Режиссерско-постановочный план пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 18:48, дипломная работа

Описание работы

С первых же страниц было понятно – перед нами необыкновенное, феерическое произведение. Пьеса Мориса Метерлинка заставляет задуматься о многих жизненных проблемах. Например, о счастье. «А что же такое счастье?» Посетив вместе с героями Сады Блаженств, мы убедились, что счастье – это не богатство с его пошлой музыкой и ярко украшенными залами. Это что-то иное, как, например, Материнская Любовь, Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым... Эти Радости делают человека действительно счастливым. Но порой мы не видим их.

Содержание работы

1. Режиссерский замысел спектакля по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»
1.1 Обоснование выбора пьесы
1.2 Режиссерский анализ драматургического произведения
1.2.1Об авторе
1.2.2 О пьесе
1.2.3Эпоха произведения
1.3 Идейно–тематический анализ произведения
1.3.1 Тема
1.3.2 Идея
1.3.3 Конфликт
2. Действенный анализ пьесы
2.1 Фабула и архитектоника пьесы
2.2 Сюжет
2.3 Событийный строй произведения
2.4 Жанр и жанрово–стилистические особенности драматургического произведения
2.5. Схема–анализ об образах
2.6. Словарь пьесы
3. Режиссерский замысел спектакля и постановочный план пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»
3.1 Сверхзадача
3.2 Сквозное действие
3.3 Событийный ряд
3.4 Основные события постановки
3.5 Система образов
3.6 Жанр спектакля
3.7 «Зерно» спектакля
3.8 Досье
4. Творческий план постановки
4.1 Пластическое решение и мизансценирование спектакля
4.2 Атмосфера и темпоритм постановки
4.3 Художественное образное решение спектакля
4.4 Музыкально шумовое оформление спектакля
4.5 Световое оформление спектакля
4.6 Эскизы костюмов
4.7 Эскиз художественно–образного решения спектакля
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 189.85 Кб (Скачать файл)

Перу Метерлинка принадлежат книги философического характера – «Жизнь пчёл» (1901); «Разум цветов»(1907); «Жизнь терминов» и «Жизнь муравьев». Эти книги продиктованы доброй волей писателя, стремящегося преподнести людям «урок морали» – урок альтруизма и упорства. В 1940 году после поражения Франции Метерлинк уехал в США, вернулся в 1947 году, в тот же год пишет книгу мемуаров «Голубые пузыри» (счастливые воспоминания).

Морис Метерлинк обладатель Нобелевской премии (1911), писатель, драматург, вошедший в историю мировой литературы благодаря звучанию в произведениях гуманистического лада и веры в победу человека над тёмными силами.

В монографии «Морис Метерлинк» (1975) часто обращался к жанру сказки потому, что сказка является «глубочайшим и простейшим выражением коллективного сознания, она взывает к человеческим чувствам» Морис умер 6(5) мая 1949 года от сердечного приступа. Поскольку при жизни писатель был убежденным атеистом, он был похоронен не по церковному обряду.

 

1.2.2 О пьесе

В 1908 году Морис Метерлинк создает одно из центральных своих произведений – «Синюю птицу». Эта феерия, рассказывающая о путешествии детей дровосека, сопровождаемых душами предметов и явлений, в поисках птицы, способной принести счастье людям, наполнена символами и аллегориями.

Метерлинк – один из тех, кому мы обязаны установлением тесной литературной связи между ранними романтиками начала века и символистами конца века. В пьесе присутствуют не только символические образы, но и аллегорические.

Первую в сказке символическую деталь мы наблюдаем в самом начале, еще до того, как дети проснулись. В комнате таинственно изменяется сила света: «Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно усиливающийся свет. Лампа на столе зажигается сама собой». Данное действие символизирует понятие «видеть в истинном свете». В том свете, в котором Тильтиль и Митиль увидят мир после того, как повернется алмаз на шапочке. В том свете, в котором любой человек может увидеть мир, посмотрев на него с чистым сердцем. В этой сцене знакомое нам противоречие слепоты и зрения выступает наружу, переходит из глубинного философского подтекста в драматический сюжет. Именно этот мотив проходит линией через все произведение, является центральным.

