Виртуальный музей : технические, копцептуальные, коммуникативные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Первоначально «главную роль» в электронной экспозиции играл персональный компьютер, размещенный в зале музея и доступный посетителям. Обращаясь к компьютеру, посетитель мог получить короткую справку о коллекции, изучить план расположения залов музея, познакомиться с шедеврами коллекции.

Содержание работы

1 Виртуальный музей: новое информационное пространство 5
2 Технические особенности использования цифрового оборудования 16
3 Концептуальные и коммуникационные особенности использования цифрового оборудования 22
4 Российский и зарубежный опыт использования цифровых технологий в музейной экспозиции 27
Заключение 39
Библиографический список 40

Файлы: 1 файл

Цифровые технологии в пространстве музейной экспозиции.docx

— 85.76 Кб (Скачать файл)

Цифровые технологии в  пространстве музейной экспозиции: технические, концептуальные, коммуникативные возможности

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1 Виртуальный музей: новое информационное  пространство 5

2  Технические особенности использования  цифрового оборудования 16

3 Концептуальные и коммуникационные  особенности использования цифрового  оборудования 22

4 Российский и зарубежный опыт  использования цифровых технологий  в музейной экспозиции 27

Заключение 39

Библиографический список 40

 

Введение

В настоящее время в связи  с активными процессами глобализации, демократизации, релятивизации культуры практически во всех областях жизни  общества наблюдается смена ориентиров, пересмотр шкалы ценностей. Приоритеты, ещё недавно казавшиеся незыблемыми, подвергаются сомнению и заменяются другими. Одна из целей музея как  института социокультурной памяти — сохранить культурное наследие и аккумулированные в нём духовные ценности и предоставить будущим  поколениям возможность дать им оценку. Однако и сам музей функционирует  в агрессивном пространстве стремительно трансформирующейся цивилизации. Видоизменяется музейная экспозиция, в предметно-пространственной структуре которой экспонаты  зачастую играют лишь вспомогательную  роль при решении идеологических или прагматических задач, интерпретируются в силу модных вкусовых предпочтений. Порой подвергается сомнению эксклюзивная ценность подлинных музейных предметов (например, в связи с компьютеризацией, быстрым развитием цифровых технологий).

В современном мире с его технократией, урбанизмом, особенно насущной становится потребность человека в эмоциях. Эта потребность стимулирует  активное развитие индустрии развлечений, которая, впрочем, удовлетворяет её на достаточно примитивном уровне. Подлинное решение проблемы возможно при условии изменения отношений  человека и культуры, преодолении  отчуждения. М.С. Каган указывал на происходящее с середины XX века движение к антропоцентристскому типу культуры, к культуре гуманитарно  ориентированной1. Человек как творец культуры и её творение обретает полноту  бытия только при «подключении»  к ценностям культуры и одновременно - к собственному внутреннему источнику  творческой энергии. Музей как институт культуры резонирует на запросы культуры. Об этом свидетельствует начавшийся с середины XX века информационно-семиотический подход, в котором культура рассматривается как семиотический процесс, открывает широкий спектр инструментальных, аналитических возможностей для гуманитарных исследований.

Для современного музея XXI века характерно смещение акцентов в понимании миссии музея. Если в XIX – XX столетиях музей  рассматривался в первую очередь  как храм, в котором собираются и хранятся предметы культурного  наследия, то современный музей, ни в коей мере не умаляя своих традиционных функций, обращает лицо к посетителю, стремясь с максимальной полнотой продемонстрировать все многообразие культурных ценностей, хранимых не только в экспозиции, но и в запасниках. ИТ позволяют представить  посетителю те предметы, которые многие годы хранятся в фондах и поэтому  ранее не были доступны посетителю; поэтому ИТ занимают все больше места  именно в экспозиционно-выставочной деятельности, и могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь в совершенствовании методов и средств представления коллекций музея посетителям.

