Виртуальный музей : технические, копцептуальные, коммуникативные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Первоначально «главную роль» в электронной экспозиции играл персональный компьютер, размещенный в зале музея и доступный посетителям. Обращаясь к компьютеру, посетитель мог получить короткую справку о коллекции, изучить план расположения залов музея, познакомиться с шедеврами коллекции.

Содержание работы

1 Виртуальный музей: новое информационное пространство 5
2 Технические особенности использования цифрового оборудования 16
3 Концептуальные и коммуникационные особенности использования цифрового оборудования 22
4 Российский и зарубежный опыт использования цифровых технологий в музейной экспозиции 27
Заключение 39
Библиографический список 40

Файлы: 1 файл

Цифровые технологии в пространстве музейной экспозиции.docx

— 85.76 Кб (Скачать файл)

Электронное моделирование архитектурно-художественных решений может стать и постепенно становится важнейшим направлением  использования ИТ при выборе архитектурно-художественных решений. Использование этого метода  позволяет проанализировать и выбрать  цветовые и пространственные решения  экспозиционного пространства, выбрать  варианты размещения экспонатов, освещения  и т.д. Сегодня существует целая  серия компьютерных программ, позволяющих  создавать трехмерные модели, с высокой  степенью точности имитирующие реальное пространство  зала. Эти технологии успешно использовались при проектировании экспозиции  в ряде музеев страны (например, в Томском областном  краеведческом музее, в Государственном  Дарвиновском музее, в  ГМИИ им. А.С.Пушкина  и др.).

На иллюстрации представлено изображение  зала, предназначенного для экспонирования произведений Пабло Пикассо в  новом здании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Это  изображение было получено с помощью  трехмерной электронной модели. В  настоящее время существует довольно много компьютерных программ для  моделирования трехмерного пространства; одна из наиболее популярных  программ - 3Ds max, информацию о других программах, позволяющих создавать трехмерные объекты можно найти, например, на сайте http://goldsoft.ru/catalog.php?[2|1] ). Созданием  подобных моделей должны заниматься специалисты – программисты. 

Однако наиболее эффектно проявляются  возможности ИТ при использовании  их непосредственно в самой экспозиции.

Среди специалистов отсутствует единство в определении того, что же это  такое -  «Электронная экспозиция»? Мы воспользуемся следующим определением:

«Электронная музейная экспозиция – это музейная экспозиция, в  которой ряд ключевых экспозиционных функций, в частности – интерпретации, информационной поддержки, демонстрации, обучения и др. берет на себя компьютер, связанный со специфическими экспозиционными периферийными устройствами».

Важнейшим свойством электронной  экспозиции (выставки) является то, что  она может демонстрироваться  не только непосредственно в залах  музея, но и в любом другом месте, оснащенным соответствующим аппаратно-программным  комплексом: например любой пользователь ИНТЕРНЕТ мог посетить в 2000 году на сайте Государственного Исторического  музея экспозицию «365 виртуальных  выставок года».На современном этапе наиболее распространенным является использование цифровых технологий при создании экспозиций новых музеев или реинтерпретации старых экспозиций. На наш взгляд, качественное внедрение цифровых технологий в музейное пространство - это не размещение сенсорного дисплея в экспозиционном предметном ряду, а включение сенсорного дисплея в "контент" экспозиции, ее идейный ряд, замысел, что представляется наиболее возможным на этапе разработки и монтажа экспозиции. Рассмотрим три основных направления использования цифровых технологий в музейном пространстве: техническое, концептуальное и коммуникационное.

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Технические особенности использования цифрового оборудования

 

Бурное развитие мультимедийной и  презентационной техники привело  к тому, что на сегодняшний день она широко используется в музеях, на выставках, специальных арт-инсталляциях и т.д. Это и мультимедийные проекторы, и жидкокристаллические (ЖК) панели, и интерактивные киоски, и специальные  просветные экраны, и многое-многое другое. Диапазон характеристик этих приборов настолько широк, что позволяет  использовать их практически везде - от небольших специальных помещений  до огромных, хорошо освещенных залов. Использование мультимедийной и  презентационной техники в музеях не ограничивается лишь теми вариантами, о которых было сказано выше, а  приобретает в последнее время  все новые формы.

Для организации пространства музейной экспозиции используются следующие  виды цифрового оборудования:

- средства отображения информации (проекторы, плазменные и ЖК-панели, интерактивные доски, фоторамки  для электронных фотографий, видеокубы,  светодиодные экраны, псевдоголограммы  и др.);

- средства озвучивания помещения;

- средства аудио- и видеоконференцсвязи;

- средства обработки и передачи  сигналов;

- средства управления функционалом  комплекса.

