Государственный кредит РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного кредита
и государственного долга 5
1.1 Сущность государственного кредита 5
1.2 Понятие и структура государственного долга 7
1.3 Проблема внешнего долга 13
1.4 Нормативно-правовое регулирование государственного долга 15
Глава 2. Государственный кредит и государственный долг в РФ 20
2.1 Анализ специфики учета основных видов
долговых обязательств 20
2.2 Состояние внешнего долга 27
2.3 Анализ российской практики регулирования
и контроля государственного долга Российской Федерации 31
Глава 3. Совершенствование государственного кредита
и государственного долга РФ 43
3.1 Международный опыт регулирования
и контроля государственного долга, оформленного
в государственные ценные бумаги, в сравнении
с российской практикой 43
3.2 Анализ используемых в Российской Федерации отдельных
показателей, характеризующих состояние государственного
долга в форме ценных бумаг и рынка государственных
ценных бумаг 47
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение

Файлы: 1 файл

Государственный кредит и государственный долг РФ - 800.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
 

Введение   3

Глава 1. Теоретические основы государственного кредита

         и государственного долга 5

     1.1 Сущность государственного кредита 5

     1.2 Понятие и структура государственного долга  7

     1.3 Проблема внешнего долга 13

     1.4 Нормативно-правовое регулирование государственного долга 15

Глава 2. Государственный кредит и государственный долг в РФ 20

     2.1 Анализ специфики учета основных видов

         долговых  обязательств 20

     2.2 Состояние внешнего долга 27

     2.3 Анализ российской практики регулирования

         и контроля государственного долга Российской Федерации 31

Глава 3. Совершенствование государственного кредита

         и государственного долга РФ 43

     3.1 Международный опыт регулирования

         и контроля государственного долга, оформленного

         в государственные ценные бумаги, в  сравнении

         с российской практикой 43

     3.2 Анализ используемых в Российской Федерации отдельных

         показателей, характеризующих состояние государственного

         долга в форме ценных бумаг и рынка  государственных 

         ценных  бумаг 47

Заключение   51

Список  использованной литературы  54

Приложение 

ВВедение  
 
 

  Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

     Причиной  возникновения государственного долга  является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

     Вместе  с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды  своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.

     С экономической точки зрения государственный  долг представляет собой задолженность  государственных органов как  результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

     С материальной точки зрения государственный  долг представляет собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

      Целью настоящей курсовой работы является изучение государственного кредита  и государственного долга.

      Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность государственного кредита;
  • дать понятие и структура государственного долга;
  • выявить проблему внешнего долга;
  • описать нормативно-правовое регулирование государственного долга;
  • провести анализ специфики учета основных видов долговых обязательств
  • оценить состояние внешнего долга;
  • проанализировать российскую практику регулирования и контроля государственного долга Российской Федерации;
  • отразить международный опыт регулирования и контроля государственного долга, оформленного в государственные ценные бумаги, в сравнении с российской практикой;
  • провести анализ используемых в Российской Федерации отдельных показателей, характеризующих состояние государственного долга в форме ценных бумаг и рынка государственных ценных бумаг.

    Таким образом, в настоящее время государственный  долг является  актуальной проблематикой  современной экономической теории и практики хозяйствования и подлежит обязательному рассмотрению. 
 
 

Глава 1. Теоретические основы государственного кредита и государственного долга 
 
 

1.1 Сущность государственного кредита 
 

     Государственный кредит — совокупность кредитных  отношений, в которых и заемщиками, и кредиторами выступают государство  и местные органы власти. Они заимствуют средства на рынке ссудных капиталов  путем выпуска займов через финансово-кредитные учреждения. Доходы от внутренних займов стали вторым после налогов источником 'финансирования государственных расходов. Одновременно государство является кредитором, особенно низкорентабельных, но необходимых для воспроизводства отраслей (жилищное строительство, инфраструктура, сельское хозяйство и т.д.)1.

  Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов (Министерства финансов, местных (муниципальных) органов власти). Для заемщика даннная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

      Для кредиторов государственный кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг предоставляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и др.

      Государственный кредит делится на виды , отражающие специфику отношений и влияния  ряда факторов. Виды государственного кредита определяются:

  • составом заемщиков и кредиторов;
  • конкретными причинами появления потребности у государства в мобилизации средств;
  • местом получения кредита; формой его оформления;
  • методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;
  • сроками погашения государством своих обязательств;
  • степенью риска кредитора и заемщика.

      В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает централизованным и децентрализованным. В первом случае в качестве заемщика выступает Кабинет Министров и его центральный финансовый орган страны (Министерство финансов), во втором - местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности2.

      Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит  из внешних займов, которые связаны  с развитием международного кредита. 

1.2 Понятие и структура государственного долга  
 

     Государственный или муниципальный долг – обязательства, возникающие из государственных  или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих  лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием – ст. 6 Бюджетного кодекса РФ. «Как экономическая категория государственный долг находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя тем не менее как особое, специфическое отношение».[1]

     Государственный долг России возникает прежде всего  в результате государственных заимствований России, под которыми согласно п. 1 ст. 103 Бюджетного Кодекса РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени России, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства России.

     Другой составляющей частью государственного долга России являются долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Россией.

     Третьей составляющей государственного долга  России являются долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса. Речь идет, наряду с прочим, об обязательствах бывшего Союза ССР, принятых на себя Россией3.

     Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. «Следует сказать, что среди болевых проблем современной бюджетной политики проблема государственного долга занимает особое место. Она является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направление финансовой и бюджетной политики»[2].

     В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих  формах:

     1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с  кредитными организациями, иностранными  государствами и международными  финансовыми организациями;

     2) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

     3) бюджетные кредиты, привлеченные  в федеральный бюджет из других  бюджетов бюджетной системы РФ;

     4) государственные гарантии РФ;

     5) иные долговые обязательства,  ранее отнесенные в соответствии  с законодательством Российской Федерации на государственный долг РФ.

     Виды  долговых обязательств России в зависимости  от срока, на который они приняты, подразделяются на:

     – краткосрочные – на срок менее одного года;

     – среднесрочные – на срок от одного года до пяти лет;

     – долгосрочные – на срок от пяти до 30 лет включительно.

      Для государства на федеральном и  региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. «С целью оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями Бюджетный кодекс предусматривает разработку Правительством РФ двух программ: Программы государственных внешних заимствований ст. 108 Бюджетного кодекса и Программу государственных внешних заимствований»[3]. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида – внутреннего долга.

Информация о работе Государственный кредит РФ