В связи с этим интересно мнение исследователя И.Д. Шкунаевой. Она пишет, что в пьесе Метерлинка присутствует два различных типа превращений. Одно из них, близкое к сказочному, состоит в возвращении явлений к самим себе. Волшебный алмаз Тильтиля не изменяет окружающий мир, а приводит в соответствие знак и сущность. Для этого надо только «открыть глаза», ибо знак, несомненно, выражает сущность, она легко прочитывается зрячими глазами. Преображение людей, явлений и предметов – следствие открытого взгляда Тильтиля на мир. Широко распространенные народные, сохранившие всю свою метафорическую образность выражения – «видеть в истинном свете» и «смотреть на мир открытыми глазами» – стали основой драматического действия этой пьесы.

Обратим внимание на механизм действия волшебного алмаза. И здесь мы находим символ: традиционное прикосновение волшебной палочки к предмету стало у Метерлинка прикосновением алмаза к «особой шишке» на голове Тильтиля. Изменяется сознание героя – и тогда окружающий его мир преобразуется по законам сказки.

Также центральными символами пьесы можно назвать образы самих детей и их родственников-бедняков. Они являлись типичными представителями бельгийского, да и вообще, европейского общества. В начале пьесы, во дворце феи, Тильтиль и Митиль переодеваются в костюмы персонажей сказок, популярных в народе. Именно в силу своей обыденности как залога всеобщности они оказались символом человечества. Тут же надо сказать и о том, почему Метерлинк выбрал в качестве главных героев именно детей. Исследователь Л.Г. Андреев считает, что не могло быть случайностью то, что детям надлежало отправиться на поиски синей птицы, искать счастье в смысле жизни. Как тут не вспомнить о воспетой Метерлинком простоте, о тех преимуществах наивного, непосредственного мировосприятия, о которых он много раз писал, Тильтиль и Митиль для Метерлинка – это не только дети, пережившие необыкновенные приключения, но и тот ключ, с помощью которого можно открыть врата истины и врата рая.

Другие персонажи феерии также символичны. Среди всех стоит выделить кошку. Тилетта символизирует зло, предательство, лицемерие. Коварный и опасный для детей недруг – такова ее неожиданная сущность, ее загадочная идея. Кошка дружит с Ночью: обе они охраняют тайны жизни. Она и со смертью накоротке; ее старинные друзья – Несчастья. Это она, по секрету от души Света, приводит детей в лес на растерзание деревьям и животным. И вот что важно: дети не видят Кошку в «истинном свете», они не видят ее так, как видят других своих спутников. Митиль любит Тилетту и защищает ее от нападений Тило. Кошка – единственный из путешественников, чья свободная под лучами алмаза душа не совместилась со своим видимым обликом. Хлеб, Огонь, Молоко, Сахар, Вода и Собака не таили в себе ничего чужеродного, были прямым доказательством тождества видимости и сущности. Идея не противоречила явлению, она только раскрывала и развивала его невидимые («молчаливые») возможности. Так Хлеб символизирует трусость, соглашательство. В нем есть отрицательные мещанские качества. Сахар слащав, комплименты, делаемые им, идут не от чистого сердца, его манера общаться театральна. Возможно, он символизирует людей из высшего общества, близких к власти, старающихся всячески угодить правителям, лишь бы «усидеть» на хорошей должности. Однако и у Хлеба, и у Сахара есть положительные черты. Они бескорыстно сопровождают детей. Притом, Хлеб еще и несет клетку, а Сахар отламывает свои пальцы-леденцы и дает их Митиль, так редко кушающей сладости в обычной жизни. Пес воплощает исключительно положительные стороны характера. Он предан, готов пойти на смерть, спасая детей. Однако хозяева не до конца понимают этого. Они постоянно делаю псу замечания, гонят прочь даже тогда, когда он пытается рассказать им правду о предательстве кошки. А в лесу Тильтиль даже согласился на предложение деревьев связать Тило.