В техническом плане, на наш взгляд, следует выделять три уровня (вида) проектирования музейной экспозиции в  зависимости от сложности оборудования.

I. Первый уровень - установка  минимального набора оборудования.

В подавляющем большинстве отечественных  музеев использование цифровых технологий ограничивается установкой простейшего  оборудования (персональный компьютер, сенсорный киоск и др.). На данном уровне отсутствует проектирование сложной системы управления цифровым устройством музейной экспозиции. С  другой стороны, существуют минимальные  риски нарушения функционирования оборудования в часы работы экспозиции для посетителей. Возникающие технические  проблемы, как правило, возможно решить силами сотрудников музея, не привлекая  сторонних специалистов. Примеров экспозиций с использованием цифровых технологий на данном уровне большое количество. К сожалению, значительное число  экспозиций иллюстрирует непродуманное  внедрение цифровых средств, в результате происходит разрушение атмосферы музейного  пространства.

Удачным примером установки минимального набора цифрового оборудования является экспозиция "Слава Зайцев. Жизнь = творчество", расположенная в  Музее ивановского ситца (г. Иваново) и посвященная жизни и деятельности российского модельера В. Зайцева. На примере данной экспозиции можно проиллюстрировать продуманное использование цифрового оборудования. В одном из залов расположена ЖК-панель, демонстрирующая показы моделей одежды, разработанные модельером. Таким образом, посетитель, рассматривающий на манекенах статичное расположение одежды, на экране имеет возможность увидеть, как та или иная модель смотрится на живом человеке. Данный подход является действенным средством в раскрытии темы экспозиции, способствует расширению информационного поля музейной экспозиции. Следует отметить, что интеграция плазменных и ЖК-панелей (креативная инсталляция) находит сегодня особое распространение в сфере дизайнерского оформления помещений модных магазинов и ресторанов.

II. Второй уровень - установка  в экспозиционном пространстве  расширенного набора оборудования. Данный уровень иллюстрирует  экспозиция "Американский кабинет"  Иосифа Бродского, расположенная  в Музее Анны Ахматовой в  Фонтанном доме (г. Санкт-Петербург). В 2003 г. Фонд наследственного  имущества И. Бродского и вдова  поэта Мария Бродская передали  Музею Анны Ахматовой в Фонтанном  доме вещи из дома И. Бродского  в небольшом американском городке  Саут-Хедли в штате Массачусетс:  письменный стол, секретер, настольную  лампу, кресло, диван, постеры,  связанные с итальянскими поездками  Бродского, его библиотеку, коллекцию  почтовых открыток и фотографии  интерьеров дома в Саут-Хедли,  сделанные Ноэми Палмерс. Коллекция  небольшая, однако авторам удалось  создать экспозицию, позволяющую  посетителю погрузиться в мир  жизни и творчества И. Бродского.  По нашему мнению, серьезную вспомогательную  роль при этом играют использование  в экспозиции цифровых рамок  для электронных фотографий, игры  света и тени в интерьере,  проецирование на стену портретных  изображений И. Бродского, трансляция  видеорепортажей с писателем.  Основная идея экспозиции не  зависит напрямую от установленного  оборудования. Основная смысловая  нагрузка сосредоточена на музейных  предметах. Однако размещение  цифровой техники в экспозиции  повышает ее аттрактивность и  информационный потенциал.

III. Третий уровень - установка  комплекса оборудования с системой  программного управления. В данном  случае происходит формирование  цифрового комплекса и объединение  цифровой техники в единую  сеть в рамках экспозиционного  пространства. Экспозиции данного  уровня можно считать образцовыми  в сфере использования цифровых  технологий.

На наш взгляд, удачным примером являются экспозиции Государственного Дарвиновского музея (г. Москва). В  музее прослеживается гармоничное  соответствие цифрового оборудования сценарному замыслу. Технически инновационными следует считать экспозиционные проекты 2008 г. "Река времени" и "Многообразие жизни на Земле".

Мультимедийная экспозиция "Река времени" была спроектирована в зале "Макроэволюция". На экране длиной 28 метров 9 проекторов демонстрируют  короткие фильмы, которые в непрерывном  режиме рассказывают о разных этапах развития жизни на Земле. Для каждого  из экранов создан собственный двухминутный фильм, посвященный определенному  историческому периоду. Фильмы, объединяясь  в единую систему (река времени), позволяют  представить посетителю музея, как  происходило становление и развитие жизни на Земле от ее зарождения до современности.

