Виртуальный музей : технические, копцептуальные, коммуникативные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Первоначально «главную роль» в электронной экспозиции играл персональный компьютер, размещенный в зале музея и доступный посетителям. Обращаясь к компьютеру, посетитель мог получить короткую справку о коллекции, изучить план расположения залов музея, познакомиться с шедеврами коллекции.

Содержание работы

1 Виртуальный музей: новое информационное пространство 5
2 Технические особенности использования цифрового оборудования 16
3 Концептуальные и коммуникационные особенности использования цифрового оборудования 22
4 Российский и зарубежный опыт использования цифровых технологий в музейной экспозиции 27
Заключение 39
Библиографический список 40

Файлы: 1 файл

Цифровые технологии в пространстве музейной экспозиции.docx

— 85.76 Кб (Скачать файл)

Важнейшим аспектом распространения  виртуальных музейных структур является их образовательное и просветительное  воздействие. Именно поэтому для  виртуальных музеев самого разного  уровня образовательная функция  выступает на первое место. Как считают  австралийские исследователи, понимание  процессов обучения и осуществление  такого образовательного воздействия  «реального» музея на аудиторию, которое может быть измерено, в  будущем станет для музеев жизненно важным. Это позволит им продемонстрировать «внешнему сообществу» ценность музейного посещения, показать, каким  образом музейные образовательные  программы и деятельность встраиваются в более широкий образовательный  контекст. Для решения таких задач  виртуальные «двойники» «реальных» музеев предоставляют новые возможности, как в отношении охвата аудитории, так и в отношении измерения ее интереса к музейным коллекциям и материалам.

Виртуализация музеев ставит проблему предметности экспозиции и подлинности  представленных в ней объектов. В  этом вопросе мнения широкого музейного  сообщества зачастую расходятся, а  вопрос о собственно «музейном» статусе  виртуальных структур остается дискуссионным. Сторонники последних указывают  на то, что, изъяв предмет из его  естественной среды и проинтерпретировав его в собственной искусственной  среде, музей уже превратил его  «в виртуальный объект в виртуальном  пространстве» [1, р. 50]. В то же время  онлайновый доступ идеален для хрупких  вещей, которые нельзя экспонировать; во многих отношениях виртуальная экспозиция дешевле. Кроме того, многие музеи  позволяют посетителям создавать  свои собственные виртуальные коллекции, что вовлекает их в более интенсивное  взаимодействие с разнообразным  контентом музейного сайта. Наконец, невозможность по тем или иным обстоятельствам учредить «реальный  музей» может быть преодолена в Сети, где созданию экспозиции нет никаких  препятствий.

С начала нового тысячелетия в США  стали регулярно проводиться  исследования информационной ценности музейных веб-сайтов, при этом основными  категориями посетителей, потребности  которых были изучены, стали ученые, учителя, студенты, музейные сотрудники и посетители музеев, не относившиеся к перечисленным выше категориям. Проведенный социологический анализ касался использования музейных сайтов, баз данных, иных аспектов виртуального посещения музея. Главными стали  вопросы о том, за какой информацией  обращаются на сайт музея, каким должно быть качество и количество изображений  на странице, каковы цели использования  изображений, представляющих музейные коллекции и, наконец, соответствует  ли информация, размещенная на сайте, ожиданиям его посетителей.

Потребности виртуальных посетителей  музеев оказались весьма разнообразными. По их мнению, одним из признаков  «хорошего музейного сайта» является сочетание удачно представленной информации общего характера с полным доступом ко всему музейному собранию. 67% учителей обращаются к музейным сайтам в поисках  необходимых изображений. 63% виртуальных  посетителей высоко ценят возможность  просмотра коллекций музеев и  предоставление дополнительной информации описательного характера. Кроме  того, для понимания произведений искусства виртуальные посетители испытывают потребность в сведениях  об общем историко-культурном контексте  их создания и существования. 80% посетителей  музеев и представителей профессионального музейного сообщества интересовала информация о новых экспозициях и выставках. Практически 87% респондентов отметили важность информации о специальных мероприятиях, проводимых музеями, что было прямо связано с их намерением провести свое свободное время в привлекательном для них окружении, узнать что-то новое, встретиться с сотрудниками музеев или художниками. Все данные указывают на то, что посетители «реального» музея обращаются на его сайт за дополнительной информацией. На последнем месте среди информационных потребностей оказались приобретение сувениров (18%) и билетов (11%) в музей он-лайн [6].

