Экономико-статистический анализ оборота розничной торговли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:24, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – провести экономико-статистический анализ товарооборота розничной торговли, используя показатели макроэкономической статистики, рассмотрев его динамику, структуру и факторы, обуславливающие товарооборот розничной торговли как элемента сферы товарного обращения.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач. В их числе:
анализ изменения и тенденций оборота розничной торговли в целом по экономическому пространству России;
выделение отдельных факторов динамики товарооборота розничной торговли (количественного, ценностного, социального), построение факторной индексной модели динамики товарооборота розничной торговли;
анализ товарооборота на душу населения;
анализ динамических структурных сдвигов в товарообороте;
характеристика места отдельных товарных групп в общем объеме денежных расходов потребителей на покупку товаров и в общем объеме реализованной товарной массы.

Содержание работы

Содержание 3
Введение 4
Экономико-статистический анализ оборота розничной торговли 6
Система показателей анализа товарного обращения в целом по экономике 6
Краткая экономико-статистическая характеристика сферы товарного обращения в 1999 – 2000 гг. 10
Анализ структуры товарооборота розничной торговли 13
Анализ динамики товарооборота розничной торговли в 1999 – 2000 гг. 16
Анализ показателей динамики товарооборота 18
Выявление тенденции товарооборота 21
Прогнозирование товарооборота розничной торговли на основе распределения Пуассона ( для рядов динамики не имеющих тенденции) 22
Расчет товарооборота на душу населения 26
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа(МЭС).doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

      Абсолютные  показатели недостаточно четко характеризует  произошедшие перемены, поэтому рассмотрим относительный показатель – запасоемкость. Результаты расчета покаывают, что если в 1990 г. на каждый рубль товарооборота розничной торговли приходилось 12 коп. товарных запасов в организациях розничной торговли, то в 2000 г. запасоемкость снизилась в 3 раза и на каждый рубль товарооборота розничной торговли приходится 4 коп. товарных запасов.

       = 0,12

      = 0,04

      Товарооборачиваемость, наоборот, увеличилась. И если в 1990г. запасы обновлялись 4,94 раза за год, то в 2000 г. 28,51 раз.

        = 4,94

        = 28,51

    • Торговля не является фондоемкой отраслью, тем не менее фондоотдача в розничной торговле увеличилась за период с 1990 по 2000 гг. в 2 раза. Так, если в 1990 г. на 1 руб. основных фондов приходилось 4,32 руб. произведенной продукции в розничной торговле, то в 2000 г. фондоотдача составила 8,86 руб. на 1 руб. основных фондов. Это говорит об увеличении эффективности использования основных фондов.

     = 4,32 руб/руб.

    = 8,86 руб./руб. 

    Таб. 10

    Исходные  данные для расчета  показателей фондоотдачи, фондовооруженности 

Годы Основные фонды  на начало года по балансовой стоимости  в организациях розничной торговли Среднегодовая численность занятых в организациях розничной торговли (тыс. чел.)
1990 53 млрд. руб. 5869
1991 64 млрд. руб. -
2000 224611 млн. руб. 9768
2001 283648 млн. руб -

     

    • Для более  эффективного функционирования отрасли, в данном случае ее части – торговли розничных организаций, должна увеличиваться  производительность труда и соответственно фондовооруженность. В 1990 г. на 1 занятого в данной сфере приходилось 9,97 руб основных производственных фондов. В 2000 г. этот показатель увеличился в 2,6 раза и на 1 занятого в производстве товаров приходится 26,02 руб. основных фондов.

     =9,97 руб./чел.

    = 26,02 руб. /чел.

Анализ  структуры товарооборота  розничной торговли

     Важной  качественной характеристикой товарооборота  и составной частью системы показателей  пропорциональности рынка служат показатели структуры товарооборота. Непосредственно  в макроэкономической статистике выделяются 2 направления: оценка и анализ доли отдельных субрынков и различных форм торговли в общем объеме товарооборота; анализ товарной структуры, то есть места каждого товара в общем объеме продажи.

