Государственный кредит РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного кредита
и государственного долга 5
1.1 Сущность государственного кредита 5
1.2 Понятие и структура государственного долга 7
1.3 Проблема внешнего долга 13
1.4 Нормативно-правовое регулирование государственного долга 15
Глава 2. Государственный кредит и государственный долг в РФ 20
2.1 Анализ специфики учета основных видов
долговых обязательств 20
2.2 Состояние внешнего долга 27
2.3 Анализ российской практики регулирования
и контроля государственного долга Российской Федерации 31
Глава 3. Совершенствование государственного кредита
и государственного долга РФ 43
3.1 Международный опыт регулирования
и контроля государственного долга, оформленного
в государственные ценные бумаги, в сравнении
с российской практикой 43
3.2 Анализ используемых в Российской Федерации отдельных
показателей, характеризующих состояние государственного
долга в форме ценных бумаг и рынка государственных
ценных бумаг 47
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение

Файлы: 1 файл

Государственный кредит и государственный долг РФ - 800.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)
Дата Сумма, млрд долл. США
1994, 1 января 117,8
1995, 1 января 126,7
1996, 1 января 132,7
1997, 1 января 153,0
1998, 1 января 182,8
1999, 1 января 188,4
2000, 1 января 178,2
2001, 1 января 160,0
2002, 1 января 146,3
2003, 1 января 152,3
2004, 1 января 186,0
2005, 1 января 213,5
2006, 1 января 257,2
2007, 1 января 310,6
2008, 1 января 465,4
2008, 1 октября 542,1
2009, 1 января 484,7

  

      Россия  занимает восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным журнала «Финанс». На 30 июня 2008 года США были должны РФ 2,5 % всего своего госдолга, или 65,3 млрд долларов. Эксперты считают, что, несмотря на финансовый кризис, американские казначейские обязательства остаются одними из самых надежных, но высказываются за уменьшение вкладов в экономику США и за вложение средств в модернизацию национального производства. 

2.3 Анализ российской практики регулирования и контроля государственного долга Российской Федерации 
 

      Современный рынок государственных ценных бумаг  Российской Федерации фактически возник в 1993 году, когда впервые были выпущены в обращение государственные краткосрочные бескупонные обязательства (ГКО), предназначавшиеся для широкого круга инвесторов, прежде всего, для новых субъектов экономики - предпринимательских структур.

      Объем внутренних заимствований по линии  ГКО и облигаций федеральных  займов (ОФЗ) достиг к июню 1998 года 430 млрд. рублей, или почти 70 млрд. долл. США по действовавшему тогда курсу. Во второй половине 1998 года и в 1999 году Минфин России должен был погасить внутренние долговые обязательства на сумму более 280 млрд. рублей. Однако из-за отсутствия возможностей бюджета выполнить эти обязательства, наряду с обязательствами по внешнему долгу, был объявлен дефолт по указанным государственным облигациям, и в дальнейшем проведена новация. Рынок государственных ценных бумаг фактически был свернут.

      В ходе последующих реформ была достигнута определенная стабилизация в экономике, что способствовало восстановлению фондового рынка и рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации, который стал важным элементом национальной финансовой системы.

      В настоящее время рынок государственных  ценных бумаг является одним из значительных сегментов российского финансового рынка, выполняющим следующие функции: расширяет возможности Правительства Российской Федерации в управлении государственными финансами в ходе бюджетного процесса; предоставляет Банку России дополнительные инструменты для осуществления денежно-кредитной политики, в определенной мере регулирует уровень ликвидности и способствует поддержанию стабильности процентных ставок, являясь определенным ориентиром их формирования на финансовом рынке; предоставляет экономическим субъектам ликвидные финансовые инструменты.

      Существующие  в настоящее время государственные  ценные бумаги Российской Федерации дифференцируются в первую очередь по признаку валюты обязательства: на ценные бумаги, входящие в состав государственного внутреннего долга Российской Федерации (обязательства в валюте Российской Федерации) либо внешнего (обязательства в иностранных валютах). Кроме того, ценные бумаги можно разделить по признаку ограничения обращения: свободно обращаемые на рынке ценные бумаги и ценные бумаги, в условиях выпуска которых содержатся существенные ограничения на операции с ними; по признаку выплаты процентного дохода в период обращения: купонные и бескупонные, а также по способу погашения основного долга: с амортизацией долга и без таковой. По сроку обращения долговые обязательства Российской Федерации в соответствии со статьей 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации могут быть краткосрочными (на срок менее 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет включительно).

      Порядок выпуска, обращения и погашения  государственных ценных бумаг Российской Федерации регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» и другими нормативными актами.

      Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 136-ФЗ «Об  особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» установлены процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг в части, не регламентированной законодательством Российской Федерации.

      Государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным  ценным бумагам в соответствии с  Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости, либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии (статья 3 упомянутого закона).

      Решение об эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации согласно статье 114 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимается Правительством Российской Федерации в соответствии с верхним пределом государственного долга Российской Федерации, установленным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также программой внутренних заимствований.

      Генеральные условия эмиссии и обращения  государственных ценных бумаг утверждаются Правительством Российской Федерации в форме нормативных правовых актов Российской Федерации. На основании этих Генеральных условий Минфин России утверждает условия эмиссии и обращения выпусков, а также отчеты об итогах их эмиссии.