Первоначально «главную роль» в  электронной экспозиции играл персональный компьютер, размещенный в зале музея  и доступный посетителям. Обращаясь  к компьютеру, посетитель мог получить короткую справку о коллекции, изучить  план расположения залов музея, познакомиться  с шедеврами коллекции.

Современные экспозиционные аппаратно-программные  комплексы отличаются от их прародителей не только более совершенными техническими устройствами и технологическими решениями, но и принципиально – подходом к построению научной концепции  экспозиции, к выбору архитектурно-художественных решений,  к содержанию, к способам организации и представления  информации посетителю. Такие понятия, как «Электронная экспозиция», «Виртуальная выставка», «Виртуальный музей» прочно входят в обиход не только музейных специалистов, но и самих посетителей. Особенно это касается молодежной аудитории, для  которой  характерен экранный тип культуры, в основе которого лежит теле-видеоряд; уже сформировалось поколение, ориентированное на этот тип культуры, не желающее (или неспособное) воспринимать и осваивать информацию в виде письменного и печатного  текста, а предпочитающее получать информацию, представленную виртуально. Информационные технологии позволят привлечь эту категорию публики в музей, через «электронные экспозиции»  вызвать интерес к изучению истории  своей страны, мировой истории, мирового культурного наследия; они могут  стать импульсом для культурного  развития, формирования личности молодого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Виртуальный музей: новое информационное  пространство

 

Культура является способом, механизмом кодирования и трансляции поведенческих  программ для человека, который, в  отличие от животных, не получает от рождения определённого сценария деятельности в виде комплекса инстинктов. Она  позволяет сохранять, накапливать  и передавать социальную информацию. Любое целостное явление культуры, рассмотренное с позиций семиотического подхода, представляет собой текст. В семиотике текст - это последовательность знаков, построенная по правилам определённой знаковой системы. В этом исследовании экспозиция музея рассматривается  как текст, а в качестве знака  выделен экспонируемый музейный предмет, что соответствует точке  зрения Н.А. Никишина, указавшего, что  «Музейные предметы - это, безусловно, главное, что составляет язык музея. В самом широком смысле это  знаки, с помощью которых создаётся  основа любого экспозиционного "высказывания"». Следует отметить, что экспонат становится знаком определённого типа в зависимости  от логики построения конкретной экспозиции, то есть от использованного вида экспонирования.

Информация сегодня является одним  из важнейших результатов музейной деятельности. Новейшие технологии позволяют  перейти от замкнутого музейного  пространства к информационному  музею, раскрывающему свои ценности всему свету, вовлекая широчайший круг посетителей в мир культурного  наследия.

Какой бы области музейной деятельности мы не коснулись сегодня — учетно-хранительская  работа, реставрация и консервация, создание временных и постоянных экспозиций, экскурсионно-просветительская работа, музейный менеджмент и маркетинг, научный труд сотрудников — всюду  все шире и шире используются компьютерные, в том числе и так называемые мультимедийные технологии. Они позволяют  создавать качественно новое  информационное музейное пространство, которое иногда обозначают термином «виртуальный музей».

Сегодня глобальный доступ к ресурсам культуры рассматривается не только как одно из важнейших проявлений культурного разнообразия, но и выступает  в качестве средства преодоления  неравенства и «разрывов» между  богатыми и бедными (странами, людьми, организациями и т. д.). Во всем мире архивы, библиотеки, музеи и галереи (получившие в Европе обобщенное наименование «учреждения памяти») открывают  онлайновый доступ к своим фондам, коллекциям и собраниям. Примеры  того – проект Европейской комиссии «Музеи вне границ и виртуальная  культура» (MOSAIC), проект G7 «Консорциум  компьютерного обмена музейной информацией» (CHIO) и др. Уже в начале 2000-х годов музей Метрополитен, Тейт галерея и другие крупные музеи имели больше виртуальных посетителей, чем реальных.

