Режиссерско-постановочный план пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 18:48, дипломная работа

Описание работы

С первых же страниц было понятно – перед нами необыкновенное, феерическое произведение. Пьеса Мориса Метерлинка заставляет задуматься о многих жизненных проблемах. Например, о счастье. «А что же такое счастье?» Посетив вместе с героями Сады Блаженств, мы убедились, что счастье – это не богатство с его пошлой музыкой и ярко украшенными залами. Это что-то иное, как, например, Материнская Любовь, Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым... Эти Радости делают человека действительно счастливым. Но порой мы не видим их.

Содержание работы

1. Режиссерский замысел спектакля по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»
1.1 Обоснование выбора пьесы
1.2 Режиссерский анализ драматургического произведения
1.2.1Об авторе
1.2.2 О пьесе
1.2.3Эпоха произведения
1.3 Идейно–тематический анализ произведения
1.3.1 Тема
1.3.2 Идея
1.3.3 Конфликт
2. Действенный анализ пьесы
2.1 Фабула и архитектоника пьесы
2.2 Сюжет
2.3 Событийный строй произведения
2.4 Жанр и жанрово–стилистические особенности драматургического произведения
2.5. Схема–анализ об образах
2.6. Словарь пьесы
3. Режиссерский замысел спектакля и постановочный план пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»
3.1 Сверхзадача
3.2 Сквозное действие
3.3 Событийный ряд
3.4 Основные события постановки
3.5 Система образов
3.6 Жанр спектакля
3.7 «Зерно» спектакля
3.8 Досье
4. Творческий план постановки
4.1 Пластическое решение и мизансценирование спектакля
4.2 Атмосфера и темпоритм постановки
4.3 Художественное образное решение спектакля
4.4 Музыкально шумовое оформление спектакля
4.5 Световое оформление спектакля
4.6 Эскизы костюмов
4.7 Эскиз художественно–образного решения спектакля
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 189.85 Кб (Скачать файл)

 

4. ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН ПОСТАНОВКИ

 

4.1 Пластическое решение и мизансценирование спектакля

 

Мизансцена – есть некий элемент в режиссуре, который в целом является возможной метафорой в художественной реализации задумок творца.

Феерия – особый жанр, один из немногих, что позволяет творить, фантазировать и создавать сверхъестественное, чудесное на сцене. Для этого жанра характерно обличие во всевозможные сценические формы. Нельзя также забывать и о законах, которые диктует жанр, так как от него зависит характер построения и манера исполнения, игра актера в пространстве.

Важно, чтобы пластическое решение помогало режиссеру донести до зрителя проблемы, заложенные в произведении, и тем самым находило способы их решения.

Отрывок, выбранный нами для постановки, состоит из массовой сцены. Подобные сцены решаются более сложно, нежели одиночные. Такие мизансцены носят более емкий характер и требуют использовать площадку так, чтобы было видно и слышно, что происходит в событии. Массовое не должно быть безликим. Режиссер должен ухитриться видеть всех сразу и уметь в полной мере использовать сценическую площадку. В массах должно быть больше статичности без нарушения композиционного строя.

«…в массовых сценах должно быть все конкретно и заранее спланировано», – утверждал Мейерхольд.

В первой части прослеживается атмосфера беспокойности, когда маленькая соседская девочка заболевает и ей нужна Синяя птица.

Атмосфера становится тревожной, когда в дом дровосека приходит Фея и просит Тильтиля и Митиль отправится за синей птицей.

В сцене Появление Души Света и Тильтиля в Царстве Будущего атмосфера становится благоприятной, радужной.

В финальной сцене, когда девочка обретает Синюю птицу, царит атмосфера легкости, добра, понимания.

И в главной сцене прослеживается атмосфера грусти и печали, когда птица-горлица улетает из рук девочки.

Правильное решение мизансценического рисунка позволит акцентировать внимание на символичности декоративно – художественного оформления, придать лиричность, создать картину перевернутой реальности и иллюзорности, которой владеет театр.

Многие сцены в спектакле будут решаться в виде танца, сценического боя и ретроспективе, что позволит более зрелищно подчеркнуть их содержание. Мизансцены диагональные и круговые по построению будут преобладать в спектакле, а по характеру быстро меняющиеся. Пьеса довольно разнообразна по своему содержанию, а потому способ мизансценирования будет повышенной сложности. Большое значение играет работа с музыкой, именно она позволит создать сказочность и фантастичность действию, помогать актерам в предлагаемых обстоятельствах.

Пластическое решение спектакля требует точного расчета и несомненно логического объяснения, чтобы искушенный зритель верил в эффекты чуда и осознавал значение символизма в театре сегодня.

Большое значение играет работа с музыкой, именно она позволит создать сказочность и фантастичность действию, помогать актерам в предлагаемых обстоятельствах.

Пластическое решение спектакля требует точного расчета и, несомненно, логического объяснения, чтобы искушенный зритель верил в эффекты чуда и осознавал значение символизма в театре сегодня.

 

 

4.2 Атмосфера и темпо-ритм спектакля

 

событие

темп

ритм

атмосфера

Появление феи Берилюны в доме дровосека.

