Режиссерско-постановочный план пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 18:48, дипломная работа

Описание работы

С первых же страниц было понятно – перед нами необыкновенное, феерическое произведение. Пьеса Мориса Метерлинка заставляет задуматься о многих жизненных проблемах. Например, о счастье. «А что же такое счастье?» Посетив вместе с героями Сады Блаженств, мы убедились, что счастье – это не богатство с его пошлой музыкой и ярко украшенными залами. Это что-то иное, как, например, Материнская Любовь, Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым... Эти Радости делают человека действительно счастливым. Но порой мы не видим их.

Содержание работы

1. Режиссерский замысел спектакля по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»
1.1 Обоснование выбора пьесы
1.2 Режиссерский анализ драматургического произведения
1.2.1Об авторе
1.2.2 О пьесе
1.2.3Эпоха произведения
1.3 Идейно–тематический анализ произведения
1.3.1 Тема
1.3.2 Идея
1.3.3 Конфликт
2. Действенный анализ пьесы
2.1 Фабула и архитектоника пьесы
2.2 Сюжет
2.3 Событийный строй произведения
2.4 Жанр и жанрово–стилистические особенности драматургического произведения
2.5. Схема–анализ об образах
2.6. Словарь пьесы
3. Режиссерский замысел спектакля и постановочный план пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»
3.1 Сверхзадача
3.2 Сквозное действие
3.3 Событийный ряд
3.4 Основные события постановки
3.5 Система образов
3.6 Жанр спектакля
3.7 «Зерно» спектакля
3.8 Досье
4. Творческий план постановки
4.1 Пластическое решение и мизансценирование спектакля
4.2 Атмосфера и темпоритм постановки
4.3 Художественное образное решение спектакля
4.4 Музыкально шумовое оформление спектакля
4.5 Световое оформление спектакля
4.6 Эскизы костюмов
4.7 Эскиз художественно–образного решения спектакля
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 189.85 Кб (Скачать файл)

После создания в 1830 году независимого Бельгийского государства и под воздействием потребностей капиталистического производства началось интенсивное развитие науки. Среди наук большое развитие получила химия, а в дальнейшем – медико-биологические науки. В 1836 году был основан Горный институт. В основе геологии был Ж. Омалиус, который первым начал разрабатывать геологические карты Бельгии, а завершил работу в 1849 году А. Дюпон. Наиболее выдающимися среди химиков XIX века были Ж. Стае и Э. Сельве.

Присоединение Конго и эксплуатация его богатств повлияли на развитие ботаники и зоологии. Основателями зоологии был М. де Сели; Бенеден заложил основы цитологии и эмбриологических направлений в бельгийской биологии. Ж. Берде в 1919 году получил Нобелевскую премию за работы в области иммунологии; К. Хейманс – за регуляцию дыхания у животных и человека; 3. Бак – за профилактику лучевых поражений.

На рубеже XIX-XX века был осуществлён ряд важнейших открытий в области астрономии и астрофизики.

В философии наблюдается сильное влияние католических доктрин. С конца XIX века Левитский университет стал международным центром философского неотомизма благодаря деятельности кардинала. С 1888 по1889 года основывается Высший институт философии (школа Фомы Аквинского).

Юридическая наука активно развивается в 20-40–е годы XIX века. Юристы обосновывают специфическую форму бельгийского буржуазного государства. В основном преобладают формально–юридические направления в данной науке в целом.

В Бельгии имеются несколько академий наук – в области литературы, искусства, медицины, археологии и других. Однако эти учреждения не являются центрами научных исследований, а выполняют функцию собирания научных сил, поощрения (в виде присуждения ежегодных премий) отдельных учёных, пропаганды и распространения научных знаний путём издания журналов, организации публичных лекций.

Вследствие исторических особенностей территориальных форм Бельгии её государственные границы не совпадают с границами культурных исторических областей.

