Режиссерско-постановочный план пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 18:48, дипломная работа

Описание работы

С первых же страниц было понятно – перед нами необыкновенное, феерическое произведение. Пьеса Мориса Метерлинка заставляет задуматься о многих жизненных проблемах. Например, о счастье. «А что же такое счастье?» Посетив вместе с героями Сады Блаженств, мы убедились, что счастье – это не богатство с его пошлой музыкой и ярко украшенными залами. Это что-то иное, как, например, Материнская Любовь, Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым... Эти Радости делают человека действительно счастливым. Но порой мы не видим их.

Содержание работы

1. Режиссерский замысел спектакля по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица»
1.1 Обоснование выбора пьесы
1.2 Режиссерский анализ драматургического произведения
1.2.1Об авторе
1.2.2 О пьесе
1.2.3Эпоха произведения
1.3 Идейно–тематический анализ произведения
1.3.1 Тема
1.3.2 Идея
1.3.3 Конфликт
2. Действенный анализ пьесы
2.1 Фабула и архитектоника пьесы
2.2 Сюжет
2.3 Событийный строй произведения
2.4 Жанр и жанрово–стилистические особенности драматургического произведения
2.5. Схема–анализ об образах
2.6. Словарь пьесы
3. Режиссерский замысел спектакля и постановочный план пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»
3.1 Сверхзадача
3.2 Сквозное действие
3.3 Событийный ряд
3.4 Основные события постановки
3.5 Система образов
3.6 Жанр спектакля
3.7 «Зерно» спектакля
3.8 Досье
4. Творческий план постановки
4.1 Пластическое решение и мизансценирование спектакля
4.2 Атмосфера и темпоритм постановки
4.3 Художественное образное решение спектакля
4.4 Музыкально шумовое оформление спектакля
4.5 Световое оформление спектакля
4.6 Эскизы костюмов
4.7 Эскиз художественно–образного решения спектакля
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 189.85 Кб (Скачать файл)

Ива – заговоренное дерево, посвященное лунной богине. Плакучая ива символизирует горе, несчастливую любовь. Связана с похоронами. В буддизме олицетворяет кротость. У китайцев ива – символ весны, женственности, кротости, грации и очарования, артистических способностей, разлуки. Атрибут Гуань-инь кропит живой водой, используя ивовую веточку. Лунное дерево. В христианстве ивовые ветви (ветви вербы) несут как символ пальмовых ветвей на Пальмовое (Вербное) воскресенье. В греко-римской традиции ива посвящена Европе и является эмблемой Артемиды. У евреев ива символизирует скорбь – рыдание у вавилонских ив в изгнании.

Кипарис – фаллический символ, а также эмблема смерти и похорон. Предполагалось, что кипарис может сохранить тело от разложения, отсюда его использование на кладбищах.

Козел – олицетворяет мужество, изобилие жизненной силы, созидательной энергии. Может меняться местами в смысле символики с газелью или антилопой. Живя на высотах, он также олицетворяет собой превосходство. Коза означает женскую производительную силу, плодовитость и изобилие. В христианстве козел – это дьявол, проклятый, грешник, похоть и непостоянство. В греко–римской традиции козел означает мужественность, творческую энергию и похоть.

Корова – символизирует Великую Мать, всех богинь Луны в их питательном аспекте, продуктивную силу земли, множественность, деторождение, материнский инстинкт. Рога коровы – это Луна в неполной фазе. Представляя как Луну, так и божеств земли, корова – животное и небесное, и хтоническое.

Кролик – лунное животное. Как и заяц, живет на Луне и связан со всевозможными лунными богинями и Матерью-Землей. Символизирует также плодовитость и похотливость, однако в обрядах одеяния из кроличьих шкурок означают послушание и смирение перед Великим Духом. Является также дохристианским символом возрождения и обновления в начале весеннего равноденствия. Эмблема тевтонской богини весны и рассвета Остары или Эастры. Вероятно, название христианского праздника пасхи происходит от имени этой богини.

Кошка – обладая способностью изменять форму зрачка, символизирует изменяющуюся силу Солнца, а также фазы Луны и великолепие ночи. Он означает также все, что делается украдкой; желание и свободу. Кошка черного цвета является лунным и олицетворяет зло и смерть.