Стоит обратить особое внимание на центрального персонажа пьесы – Душу Света. Заметим, что в «Синей Птице» среди путешественников одна лишь Душа Света – образ аллегорический. Но ведь Душа Света – исключение. Это не просто спутник детей, это их «предводительница»; им в ее фигуре олицетворяется символ света – поводыря невидящих. Остальные аллегорические персонажи пьесы встречаются детям на их пути к Синей Птице: каждый из них в наивно – обнаженной форме несет свою мораль – вернее, свою часть общей морали,– каждый преподносит свой особый конкретный урок. Встречи с этими персонажами образуют этапы духовного и душевного воспитания детей: Ночь и Время, Блаженства, самые тучные из которых символизируют богатство, собственность, жадность, и Радости, символизирующие обыденную жизнь простых честных людей, Призраки и Болезни учат Тильтиля и Митиль либо в форме прямого словесного назидания, либо собственным молчаливым примером, либо, создавая поучительные для детей ситуации, из которых можно извлечь житейский урок.

Душа Света движет внутреннее действие пьесы, так как, повинуясь фее, ведет детей от этапа к этапу их пути. Ее задачи в том, чтобы разматывать клубок событий, переходящих из одного времени в другое, меняющих пространство. Но роль поводыря и в том, чтобы вселять надежду, не дать угаснуть вере.

Особо следует сказать о роли времени в феерии, о его символике. Лицом к лицу мы встречаемся с ним в одной из последних картин феерии, однако и ранее оно то и дело напоминало нам о себе. Впрочем, не только в далеком Царстве Будущего, но и в первой картине пьесы – в хижине дровосека – перед нами уже появляется олицетворенное время: «прекрасные дамы», танцующие под звуки прелестной музыки, – это «свободные» и «зримые» часы Жизни Тильтиля. Сон и сновидение – это внешнее, объективное, и внутреннее, субъективное время «путешествия» детей.

В сновидении, с помощью памяти и воображения, символически воссоздано качество времени как особой категории реальности – единство и непрерывность его потока.

О том, что настоящее содержит в себе и прошлое и будущее, и что его «состав» и есть состав» самой личности, Метерлинк много пишет в своих философских этюдах начала века. Диалектическая взаимосвязь трех сторон времени осуществляется в телесном, душевном и духовном бытии человека: эту мысль Метерлинк стремится доказать и на страницах своей философской прозы и с помощью поэтических образов и символов «Синей Птицы».

Главный символ феерии – Синяя птица. В пьесе говорится, что синяя птица нужна героям «для того, чтобы стать счастливыми в будущем»... Здесь символ птицы пересекается с образом времени, с Царством будущего. Александр Блок высказывает интересную версию, почему символом счастья стала именно птица. «Птица всегда улетает, ее не поймать. Что еще улетает, как птица? Улетает счастье. Птица – символ счастья; а о счастье, как известно, давно уже не принято разговаривать; взрослые люди разговаривают о деле, об устроении жизни на положительных началах; но о счастье, о чуде и тому подобных вещах не разговаривают никогда; это даже довольно неприлично; ведь счастье улетает, как птица; и неприятно взрослым людям гоняться за постоянно улетающей Птицей и пробовать насыпать ей соли на хвост. Другое дело – ребенку; дети могут забавляться этим; с них ведь не спрашивается серьезности и приличий».

Тут же можно сделать вывод, что дети также символизируют надежду на будущее счастье. Хотя они так и не нашли птицу во время путешествия, а горлица в конце улетела, они не отчаиваются и собираются продолжать поиски синей птицы, то есть – счастья.

 

1.2.3 Эпоха

Бельгия – государство в западной Европе граничит на западе с Францией на севере с Нидерландами, на востоке с ФРГ и Люксембургом. На северо-западе омывается Северном морем. Бельгия расположена на перекрёстке важных транспортных магистралей, связывающих многие западноевропейские страны. Площадь 30,5 тыс. кв. км. Население около 9 тыс. человек. Столица город Брюссель. В административном отношении страна разделена на 9 провинций.

В Бельгии – конституционная монархия. Действующая конституция принята в 1831 году, одна из старейших в Европе. Глава государства король, который формально наделён широкими полномочиями: назначает и увольняет министров, высших государственных служащих, высших офицеров армии и флота, судей всех инстанций, так же заключает международные договоры, издаёт указы по важнейшим вопроса, имеет право помилования, является верховным главнокомандующим.

