Шпаргалка по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Статистике"

Файлы: 11 файлов

шпоры по энергосбережению.doc

— 549.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по философии.docx

— 192.12 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по статистике 2.doc

— 564.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по статистике 1.doc

— 2.27 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по социологии.docx

— 73.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры по охране труда.docx

— 60.48 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры макраэкономика с 12 вопроса.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

финансы – это денежные средства и отношения, возникающие в связи с хранением, передачей, накоплением, распределением, обменом, превращением из одной формы в другую.

финансовая система – это все виды денежных средств, операции по их использованию, правила обращения денежных средств, денежные отношения между субъектами экономической системы, а также органы, осуществляющие операции с денежными средствами и управляющие ими.

Среди инструментов финансового регулирования экономики  государственным расходам и налогам отводится особое место.

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане) в установленные сроки.

Налогово-бюджетная  система выполняет следующие функции:

фискальная  функция состоит в формировании денежных доходов государства, используемых на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения и др.;

экономическая функция заключается в воздействии на общественное воспроизводство и социальные процессы в экономике. Выполняя эту функцию, налоги и госрасходы могут играть стимулирующую, подавляющую и контролирующую роль.

Сущность  фискальной политики, ее цели и инструменты

Фискальная политика – это система мер государственного воздействия на экономические процессы, проводимых налогово-бюджет-ными (фискальными) рычагами.

Фискальная политика может  преследовать тактические и стратегические цели, в зависимости от того, какой  период она охватывает и какой  эффект (краткосрочный или долгосрочный) она предполагает в качестве результата.

Стратегические  цели фискальной политики возникают, когда необходимо длительное время поддерживать или стимулировать протекание экономических процессов: стабильный рост, развитие научно-технического прогресса, расширение экспорта и др.

Тактические цели, как правило, подчинены решению стратегических задач и предусматривают воздействие фискальной политики на процессы в краткосрочных временных интервалах или в ограниченных сферах. Например, для достижения выравнивания доходов населения можно проводить комплекс социальных выплат, снижение налоговых ставок на низкие доходы, режим налоговых льгот.

С учетом стратегических и тактических целей развития экономики государство предоставляет  налоговые льготы для одних субъектов  хозяйствования, слоев населения  и жесткий режим для других.

4.1.3. Типы налогово-бюджетной  (фискальной) политики

Различают стимулирующую и сдерживающую, дискреционную (автоматическую) и недискреционную фискальные политики.

Стимулирующая фискальная политика применяется, как правило, на фазе экономического спада национального производства.

Она заключается в поддержании  низкорентабельных и убыточных производств, стимулировании роста инвестиций, расширении платежеспособного спроса посредством применения комплекса фискальных стимулирующих рычагов (фискальные инъекции в экономику): снижения налоговых ставок, роста государственных субсидий и дотаций, социальных выплат, пособий, роста государственных инвестиций и закупок (рис. 4.1)


 

 

 

 

 

 

Рис. 4.1. Влияние стимулирующей фискальной политики

на стабилизацию темпов роста ВВП

Сдерживающая  фискальная политика применяется для торможения (сдерживания) темпов экономического роста.

Такая политика целесообразна на стадии экономического подъема и состоит в сокращении располагаемого дохода у субъектов экономики путем повышения налогов, свертывании системы дотаций и субсидий, уменьшении количества социальных выплат, государственных инвестиций и закупок (рис. 4.2).


 

 

 


 

 

Рис. 4.2. Влияние сдерживающей фискальной политики

на стабилизацию темпов роста ВВП


Оба типа фискальной политики применяются попеременно, характеризуя в комплексе стабилизационную фискальную политику антициклического типа. В результате их применения сглаживается динамика национального производства с минимальными потерями для экономики, стабилизируются темпы экономического роста.

 

18. Дискреционная  фискальная политика. Государственные  закупки.  Мультипликатор госрасходов.

19. Недискреционная  фискальная политика. Встроенные (автоматические) стабилизаторы экономики. (система социальных выплат, индексация доходов, автоматические изменения в налоговых отчислениях).