Лазурит (лазоревые дети) – олицетворяет божественное благорасположение, успех. У китайцев лазурит – один из семи драгоценных камней. Он символизирует успех и способности. В греко-римской традиции лазурит означает любовь и является эмблемой Афродиты (Венеры). В шумерской культуре лазурит широко использовался в храмах, где символизировал небесный свод и его сакральную власть.

Липа – в европейской культуре олицетворяет женскую грацию, красоту, счастье. У греков является эмблемой Бавкиды и супружеской любви.

Медведь – символизирует воскресение (появление весной из своей зимней берлоги с медвежонком), новую жизнь, а значит, инициацию и ритуалы, связанные с переходом.

Молоко – является пищей богов, божественным пропитанием. Являясь пищей для новорожденных, молоко широко используется в обрядах инициации, как символ возрождения. Означает также семейные кровные узы и является символом материнства. В ритуалах означает напиток жизни.

Ночь – как и темнота, ночь означает докосмическую и предродовую тьму, предшествующую возрождению или инициации и просветлению. Это также хаос, смерть, безумие, разрушение, возвращение к утробному состоянию мира. режиссерский постановка синий птица

Огонь – символизирует трансформацию, очищение, дающую жизнь производящую силу Солнца, обновление жизни, оплодотворение, силу, мощь, энергию, невидимую энергию в процессе осуществления, сексуальную силу, защиту, оборону, видимость, разрушение, слияние, страсть, мольбы, перемену одного состояния на другое, либо переход в него, способ передачи сообщений или приношений Небесам. Пламя олицетворяет духовную силу, трансцендентность и озарение, свидетельствует о наличии божества или души, пневмы, вздоха жизни; воодушевление и просвещение. Огонь пожирает все созданное и возвращает его к первоначальному единству, олицетворяют истину и знание, поглощающие ложь, невежество, иллюзии и смерть и выжигающие нечистоту. Крещение огнем восстанавливает первоначальную чистоту, сжигая окалину, что ассоциируется с проходом через огонь для обретения рая, который с тех пор, как был покинут, окружен огненной стеной и охраняется стражами с мечами огненными, олицетворяя невозможность прохода для людей невежественных и непросвещенных.

Осел – означает покорность, терпение, мир, глупость, упрямство, плодовитость, похоть. Ослиная голова рассматривалась как источник плодородия. Как скотина, вечно тащащая воз, осел, олицетворяет бедняка.

Петух – солярная птица, атрибут солнечных богов, за исключением скандинавского и кельтского символизма. Мужской принцип, Птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни. Черный петух – служитель дьявола. У буддистов петух вместе со свиньей и змеей стоят в центре колеса сансары, где петух означает плотскую страсть и гордость.

Плющ – означает бессмертие и вечную жизнь. Кроме того, он символизирует соперничество, привязанность, зависимость, дружбу, постоянное расположение. У христиан символизирует жизнь вечную, смерть и бессмертие, верность.

Свет – символизирует проявление божества, космическое творение, логос, универсальный принцип, содержащийся в явлении, изначальный интеллект, жизнь, истину, просветление, прямое знание, бестелесное, nous, источник блага. Излучение света олицетворяет новую жизнь, даруемую божеством. Первое творение. Имеет власть разгонять зло и силы тьмы. Он – слава, радость, блеск, озарение, является результатом сверхъестественных сил, либо передает их.

Собака – олицетворяет верность, бдительность, знатность. Говорят, что собаки символизируют консервативное, бдительное, философское начало в жизни, поднимающее свою грубую шею, с мордой поочередно то черной, то золотой, означает посланника, снующего туда–сюда между высшими и подземными силами. Она охраняет границы между тем миром и этим, страж этого перехода, страж мира подземного, прислужница мертвых.

Сосна – символизирует прямоту, жизненную силу, плодовитость, силу характера, молчание, уединение, фаллический символ. Будучи вечнозеленой, символизирует бессмертие. Считалось, что она предохраняет тело от гниения, отсюда изготовление из нее гробов и присутствие ее на кладбищах; отвращает зло. Благодаря своей форме, шишка сосны – одновременно огненный и фаллический символ, олицетворяющий мужскую творческую силу, плодовитость и удачу.

