Виртуальный музей : технические, копцептуальные, коммуникативные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Первоначально «главную роль» в электронной экспозиции играл персональный компьютер, размещенный в зале музея и доступный посетителям. Обращаясь к компьютеру, посетитель мог получить короткую справку о коллекции, изучить план расположения залов музея, познакомиться с шедеврами коллекции.

Содержание работы

1 Виртуальный музей: новое информационное пространство 5
2 Технические особенности использования цифрового оборудования 16
3 Концептуальные и коммуникационные особенности использования цифрового оборудования 22
4 Российский и зарубежный опыт использования цифровых технологий в музейной экспозиции 27
Заключение 39
Библиографический список 40

Файлы: 1 файл

Цифровые технологии в пространстве музейной экспозиции.docx

— 85.76 Кб (Скачать файл)

Государственный Эрмитаж был одним  из первых музеев, где установлены  информационные киоски.  Проект использования  информационных киосков был разработан в содружестве с компанией "IBM" и выполнен в соответствии с общим  дизайном интерьера музея. В информационном киоске, установленном в "Эрмитаже", доступно несколько видов информации: план музея с маршрутами стандартных  экскурсий (план можно распечатать); раздел "Шедевры музея", рассказывающий о самых известных произведениях; план музея с маршрутом от того места, где в настоящее время  находится пользователь, до одного или нескольких шедевров.

Серьезное внимание уделяется в  Эрмитаже электронным экспозициям, сопровождающим временные выставки. В качестве примера сошлемся на электронную  экспозицию, сопровождавшую выставку картины Яна Ван Эйка «Благовещение» из собрания Национальной художественной галереи в Вашингтоне (США).  В  Александровском зале Эрмитажа, где  была выставлена картина, были установлены  два киоска и видеопроекционная  система, с помощью которых посетители могли ознакомиться с историческими  материалами о картине и биографией художника. 

Московский Кремль

В Московском Кремле установлены три  сенсорных киоска, два киоска из них расположены в холле Оружейной  палаты, один в экскурсионном бюро.

Киоск в экскурсионном бюро помогает посетителям предварительно ознакомиться с расположением музейных объектов на территории Московского Кремля, с режимом работы и тарифами, способами  заказа экскурсий, киоски в Оружейной  палате предоставляют информацию о  расположении экспозиционных залов  музея. В зависимости от цели экскурсии, посетителю предлагается выбрать любой  из интересующих его разделов: «Визит», в котором содержится общая справочная информация; «Музей», где посетитель может ознакомиться с информацией  о музеях, находящихся на территории Московского Кремля; «Карта» и "План-схема  Кремля" дают общее представление  о территории музея и позволяют  более подробно рассмотреть все  объекты, вплоть до башен и памятников.

Государственный Русский Музей

Электронная экспозиция Государственного Русского музея включает три раздела: информация о музее; шедевры музея; дворцы музея.

В разделе "Информация" посетитель может познакомиться с  расписание работы Музея, информацией о стоимости  билетов, тут же представлен подробный  календарем событий Русского музея на текущий год.

В разделе «Дворцы Русского музея» посетителям демонстрируется  программа  о каждом из четырех великолепных дворцов, в которых расположен Музей.  

В разделе "Шедевры музея" представлены наиболее известные произведения, выставленные в музее.   Посетитель, прикасаясь пальцем к экрану сенсорного киоска, может увидеть фото произведения, а также прочитать его описание и биографию автора.

В Государственном Русском Музее  создано и успешно работает под  руководством специализированное подразделение  по созданию электронных и выставочных  проектов.

Государственный Русский музей  успешно реализует проект создания центров "Русский музей: виртуальный  филиал" в различных регионах России (Нижний Новгород, Саратов, Самара, Петрозаводск, Калининград, Мурманск, Пермь, Тверь, Екатеринбург и др.) на базе музеев и университетов.  В  проекте широко используются интерактивные  программы на компакт-дисках. Эти  программы дают ретроспективу наиболее значимых событий в выставочной  деятельности ГРМ, дают возможность  посетителям центра виртуально побывать на временной выставке. Кроме того, они  позволяют проводить занятия  по различным темам (таким, например, как "Три века русского искусства", "Живопись, графика, скульптура в  русском искусстве 1860-х годов", "Импрессионизм в России", "Русский  футуризм", "Русский портрет XX века", "Портрет города и горожан", "Иисус Христос в изобразительном  искусстве", "Религиозный Петербург"; изучать творчество русских художников И.Айвазовского, Б.Кустодиева, К.Малевича, Н.Гончаровой, В.Серова и др.). В центре также представлен цикл программ "История одного шедевра", интерактивная  программа по открытому фонду  русской скульптуры. В центре имеется  мультимедийный кинотеатр, где посетители знакомятся с программами, созданными с применением последних достижений информационных технологий и технологий виртуальной реальности, трехмерного  компьютерного моделирования.