Литература бельгийского народа развивалось на 2 языках: в южных провинциях на французском языке, в северных провинциях на фламандском языке.

В середине XIX века господствует реальные тенденции с элементами натурализма. Характерны для этого времени следующие имена и произведения:

Ф. Стивене клеймит Наполеона III с демократических позиций;

Э. Леклерк - автор антибуржуазных романов («Тихий дом» 1872 года);

Ж. Демулин пишет роман «Медяница», который проникнут демократическим духом;

А.О. Бланка с произведением «Легенда об Уленшпигеле» стал самым скандальным писателем того времени.

Глубокая ненависть к католицизму и монархии, широкое обличение феодального мира, также сочетание с национально – освободительным пафосом и с народным юмором были ведущими моментами в создании произведений литературы. Мотивы одиночества характерны для эссеиста О. Пирме.

С начала 80-х гг. и литературная жизнь стала более насыщена содержанием.

С 90-х годов в литературе Бельгии распространение вошёл символизм. Драмы Мориса Метерлинка проникнуты мотивами обречённости и одиночества («Слепые» 1890 года), однако его пьеса-сказка «Синяя Птица» (1908) отличается верой в победу человека над тёмными силами. В атмосфере тоски живут герои романов «Мёртвый Брюне» (1892) и стихотворений «Царство молчания».

Яркими символистами этого периода в литературе Бельгии были: А. Моккель, Ш. Сан, О. Лерберг, А. Жиро и Жильке. Религиозная тематика характерна для произведений поэта Эльскампа.

Э. Верхарн в 90-х годах преодолел символистический субъективизм и, тем самым, наполнил свои произведения революционным настроением, что дало возможность получить международную известность его книгам – «Города-спрута» (1895), «Буйные силы» (1902), «Многообразное сияние» и «Пьесы Зори».

В начале XX века преобладает жанр так называемый «региональный» или областнический роман. Он изображает быт разных уголков Бельгии. Яркие личности, проявившие себя в этом жанре: Дестре, Дофор, Ю. Крейс, Делатра, П. Нотомба.

В 20-30-е годы характерен социальный роман для творчества Ф. Элленса, который испытал воздействие М. Горького. Поэзия А. Эгейспарса содержит революционные идеи, в свою очередь лирика Вивьё наполнена гуманистическим пафосом. Психологические драмы Ф. Кроммелинка сочетают в себе фарс и трагедию.

Фламандская литература до начала XVIII века была частью нидерландской, и продлилось это до середины XIX века. В это время получает развитие демократическая литература, близкая к критическому реализму. У литературных деятелей – Д. Слекса, А. Бергман, В. Левелинга, А. Вазенера возникают попытки создать социальный роман. Свободолюбивые мотивы звучат в стихах Ю. де Гейтера. Поэзия католического священника Г. Геззеля выражает мистико-религиозное настроение. П. де Монт, начав с реалистических стихов, продолжил творчество как символист и стал сторонником «чистого искусства».

В начале 20 века ведущую роль начинают играть декадентские школы. Реализм раннего творчества Стрёвелса сменился полным декадансом; X. Тейрлинк рисует болезненную психологию интеллигентов-индивидуалистов («Иоганн Доке» 1917 год).

На демократических позициях стоял поэт и романист В. Элсхот («Танкер» 1942 год), облачивший империализм и воспевший в сонетах и балладах радость жизни. Зачинатель фламандского экспрессионизма П. ван Остайн в своей поэзии выразил анархический бунт против капитализма. В начале 30-х годов против экспрессионизма выступили: Гуланст, позднее примкнувший к лагерю реакции, М. Гейсен, Валсхап.

В XIX веке формируется собственное бельгийское искусство, в начале в форме классицизма (архитектура Л. Руландт, исторический живописец и мастер реалистического портрета Ф.Ж. Навез), а в последующем – в субъективном переосмыслении данной формы.