      Объем каждого выпуска государственных  ценных бумаг определяется Минфином России, исходя из предельного объема их эмиссии, установленного Правительством Российской Федерации на соответствующий  год.

      Решение о выпуске принимается Минфином России в виде приказа. Условия выпусков фиксируются в глобальных сертификатах.

      Размещение  государственных краткосрочных  бескупонных облигаций (ГКО), облигаций федеральных займов (ОФЗ) и государственных сберегательных облигаций (ГСО) осуществляется путем проведения аукциона. ОФЗ и ГСО также могут размещаться по закрытой подписке.

      В соответствии с положениями статьи 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России, выполняющим агентские функции на рынке ГКО-ОФЗ. Порядок взаимодействия между Минфином России и Банком России определен соответствующим Договором от 6 мая 1993 года № 5-2-1 (с изменениями и дополнениями), в соответствии с которым с Банком России согласуются принимаемые решения о параметрах очередного размещаемого выпуска. Погашение и выкуп ГКО и ОФЗ, а также выплата купонного дохода по ОФЗ осуществляются Банком России по поручению Минфина России за счет средств федерального бюджета.

      В соответствии с действующим порядком в день проведения аукциона Минфин России передает Банку России письменное поручение на удовлетворение заявок на покупку облигаций, в котором указывается минимальная цена, ниже которой конкурентные заявки не удовлетворяются, и средневзвешенная цена, по которой удовлетворяются неконкурентные заявки.

      В настоящее время среди государственных  ценных бумаг только в отношении  ГСО имеются существенные ограничения  на проведение операций.

      Особенностью  ГСО является то, что их владельцами  согласно Генеральным условиям их эмиссии и обращения могут быть следующие юридические лица - резиденты Российской Федерации: страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации и иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, а также государственные корпорации (в случае, если размещение (инвестирование) временно свободных средств государственной корпорации в государственные ценные бумаги Российской Федерации предусмотрено законодательством Российской Федерации), управляющие компании негосударственных пенсионных фондов и Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных накоплений. Обращение ГСО на вторичном рынке не допускается.

      Агентом Минфина России по операциям с  ГСО является Сбербанк России.

      Государственный внешний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумагах, в настоящее время включает в себя выпущенные на основании соответствующих условий выпуска облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа, а также облигации внешних облигационных займов Российской Федерации. Стоимость указанных облигаций выражена в долларах США. Выплата основного долга и процентов по нему также производится в долларах США. Рынок данных ценных бумаг в основном внебиржевой. Депозитарно-клиринговые операции в отношении указанных облигаций производятся специальными европейскими организациями «Евро-клир» (Euroclear) и «Клиарстрим» (Clearstream).

      Агентом Минфина России по операциям с указанными ценными бумагами является Внешэкономбанк. В настоящее время со стороны Минфина России активные операции на финансовом рынке с указанными ценными бумагами не проводятся, что обусловлено проводимой долговой политикой, предусматривающей сокращение внешнего долга и минимизацию валютных рисков.

      В таблице 2 представлены данные, характеризующие  изменение объема и структуры  государственного долга Российской Федерации, выраженного в государственных  ценных бумагах, за 2004-2007 годы:

Таблица 2

Изменение объема и структуры государственного долга Российской Федерации (млн. руб.)

Показатели 1.01.2004 г. 1.01.2005 г. 1.01.2006 г. 1.01.2007 г. 1.01.2008 г.
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, всего в том числе: 663633,77 756792,34 851121,6 1028036,59 1248848,28
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) 2722,54 24,36 24,36 0,00 0,00
Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) 24100,78 1,30 1,30 0,00 0,00
Государственный сберегательный заем 99,97 0,20 0,00 0,00 0,00
Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) 50476,32 43307,39 123636,83 205622,72 288415,12
Облигации   государственных   нерыночных займов (ОГНЗ) 11500,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) 199310,71 171224,02 131130,90 94834,36 51427,95
Государственные сберегательные облигации (ГСО) 0,00 0,00 0,00 52415,13 101415,13
Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) 375423,45 542235,07 596328,21 675164,38 807590,08
Государственный  внешний   долг   Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, всего в том числе: 1264008,7 1178108,7 1111500,2 968956,2 811926,3
Еврооблигационные займы 1050346,8 980693,4 906718,0 839468,0 702155,1
Облигации государственного внутреннего валютного займа (ОВГВЗ) 213661,9 197415,3 204782,2 129488,2 109771,2
Государственный долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, всего 1927642,47 1934901,04 1962621,8 1996992,79 2060774,58
Справочно:          
Объем государственного внутреннего долга  Российской Федерации, всего 681555,8 778303,2 875318,7 1064875,2 1301269,1
Объем государственного  внешнего  долга Российской Федерации, всего 3508213,0 3166297,7 2201400,0 1370463,9 1101628,3
Объем государственного долга Российской Федерации, всего 4189768,8 3944600,9 3076718,7 2435339,1 2402897,4
Отношение государственного внутреннего долга  Российской Федерации, выраженного  в государственных ценных бумагах, к общему объему государственного долга Российской Федерации, в % 15,8 19,2 27,7 42,2 52,0
Отношение  государственного   долга  Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах,  к общему объему государственного долга Российской Федерации, в % 46,0 49,1 63,8 82,0 85,8

Информация о работе Государственный кредит РФ