проведение сельскохозяйственных, лесохозяйственных, строительных и иных работ в наиболее «ответственных» участках территории и в наиболее важное для вида время); фрагментацию ареала (фрагментация ареала представляет собой особый случай: она возникает как признак угрозы, как индикатор деградации вида, но, возникнув, сама становится лимитирующим фактором, определяющим численность, успешность размножения и другие стороны биологии вида).

Второе по значению место занимают лимитирующие факторы, связанные с  деструкцией ареала и углублением  его фрагментации, приводящим к общему сокращению площади самого ареала, утрате необходимых местообитаний  и снижению их биологических качеств, сокращению кормовой базы, увеличению пресса хищников и фактора беспокойства, возникновению угрозы гибридизации. Особое значение этих двух категорий лимитирующих факторов придает им приоритетность в общем порядке разработки мер по сохранению того или иного вида и на этом принципе следует строить основные положения общей стратегии сохранения редких видов.

 

  1. Стратегии охраны редких видов. Методологические основы стратегии. Законодательная база стратегий охраны.

Основная задача стратегии сохранения и восстановления редких видов заключается  в регламентации  механизма, направленного  на защиту биологических параметров вида от негативных воздействий лимитирующих факторов и их модификаций, на стабилизацию этих параметров на оптимальном уровне. Элементы стратегии по их значимости для сохранения вида в целом можно подразделить на две основные категории.

I категория. Базовые (основные) элементы стратегии, которые в комплексе определяют принципиальную защищенность вида на основных уровнях организации жизни:  клеточном (половые и соматические клетки); организменном (особь или группа особей); популяционном (естественная популяция); видовом (рассматриваемый биологический редкий вид); экосистемном (вид как компонент экосистемы). К этой категории элементов стратегии относятся пять основных форм защиты: законодательная охрана, территориальная охрана, разведение «ex situ» реинтродукция (репатриация) сохранение генофонда

II категория. Дополнительные (факультативные) элементы стратегии, используемые в качестве специальных механизмов или мер, поддерживающих, оптимизирующих и усиливающих результативность базовых элементов стратегии сохранения редких видов. К этой категории относятся две группы элементов стратегии, из которых первую составляют меры, направленные на оптимизацию взаимоотношений между человеком и редким видом, а вторую – различные формы экологического просвещения и образования всех категорий граждан России. Методические приемы, составляющие этот элемент стратегии, достаточно разнообразны и перечень их не может считаться завершенным, оставляя обширное поле для проявления разного рода инициатив как научного, так и общественного характера.

Методологические основы стратегии сохранения редких видов При разработке и реализации таких стратегий методологический фундамент должны составлять четыре экологических постулата.

1. Каждый таксон представляет  собой сложную систему, отражающую  определенные уровни организации  жизни и построенную по иерархическому  принципу. В тех случаях, когда  объектом рассмотрения является  вид, отнесенный к категории редких, необходимым и достаточным следует признать существование пяти упомянутых выше основных категорий. Различные лимитирующие факторы по-разному воздействуют на эти уровни, и стратегия охраны вида должна отражать эту разницу, а при необходимости блокировать все формы воздействия для этих пяти категорий.

2. Лимитирующие факторы воздействуют  на вид не изолированно, а в  комплексе. Поэтому любая стратегия  – понятие комплексное. Поскольку  спектр лимитирующих факторов  достаточно широк, формы воздействия  их неоднозначны и определяются  в каждом конкретном случае  спецификой биологических особенностей  и параметров самого вида, ни  одна предложенная стратегия  не может в принципе быть  универсальной, она всегда уникальна  и видоспецифична. Единого «ключа» здесь нет и быть не может. Таким образом, любая стратегия сохранения редкого вида должна быть поливекторной. Сравнительно редким исключением могут быть только стратегии, направленные на спасение видов, очень близких систематически и экологически, обитающих в сходных ландшафтных условиях и при примерно одинаковом прессе антропогенных лимитирующих факторов.

3. Воздействие лимитирующих факторов  всегда направлено на разрушение  комплекса биологических параметров  вида. Блокировать это можно, только  используя в равной мере весь  необходимый и доступный арсенал  элементов стратегии, а не  ограничиваясь единым приоритетом. Отказ от поливекторной защиты редкого вида  обрекает на провал всю программу.

4. Все разнообразие применения  отдельных элементов стратегии  может быть реализовано как  в природных (исходных) условиях (in situ), так и в искусственно созданной среде (ex situ). Стратегия охраны редких видов в обязательном порядке должна предусматривать возможность такой дифференциации подходов.

