Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:24, курсовая работа
Основная цель курсовой работы – провести экономико-статистический анализ товарооборота розничной торговли, используя показатели макроэкономической статистики, рассмотрев его динамику, структуру и факторы, обуславливающие товарооборот розничной торговли как элемента сферы товарного обращения.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач. В их числе:
анализ изменения и тенденций оборота розничной торговли в целом по экономическому пространству России;
выделение отдельных факторов динамики товарооборота розничной торговли (количественного, ценностного, социального), построение факторной индексной модели динамики товарооборота розничной торговли;
анализ товарооборота на душу населения;
анализ динамических структурных сдвигов в товарообороте;
характеристика места отдельных товарных групп в общем объеме денежных расходов потребителей на покупку товаров и в общем объеме реализованной товарной массы.
Содержание 3
Введение 4
Экономико-статистический анализ оборота розничной торговли 6
Система показателей анализа товарного обращения в целом по экономике 6
Краткая экономико-статистическая характеристика сферы товарного обращения в 1999 – 2000 гг. 10
Анализ структуры товарооборота розничной торговли 13
Анализ динамики товарооборота розничной торговли в 1999 – 2000 гг. 16
Анализ показателей динамики товарооборота 18
Выявление тенденции товарооборота 21
Прогнозирование товарооборота розничной торговли на основе распределения Пуассона ( для рядов динамики не имеющих тенденции) 22
Расчет товарооборота на душу населения 26
Заключение 26
Список использованной литературы 29
Рис. 1
Макроструктура оборота розничной торговли
Развитие товарооборота – динамичный процесс. Купля-продажа товаров осуществляется не только в пространстве, но и во времени. Конечно, отдельные акты купли-продажи дискретны, но в целом процесс обмена товаров на деньги непрерывен, хотя в статистике (в целях его измерения) его ограничивают временными рамками, подсчитывая объем реализованных товаров за определенный промежуток времени.
Тенденции изменения товарооборота во времени относятся к важнейшим оценкам состояния и развития рынка товаров и услуг. Показатели динамики товарооборота входят в число главных характеристик деловой активности. Перспективы развития рынка, а следовательно, и масштабы коммерческого риска в большой степени зависят от характера и интенсивности развития товарооборота. Показатели динамики товарооборота используются как один из критериев разработки маркетинговой стратегии. Динамика товарооборота является одной из главных составляющих уровня жизни.
Изменение товарооборота (как стоимости проданных товаров или денежной выручки торгового предприятия за какой-то промежуток времени характеризуется отношением двух денежных сумм: текущего (изучаемого) периода с базисным (любым прошлым периодом). Этот показатель называется индексом товарооборота (иногда его называют индексом стоимости товаров в фактических ценах).
Индекс
товарооборота – относительный
показатель, который характеризует
изменение стоимости
Расчет индекса товарооборота осуществляется по следующей формуле агрегатного индекса:
IT = ,
где
Текущий и базисный периоды должны быть равными по временной протяженности (месяц, квартал, полугодие, год и т.д.). Не менее важно обеспечить сопоставимость индексного отношения в территориальном и экономическом пространстве, т. е. товарооборот в текущем и базисном периоде должен охватывать одну и ту же территорию, в данном случае индекс рассчитывается в целом по России. В качестве базы сравнения берется любой предыдущий период. Используется как цепная, так и базисная системы индексов.
Этот
индекс относится к категории
общих, он агрегирует некоторое число
товарных единиц или товарных групп,
тем самым подтверждая, что товарооборот
– функция двух факторов: количества
и цены. На практике он строится как темп
роста однородной величины – денежной
выручки, поэтому может быть выражен формулой:
Многотоварный, или агрегатный, общий индекс, который должен отразить динамику количественного фактора товарооборота, представляет собой индекс стоимости товаров, где зафиксирован фактор цены. Такой индекс называется индекс физического объема товарооборота.
Индекс физического объема товарооборота – относительный показатель, который отражает влияние изменения объема продажи товаров (количества и ассортиментных сдвигов) на динамику товарооборота; рассчитывается как отношение стоимостей количества товаров текущего и базисного периодов, соизмеренных в ценах одного и того же периода.
IФ.О.T =
Влияние второго фактора товарооборота (цены) на его динамику отражается индексом ценностного фактора, где должен быть зафиксирован количественный фактор (в статистике цен – индекс цен).
Индекс
ценностного фактора
IЦ.Ф.Т =
Все три индекса образуют единую взаимосвязанную систему, позволяющую строить индексные модели товарооборота.
Индексный анализ динамики товарооборота преследует две главные цели: первая – показать относительное и абсолютное изменение товарооборота; вторая – построить мультипликативную и аддитивную индексные модели, которые позволят разложить показатель изменения товарооборота по факторам.