Технология видеоэкскурсии "Многообразие жизни на Земле" заключается в  том, что на установленных экранах  поочередно транслируются видеоролики  с экскурсионным рассказом. Реализация такого проекта позволяет решить проблему большого числа посетителей  музея.

В соответствии с третьим уровнем, на наш взгляд, спроектирована экспозиция Дома Н.В. Гоголя - мемориального музея  и научной библиотеки, открывшегося в Москве в 2009 г. В музее собраны  подлинные исторические предметы и  произведения искусства, вещи, принадлежавшие роду Гоголей. В данной музейной экспозиции были созданы инсталляции, "в которых  подлинный музейный предмет выражает "душу" мемориального пространства" <2>. В прихожей таким предметом  служит "сундук странствий", в  гостиной - камин, в кабинете Н.В. Гоголя - конторка, в зале "Ревизора" - кресло, в комнате памяти писателя - его посмертная маска. Все аудиовизуальные  и световые эффекты в Музее  Гоголя работают автоматически. Заключительной частью экспозиции является зал "Воплощение", представляющий собой художественную фантазию, созданную по мотивам произведений писателя. Доминирующее звено зала - восемь экранов с сенсорным управлением, представляющие мультимедиа-ресурсы  на следующие темы:

- биография Н.В. Гоголя;

- Н.В. Гоголь в Москве (в основе  представлена карта-схема, на  которой обозначены все известные  места, где бывал писатель);

- иллюстрации художников к произведениям  Н.В. Гоголя ("Ревизор", "Мертвые  души", фантастические повести).

Стены зала оклеены баннерной пленкой  с изображением фантазий художника  по мотивам произведений Н.В. Гоголя, поверх пленки прикреплены объемные скульптурные инсталляции - главные  персонажи. На плазменных панелях в  непрерывном режиме транслируются  фильмы, посвященные жизни и творчеству выдающегося писателя.

Пример данной экспозиции иллюстрирует особенность третьего уровня - включение  цифрового оборудования в сценарный  замысел экспозиции. Таким образом, без обращения к цифровому  оборудованию посетитель не получит  законченный образ экспозиции.

Приведем еще пример, когда можно  говорить о формировании цифрового  комплекса в музейном пространстве. В начале 2007 г. в Михайловском (Инженерном) замке Русского музея (г. Санкт-Петербург) состоялась презентация экспозиционного  проекта "Фонды музея, доступные  зрителю, - открытый фонд скульптуры XX века". В апреле 2009 г. в канун  дня рождения музея фонд был впервые  торжественно открыт для посетителей. Всего на витринах и постаментах  фонда разместилось около 200 произведений отечественной пластики XX в., не вошедших в постоянную экспозицию музея. Для  проекта были разработаны интерактивные  киоски с экранами, поворачивающимися  на 270 градусов, а система управления экспозицией, в том числе управление общим и акцентным освещением в зале, адресной подсветкой витрин, вращением платформ подиума, интегрирована  с мультимедийным программным обеспечением. Также были реализованы система  озвучивания помещения, локальная  компьютерная сеть фонда и видеопроекция  на экран с переменной прозрачностью.

Виды технического оснащения музея:

  1. Информационная зона (Государственный Русский Музей. Мраморный дворец) – располагается сразу при входе в музей для удобства ориентации посетителей среди различных экспозиций им требуется предоставить информацию, облегчающую понимание структуры выставочного пространства. Для этого можно использовать разнообразные информационные панели, в том числе жидкокристаллические. Это позволяет давать информационные сообщения в красочной, запоминающейся форме и оперативно менять их в случае необходимости. ЖК панели можно использовать и для специальных тематических показов в музеях.
  2. Видеоинсталляция (Музей Мир воды Санкт-Петербурга. Панорамная проекция над картой города). Наиболее распространенная область применения мультимедийной техники в музеях - использование ее в экспозициях, что создает особую атмосферу и динамику. Именно с помощью аудиовизуальных средств удается достичь эффекта погружения в прошлое, почувствовать особенности представленных эпох и совершенно другими глазами увидеть саму экспозицию. Такой эффект был достигнут в Музее Анны Ахматовой, где посетителя со всех сторон окружают звуки города начала XX в. Особого эффекта удается достичь с помощью мультимедийной техники на выставках, которые перекликаются или напрямую связаны с современностью. Так, при организации экспозиции, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга, удалось органично вписать в нее зарисовки современной северной столицы, ее пригородов, рек и каналов. Одна из первых инсталляций была реализована в 2000 году в Государственном Русском музее на выставке «Абстракция. XX век». Для видеопоказа был выделен целый зал, где на огромном экране демонстрировались фильмы, посвященные творчеству художников, работы которых были выставлены в галерее Бенуа.
  3. Интерактивные системы (Исаакиевский собор. Альбомы Монферрана). В последнее время в современных музеях все чаще используют разнообразные интерактивные системы. Посетитель сам может управлять информационным потоком, выбирая интересующие его темы или разделы экспозиции. Управление осуществляется, как правило, прикосновением пальца к экрану. Чувствительная поверхность дисплея немедленно реагирует и передает данные управляющей программе, которая отображает на экране соответствующий раздел или тему. Примером таких рещений могут служить панели в Исаакиевском соборе.Там на интерактивных панелях можно в деталях ознакомится с большим числом фрагментов, изображенных на всех дверях собора, а также с фресками в алтаре, куда вход посетителям ограничен. Еще одна система, установленная там же в Исаакиевском соборе, позволяет управлять изображением бесконтактным образом. С помощью специального устройства на ЖК панели можно перелистать страницы альбомов Монферрана, которые великий архитектор  создавал в процессе строительства. Кроме того, в музеях появились специальные системы, использующие проекторы, реагирующие на перемещения человека в пространстве выставки или на движение его руки. Другим примером использования интерактивных дисплеев можно считать инсталляцию в Репинском зале Государственного Русского музея. Там была установлена плазменная панель с интерактивной насадкой touch screen, на которой было изображено знаменитое произведение И.Е. Репина «Заседание Государственного Совета». Дотронувшись до экрана, можно было получить исчерпывающую информацию о каждом персонаже, изображенном на этой картине. Спектр интерактивных систем сегодня достаточно широк и быстро развивается, поскольку, именно благодаря интерактивности, посетитель может существенно расширить область своих знаний и ощутить совершенно новые эмоции.
  4. Конференц-залы и лектории. Практически ни один современный музей не может обойтись без помещения для проведения встреч, семинаров, лекций конференций, презентаций. Для обеспечения информационной поддержки таких мероприятий конференц-зал должен быть оборудован системой отображения информации, набором источников цифрового сигнала, системой звукоусиления, а также, при необходимости, дополнительными мультимедийными возможностями: интерактивными досками, видео- и аудио конференц-системами, системами протоколирования и т.д. В качестве системы отображения информации чаще всего используются цифровые мультимедийные проекторы, которые позволяют создавать высококачественное изображение большого размера для демонстрации многочисленной аудитории. Источником сигнала для такого проектора являются, как правило, компьютер, видеокамера, визуалайзер (документ-камера), слайдконвертер и т.д. Благодаря этой технике проектор может отображать практически любую визуальную информацию.
  5. Системы видеоконференции. Благодаря Интернету и бурному развитию инфраструктуры цифровых коммуникационных сетей современный музей получил возможность демонстрировать свои коллекции всем желающим, в том числе людям, проживающим в других городах и странах. Организовав канал видеоконференции, музей может принять в своих стенах посетителей из весьма удаленных уголков мира. Бесспорно, что естественное и виртуальное посещение музея значительно отличаются друг от друга, однако трудно переоценить просветительское и социально-культурное значение этого направления развития.
  6. Интернет-трансляции. Комплекс видеотрансляции представляет собой программно-аппаратное решение и включает в себя, в зависимости от задач видеотрансляции, одну или несколько видеокамер, микрофоны, а также компьютерное оборудование, необходимое для кодирования и трансляции медиапотока в Интернет, соответствующее программное обеспечение для выполнения кодирования медиапотока и серверное программное обеспечение для его трансляции. Техническое решение, которое позволяет осуществлять через интернет видеотрансляцию событий в реальном времени - совещаний, лекций, семинаров - участникам, находящимся в различных районах мира и имеющим лишь компьютер и Интернет подключение. Такое решение, помимо трансляции видео и аудио материала с места события (изображение аудитории, преподавателей, синхронной передачи их голоса), позволяетв передаваемый поток информации включать презентации, сопровождаемые голосовыми комментариями. Управление ведется с рабочего компьютера оператора, переключающего источники транслируемого сигнала в соответствии со сценарием мероприятия (переключение с изображения преподавателя на представляемый им в данный момент графический материал (слайд) с сохранением речи преподавателя, комментирующего данный слайд).

Информация о работе Виртуальный музей : технические, копцептуальные, коммуникативные особенности