Наряду с учреждениями памяти оцифровкой объектов наследия сегодня могут  заниматься любые организации, располагающие  соответствующими средствами, а также  частные лица. В рамках национальных музейных сетей разрабатываются  специальные программы технического содействия и обучения в области  разработки веб-сайтов и онлайновой презентации коллекций1; кроме того, практические руководства деятельностью  подобного рода могут быть найдены  непосредственно в сети. Затраты  на создание цифровых версий музейных предметов и экспозиций постоянно  растут: в бюджетах крупных музеев расходы на создание их виртуальных  копий составляют многие миллионы долларов. В наиболее богатых странах именно подобные музеи становятся лидерами как в отношении качества представленных на сайтах материалов, так и в  отношении их объема. Так, к началу нового тысячелетия бoльшая часть  музеев США уже выставила свои коллекции (или их часть) в виртуальном  пространстве, а также начала создавать  в Интернете тематические онлайновые выставки.

В результате сегодня накоплен огромный массив оцифрованного наследия, обеспечение  доступности к которому требует  решения многих проблем – образовательных  и социальных, технических и технологических, вопросов авторского и смежных прав и т. п. Так, в некоторых учреждениях  осуществляется сканирование изображений  объемом до 30 гигабайт, а воспроизведение  одной книжной страницы занимает до 767 мегабайт. Новая электронная версия Библии Гутенберга заняла половину терабайта. Ведущиеся в последнее время цифровые реконструкции памятников археологии, культурных ландшафтов, исторических городов или культурных маршрутов, подобных Великому шелковому пути или дороге паломников, шедших к Сантьяго де Компостелла, требуют не меньших объемов. Такие цифровые произведения создаются сегодня во все бóльших количествах и со временем будут иметь все бóльшие «размеры». Обеспечить онлайновый доступ к этим ресурсам можно только с помощью широкополосного Интернета. Поэтому сфера электронного культурного наследия стала одной из самых сложных для создания и хранения оцифрованных данных, их структурирования, представления и использования, а также для разработки всеобъемлющих стратегий их поиска и обеспечения широкого доступа к ним.

В Страсбурге в 2002 г. прошла встреча  участников европейских сетей в  области цифрового культурного  наследия, посвященная наиболее острым вопросам развития массива цифровой информации в области культуры. В  качестве важнейших проблем участники  назвали отсутствие координации  между разрабатываемыми проектами, параллелизм ведущихся работ  и явную недостаточность обмена информации между ними. Особую остроту  все это приобрело в области  междисциплинарных исследований и  проектов при том, что финансирование программ, касающихся наследия, всегда имело определенные ограничения. В ходе встречи было инициировано исследование европейских сетей в области цифрового культурного наследия, в результате которого удалось выявить 89 сетей, действующих в Европе и за ее пределами.

Виртуальные музеи и онлайновые выставки имеют свои специализированные Интернет-площадки. Еще в 1972 г. для  решения культурных задач музейной деятельности на основе использования  компьютерных технологий была создана  «Музейная компьютерная сеть» (MCN) –  некоммерческая профессиональная организация. Сегодня она оказывает услуги организациям и физическим лицам, поддерживает их кооперацию в целях повышения  эффективности музейной работы, содействует  распространению знания и информации культурного характера на основе коллекций и соответствующей  документации. МCN проводит ежегодные  конференции, на ее сайте работает профессиональный форум, а также предоставляются  профессиональные онлайновые услуги, в том числе и справочные. Одной  из ее важных функций стало обеспечение  доступа к сетевым музейным ресурсам.

На сайте размещены отсылки  к нескольким поисково-информационным системам, предоставляющим информацию о музейных Интернет-проектах. К  их числу относится портал MuseumStuff.com, содержащий сведения о 20 тыс. организаций. Портал позиционируется как путеводитель по сетевой информации, связанной с музеями, включая отсылки к музейным сайтам и виртуальным выставкам, сведения о развлекательных и развивающих играх и другой активности, а также обширные образовательные ресурсы по вопросам, которые обычно разрабатываются музеями художественного, естественнонаучного и исторического профиля. При этом сайт не просто адресован широкой публике, но и нацелен на семейное потребление содержащейся на нем информации. Его целью является развитие взаимодействия широкой аудитории с музеем и расширеннее роли музея как образовательного инструмента. На сайте существует и «профессиональная зона», предназначенная для музейных работников.

