Государственный кредит РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного кредита
и государственного долга 5
1.1 Сущность государственного кредита 5
1.2 Понятие и структура государственного долга 7
1.3 Проблема внешнего долга 13
1.4 Нормативно-правовое регулирование государственного долга 15
Глава 2. Государственный кредит и государственный долг в РФ 20
2.1 Анализ специфики учета основных видов
долговых обязательств 20
2.2 Состояние внешнего долга 27
2.3 Анализ российской практики регулирования
и контроля государственного долга Российской Федерации 31
Глава 3. Совершенствование государственного кредита
и государственного долга РФ 43
3.1 Международный опыт регулирования
и контроля государственного долга, оформленного
в государственные ценные бумаги, в сравнении
с российской практикой 43
3.2 Анализ используемых в Российской Федерации отдельных
показателей, характеризующих состояние государственного
долга в форме ценных бумаг и рынка государственных
ценных бумаг 47
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение

Файлы: 1 файл

Государственный кредит и государственный долг РФ - 800.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

      В отдельных случаях сумма основного  долга перед кредитором или процентов  по нему изменялась в связи с продолжающимся проведением выверки расчетов между  Внешэкономбанком и уполномоченным банком страны кредитора либо в связи с начислением процентов за очередной период. Такие изменения не находили отражения по счетам бухгалтерского учета и в отчете об исполнении федерального бюджета (в случае с Египтом - в течение всего исследуемого периода).

      Таким образом, применительно к безденежным операциям использование кассового метода отражения в учете не отражало особенности безденежных операций, вследствие чего из сферы учета выпадал значительный объем операций, не связанных с осуществлением/поступлением платежа.

      Обо всех указанных выше недостатках в организации и ведении учета операций с государственными долговыми обязательствами в Минфин России направлялись соответствующие представления.

      В связи с этим Минфином России принимались  определенные меры в части устранения недостатков в учете долговых обязательств:устранены нарушения статьи 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части регистрации обязательств, обеспечения единой системы учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации и своевременности внесения информации в Государственную долговую книгу;

- осуществлена  в полном объеме регистрация  долговых обязательств перед  отдель ными кредиторами - правительствами иностранных государств;

- осуществлены  мероприятия, направленные на  совершенствование нормативного пра вового регулирования в долговой сфере, в том числе относящегося к регулированию во просов учета государственного долговых обязательств. Так, с 1 января 2008 года вступили в силу изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Указанные из менения, в частности, затронули вопросы учета и регистрации долговых обязательств (ста тья 120), а также оснований и сроков внесения информации о долговых обязательствах в Го сударственную долговую книгу (статья 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

      В связи с изменениями с 1 января 2008 года ряда положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в  Минфине России было приведено в  соответствие нормативное обеспечение ведения учета государственного долга, в частности, Государственной долговой книги.

      Однако  в полном объеме действенность вступивших в силу с 1 января 2008 года изменений  в нормативном правовом регулировании  вопросов учета долговых обязательств и учета операций с долговыми инструментами может быть проанализирована и оценена при рассмотрении всех регистров учета по завершении исполнения федерального бюджета за 2008 год.

      Следует отметить, что, несмотря на наличие  многочисленных нормативных правовых документов, регламентирующих учет и  отчетность по государственному долгу, информация, приведенная в разделах 1-3 настоящего аналитического доклада, свидетельствует о необходимости дальнейшего контроля результатов совершенствования и действенности нормативных правовых документов по рассматриваемому вопросу.

      Эффективное управление государственным долгом предполагает, в частности, переход к использованию международной практики учета и отчетности по долговым обязательствам. При этом международные финансовые организации ведут постоянную работу в части изучения и обобщения опыта отдельных стран по работе с долговыми обязательствами, в том числе по выработке принципов их оптимального учета. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия были проанализированы некоторые из этих принципов, применение которых, по нашему мнению, представляется целесообразным для отечественной практики и имеет в той или иной степени опыт положительного использования в нашей стране.

      Например, в материалах МВФ «Статистика  внешнего долга. Руководство для  составителей и пользователей» (далее - Руководство), подготовленного по результатам анализа мировой практики учета долговых обязательств, указан как один из основных принципов учета внешнего и внутреннего долга принцип «резидент/нерезидент». Согласно положениям Руководства долговые обязательства резидентов перед нерезидентами должны включаться в общий объем внешнего долга страны. При этом хозяйственная единица является резидентом страны, если центр ее экономических интересов находится на экономической территории этой страны. В Руководстве дается определение внешнего долга как непогашенной суммы текущих безусловных обязательств резидентов перед нерезидентами, требующей выплаты (выплат) процентов и/или основного долга в будущем.