Понятие госзакупок и их влияние на уровень  ВВП

Согласно кейнсианской концепции госрасходы являются основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста госрасходов растет совокупный спрос и ВВП. Госрасходы финансируются из средств госбюджета.

Таким образом, в руках государства находятся  значительные фискальные инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, субвенции, субсидии, трансфертные платежи (TR), инвестиции (I).

Трансфертные платежи – это безвозмездные социальные выплаты.

Дотации (от лат. dotatio – дар, пожертвование) – это денежные средства, выделяемые из госбюджета для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям либо социально значимым производствам.

Субвенции (от лат. subvenire – приходить на помощь) – это целевые денежные пособия, выделяемые центральными органами на финансирование определенного мероприятия или объекта. При нарушении целевого использования субвенция подлежит возврату выдавшим ее органам.

Субсидии (от лат. subsidium – помощь, поддержка) – это пособие правительства в денежной или натуральной форме фирмам, домохозяйствам, другим государствам, в обмен на которые оно не получает товары и услуги. Это правительственные трансфертные платежи прямого (в виде непосредственно предоставляемых средств) и косвенного (в виде налоговых или других льгот) видов.

Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Они соответствуют части госрасходов (G). Другая часть, как уже указывалось, является социальными выплатами и государственными инвестициями.

В связи с  тем, что по своему характеру влияния на экономику государственные инвестиции похожи на частные инвестиции (см. тему 3), рассмотрим влияние только социальных выплат и госзакупок на уровень ВВП. В литературе принято условно идентифицировать госзакупки с госраходами.

Влияние госзакупок на экономику можно рассматривать как разновидность инъекций (вливаний), величина которых не зависит от дохода. Поэтому механизм их воздействия на экономику идентичен механизму действия аккордных налогов, также не зависящих от размера доходов. Рассмотрим такое влияние на примере модели “крест Кейнса” (рис. 4.3).

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 4.3. Экспансионистская (стимулирующая) фискальная политика госзакупок в кейнсианской концепции

В целях преодоления  экономического спада государство увеличивает госрасходы на величину ΔG (проводит стимулирующую фискальную политику), в результате чего кривая спроса AD сдвигается вверх с AD1 до AD2. Равновесный ВВП возрастает с Y1 до Y2. В результате таких фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте уровня цен в краткосрочном периоде.

Мультипликатор  госзакупок

Как видно из рис. 4.3, приращение ВВП значительно  превышает изначальное приращение госзакупок. Степень превышения ΔY над ΔG определяется крутизной наклона линии совокупного спроса AD к горизонту, т. е. тангенсом угла α (см. тему 3). Тангенс угла α можно рассчитать как отношение противолежащего катета (прироста госзакупок) к прилегающему катету (приросту ВВП).Для математической интерпретации мультипликатора госзакупок (госрасходов) представим совокупные расходы как сумму располагаемого дохода (Y – T) и госрасходов (G):

AD = Y = MPC × (Y – Т) + a + I + G.    (4.1)

Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, в правой части:

Y –  МРС × Y = – МРС × Т + a + I + G.    (4.2).

После преобразования получим следующее:

Y × (1 – МРС) = –МРС × Т + a + I + G.    (4.3)

отсюда выразим значение объема национального производства:

.   

Выражение, стоящее  перед налогами (T) в формуле (4.4), и есть мультипликатор аккордных налогов (mT), о котором речь пойдет в теме 4.3. Выражение, стоящее перед государственными расходами (G), рассматривается как мультипликатор госрасходов (mG):

.                                        

Далее все зависит  от того, какая из величин (Т или G) будет подвергнута изменению.

В данном случае (рис. 4.3) изменились госрасходы на величину ΔG, изменение других величин равно нулю (ΔТ = ΔI = 0). изменение величины объема национального производства ΔY будет иметь следующий вид:

ΔY= ;

Δ .                                    (

Выражение (4.6) показывает, что прирост госрасходов порождает прирост ВВП в мультипликативном размере.

Выделяют дискреционную (правительственную) и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Дискреционная политика основана на сознательном вмешательстве государства в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию. Отличительными особенностями дискреционной фискальной политики являются прерывность временных интервалов ее применения и сознательность применяемых мер.