     Распределение оборота розничной торговли России по формам собственности характеризуют  данные таб. 1

     Таб. 1

     Распределение оборота розничной  торговли по формам собственности 

Годы Оборот розничной  торговли В том  числе по формам собственности: Оборот  розничной торговли  по формам собственности (в % от общего оборота розничной  торговли)
    негосударственная государственная, включая муниципальную негосударственная Государственная, включая муниципальную
1990 253 75 178 30 70
1991 474 163 311 34 66
1992 5085 2236 2849 44 56
1993 53869 42029 11840 78 22
1994 195694 168512 27182 86 14
1995 510771 449514 61257 88 12
1996 721555 657781 63774 91 9
1997 835448 774490 60958 93 7
1998 1020517 963146 57371 94 6
1999 1722842 163700 86142 95 5
2000 2251400 2161344 90056 96 4

     Как видно из таблицы в 1990 г. на негосударственную  собственность приходилось 30 % товарооборота, остальная часть формировалась в государственных предприятиях. С переходом на рыночную экономику и развитием частной собственности только 4 % товарооборота розничной торговли приходится на государственную собственность, остальная часть (96%) товарооборота формируется в негосударственных предприятиях.

     Абсолютный  прирост удельного веса негосударственной  собственности составил за 1990 – 2000 гг. 66%. Удельный вес негосударственных  предприятий в формировании оборота  розничной торговли с 1990 по 2000 гг. ежегодно увеличивалась в среднем в 1,12 раза, государственных, включая муниципальные снижался в среднем в 0,77 раза.  

     Товарная  структура, или состав купли-продажи, абсолютный размер продажи отдельных  товаров и соотношение между  ними – представляет собой исключительно важный показатель в анализе сферы товарного обращения. С позиции макроанализа рыночной экономики товарная структура товарооборота представляет собой результат баланса или, наоборот, дисбаланса спроса и предложения. С позиции оценки уровня жизни населения товарная структура розничного товарооборота служит качественным критерием удовлетворения личных потребностей.

     Под товарной структурой товарооборота понимается распределение отдельных  продуктов и услуг  в общем объеме их продажи, выраженное относительными величинами: удельным весом (долей) товара и коэффициентом соотношения товаров.

     В систему показателей товарооборота  входят 3 показателя товарной структуры: абсолютный размер продажи отдельного товара или товарной группы и два  относительных показателя.

     Первый  из них – удельный вес (доля) каждого товара или товарной группы в общем объеме товароборота.

     Дi =  

     где pq 
 
 

     Второй  относительный показатель представляет собой соотношение продажи двух товаров (товарных групп): 
 
 
 
 
 

     Показатель  доли отражает место i-го товара во всей совокупности товаров или в отдельно взятой группе товаров. Он может быть интерпретирован таким образом: сколько денег из каждых ста рублей, израсходованных на покупку товаров, потрачено на приобретение данного i-го товара. Второй показатель позволяет соотносить размеры продажи различных товаров. Например, сколько денег израсходовано на покупку мяса в расчете на каждые 100 руб., израсходованных на покупку хлеба. Показатели товарной структуры товарооборота используются для оценки и анализа пропорциональности развития товарооборота.

     В изучении товарной структуры товарооборота  существует определенная иерархическая  последовательность, позволяющая выделять товарные комплексы, макро- и микрогруппы  товаров, которые могут рассматриваться как самостоятельные элементы структуры и как совокупность, состав которых соответственно подлежит структурному исследованию.

     В структуре розничного товарооборота  выделяются макрогруппы по потребительскому признаку: продовольственные товары (продукты питания) и непродовольственные товары (предметы гардероба, то есть ткани, одежда, обувь, предметы культурно-бытового назначения и домашнего обихода). На следующем иерархическом уровне микроструктуры выделяются конкретные товары и товарные группы.

     Самостоятельную роль в анализе играют исследования ассортиментного состава продажи отдельных товаров и товарных групп. Особенно важен анализ на уровне фирмы. На более высоком уровне, например, в  целом по экономике ассортиментный анализ может быть только выборочным и затрагивать наиболее важные позиции.