ГМИИ им. А.С.Пушкина

В июне 2005 года в музее состоялось открытие Музея Личных Коллекция  в помещении нового, специально построенного здания. Два информационно-справочных киоска, один из которых расположен около кассы, а другой – в экспозиционной зоне на 2-м этаже, содержат: общую  справочную информацию о работе музея; поэтажный план музея; сведения об истории  музея; информацию о коллекциях и  коллекционерах.

Кроме того, в музее установлены  две плазменные панели: одна, размером 61” – в атриуме при входе  в экспозицию. На этой панели демонстрируется  в режиме non-stop мультимедийная программа  о создании музея, о коллекционерах, коллекциях и шедеврах; музыкальный  ряд – оригинальная, написанная специально авторская композиция. Вторая панель  47” установлена на 3-м этаже в специально оборудованном небольшом демонстрационном зале, где могут проводиться различные мероприятия для посетителей или сотрудников музея (встречи, лекции, конференции и пр.); в обычное же время там включена та же демонстрационная программа, что и в атриуме.

Государственный исторический музей

Государственным Историческим музеем в 2000 году был осуществлен уникальный проект «365 виртуальных выставок  года». В рамках этого проекта  каждая выставка была посвящена какому-либо значимому событию в истории  России. При этом совмещались реальная (реальные предметы в залах музея) и виртуальная (электронная копия  в ИНТЕРНЕТ) экспозиции; смена экспозиции происходила ежедневно, в течение  всего года («Выставки одного дня»).  Здесь  в качестве примера представлены материалы, которые демонстрировались 24 декабря и 31 декабря 2000 года.

В 2005 году в музее была открыта  экспозиция XVIII века. Киоски были установлены  перед входом в залы, а также  в каждом из залов. Обращаясь к  «входному» киоску,  посетители могли  получить информацию об экспозиции, а  также просмотреть содержание киосков, размещенных в залах (на иллюстрации  представлено основное меню).

Обращаясь к киоскам, установленным  непосредственно в экспозиции, посетители могли получить дополнительные, более  глубокие  сведения о различных  разделах экспозиции (на иллюстрации  представлен один из залов экспозиции, оснащенный сенсорным киоском).

Электронная экспозиция «Старая водонапорная башня» в Музее горводоканала  «Мир воды Санкт-Петербурга».

В феврале 2003 г. был реализован проект электронной экспозиции Музея Санкт-Петербургского водоканала. Программный комплекс этого  проекта базируется на технологии, реализованной в системе КАМИС. В музее установлены электронные  экспозиции, позволяющие  показать посетителю принципы работы этого сложного технического сооружения. 

 Музей компании "Татнефть" в Альметьевске

Музей компании «Татнефть» уникален. Вот что пишет о нем один из создателей концепции этого музея  В.Ю. Дукельский :  «…Музей Татнефти с точки зрения его профильной ориентации не имеет прямых аналогов в отечественной практике. Музей  Татнефти – это музей корпоративной  культуры и культуры, возникающей  в результате деятельности компании.

Экспозиция строится на концепции  трех миров:

- мира нефти (подземного)

- мира людей и корпорации (срединного  или земного)

- мира внешнего (национального  и глобального)

В информационных киосках Музея  Татнефти разместилась электронная  экспозиция «Люди». Она имеет собственный  сценарий, кроме того, ряд материалов, как и в любом другом электронном  издании, готовится специально для  данной публикации: тексты, изображения, аудио-видеоклипы, специальные мультимедиа  программы для посетителей (в  том числе игры) и др. Основную часть электронной экспозиции составляют материалы из музейной БД, и все  изменения и дополнения, сделанные  хранителем в рабочей базе, немедленно визуализируются в системе.  Электронная  экспозиция «Люди» в Музее Татнефти дополняет основную экспозицию и  отвечает на главный вопрос посетителя корпоративного музея: "А где я  в этом музее?".».

Музей Калашникова

4 ноября 2004 года в г. Ижевске  к 85-тилетию М.Т.Калашникова открыт  новый музей – «Музей М.Т.Калашникова».

Мы привыкли к тому, что музей, посвященный конкретной личности есть музей мемориальный. Но ситуация, когда  создается музей живого человека, достаточно нетривиальна, и уже в  момент написания сценария экспозиции был понятен ряд трудностей, с  которыми предстоит столкнуться.

Учитывая уникальность проекта (мемориальный музей  "говорящего от первого  лица") в основу экспозиционной концепции  был заложен принцип  соединения предметной и электронной экспозиций, и  главными средствами организации  экспозиционного пространства стали 17 специально созданных видео и  мультимедийных программ, которые демонстрируются  в информационных киосках, на плазменных панелях и проецируются на стены  залов.