нарастающий

беспокойный

замешательства

Знакомство с Тильтиль и Митиль с одушевленными предметами.

учащенный

возбужденный

взволнованности

Встреча с умершими бабушкой и дедушкой.

учащенный

трепещущий

беспокойный

Встреча с Ночью у нее во дворце.

частый

ломанный

тревожная

Добыча Синей птицы.

ускоренный

возбужденный

взволнованности, радости

Смерть всех пойманных птиц.

ускоренный

возбужденный

грусти и подавленности

Сообщение Феей о нахождении Синей птицы.

учащенный

умеренный

надежды и веры в будущее

Появление Души Света и Тильтиля в Царстве Будущего.

частый

возбужденный

беспокойный

Прощание детей с душами предметов и животных.

учащенный

ломанный

безысходности

Появление Соседки в доме дровосека.

нарастающий

Умеренно-напряженный

растерянности

Обретение внучкой птицы Тильтиля– горлицы.

учащенный

умеренно–напряженный

доброжелательная

Побег горлицы из рук девочки.

нарастающий

умеренный

светлой грусти




 

4.3 Художественное образное решение спектакля

 

Сценографическое оформление пьесы «Синяя птица» Мориса Метерлинка мы решаем, как сказочный мир, берущий начало от уютного домика до холодного и мрачного будущего. Смена места действия осуществляется при помощи театрального круга, по центу которого установлена чёрная ширма.

На сцене все декорации и реквизит в первой сцене представляют собой маленькую комнату, где стоят две маленькие кроватки и два стульчика, на которые герои складывают одежду, стол с настольной лампой, лавочка и огромное окно. В другом углу стоит корзинка для кошки и будка (домик) для собаки. Вокруг царит уют и спокойствие. Все это создаст ощущение надежности и комфорта.

Поворот алмаза главными героями осуществляется одновременно с поворотом круга, меняется место действия.

Страна воспоминаний представляет собой темное, холодное место. Слева находится табличка с надписью «Страна воспоминаний». Ширма работает, как стена хижины, справа стоят два стула, инвалидная коляска и на стене висит клетка с птицей.

Царство ночи представляет собой темное место, где все усыпано звездами. Посередине сцены перед ширмой стоит огромный трон, перед каждой кулисой стоит страшная дверь. Это создает атмосферу ужаса, здесь герои чувствуют себя не комфортно и стараются быстрее уйти.

Лес – дикое, неопознанное место, где постоянно слышно вой. По всей сцене стоят деревья в темных тонах.

Царство будущего представляет собой огромный замок, где все сделано из бело-голубых тонов, по краям стоят колоны, посередине огромные ворота из позолоченного металла.

Цветовое решение моего спектакля мы решаем так: в Царстве будущего – приглушенные тона, в остальных будут присутствовать такие оттенки, как синий, голубой, коричневый, белый, черный, золотой (желтый), красный, зеленый, оранжевый.

Синий цвет символизирует цвет неба и моря, символ высоты и глубины, постоянства, преданности, правосудия, совершенства и мира. В древнем Египте синий цвет использовался для обозначения правды. В христианстве синий цвет символизирует искренность, благоразумие.

Голубой, как и белый, – это божественный цвет. Голубой ассоциируется с богами. Как и белый, голубой – это цвет истины, верности, целомудрия и правосудия в христианской традиции. Светло-голубой цвет – символ непостижимого и чудесного.

Коричневый цвет – символизирует приземленность и плодородие.

Белый – божественный цвет. Символ света, чистоты и истины. Это цвет радости и праздника. Противоречивый символ. Сочетающий в себе с одной стороны свет и жизнь, а с другой старость, слепоту и смерть. Белый – цвет очищения от грехов, крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и Вознесения.

Черный цвет – символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому, и обозначает негативное начало. В христианской традиции черный цвет символизирует горе, оплакивание и скорбь.

Золотой (желтый) цвет – цвет золота, символ солнца и божественной власти. В греческой мифологии желтый – цвет Аполлона. В Китае желтый – цвет императора.

Красный цвет символизирует кровь, огонь, гнев, войну, революцию, силу и мужество. Кроме того, красный – цвет жизни. Доисторический человек кропил объект, который хотел оживить, кровью. В Древнем Риме красный цвет символизировал божественность.

Зеленый – цвет весны, созревания, нового роста, плодородия, природы, свободы, радости, надежды. Зеленый часто символизирует непрерывность и бессмертие (например, «вечнозеленый»). Зеленый представляет собой смесь желтого и синего цветов. Зеленый связывает природное и сверхъестественное.

В древности оранжевый цвет считался цветом любви земной и небесной. Греческие музы были одеты в оранжевое. Оранжевым было одеяние и римского бога Бахуса. Греческий оракул был накрыт оранжевым покрывалом. Оранжевые цветы часто приносили на могилы, чтобы умиротворить мстительных богов.

Сочетание этих цветов не случайно, они как одно целое и в тоже время они противоположны друг другу, каждый цвет в разных сценах символизирует отношение между героями и местами их обитания.