      Однако  в отечественной практике отсутствует  единая трактовка экономической категории «внешний долг». Практика свидетельствует, что каждый из подходов обосновывается, как правило и прежде всего, ведомственными целями.

      Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации  рассматривает внешний долг как  долг, выраженный в иностранной валюте, и этот подход, как нам представляется, целесообразен для бюджетных целей и используется Минфином России, поскольку информация, представленная в соответствии с этим подходом, позволяет судить о валютной нагрузке на государственные органы власти. Однако в этом случае не берется в расчет международный принцип «резидентность» или «нерезидентность» кредитора.

      Данный  подход реализован Банком России при  определении внешнего долга Российской Федерации. Это представляется важным, поскольку позволяет судить об уровне выплат нашей экономики внешним кредиторам - нерезидентам.

      Указанный подход к оценке внешней задолженности  также используется в практической деятельности Счетной палаты Российской Федерации, в частности, при составлении соответствующих прогнозов и проведении анализа достигнутых показателей по долговым вопросам внешней задолженности Российской Федерации перед нерезидентами, включая корпоративную задолженность. Учитывая создавшуюся в настоящее время кризисную ситуацию в финансовой сфере, данный подход, по нашему мнению, приобретает еще большую актуальность и значение.

      Важным  моментом учета, определенным в ходе экспертно-аналитического мероприятия, является формирование подходов к стоимостной оценке долговых обязательств при их отражении в учете. В соответствии с требованиями инструкций по ведению бюджетного учета, действовавшими в исследуемом периоде, обязательства Российской Федерации подлежат отражению по номинальной стоимости. Вместе с тем в международной практике используется также отражение обязательств и по рыночной стоимости. Отражение долговых обязательств по их рыночной стоимости позволяет иметь адекватную рыночным условиям картину объема и структуры долга. Это, в свою очередь, должно оказывать положительное воздействие на эффективность оперативного управления долгом. Сейчас, когда большая часть обязательств присутствует в структуре российского долга в виде ценных бумаг, данный опыт тем более представляется актуальным. 

2.2 Состояние внешнего долга 
 

  Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

  В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2009 года составил 40,6 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе.

  По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 2,4 % от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. Таким образом, в ближайшие три года внешний долг России вырастет не менее, чем на $60 млрд.

  Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд (из них только $5 млрд — приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).

Таблица 1

Структура государственного внешнего долга по состоянию 

на 1 января 2009 года

Наименование Сумма, млрд долларов США Сумма, млрд ЕВРО
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 40,6 28,8
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба 1,4 1,0
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба 1,9 1,4
Задолженность бывшим странам СЭВ 1,4 1,0
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 1,2 0,9
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 4,6 3,2
Задолженность по еврооблигационным займам 27,7 19,6
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего  государственного валютного займа) 1,8 1,3
Предоставление  гарантий Российской Федерации в  иностранной валюте 0,6 0,4
  • возможны неточности из-за округления

  В 2004—2008 годах президент Путин, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд (9 % ВВП).

      Пик российского государственного долга  пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.

Дата Сумма, млрд долл. США
1991, 25 декабря 95.0
1997, 31 декабря 123,5
2000, 1 января 158.7
2001, 1 января 143.7
2002, 1 января 133.5
2003, 1 января 125.7
2004, 1 января 121.7
2005, 1 января 114.1
2006, 1 января 76.5
2006, 1 апреля 75.2
2006, 1 октября 50.1
2007, 1 января 52.0
2007, 1 апреля 50.7
2007, 1 июля 47.8
2008, 1 января 44.9 За счёт  падения курса доллара
2008, 1 апреля 44.1
2008, 1 июля 41.0
2008, 1 октября 40.4
2009, 12 мая 39,5
2009, 1 октября 38,7
 

  По данным мирового банка общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) в первом квартале 2008 год составляет 477 млрд долл США.  По данным Центрального Банка Российской Федерации внешний долг на 1 января 2008 года составил 463,5 млрд долл США.

Информация о работе Государственный кредит РФ