Как уже упоминалось, представление о редких видах  как особой категории животных, подлежащих специальной охране, окончательно сложилось  и оформилось лишь после создания МСОП и его Комиссии по редким видам, в процессе подготовки и публикации первых изданий Красной книги  МСОП. Однако необходимо еще раз  подчеркнуть, что Красные книги  МСОП, как и современный Красный  Список МСОП, не являются государственными нормативными правовыми документами  и занесение в них видов  животных и растений имеет только рекомендательный характер.

 В законе  «Об охране и использовании  животного мира» впервые сформулировано  положение о государственной  (общенародной) собственности на  животный мир как важный природный  ресурс, что противоречило прежним  представлениям. Ранее к объектам  государственной (всенародной) собственности  были отнесены только земля,  ее недра, воды и леса. Поэтому  принятие новой нормы шло с  немалыми трудностями. Но все  же после длительных дискуссий  она была принята, и охрана  и использование животного мира  стали наконец действительно государственной функцией.

В законе четко  регламентируется платность использования, а в качестве основного механизма  взимания этой платы с пользователя вводится обязательное лицензирование всех видов пользования, связанных  или не связанных с изъятием объектов животного мира из природной среды. Это новая и исключительно  важная норма, которая полностью  отсутствует в предыдущих законодательных  актах в области охраны и использования  животного мира. Лицензирование следует  рассматривать не только как экономическую  основу платного использования, но и  как один из механизмов учета и  контроля всей деятельности по использованию  объектов животного мира. Второе важнейшее  нововведение закона – требование проведения обязательной государственной  экологической экспертизы. Экспертизе подлежат все хозяйственные и  другие проекты и решения, способные  повлиять на объекты животного мира или среду их обитания.

 

  1. Территориальная охрана. Вольерное разведение редких видов. Репатриация в естественные условия. Криоконсервация геномов.

Под территориальной охраной редких видов животных следует понимать сохранение их в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ) различного ранга и уровня. Территориальная  охрана несомненно относится к числу базовых элементов стратегии и значение ее исключительно велико, а широкое применение и использование нередко имеет определяющее значение. Действительно, у нас нет более эффективного и простого способа сохранить любой редкий вид иначе, как предоставив ему на достаточно большой площади эволюционно сложившиеся экологические условия жизни, полный набор необходимых и неизмененных человеком местообитаний и обеспечив более или менее надежную охрану, что именно и создает заповедование территории. Основная задача заповедников, заказников различного ранга и других ООПТ– сохранение экосистем, где редкие виды выступают в роли компонентов. Поэтому для этих видов заповедание территории – только более или менее дисперсная охрана. Важная, но не всеохватывающая функция. Вместе с тем необходимо отчетливо представлять себе, что без территориальной охраны в любой форме никакая стратегия сохранения редких видов животных не может мыслиться вообще. Тем более что в Российской Федерации созданию заповедной сети и ее совершенствованию государство уделяет особое внимание.

Государственные заповедники. Государственные природные заповедники России представляют собой уникальное явление, аналогов которому нет нигде в мире. Заповедник – это одновременно и природоохранное, и научное учреждение, обладающее постоянным штатом научных сотрудников и охраны. Государственные природные заповедники являются объектом федеральной собственности. Закон «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает, что на территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, животный и растительный мир), имеющие значение как эталоны природной среды и места сохранения генетического фонда животного и растительного мира. В соответствии с законом на территории заповедников запрещается любая деятельность, несовместимая с решением задач заповедника и противоречащая режиму особой охраны. В том числе запрещена интродукция животных и растений. Нахождение на территории заповедника посторонних лиц допускается только по специальному письменному разрешению дирекции заповедника.

Государственные природные  заказники.  Роль государственных природных заказников как мера сохранения природных комплексов, экосистем и отдельных видов по сравнению с заповедниками несоизмеримо ниже в связи с особенностями их законодательного статуса и общего жизнеобеспечения. Вместе с тем множественность заказников и огромная их суммарная площадь, сравнительная простота создания и маневренность управления этой категорией ООПТ делают заказники важнейшим дополнением к системе заповедников и вместе с ней создают общую сеть природоохранных очагов, способную охватить каркасы ареалов большинства редких видов. Заказники – важное звено в сфере территориальной охраны редких видов, и в особенности в сфере сохранения местообитаний. В определенных условиях роль заказников даже выше, чем заповедников. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

Национальные парки включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую ценность, и используются в природоохранных, научных, просветительских и т.п. целях. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Земля, воды, животный и растительный мир предоставляются национальным паркам в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами. В задачи национальных парков помимо прочего входит сохранение природных комплексов и эталонных природных участков и объектов, осуществление экологического мониторинга, разработка научных методов охраны природы и экологического просвещения.

Информация о работе Шпаргалка по "Биоразнообразию"