Дискреционная фискальная политика применяется как факторное воздействие на торможение возможных инфляционных процессов вследствие возросшего спроса. В этом случае государство сокращает государственные расходы и увеличивает налоговые поступления.


Автоматическая  фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры (прогрессивная система налогообложения, система социальных пособий и др.).

Автоматические (встроенные) стабилизаторы – это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВВП на изменение совокупного спроса. Они включают любые меры, которые способствуют увеличению госбюджета в периоды спада и его уменьшению в периоды инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков.

Рассмотрим механизм действия автоматических стабилизаторов экономики на примере ставки пропорционального  налога (подоходного налога). Если по каким-либо причинам в экономике  наступает падение инвестиционного  спроса с I1 до I2, то за ним последует падение совокупного спроса до AD2, а это через мультипликатор вызовет, в свою очередь, еще большее падение равновесного уровня ВВП до Y2 (рис. 4.9).

 



 

 


 

 


 

Рис. 4.9. Действие автоматических стабилизаторов (пропорционального

налога) на ВВП

как видно из приведенного выше примера, такое падение можно затормозить снижением пропорционального налога (t). Снижение налоговой ставки (t) на доходы сделает круче угол наклона кривой совокупного спроса к горизонту, тем самым увеличивается МРС и величина мультипликатора, и это увеличение будет тем больше, чем выше значение t.

Таким образом, кривая совокупного спроса, сместившаяся вниз до уровня AD2, затем поднимется (развернется под более крутым углом) вверх до уровня AD3, в результате чего общее сокращение ВВП будет менее значительным.

20. Налогообложение.  Налоговый мультипликатор. Состояние  налоговой системы в национальной  экономике Республики Беларусь. Налогообложение. Налоговый мультипликатор

Виды налоговых сборов и принципы функционирования

налоговых систем. Налоговая политика

Существует множество  видов налогов: прямые и косвенные, с физических и юридических лиц, прогрессивные и регрессивные, местные, федеральные и республиканские.

Прямые  налоги (условно пропорциональные) взимаются непосредственно с доходов налогоплательщиков, их размер находится в прямой зависимости от получаемого дохода.

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Косвенные налоги взимаются в видах акцизов, монопольных налогов, таможенных пошлин. Они непропорциональны доходу и по характеру действия на ВВП аналогичны аккордным (фиксированным, паушальным) налогам.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, форм и способов их изъятия, а также налоговых органов.

В рамках методологической концепции воздействия  государства на экономику вырабатываются основные направления налоговой  политики.

Налоговая политика – это комплекс мер, проводимых государством с целью регулирования экономических процессов инструментами налоговой системы (налоговых ставок, налоговых льгот, штрафных санкций и др.).

Основными направлениями  налоговой политики являются следующие:

стимулирование  базовых и стратегически важных, а также социально значимых отраслей производства;

подавление производства социально вредных товаров;

стимулирование  роста чистого экспорта;

выравнивание  доходов населения;

стимулирование  инвестиционного и инновационного процессов в экономике;

развитие социальной инфраструктуры;

распространение режима экономии энергетических и сырьевых ресурсов;

охрана окружающей среды.

4.4.2. Налоговое бремя и кривая А.  Лаффера

Введение множества  налогов, характеризующихся разными  способами изъятия, может быть сведено  к единой оценке – размеру налогового бремени (нагрузки), т. е. доли чистого дохода субъектов хозяйствования, изымаемой в доход государства.

Исследования  экономиста А. Лаффера по влиянию  налоговой ставки на величину ВНП (ВВП) и доходы госбюджета показали, что  при росте налоговой ставки (t) до 30–40% достаточно высокими темпами растут и ВВП, и доходы государственной казны. Затем темпы прироста доходов госбюджета затормаживаются, а при переходе 50 %-ного барьера налоговой ставки деловая активность затухает, снижаются доходы госбюджета. Такую зависимость называют кривой Лаффера (рис. 4.5).

шпоры бел.яз..docx

— 124.85 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии.doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по философии(1).doc

— 120.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

тесты по статистике.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Статистике"