Смерть – означает невидимый аспект жизни, всезнание, поскольку мертвые все видят. Для живущих на земле, предшествует духовному возрождению. В обрядах инициации тьма смертная испытывается прежде, чем родится новый человек, произойдет воскресение и реинтеграция. также является заменой одного способа существования на другой, воссоединением тела с землей, а души с духом.

Тополь – дерево вод. В Китае его листья, верхняя и нижняя стороны которых имеют разный цвет, символизируют инь и ян, лунное и солнечное, а также все прочие дуалистические пары.

Тьма – означает первоначальный хаос, источник существующего дуализма, зародышевое состояние мира. В сущности, не зло, поскольку в ней основа света, который возникает из нее, и в этом смысле она просто неявленный свет, прекосмическая, до рождения существовавшая тьма предстоит как рождению, так и инициации. Связана с состояниями перехода при смерти или при инициации.

Фея – существо метафизической природы, обладающее необъяснимыми, сверхъестественными способностями, ведущее скрытый образ жизни и при этом имеющее свойство вмешиваться в повседневную жизнь человека – под видом добрых намерений, нередко причиняя вред. Образ феи как изысканно–привлекательной, как правило, миниатюрной женщины, сформировался в эпоху расцвета романтизма в западной литературе и получил своё развитие в викторианскую эпоху. В широком смысле под «феями» в западноевропейском фольклоре принято подразумевать всё многообразие родственных мифологических существ, нередко кардинально отличающихся друг от друга и внешностью, и повадками; якобы дружелюбных и приносящих удачу, чаще – лукавых и мстительных, склонных к злым шуткам и похищениям – прежде всего, младенцев.

 

 

3. РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ И ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПЛАН ПЬЕСЫ М. МЕТЕРЛИНКА «СИНЯЯ ПТИЦА»

 

3.1 Сверхзадача

 

Убедить зрителя в том, что мечта является главной ценностью для человека, и ради мечты необходимо преодолеть все преграды и соблазны, возникающие на жизненном пути. Каждый человек хозяин своей судьбы, и только ему решать, какой будет его жизнь.

 

3.2 Сквозное действие

 

Осознание человеком всей прелести и ценности жизни через душевные боли, конфликты, ссоры и невзгоды.

 

3.3 Событийный ряд

 

  1. Болезнь внучки Берилюны
  2. Появление феи Берилюны в доме дровосека.
  3. Оповещение детей Феей о предстоящем путешествии.
  4. Отправление детей на поиски Синей птицы.
  5. Посещение страны воспоминаний.
  6. Встреча с Ночью у нее во дворце.
  7. Предательство Кошки.
  8. Знакомство Тильтиль с болезнями, ужасами и нечестью
  9. Добыча Синей птицы.
  10. Смерть всех пойманных птиц.
  11. Появление Тильтиля в Царстве Леса.
  12. Появление одушевленных предметов и детей в Садах Блаженств.
  13. Появление Души Света и Тильтиля в Царстве Будущего.
  14. Пробуждение детей ото сна.
  15. Обретение внучкой птицы Тильтиля – горлицы.
  16. Побег горлицы из рук девочки.

 

3.4 Основные события постановки

 

Исходное событие – Болезнь внучки Берилюны.

Основное событие – Появление феи Берилюны в доме дровосека.

Центральное событие – Появление Души Света и Тильтиля в Царстве Будущего.

Финальное событие – Обретение внучкой птицы Тильтиля – горлицы.

Главное событие – Побег горлицы из рук девочки.