     Рассмотрим  макроструктуру оборота розничной  торговли в 1990 – 2000 г.г. (таб. 2).

     Таб. 2

     Макроструктура  оборота розничной  торговли (в % от общего объема оборота розничной  торговли)

Годы
Оборот  розничной торговли Продовольственные товары Непродовольственные товары
Млрд. руб. (с 1998г. – млн. руб.)   % Млрд. руб. (с 1998г. – млн. руб.) В % от общего объема оборота розничной торговли Млрд. руб. (с 1998г. – млн. руб.) В % от общего объема оборота розничной торговли
1990 253 100 108,79 43 144,21 57
1991 474 100 199,08 42 274,92 58
1992 5085 100 2339,1 46 2745,9 54
1993 53869 100 23163,67 43 30705,33 57
1994 195694 100 88062,3 45 107631,7 55
1995 510771 100 234954,7 46 275816,3 54
1996 721555 100 324699,8 45 396855,3 55
1997 835448 100 384306,1 46 451141,9 54
1998 1020517 100 479643,0 47 540874 53
1999 1722842 100 826964,2 48 895877,8 52
2000 2251400 100 1035644,0 46 1215756 54

     За  десятилетие покупательная способность  населения менялась несколько раз, менялась и макроструктура товарооборота  розничной торговли. Экономические  преобразования, проходившие в России в начале 90-х годов повлекли за собой резкое увеличение объемов  продаж продовольственных товаров, в то время как уровень объема непродовольственных товаров уменьшился, что косвенным образом подтверждает снижение уровня жизни населения.

     До 1992 года соотношение продовольственных  и непродовольственных товаров  в составе оборота розничной торговли оставалось достаточно стабильным и составляло 42% и 58 % соответственно.

     Сложившаяся на потребительском рынке ситуация обусловила увеличение в общем объеме оборота розничной торговли доли продаж продовольственных товаров, которая уже в 1992 г. составляла 46% против 42 % в предыдущем. Доля непродовольственных товаров в обороте розничной торговли снизилась на 4 % по сравнению с 1991 г., где она составляла 58%.

     В 1993 – 1994 гг. в состоянии потребительского рынка ситуация оставалась переменчивой. Уровень продовольственных товаров колебался в пределах 43 – 46 %. Поскольку изменение уровня продовольственных товаров не может не сказаться на уровне непродовольственных товаров, составляющего вторую структурную половину общего товарооборота, то ситуация на рынке непродовольственных товаров также оставалась нестабильной. Объемы продажи ежегодно менялись незначительно, не имея определенной тенденции до 1998 г. В 1998 г. ситуация обострилась, в связи с произошедшим в конце года экономическим кризисом, и в общем объеме товарооборота увеличилась доля продовольственных товаров, составившая в 1998 г. самый большой процент по сравнению со всеми предыдущими годами исследуемого периода. В 1999 г. уровень непродовольственных товаров продолжал снижаться и достиг минимального значения с начала 1990 г. составив 52%. 2000 г. ознаменовался увеличением доли непродовольственных товаров на 2 %, составляя 54 % от общего объема товарооборота.

     Средний абсолютный прирост удельного веса продовольственных товаров за 1990-2000 гг. составил 0,27 проц. пункта, средний абсолютный прирост удельного веса непродовольственных товаров составил –0,27 проц. пункта. Таким образом, удельный вес продовольственных товаров увеличивался в среднем на 0,3 проц. пункт, а удельный вес непродовольственных товаров на эту же величину снижался. Средний темп роста удельного веса непродовольственных товаров составил 99,5%, т. е. удельный вес непродовольственных товаров ежегодно в среднем снижался на 0,5 своей величины. Средний темп роста продовольственных товаров составил 100,67, таким образом, удельный вес продовольственных товаров в среднем ежегодно снижался на 0,67 своей величины.

Информация о работе Экономико-статистический анализ оборота розничной торговли в России