Экономико-статистический анализ оборота розничной торговли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:24, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – провести экономико-статистический анализ товарооборота розничной торговли, используя показатели макроэкономической статистики, рассмотрев его динамику, структуру и факторы, обуславливающие товарооборот розничной торговли как элемента сферы товарного обращения.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач. В их числе:
анализ изменения и тенденций оборота розничной торговли в целом по экономическому пространству России;
выделение отдельных факторов динамики товарооборота розничной торговли (количественного, ценностного, социального), построение факторной индексной модели динамики товарооборота розничной торговли;
анализ товарооборота на душу населения;
анализ динамических структурных сдвигов в товарообороте;
характеристика места отдельных товарных групп в общем объеме денежных расходов потребителей на покупку товаров и в общем объеме реализованной товарной массы.

Содержание работы

Содержание 3
Введение 4
Экономико-статистический анализ оборота розничной торговли 6
Система показателей анализа товарного обращения в целом по экономике 6
Краткая экономико-статистическая характеристика сферы товарного обращения в 1999 – 2000 гг. 10
Анализ структуры товарооборота розничной торговли 13
Анализ динамики товарооборота розничной торговли в 1999 – 2000 гг. 16
Анализ показателей динамики товарооборота 18
Выявление тенденции товарооборота 21
Прогнозирование товарооборота розничной торговли на основе распределения Пуассона ( для рядов динамики не имеющих тенденции) 22
Расчет товарооборота на душу населения 26
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа(МЭС).doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РФ 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ 

Институт  статистики и эконометрики 
 
 

Кафедра макроэкономической статистики

и национального  счетоводства 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по макроэкономической статистике на тему:

«Экономико-статистический  анализ оборота розничной  торговли в России» 
 
 

                  Исполнитель:

                  Кулькова  Т. А.,

гр. ДСС-301

                                                  Руководитель:

                                                  Князева Т. В. 
 
 
 
 
 

Москва, 2001 г.

 

Содержание

 
 
 
 

 

     Введение

     С начала 90-х годов в российской экономике начались глубокие преобразования, ориентированные на формирование рыночного  механизма. Переход к рыночной экономике, демонтаж и преобразование административно-управленческой системы, основанной на принципах централизованного планирования во многом обусловили изменения происходящие в сфере товарного обращения.

     В сфере товарного обращения в  условиях плановой экономики существовали некоторые элементы и проявления рыночных отношений, насколько это допускала плановая система фондированного распределения товаров как производственного, так и потребительского назначения. В условиях рыночной экономики сфера товарного обращения призвана связывать сферу производства со сферой потребления, обеспечивать оптимальные пропорции между ними, ориентировать производство на удовлетворение покупательного спроса. Таким образом, функции сферы обращения в условиях рыночной экономики несколько видоизменились, и она стала играть более существенную роль.

     Именно  поэтому изучение ее с экономико-статистической точки зрения, а также анализ происходящих в ней изменений с целью успешного управления и представления хода развития в перспективе, как самой сферы обращения, так и сферы производства, как основополагающей отрасли развития народного хозяйства, на которую непосредственно влияет сфера товарного обращения, представляется очень важным.

     Изучение  этого социально-экономического явления  требуется не только со стороны глубокого  познания сущности экономических, социологических  и технологических законов, но также со стороны как такового развития самого процесса, выявления основных черт посредством методов макроэкономической статистики на уровне страны в целом.

     Все это делает актуальным проведение экономико-статистического  анализа сферы товарного обращения, в частности одного из наиболее важных элементов этой области – товарооборота розничной торговли, который в данном случае является предметом экономико-статистического исследования этой курсовой работы.

     Основная  цель курсовой работы – провести экономико-статистический анализ товарооборота розничной торговли, используя показатели макроэкономической статистики, рассмотрев его динамику, структуру и факторы, обуславливающие товарооборот розничной торговли как элемента сферы товарного обращения.

     Достижение  поставленной цели потребовало решения  ряда задач. В их числе:

    • анализ изменения и тенденций оборота розничной торговли в целом по экономическому пространству России;
    • выделение отдельных факторов динамики товарооборота розничной торговли (количественного, ценностного, социального), построение факторной индексной модели динамики товарооборота розничной торговли;
    • анализ товарооборота на душу населения;
    • анализ динамических структурных сдвигов в товарообороте;
    • характеристика места отдельных товарных групп в общем объеме денежных расходов потребителей на покупку товаров и в общем объеме реализованной товарной массы.

     Методологической  базой являются методы макроэкономической статистики и общей теории статистики:

      • метод средних и относительных величин;
      • индексный метод для объективной оценки динамики товарооборота и изменений его структуры (рассчитываются темпы роста, темпы прироста, строится индексная модель;
      • метод статистического моделирования (в частности, строится регрессионное уравнение)
      • табличный и графический методы, для наглядного представления анализируемой информации при анализе товарной структуры и динамики товарооборота розничной торговли.

     Для написания курсовой работы были использованы монографии, раскрывающие суть и особенности  данной тематики, а также учебная литература, помогающая в последовательном, композиционном изложении материала.

     В качестве информационной базы взят Российский статистический ежегодник 2000 г. и официальные  периодические издания, публикующие  показатели социально-экономического развития России. Их перечень приведен в списке использованной литературы.

     Все вспомогательные расчеты, моделирование  реализовывались в пакете статистических рограмм «STATISTICA».

     Курсовая  работа включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

 

     

     Экономико-статистический анализ оборота розничной  торговли

Система показателей анализа  товарного обращения  в целом по экономике

     Для характеристики и оценки любого социально-экономического явления существует система показателей, которая позволяет адекватно и со всех сторон рассмотреть данное явление или процесс.