Революция 1830 года способствовала быстрому превращению Бельгии в развитую капиталистическую страну с остро социальными противоречиями; это обусловило сложность и контрасты её художественной культуры. Романтическая школа XIX века (Бапперса, Галле) выродилась позднее в салонный академизм; но бельгийские романтики отчасти подготовили и бурное развитие демократического реализма во второй половине XIX века.

Тематика деятелей архитектуры и изобразительного искусства Бельгии данного периода отвечала запросам большинства её населения. Скульптура и живопись реалиста К. Меньё посвящены в основном героике труда, тяжёлой жизни рабочих и крестьян.

К концу XIX века Бельгия становится родиной стиля «модерн» в архитектуре. Для таких творцов как X. ван де Велде, Ворта была характерна свободная композиция общественных зданий и особняков, а также художественное осмысление новых конструкций и материалов. Традиции реализма сочетались с импрессионалистическими мимолётными наблюдениями у Э. Клауса, Эвенепула и Энсора.

В бельгийском искусстве XX века большое место заняли узкие формально–стилистические искания – Г. Смет и А. Северейс. Абстрактное творчество было характерно для Р. Магрета.

Субъективные переосмысления национальных традиций выразились в драматической экспрессии картин К. Пермеке; в остой импульсивности живописи и скульптуры Р. Ваутерса; в интимной лирике примитивиста Э. Тойтгата. Религиозная объективность образов присуща портретам И. Сисалера и скульптуре Ш. Лапле. Принципы социального реализма воплотились в многогранном творчестве Ф. Мазереля – борца против империалистических войн и порабощения человека в полотнах К. Пойзера, П. Полюса и Р. Самвиля. В декоративном искусстве XX века выделяются изделия, создаваемые в стиле «модерн» группой «Новое искусство» (X. ван де Валде, В. Орта). Керамическая скульптура сделала знаменитым П. Кая, а ковры на темы жизни и борьбы бельгийского народа сделали великими Р. Семвиля и Л. Дельтура.

В XIX веке в основном из фламандской ветви сформировалась антверпенская школа, опиравшаяся на фламандский фольклор и немецкую композиторскую школу. Её возглавлял П. Бенуа, автор опер, кантат и симфоний, который в своём творчестве стремился бороться за национальную самостоятельность музыки Бельгии.

Второе направление именовалось валлонским и ориентировалось на французскую музыкальную культуру, главным образом оперу и творчество С. Франка. Видные представители – О. Дюпон, А. Юберти, Лепё и Йонген Врёлс. Среди произведений, созданных в жанре ораторий и кантат, имеющих давние традиции, выделились сочинения П. Бенуа и Э. Пшинеля. Стимулом для развития этого жанра, а также различных жанров культурной музыки, было хоровое искусство, популярное в Бельгии с давних времён.

На рубеже XIX–XX века сложилась национальная вокальная школа. Выделяются певцы Э. Дейк и Блауварт. В симфонической музыке складывается влияние Вебера и Ф. Листа, а в оперной – Вагнера. С 1890 по 1900 года проявляется влияние русских композиторов, в основном состоящих в «Могучей кучке».

Крупными музыковедами XIX века являлись Фетис и Геварт, исследователями фламандской народной песни – Ф. Вандейся и Френдденталь, средневековой музыки – М. Куфферат. Среди музыковедов выделяется Ш. Вандеборрен, имевший мировую известность и ставший в последствии своей деятельности председателем бельгийского общества музыкознании.

Театральная культура Бельгии развивалась на фламандском языке. Истоки театрального искусства страны – в религиозных обрядах Средневековья – содержат элементы театрализованного действия. В XIII – XV веках развивается литургическая драма, преимущественно на латыни, а также мистерии на французском и фламандском языке.

В начале XV века театральная жизнь активизируется в связи с появлением в Генте и Брюсселе так называемых камер-риторов – объединения цехового типа, члены которых исполняли сочинённые ими стихи и пьесы.