Тильтиль одет в голубую и синюю одежду, что символизирует его верность, целомудрие и правосудие.

Митиль одета в бежево-коричневую одежду, что символизирует её приземленность и плодородие.

Душа света одета в белые тона, что символизирует божественный цвет. Символ света, чистоты и истины. Это цвет радости и праздника.

Фея одета в желто-золотые тона и символизирует символ солнца и божественной власти.

Ночь одета в черные тона, что символизирует её отрицание и отчаяние.

Вода одета в светло-голубые тона, что символизирует непостижимое и чудесное.

Кошка одета в черные тона с белыми вставками символизирует отрицание и отчаяние, является противостоянием белому, и обозначает негативное начало, но сочетает в себе свет и жизнь.

Собака одета в оранжевые тона и символизирует любовь земную и небесную.

Сахар одет в красно-белые тона, что символизирует силу и мужество, чистоту и истину.

 

4.4 Музыкально-шумовое оформление спектакля

 

Точка отсчёта

трек

Точка отсчёта по перемене

трек

Дополнительно к программе

Набирается свет

№1

Christmas Songs – We wish you a Merry Cristmas

Тильтиль:

«Митиль!»

№1

Трек входит и постепенно затихает.

Стук в дверь.

Тильтиль испугано: «кто это?»

№2

Мертвая тишина – Загадочная музыка

Фея: «Нет ли у вас Поющей Травы или Синей Птицы?»

№2

Трек резко входит и постепенно затихает.

Фея: «теперь поверни алмаз... Один поворот, другой...»

№3

Danny Elfman – Alice's Theme (OST «Alice In Wonderland»)

Фея: «Поверни алмаз!.. Слева направо!..»

№3

Трек входит постепенно и резко обрывается.

Появление Кошки в царстве ночи

№4

Мертвая тишина –

страшная музыка

Кошка: «только Пес против нас, но от него не избавишься!»

№4

Трек постепенно входит и резко обрывается.

Тильтиль поворачивает ключ и осторожно приотворяет дверь. Из-за двери немедленно выскакивают Призраки.

№5

Жан Мишель Жаре – Ethnicolor

Тильтиль (потрясен). «Не знаю, что-то ужасное!.. Там сидели какие-то безглазые чудища...»

№5

Музыка резко входит и обрывается.

Душа Света:

«Смотри – отовсюду сбегаются Дети...»

№6

Детская классика – трек 4

Тильтиль (подходит к Лазоревому Ребенку и протягивает ему руку). «Здравствуй!»

№6

Трек входит постепенно и затихает.

Девочка прижимает к груди горлицу Тильтиля.

№7

Красивая мелодия – Спокойная музыка.

Тильтиль: «Как же здорово, что все получилось».

№7

Трек приглушенный, входит постепенно и затихает.




 

4.5 Световое оформление спектакля

Точка отсчёта

Программа

Точка отсчёта на перемену

Программа

Дополнительно к программе

Начало спектакля

Высвечивается авансцена, приглушено

Митиль: «Нет, а ты?»

Высвечивается сцена.

Высвечивается вся сцена. Действие происходит на авансцене.

Стук в дверь. Тильтиль испугано: «кто это?»

Приглушается свет, высвечивается лучом вход справа.

Входит Фея

Высвечивается сцена.

Высвечивается вся сцена. Действие происходит на авансцене.

Фея: «теперь поверни алмаз... Один поворот, другой...»

Приглушается свет, лучи начинают играть по всей сцене.

Фея: «Поверни алмаз!.. Слева направо!..»

Лучи перестают играть.

Высвечивается вся сцена.

Тильтиль: – «Вот и дерево!»

Приглушается свет

Тильтиль: – «Гляди, туман поднимается... Сейчас увидим, что там за ним»...

Свет постепенно набирается.

Высвечивается вся сцена.

Тильтиль поворачивает ключ и осторожно приотворяет дверь.

Затемнение.

Из-за двери немедленно выскакивают пять–шесть Призраков.

Свет начинает пульсировать.

Свет остается приглушенным.

Тильтиль вкладывает ключ в замочную скважину. В другом конце залы у беглецов вырывается вопль ужаса.

Затемнение.

Внезапно открывается дивный, бесконечный, неизъяснимо, сказочно прекрасный сад – сад мечты.

Появляется синий свет.

Свет начинает играть лучами.

Тильтиль: «Поймали, поймали!.. Вон сколько!.. Там их тысячи!.. Вот они!.. Гляди!»

Высвечивается вся сцена.

Тильтиль: «Кто же их убил?.. Что я за несчастный!»

Затемнение.

Набирается свет.

Вы слышали?.. Час нашей разлуки пробил... Прощайте!

Высвечивается вся сцена.

Тильтиль поворачивает алмаз, и все души превращаются в предметы.

Затемнение, свет начинает играть лучами.

Набирается свет.

Входит Соседка и ведет за руку белокурую Девочку необыкновенной красоты.

Высвечивается вся сцена.

Птица улетает из рук девочки.

Затемнение.

Выключается свет.

Информация о работе Режиссерско-постановочный план пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»