Виртуальный Музей Русского Примитива

Совершенно особый случай – это  электронная экспозиция в несуществующем реально, виртуальном музее -  Виртуальном  музее русского примитива. Этот музей, плод фантазии группы искусствоведов, размещается в виртуальном здании с лестницами, с залами, где развешаны  картины художников; в этом здании работает штат сотрудников, в нем  даже имеется «виртуальный туалет». С этим музеем  можно познакомиться  в ИНТЕРНЕТе по адресу http://www.museum.ru/museum/primitiv/.

Музей «Наследие Чукотки»

Примером российского музея,  в экспозиции которого все пояснительные  материалы, в том числе и этикетки, созданы в музейной АИС и перенесены в экспозицию, является музей «Наследие  Чукотки» города Анадыри (разработка электронной  экспозиции -ЗАО КАМИС). Около каждого  экспозиционного комплекса, а их всего восемь, расположен киоск.

При  помощи пространственной навигации, выполненной в технологии 3D модели, посетитель может легко выйти  на заинтересовавший его экспонат и прочитать этикетку к нему. Особенность этой электронной экспозиции состоит в том, что каждому экспонату соответствует не одна, а три этикеты, написанные в разрезе трех тем: «Жизнь на краю света» (основная тема экспозиции), «Зеркало традиций» (этнографическая тема,  ориентированная на детей) и  «Населенная земля» (экологическая тема).  Кроме этикеток к отдельным предметам и группам предметов посетитель имеет возможность ознакомиться и с фактологическим материалом, нажав на экране кнопку «Факты».

 

Национальный Музей Республики Татарстан

Еще один прием, который может быть реализован только при помощи современных  технических средств  – предоставление посетителю музея возможности рассматривания в мельчайших деталях представленных в экспозиции предметов. Это прежде всего относится к «мелким» экспонатам, таким как ювелирные украшения, монеты и т.д.

Такой подход реализован в Национальном Музее Республики Татарстан. В золотой  кладовой, где выставлены татарские  ювелирные украшения, посетителей  встречает комплекс, состоящий из киоска и плазменной панели,  повторяющей  экран киоска. Одиночный посетитель может воспользоваться киоском, чтобы подробнее рассмотреть  представленные здесь экспонаты. Плазменная панель ориентирована на работу с  экскурсоводом. В процессе экскурсии  экскурсовод пользуется киоском, который  управляет представлением на панели, посетители же на панели видят фрагменты  ювелирных украшений, иллюстрирующие рассказ экскурсовода.   

Digital signage в «Эрарте». Основная миссия открывшегося 20 мая 2010 года в Санкт-Петербурге музея «Эрарта» — собирать, выставлять и популяризировать наиболее оригинальные и мастерски выполненные произведения современных художников. Музей ориентирован на самую широкую аудиторию и стремится дать зрителю возможность открыть для себя современное искусство и найти в нём то, что ему интересно и близко. Именно здесь, в «Эрарте», компания Polymedia воплотила очередной проект, включающий разработку и инсталляцию системы digital signage, объединяющей несколько помещений в единое информационное пространство.

В банкетном зале музея инсталлирована группа из четырех плазменных панелей Panasonic TH-50PF11RK с диагональю 50" и  разрешением Full HD. Информация на дисплеях — а это заранее подготовленные фото, видео и другие презентационные  материалы — отображается как  в независимом режиме, так и  в режиме единого информационного  поля. «Плазмы» вмонтированы в оконные  ниши (окна в банкетном зале отсутствуют).

Уникальность системы заключается  в том, что установленные в  разных концах помещения плазменные панели объединены с помощью программного обеспечения C-nario в так называемую «виртуальную видеостену», суммарное  разрешение которой составляет 4320 x 1920 пикселей. Это предоставляет владельцам новые художественные возможности. К примеру, при демонстрации видеосъемки  глубин океана можно наблюдать, как  плавающий в толще воды аквалангист  появляется поочередно на всех дисплеях, что создает ощущение реального  движения.

В холле «Эрарты» специалисты Polymedia инсталлировали видеостену из трех плазменных дисплеев Panasonic TH-103PF10RK с диагональю 103», в режиме единого информационного  поля дающих разрешение 3240 x 1920 пикселей (3 x Full HD).

«Гиганты» от Panasonic установлены и  используются в портретной ориентации, что необычно как с точки зрения монтажа, так и в плане создания контента. Здесь для управления изображением используются не аппаратные контроллеры, а программная платформа C-nario, которая  позволяет организовать многооконный и «слитый» режимы отображения. Видеостена в холле музея используется для  демонстрация картин и облегчает  задачу выбора для желающих их приобрести.

Информация о работе Виртуальный музей : технические, копцептуальные, коммуникативные особенности