В XVI-XVII века театральное искусство тормозилось в связи с религиозными преследованиями и войнами, что в последующем влекло за собой особенность тематики драматургических произведений.

Накануне Бельгийской революции, в период подъёма национальной самосознательности, Э. Смитом писались трагедии, которые в последующем стали считать классицистическими пьесами эпохи Великой Французской революции.

После образования независимого государства в 1830 году и до конца XIX века в драматургии получил распространение романтизм (пьесы на французском языке – Нудайе, Богарста и Ваккена). Началось активное развитие драматургии на фламандском языке. Открылись театры в Генте, Национальный театр в Антверпане, Национальная сцена (1883 год), Королевский фламандский театр в Брюсселе, где шли пьесы Хендрикса и Гейтенса.

С конца XIX и в начале XX века большое влияние на развитие бельгийского театра оказало творчество драматургов–символистов Мориса Метерлинка, Ш. ван Лерберга и М. Дютерна, произведения которых ставились театром «Дом искусств» (основанный в 1895 году).

С ростом рабочего движения в Бельгии связано создание социальной драмы – Э. Верхарн «Зори». Кризис театральной культуры в Европе начался в начале XX века и сказался также на деятельности бельгийских театров, испытавших модернистское влияние.

 

1.3 Идейно-тематический анализ произведения

 

1.3.1 Тема

Духовная слепота и бессмысленное существование как результат отказа человеком бороться за свою мечту.

 

1.3.2 Идея

Счастье, как птица – улетит, не поймаешь!

 

1.3.3 Главный конфликт:

Между желанием помочь, подарить другому человеку мечту и хитростью, самовыгодой.

Побочный конфликт: борьба с безразличием

кем и кем: чем и чем:

Собака и Кошка Верность и хитрость

Тильтиль и Ночь Доброта и безразличность

Собака, Тильтиль и Деревья Верность, доброта и злость

Тильтиль и Кошка Доброта и хитрость

Предмет борьбы:

Мечта

 

2. ДЕЙСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПЬЕСЫ

 

2.1 Сюжет

 

Предрождественской ночью к избушке дровосека, в которой живут двое детей – мальчик Тильтиль и девочка Митиль, – наведывается старая соседка Берленго, у которой заболела внучка. На глазах у детей она превращается в фею Берюлину, и по ее просьбе дети отправляются в волшебную страну на поиски Синей птицы – символа счастья, который должен помочь больной девочке. Их путешествие насыщено фантастическими приключениями, трудностями, переживаниями, но счастье они находят не в сказке, а под крышей своего жилья, куда возвращаются после захватывающего странствия.

 

2.2 Фабула и архитектоника

 

Экспозиция:

От слов Тильтиля: «Митиль!»

До слов Мать Тиль: «Да я слышу их дыхание…»

1. Пробуждение детей от шума в доме напротив.

2. Появление феи Берилюны в доме дровосека.

3. Оповещение детей Феей о предстоящем путешествии.

4. Одушевление предметов и животных.

5. Знакомство с Тильтиль и Митиль с одушевленными предметами.

6. Отправление детей на поиски Синей птицы.

Завязка:

От слов Кошки: «Сюда! Я знаю все ходы»

До слов Тильтиля: « Это она меня сюда привела».

7. Посещение страны воспоминаний.

8. Встреча с умершими бабушкой и дедушкой.

9. Прощание с умершими

10. Встреча с Ночью у нее во дворце

11. Предательство Кошки

12. Знакомство Тильтиль с болезнями, ужасами и нечестью

13. Преодоление страха перед нечистью

14. Добыча Синей птицы

15. Смерть всех пойманных птиц

16. Заговор Кошки с деревьями против Тильтиля

17. Появление Тильтиля в Царстве Леса

18. Спор Тило с деревьями

19. Драка Тило и Тильтиля с деревьями

Информация о работе Режиссерско-постановочный план пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»