Экономико-статистический анализ оборота розничной торговли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:24, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – провести экономико-статистический анализ товарооборота розничной торговли, используя показатели макроэкономической статистики, рассмотрев его динамику, структуру и факторы, обуславливающие товарооборот розничной торговли как элемента сферы товарного обращения.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач. В их числе:
анализ изменения и тенденций оборота розничной торговли в целом по экономическому пространству России;
выделение отдельных факторов динамики товарооборота розничной торговли (количественного, ценностного, социального), построение факторной индексной модели динамики товарооборота розничной торговли;
анализ товарооборота на душу населения;
анализ динамических структурных сдвигов в товарообороте;
характеристика места отдельных товарных групп в общем объеме денежных расходов потребителей на покупку товаров и в общем объеме реализованной товарной массы.

Содержание работы

Содержание 3
Введение 4
Экономико-статистический анализ оборота розничной торговли 6
Система показателей анализа товарного обращения в целом по экономике 6
Краткая экономико-статистическая характеристика сферы товарного обращения в 1999 – 2000 гг. 10
Анализ структуры товарооборота розничной торговли 13
Анализ динамики товарооборота розничной торговли в 1999 – 2000 гг. 16
Анализ показателей динамики товарооборота 18
Выявление тенденции товарооборота 21
Прогнозирование товарооборота розничной торговли на основе распределения Пуассона ( для рядов динамики не имеющих тенденции) 22
Расчет товарооборота на душу населения 26
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа(МЭС).doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

      Для характеристики уровня товарных запасов  применяют показатель – запасоемкость. Запасоемкость показывает, сколько товарных запасов приходится на единицу товарооборота:

      Зе =

      где Зе – запасоемкость;

             О – объем товарооборота.

      Следует отметить, что характеристика уровня товарных запасов через запасоемкость  используется крайне редко. В статистической отчетности наряду с абсолютным размером товарных запасов учитывается  обеспеченность товарооборота товарными запасами. Этот показатель отражает число дней торговли, на которые хватит товарных запасов до момента их полного истощения. Этот показатель учитывается в днях и для совокупности товаров или товарных групп рассчитывается по следующей формуле: 
 

      Где `Зо– средняя обеспеченность товарооборота товарными запасами.

      Торговля  как отрасль экономической деятельности отличается от других отраслей относительно высокой скоростью оборачиваемости  оборотных активов.

      Потребность в оборотных активах обратно  пропорциональна товарооборачиваемости: чем выше скорость товарооборота, тем меньше оборотного капитала требуется для обеспечения планового объема товарооборота. Прибыль торгового предприятия находится в прямой пропорциональной зависимости от ускорения товарооборота.

      Скорость  товарооборота или товарооборачиваемость  определяется на основе сопоставления  товарооборота со средними товарными  запасами за тот или иной промежуток времени. Единицей соизмерения товарооборота  и средней величины товарных запасов  является однодневный товарооборот. Скорость товарного обращения измеряется в количестве оборотов товарной массы (т. е. среднего запаса товаров за анализируемый период): 

      Сi 

        Сi – скорость обращения товара;

        O – объем товарооборота;

      `З – средние товарные запасы.

      Размер скорости товарооборота находится в зависимости от продолжительности исследуемого периода. При прочих равных условиях чем длительнее период, тем соответственно больше общая сумма товарооборота. При всем при этом величина товарных запасов практически не зависит от длительности периода. Таким образом. Скорость товарооборота, например, за квартал выше скорости обращения за месяц.

      В целом систему показателей для  характеристики оборота розничной  торговли можно представить следующим  образом (рис. 1): 

        
 
 

        

        
 
 

      

      

      

        

        

        

      

        

        

        
 

        
 
 

      Рис. 1

      Система показателей для характеристики товарооборота розничной торговли.

Краткая экономико-статистическая характеристика сферы  товарного обращения  в 1999 – 2000 гг.

      Ситуация  на рынке товаров в 1991 – 2000 гг. характеризовалась следующим образом:

      • формирование основ рыночной экономики способствовало росту удельного веса торговли в валовом внутреннем продукте страны. Если в 1992 г. на ее долю приходилось 15,73% объема ВВП, то в 2000 г. – 18,67%.

    Таб. 4

    ВВП России в 1992 – 2000гг. 