Специальное исследование, которое  предполагало оценку интерфейсов с  точки зрения простоты и эффективности  их использования было посвящено  изучению пользовательских характеристик  музейных сайтов [7]. По мере того как  музейные сайты становятся более  сложными, изощренными и интерактивными, особую актуальность приобретает вопрос о том, считают ли предполагаемые пользователи сайтов это полезным и  пригодным для себя. Очевидно, что  сайты, обладающие плохим или бедным дизайном и сложные для использования, легко могут оттолкнуть посетителей. В связи с этим среди создателей сайтов все настойчивее утверждается понимание того, что музейные страницы должны быть, прежде всего, ориентированными на пользователей. Поэтому, кроме наиболее полного предоставления информации создателям музейного сайта, необходимо позаботиться о его четкой и прозрачной информационной архитектуре, об эффективных  средствах навигации и т. п. Сайт должен гармонично сочетать подходы, при  которых ясные ответы на самые  простые информационные запросы  сочетались бы с возможностями наиболее детализированного и специализированного  поиска и/или навигации. Таким образом  проблемы функционирования музейных сайтов самым непосредственным образом  связаны с общей задачей создания «удобных инструментов с согласованными интерфейсами, отражающими исторически  и концептуально изменяющуюся структуру  знаний» [3, с.2]. Именно так борьба музеев за новые аудитории и расширение своей социальной миссии может получить необходимые инструменты.

Разнообразие виртуальных музеев, выставок, онлайновых презентаций различных  собраний достаточно велико и варьируется  от проектов национального масштаба до представления частных виртуальных  собраний. Например, Виртуальный музей  Канады посвящен культурному наследию и истории страны, представленным на основе инновационных мультимедийных технологий, воспроизводящих национальные музейные собрания [19]. Здесь размещено  более 500 виртуальных экспозиций различной  тематики и галерея образов, дающих представление о стране. Молодежи, к которой в первую очередь  обращен данный портал, предложены разнообразные игровые возможности, в том числе предоставляются условия для создания собственного виртуального музея. Для учителей предусмотрено специальное пространство, где они могут найти справочный материал и планы уроков. Сайт также содержит информацию для самой широкой публики о музейных мероприятиях, происходящих в реальном времени и пространстве. Посетители портала имеют право использовать представленные на сайте материалы в образовательных и личных целях. С правовой точки зрения, контент портала предназначен исключительно для распространения сведений о коллекциях музеев и других музейных материалах, а также для обеспечения доступа к ним.

Галерея Тейт в Лондоне имеет  один из самых развитых и известных  в профессиональном мире сайтов, где  размещена, прежде всего, информация о  всех предметах собрания музея [18]4. Виртуальным посетителям этого  музея дается возможность составить  собственную выборку произведений из собрания галереи и обращаться к ней в любое время. На веб-сайте  галереи существует и специальное  пространство, предназначенное для  исследователей, в котором размещены  не только результаты научной работы сотрудников музея и информация о научных проектах, но и описываются  исследовательские услуги, предоставляемые  галереей, а также условия доступа  и использования библиотечного  и архивного собраний Исследовательского центра Хаймана-Крайтмана. Непосредственно  на сайте галереи размещено около 4 тыс. архивных документов. У веб-сайта  имеются также специализированные страницы, например, для людей с  ослабленным зрением.

Сайт художественного музея  В.Р. Нельсона и М. Аткинс (Канзас-Сити, США), по заявлению его разработчиков, предназначен для того, чтобы помочь «спланировать индивидуальное посещение» для знакомства с его собранием [16]. Как и в других музеях, электронные  медиа используются здесь для  построения выставок самой разной тематики, работает онлайновая выставка «Tempus Fugit», посвященная отражению концепции  времени в произведениях искусства  начиная с древнейших времен [17].

Разнообразие виртуальных презентаций  музеев и обилие изобразительных  материалов в Сети может изменить представления об их значимости для  культурной истории человечества. Сегодня  количество веб-сайтов измеряется миллиардами, включая миллионы сайтов, создаваемых  отдельными людьми. На этих сайтах в  огромных количествах производится культурный контент, и поэтому некоторые  современные музеологи саму Сеть предлагают считать «дезорганизованным музеем человечества» [2, р. 39]. Как считает  К. Вельтман, все это требует создания «новой виртуальной среды, пригодной для сотрудничества между крупномасштабными профессиональными творениями и произведениями отдельных авторов, их производством и современным образованием» [9, р. 45]. В ближайшем будущем виртуальное культурное наследие будет тесно связано с использованием систем виртуальной реальности в целях генерирования, навигации, использования и изучения реконструируемой исторической материальной среды (ландшафтов или памятных мест), а также нематериального наследия живой культуры.