 

3.5 Система образов

 

Действующие лица

сверхзадача

Сквозное действие

Отношение к конфликту

Зерно образа

Фея

Помочь Тильтилю найти синюю птицу, чтобы помочь девочке

Забота и внимание

Ведёт действие

Корова

Тильтиль

Найти синюю птицу

Самопожертвование, взаимопомощь

Ведёт действие

Рыцарь

Митиль

Найти синюю птицу

Самопожертвование, взаимопомощь

Ведёт действие

Принцесса

Душа Света

Помочь Тильтилю найти синюю птицу

Поддержка, внимание и забота

Ведет действие

Ангел

Ночь

Не дать Тильтилю найти синюю птицу

Хитрость и ложь

Ведёт контр – действие

Змея

Кошка

Остаться в настоящем мире навсегда

Хитрость и ложь

Ведёт контр –действие

Кошка

Собака

Защищать Тильтиля на протяжении всего путешествия

Поддержка, внимание и забота

Ведёт действие

Собака

Сахар

Помогать найти синюю птицу

Самопожертвование, взаимопомощь

Ведёт действие

Сахар


 

3.6 Жанр спектакля

 

Феерия

 

3.7 Зерно спектакля

 

Алмаз

 

3.8 Досье

 

Персонаж

Что говорит автор об этом герое

Что говорит герой сам о себе

Что говорям о нём другие

Тильтиль

   

Бабушка Тиль. А ты, Тильтиль, вырос, поздоровел!..

Митиль

   

Дедушка Тиль (гладит Митиль по головке). А Митиль!.. Посмотри-ка на нее!.. Какие у нее волосики, какие глазки!.. И как приятно от нее пахнет!

Фея

Дверь приотворяется и пропускает старушонку в зеленом платье и в красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой. Сразу видно, что это – Фея.

Фея (вдруг вспылив). А я, говорю, что ты ничего не видишь!.. Вот, например, какою я тебе представляюсь?.. Какая я, по-твоему?..

Что же ты? Отвечай!.. Вот я сейчас проверю, как ты хорошо видишь!.. Красива я или уродлива?..

Почему же ты не отвечаешь?.. Молода я или стара? Румяна или бледна?.. Может быть, у меня горб?..

Тильтиль. Вы немного похожи на нашу соседку, госпожу Берленго...

Душа света

Со стола падает лампа, из нее мгновенно вымахивает пламя и превращается в светозарную девушку несравненной красоты. На девушке длинное прозрачное ослепительно яркое покрывало. Она стоит неподвижно, как бы в экстазе.

 

Тильтиль. Это королева!

Митиль. Это богородица!..

Фея. Нет, дети, это Душа Света.

Ночь

При поднятии занавеса Ночь в образе прекрасной женщины в длинном черном одеянии.

Ночь. Нет, дружок, пойми: как я могу отдать ключи первому встречному?.. Я – хранительница всех Тайн Природы, я за них отвечаю, мне строго-настрого запрещено открывать их кому бы то ни было, а в особенности – ребенку.

 

Кошка

Маленькая женщина с маской кошки мы будем называть ее просто Кошка, – прежде чем подойти к Митиль, умывается.

Кошка (в изнеможении опускается на мраморные ступени). Это я, матушка Ночь!.. Я совсем без сил!

Митиль. Здравствуйте, сударыня... (Фее) Кто это?..

Фея. Нетрудно догадаться – тебе протягивает руку Душа Тилетты... Поцелуй ее!..

Собака

В ту же минуту человечек с маской бульдога – впредь мы будем именовать его Псом – бросается к Тильтилю, душит его в объятиях, осыпает бурными и шумными ласками.

Пес (отталкивает Кошку). И я!.. Я тоже хочу поцеловать мое маленькое божество!.. Я хочу поцеловать девочку!.. Я хочу расцеловать всех!.. Давайте веселиться!

Тильтиль (Фее). Кто этот господин с собачьей головой?..

Фея. Разве ты его не узнал?.. Это Душа Тило, - ты ее освободил...

Сахар

Сахарная голова, стоявшая около шкафа, растет, ширится и разрывает обертку. Из обертки выходит слащавое, фальшивое существо

Сахар. (суетится вокруг обертки). Я прорвал свою обертку!

Фея. Да ведь это Душа Сахара.

Митиль. А у него есть леденцы?..

Фея. У него все карманы полны леденцов, каждый его палец - это тоже леденец.

Вода

В обличье плаксивой девушки с распущенными волосами, в как бы струящихся одеждах

Вода. (тщетно пытается войти в кран). Я не могу войти в кран!

Тильтиль. Кто эта мокрая дама?..

Фея. Не бойся – это Вода вышла из крана.

Информация о работе Режиссерско-постановочный план пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»