Посредством приведенных выше индексов рассмотрим динамику товарооборота розничной торговли России в 1990 – 2000гг.
Таб. 4
Исходные и расчетные значения для анализа динамики товарооборота розничной торговли в период с 1990 по 2000 гг.
Годы | Оборот розничной торговли в текущих ценах (в млрд. руб., с 1998 – млн. руб.) | Индексы товарооборота (темпы роста), % | Индекс потребительских цен ( в % к предыдущему году) | Индекс физического объема товарооборота розничной торговли | ||
базисные | Цепные | в % к 1990 г. | (в % к предыдущему году) | |||
1990 | 253 | 100 | ||||
1991 | 474 | 187,3518 | 187,35 | 260,4 | 95,0 | 95,0 |
1992 | 5085 | 2009,881 | 1072,78 | 2608,8 | 96,0 | 97,0 |
1993 | 53869 | 21292,09 | 1059,37 | 939,9 | 97,0 | 102.0 |
1994 | 195694 | 77349,41 | 363,28 | 315,1 | 97,0 | 100,1 |
1995 | 510771 | 201885,8 | 261,00 | 231,3 | 91,0 | 93,6 |
1996 | 721555 | 285199,6 | 141,27 | 121,8 | 91,0 | 99,5 |
1997 | 835448 | 330216,6 | 115,78 | 111,0 | 94,0 | 103.8 |
1998 | 1020517 | 403366,4 | 122,15 | 184,4 | 91,0 | 96,7 |
1999 | 1722842 | 680965,2 | 168,82 | 136,5 | 84 | 92,3 |
2000 | 2251400 | 889881,4 | 130,68 | 120.2 | 96,7 | 108,9 |
å | 7317908 | - | - | - | - | - |
Как
видно из таблицы, товарооборот розничной
торговли в фактических ценах
в 2000 г. увеличился по сравнению с 1990
г. в 8898,8 раз. Абсолютный прирост в
исследуемом периоде в
Рис. 2
Динамика
товарооборота розничной
Динамика товарооборота зависит в первую очередь от двух компонентов купли-продажи товаров: от изменения количества проданных товаров и динамики цен, то есть двух факторов экстенсивного (в данном случае изменение цены) и интенсивного ( объем проданных товаров).
Мультипликативная факторная индексная модель товарооборота представляет собой разложение индекса товарооборота на произведение индекса физического объема товарооборота (индекса количественного фактора) и индекса цен (индекса ценностного фактора):
IT= IФ.О.T* IЦ.Ф.Т
Аддитивная факторная индексная модель товарооборота представляет собой разложение абсолютного прироста товарооборота по факторам как сумма приростов товарооборота за счет количественного и ценностного факторов:
Dт = Dт(q) + Dт(р)
В 2000 г. индекс товарооборота составил 889881,42%, индекс физического объема товарооборота – 96,7%. Индексная мультипликативная модель товарооборота:
889881,42 = 96,7* IЦ.Ф.Т.
IЦ.Ф.Т. = 9202,5
Это означает, что товарооборот вырос в 8898,81 раз, но главным образом за счет роста цен в 9202,5 раз, за счет увеличения объема проданных товаров в 0,967 раз. Таким образом, объем продаваемых товаров в 1990 – 2000гг. сократился несмотря на значительное увеличение денежной массы товарооборота розничной торговли. Об этом свидетельствуют и базисные индексы физического объема товарооборота розничной торговли в исследуемый период которые зафиксировали тенденцию к снижению по сравнению с 1990 г. Все это что свидетельствует об экстенсивном развитии товарооборота розничной торговли.
Поскольку было определено большое изменение товарооборота за счет изменения цен, для анализа динамики товарооборота розничной торговли будем рассматривать индекс физического объема товарооборота, который характеризует изменение товарооборота в сопоставимых ценах (таб. 2).
Таб. 5
Динамика товарооборота розничной торговли в 1990-2000гг.
Годы | Индекс физического объема товарооборота розничной торговли (в % к предыдущему году) | Темпы прироста объема товарооборота (цепные) | Индекс физического объема товарооборота розничной торговли (в % к 1990г.) | Темпы прироста объема товарооборота (базисные) |
1990 | - | - | 100 | - |
1991 | 95 | 95 | -5 | |
1992 | 97 | -3 | 96 | -4 |
1993 | 102 | 2 | 97 | -3 |
1994 | 100,1 | 0,1 | 97 | -3 |
1995 | 93,6 | -6,4 | 91 | -9 |
1996 | 99,5 | -0,5 | 91 | -9 |
1997 | 103,8 | 3,8 | 94 | -6 |
1998 | 96,7 | -3,3 | 91 | -9 |
1999 | 92,3 | -7,7 | 84 | -16 |
2000 | 108,9 | 8,9 | 96,7 | -3,3 |
Информация о работе Экономико-статистический анализ оборота розничной торговли в России