Сведения о себе музей может  здесь разместить бесплатно и  самостоятельно, заполнив онлайновую форму. В соответствии с используемой классификацией, это может сделать  только музей, существующий «в реальном мире» и предоставляющий доступ к своему собранию. Собственно «виртуальный музей» или выставка попадают в область  общих отсылок. При этом поисковая  машина представляет сведения не только о музейных виртуальных выставочных  проектах, но и об изобразительных  материалах, представленных на различных  тематических сайтах. Например, здесь  можно найти виртуальную выставку «Средневековые и ренессансные рукописи»  из собрания Библиотеки Моргана или большую виртуальную экспозицию Художественной галереи «Christus Rex», представляющую разнообразие средневековых, ренессансных и других ранних христианских изображений и иконографии. Последний онлайновый проект осуществлен на популярном сайте Christus Rex.

В области цифрового наследия музеи  уже давно занимают лидирующие позиции, вовлекая в сферу дигитализации  коллекций и другие институты. Начиная  с 1980-х гг. в музеях, постепенно совершился переход от компьютеризации различных  форм музейной работы к «виртуализации»  музейных собраний и коллекций, позволяющей  находить новые формы осуществления  традиционных функций документирования, хранения и просвещения. Созданные  музеями веб-страницы решают разнообразные  задачи. Цифровые программы в области  наследия обеспечивают полноценный  и массовый доступ к материалам и  коллекциям музеев, библиотек, архивов  и других учреждений, расходы по их реализации берут на себя государства, во главе этой работы стоят национальные профессиональные ассоциации и сети3. Как считает К. Мюллер, дигитализация  изменила, хотя бы на время, характер музейной деятельности, превратив музей из интерпретирующей структуры в поставщика информации [1, р. 48].

В этой связи К. Мюллер ставит вопрос: какова роль музея в том соединении, «сплавлении» реального и виртуального, которое сегодня составляет само современное существование музея? Необходимо учитывать, что, как считает  глава информационной службы Кливлендского  художественного музея Л. Штайнбах, картина, выставленная в Интернете, – это не просто информация; она  – произведение искусства, которое  становится доступно для гораздо  бóльшего числа людей, чем когда  бы то ни было в истории культуры, а ее восприятие – это нечто  гораздо большее по сравнению  с рассматриванием обычного объекта. С одной стороны, онлайновая экспозиция похожа на книгу, с другой – цифровые технологии интерактивны, они позволяют  не только изменить масштаб изображения, но и совершить экскурсию, познакомиться  с музейным хранителем, зайти в  магазин при музее и т .п. У  таких посещений нет временных  ограничений, они оказываются источником индивидуального, «интимного» созерцания и размышления.

При этом виртуальная музейная экспозиция строится как последовательность открывающихся  «окон» и «линков». В результате складывающийся нарратив определяется монтажом сразу нескольких элементов (изображения, звука, текста, дизайна), воспринимаемых благодаря ему как  единое целое. В этом отношении виртуальная  навигация напоминает просмотр телевизионной  передачи, а не посещение реального  музея. Как и телепередача, страницы сайта могут быть обращены к различным  аудиториям, и одним из наиболее важных адресатов для музеев он-лайн стали дети и подростки. Чтобы  посетитель виртуального музея не превратился  в обыкновенного «серфера», разработчикам  музейных сайтов приходится задумываться о том, как воссоздать ощущение особого пространства, которое бы удерживало виртуального посетителя.

Информация о работе Виртуальный музей : технические, копцептуальные, коммуникативные особенности