     Товарное  обращения по национальной экономике  в целом отражается в народнохозяйсвенном  учете при помощи ряда показателей, рассмотрим наиболее важные из них.

     Товарные  ресурсы определяются как сумма

  • товарных запасов во всех подразделениях и звеньях производства и обращения;
  • импорта;
  • производства (отгрузки товаров отечественными производителями).

      Этот  показатель – вход в систему товарного  обращения. На выходе находится комплекс показателей «использование товарных ресурсов».

      Имеет место также показатель «товарные ресурсы для использования на внутреннем рынке», который определяется балансовым методом, из уравнения:

      Ресурсы                           

      внутреннего  =   Производство   +   Импорт   -   Экспорт

      рынка

      Центральным показателем системы товарного  обращения является товарооборот, который определяется на макроуровне в стоимостных единицах и в натуральном выражении. В первом случае как стоимость товарной массы, денежная выручка всех предприятий реализующих товары. Под предприятиями следует подразумевать и товаропроизводящие предприятия, и торговые, как с образованием, так и без образования юридического лица. Очевидно, что эта сумма превышает стоимость товарной массы, так как товары оборачиваются, переходят из рук в руки, перепродаются. Такого показателя статистика макроуровня не исчисляет, но пользуется различными фрагментами товарооборота.

     Опираясь  на систему сплошного федерального статистического наблюдения и практику выборочных обследований, объем товарооборота может быть успешно определен как сумма выручки от реализации товаров по всем субъектам торговой деятельности с группировкой объектов «по каналам реализации». Группировка субъектов спроса будет при этом вторичной, так как покупатели сплошному статистическому наблюдению не подвергаются, а продавцы не отчитываются в том, кому продан товар, за некоторыми исключениями.

     Товарооборот  внутреннего рынка страны в целом  или региона распадается на три  части. В их числе:

    • товарооборот розничной торговли, включающий товарооборот общественного питания;
    • продажа на оптовом рынке продукции (товаров) с разбивкой по каналам реализации:

                     продано промышленными предприятиями;

                     продано организациями оптовой торговли;

     продажа услуг.

     В данной курсовой работе будет рассмотрен только 1 элемент товарооборота внутреннего  рынка страны – оборот розничной  торговли.

     Товарооборот  розничной торговли включает все продажи товаров по данному каналу реализации, независимо от того, кто является покупателем – субъекты мелкорозничной торговли или конечные потребители. В товарообороте розничной торговли все продажи суммируются по выручке организаций розничной торговли, вещевых, продовольственных или смешанных рынков от реализации.

     Важным  показателем в продолжение показателя оборота розничной торговли является товарооборот на душу населения. Он представляет собой расчетный показатель уровня товарооборота, который позволяет исключить влияние численности населения и тем самым обеспечивает межрегиональную и динамическую сравнимость уровня продажи товаров.

     Товарооборот на душу населения рассчитывается как отношение товарооборота к средней за период (обычно за год) численности населения. Он может быть исчислен в целом по розничному товарообороту, включая продажу услуг и без нее, а также по каждому отдельному продукту или виду услуг. Данный показатель может быть исчислен как в стоимостных, так и в натуральных единицах. По отдельным социальным и возрастным группам населения показатель товарооборота на душу населения исчисляется по данным специальных выборочных обследований как отношение суммы покупок к среднему числу членов обследованных семей. Для расчета товарооборота на душу населения (D) применяется следующая формула:

     D =

     где O – товарооборот,

            S – средняя численность населения.

      Важным  показателем при исследовании сферы  товарного обращения является товарная структура товарооборота – абсолютный размер продажи отдельных товаров (или товарных групп) и соотношение между ними. Более подробно этот показатель будет рассмотрен при его анализе в последующих разделах данной курсовой работы.

      Непрерывность процесса производства и воспроизводства  обеспечивается постоянным наличием на рынке некоторой товарной массы. Эта масса товаров составляет запас. Товарные запасы рассматриваются как условие непрерывности обращения товаров, составная часть потенциала рынка, индикатор рыночного механизма и деловой активности, фактор экономической активности рыночной деятельности. Товарные запасы представлены соответствующим показателем – объем товарных запасов (в натуральном и стоимостном выражении), который характеризует непроданную товарную массу, находящуюся в каналах сферы товарного обращения.

      Объем запасов товаров учитывается  на определенный момент времени, и в этой связи они являются моментной величиной; помимо этого в процессе оборота товарные запасы колеблются как в результате аритмичности поставок, так и под воздействием изменений рыночной ситуации. Все это не дает возможности оценить их уровень и заставляет прибегать к расчету средних товарных запасов за конкретный период времени. Средние товарные запасы в зависимости от объема информации могут быть рассчитаны по следующим формулам:

    • если имеются данные об их фактическом объеме на начало (Зн) и конец (Зк) месяца:

      `Змес = ( Зн + Зк)/2,

      где `Змес – среднемесячные товарные запасы,

    • если собраны данные о товарных запасах на конец месяца за более длительный промежуток времени (квратал, полугодие, год):
 
 

где `З – средние товарные запасы за более длительный, чем месяц, период времени№

         n – число дат, на которые зарегистрированы запасы.

      Размер  запасов находится в прямой зависимости  от объема товарооборота: чем больше товаров реализуется, тем больше при прочих равных условиях должен быть объем товарных запасов.

Информация о работе Экономико-статистический анализ оборота розничной торговли в России