    Годы ВВП в рыночных ценах, (млрд. руб., с 1998 – млн. руб.) в т. ч. торговля и общественной питание (в млрд. руб., с 1998 – млн. руб) % торговли в  ВВП
    1992 9413,6 1481,1 15,73
    1993 82393,7 13499,38 16,38
    1994 285597,7 49693,9 17,40
    1995 1540492,8 282932,5 18,37
    1996 2145655,5 360699,9 16,81
    1997 2521941,5 409274,7 16,23
    1998 2684538,6 501671,5 18,69
    1999 4545532,4 922475,2 20,29
    2000 7063280,0 1318457,9 18,67
    • ростом числа торговых организаций, дальнейшим развитием малого предпринимательства.

    Таб. 4

    Число предприятий и  организаций в  России в 1992 – 2000гг. 

    Годы Число предприятий  и организаций, всего (на 1 января; тысяч). В т. ч. в  отрасли «торговля и общественной питание» Коэффициент роста 
    (на 1 января; тыс.) в % от общего числа предприятий и организаций Базисный (1992 = 1) Цепной
    1992 815 240 29,45    
    1993 956 275 28,77 1,17 1,15
    1994 1245 302 24,26 1,53 1,10
    1995 1946 525 26,98 2,39 1,74
    1996 2250 640 28,44 2,76 1,22
    1997 2505 746 29,78 3,07 1,17
    1998 2727 852 31,24 3,35 1,14
    1999 2901 935 32,23 3,56 1,10
    2000 3106 1033 33,26 3,81 1,10

    На 1 января 2000 г. в розничной торговле функционировало 1033 тыс. предприятия, что на 10 % больше, чем было на 1 января 1999 года. Из общего числа предприятий  предприятия торговли составляют 33,26 %. По сравнению с 1992г. число торговых предприятий увеличилось в 4,3 раза, в том числе в отрасли торговля и общественной питание – в 3,8 раза.

     Тр = =0,1176 или 117,6%

     Тпр = 100- Тр =0,176 или 17,6%

    Среднегодовой темп роста числа торговых предприятий составил 117,6 %. Среднегодовой темп прироста – 17,6 %.

    • ростом среднегодовой численности занятых в торговле. С 1990г. она возросла в 1.6 раза. Среднегодовой темп прироста составил почти 5 %.

    Таб. 8

    Среднегодовая численность занятых в России

 
    Годы Среднегодовая численность занятых

    Всего, млн. чел.

    В т. ч. в  отрасли торговля Темп  роста (в % к предыдущему году)
    Всего, тыс. чел. В % от всей среднегодовой  численности занятых
    1990 75,3 5869    
    1991 73,8 5626   0,96
    1992 72,1 5679   1,01
    1993 70,9 6374   1,12
    1994 68,3 6484   1,02
    1995 66,4 6679   1,03
    1996 66,0 6795   1,02
    1997 64,6 8705   1,28
    1998 63,6 9257   1,06
    1999 64,0 9320   1,01
    2000 64,2 9410   1,01

    Тр = =1,0488 или 104,88%

    Тпр = 0,0488% или 4.88%

      Занятые в торговле составляют 2-ое место  после промышленности (в 2000 г. – 14.7% от среднегодовой численности занятых, в промышленности – 22,4%.

    • На 1 января 2000 г. объем товарных запасов в организациях розничной торговли составил 84640 млн. руб.

    Таб. 9

    Товарные  запасы на предприятиях и организациях в  целом по России в 1990 – 2000 гг. 

    Годы Товарные запасы – всего, (млрд. руб., с 1998 – млн. руб.) В т. ч. в организациях розничной торговли (млрд. руб., с 1998 – млн. руб.) Удельный вес  товарных запасов розничной торговли в общем объеме товарных запасов Товарные запасы, в днях торговли В т. ч. в организациях розничной торговли
               
    1990 35,6 29,8 84 53 44
    1991 79,2 67,9 86 46 39
    1992 106,3 826 78 60 49
    1993 8822 6963 79 66 56
    1994 20095 16039 80 53 44
    1995 51389 33196 65 63 41
    1996 53686 38013 71 47 32
    1997 63197 44485 70 41 28
    1998 75573 55492 73 33 24
    1999 124908 76317 61 40 29
    2000 137512 84640 62 41 29

Информация о работе Экономико-статистический анализ оборота розничной торговли в России