Законодательную власть осуществляет парламент, состоящий из двух палат – палаты представителей и палаты сенаторов. В палате представителей более двухсот депутатов избираемых населением прямыми выборами по пропорциональной системе. Сенаторами могут являться так же сыновья короля (а при отсутствии их действует принцип кровности), достигшие 18-ти лет. Для сенаторов установлен высокий возрастной ценз (40 лет), и имущественный ценз.

Исполнительная власть принадлежит правительству, которое формально ответственно перед парламентом. Население каждой провинции избирает на 4 года провинциальный совет, исполнительный орган которого – постоянная депутация – возглавляется губернатором (назначается королём). В коммунах избирается на шесть лет коммунальный совет, его исполнительный орган – коллегия старейшин во главе с бургомистром, назначаемым центральными властями.

Высший судебный орган Бельгии кассационный суд. В Генте, Брюсселе и Льеже имеются апелляционные суды. Вся страна разбита на 26 судебных округов, в каждом из которых образован суд первой инстанции. Для рассмотрения дел о наиболее тяжких преступлениях, в каждой провинции учреждён суд присяжных. Простейшие дела рассматриваются мировыми судьями, имеющимися в каждой судебной конторе. В главных городах Бельгии действуют торговые суды. Все судьи назначаются пожизненно.

В конце XIX века, начале XX-го отмечаются качественные изменения в бельгийской экономике, характерные для периода монополистического капитализма. В это время создаются монополистические объединения в промышленности, тем самым степень концентрации капитала в Бельгии в эти годы была выше, чем во многих других странах Европы. На экспорт шла не только промышленная продукция, но и капиталы в целом.

С 90-х годов XIX века всё больше обостряются противоречия между аграрными фламандскими и индустриальными валлонскими провинциями Бельгии, что проявляется в частности в требовании признания фламандского языка государственным на уровне с французским. Закон 1899 года подтвердил декларированный конституцией «принцип двуязычности», после чего государственные документы, надписи на почтовых и гербовых марках, монетах, стали даваться на обоих языках.

Важной проблемой во внутренней жизни страны продолжает оставаться осуществление настойчиво выдвигаемого демократическими силами страны требования всеобщей избирательности права. В это время проходили большие манифесты и демонстрации рабочих.

Природа Бельгии отличается равнинной местностью и мягким климатом. Сам климат умеренно-морской, характерны влажные западные и юго-западные ветры. Зимой преобладает пасмурная погода с частыми туманами.

В Низкой Бельгии естественная растительность представлена дубово-берёзовым лесом. В поймах рек богатая луговая растительность и наиболее плодородные почвы.

В лесах обитают: благородный олень, косуля, кабан, лесной кот, куница, заяц-русак, многочисленные грызуны. Разнообразна фауна птиц охотничье–промысловых видов (фазаны, куропатки).

Первые школы (церковные) возникли на территории Бельгии в раннем Средневековье. В конце XVIII века появляются частные школы. Система государственных светских школ сложилась в XIX веке.

С 1914 года действует закон о всеобщей обязательности обучения детей с 6 до 14 лет. Обучение ведётся на родном языке (фламандский и французский). В Бельгии в конце XIX, начала XX века существовали как государственные школы, так и частные, в основном принадлежащие католической церкви. Католические школы превосходили по количеству участников государственные. В борьбе за главенство в области просвещения католическая церковь использует этнические различия населения Бельгии, стойкие традиции партикуляризма провинций и коммун, влияние на верующих. Нередко эта борьба принимает форму «школьных войн», имеющих остро политический характер.

На науку Бельгии до 1830 года оказали влияние особенности предшествующей истории страны: длительная раздробленность на отдельные территории (княжества, провинции), вследствие чего наука развивалась в областном масштабе; объединение бельгийских и нидерландских земель.

Начиная с VIII-IX века бельгийская наука претерпевает большие перемены и несостоятельность. Некоторый подъём науки и образования начался лишь в конце XVIII века. В 1773 году в общеобразовательных школах произошла замена преподавателей – иезуитов светскими профессорами. В 1817 году основан университет в Генте и Льеже; в 1826 году был заложен брюссельский ботанический сад; в 1827 году открыта королевская обсерватория в Брюсселе.

Информация о работе Режиссерско-постановочный план пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»