Использование цифровых технологий в  музейной экспозиции подразумевает  размещение комплекса цифрового  оборудования, позволяющего за счет современных  технических средств расширить  выставочное и информационное пространство музейной экспозиции.

Одним из наиболее заметных процессов  рубежа XX - XXI вв. стало активное проникновение  в музейную сферу новейших информационных, цифровых технологий, что во многом объясняется быстрым развитием  технических средств создания, презентации  и хранения информации. Интеграция компьютерных технологий в отечественную  музейную сферу анализируется с  начала 1990-х годов в среде российских исследователей, а также с начала XXI в. регулируется на федеральном и  региональном уровнях законодательства РФ. Появилось словосочетание "дигитальный  век" (от англ. "digital" - цифровой).

Информационные технологии окружают и сопровождают современного человека, во многом определяют его отношение  к отдельным предметам действительности. Сфера культуры - особое направление  в становлении и развитии любого государства; направление, в котором  сильна доля традиционного и классического. Однако постепенно новые технологии проникают в деятельность учреждений культуры, в том числе и в  практику музейного дела. И если проникновение технологий менеджмента  и маркетинга, на наш взгляд, можно  охарактеризовать как постепенное (особенно на региональном уровне), то информационно-коммуникационные технологии, в том числе и цифровые, активно  внедряются на протяжении последних  лет. Безусловно, сегодня рано говорить о полноценном использовании  цифровых технологий во всех музеях мира. Как правило, проводниками использования  цифровых технологий являются государства, достигшие успехов в техническом развитии (США, Япония). Одна из главных причин популярности цифровых средств при создании музейной экспозиции заключается в том, что они предоставляют реальные формы интерактивности, способы творческого использования компьютерной техники и информационного потенциала музейного предмета.

Аргументируя тезис о том, что  музей - это не абстрактный "институт социальной памяти", специалист в  сфере музейного проектирования Т.П. Поляков отмечает, что "музей  начинается и заканчивается там, где начинается и заканчивается  музейный предмет, т.е. подлинный материальный свидетель историко-культурных процессов, явлений и событий, имеющих социальную значимость". Ключевым элементом  музейной экспозиции всегда был и  остается музейный предмет. Однако идея, смысл, история музейного предмета могут доноситься до зрителя различными способами. Цифровые технологии - один из способов, позволяющий расширить  информационное пространство музейной экспозиции и с помощью технических  эффектов показать предмет в контексте  виртуального пространства, которое  дает возможность представить атмосферу  времени существования предмета.

В экспозиционном пространстве цифровые технологии реализуются в двух качествах:

- техническая аппаратура для  раскрытия сценария экспозиции, когда преимущественна вспомогательная  роль цифрового оборудования;

- экспонат, музейный предмет (в  данном случае цифровому оборудованию  или цифровому произведению отводится  центральная роль).

Сегодня ИТ весьма широко используются на самых различных этапах жизненного цикла выставок и экспозиций в  современном музее, с момента  создания научной и архитектурно-художественной концепции экспозиции и до ее практической реализации в залах музея. Соответственно, можно условно выделить два направления  использования ИТ:

• Подготовка экспозиции (подбор и анализ материалов, работа с документацией; моделирование архитектурно-художественных решений и др.); 

• Собственно электронная экспозиция.

Информационные технологии на этапе  подготовки экспозиции. Подбор и анализ материалов и оформление документации для выставок и экспозиций – важнейший элемент экспозиционно-выставочной деятельности. Уже на предварительном этапе подготовки к экспозиции, подбирая и  анализируя  коллекционный материал, сотрудник музея может обратиться к информационно-поисковой системе и получить списки тех предметов, которые соответствуют заданным критериям отбора (например – по датировке, по жанру,  по событиям и др.). С другой стороны, при наличии банка оцифрованных изображений, экспозиционер имеет возможность подбирать материал, анализируя представленный на экране монитора изобразительный ряд. Вряд ли следует убеждать кого-либо, что такая  технология позволяет существенно сократить и упростить последующий этап работы непосредственно с предметами в запаснике.

А как много времени и усилий занимают у музейного сотрудника оформление выставочной документации (особенно – при подготовке внешних  выставок): всевозможных списков, актов, приказов и прочих документов, регламентированных существующими нормами и инструкциями! Компьютер идеально подходит для  решения перечисленных задач; более  того, эти функции предусмотрены  в стандарте типовых музейных АИС (таких, как КАМИС, АИС-Музей, НИКА-Музей).

Информация о работе Виртуальный музей : технические, копцептуальные, коммуникативные особенности