Контрольная работа по «Логике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 08:51, контрольная работа

Описание работы

1. Указать объем и содержание следующих понятий: город, остров, автор романа «Остров сокровищ», автомобиль
2. Указать понятия, находящиеся в отношении пересечения со следующими понятиями: сталевар, республика, учебное пособие, портрет, столица.
3. Указать понятия, находящиеся в отношении подчинения со следующими понятиями: город, самолет, книга, озеро, корабль.
..
15. Сделать вывод на основе посылок условно-разделительного силлогизма.

Файлы: 1 файл

ЛОГИКА КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)


СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

 

Дисциплина:                     ЛОГИКА                                                    .                                                                                                    

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а)________________________

___________________________________

Поток:_____________________________

Адрес:_____________________________

___________________________________

___________________________________

Проверил___________________________

Оценка_____________________________

Дата_______________________________

 

 

                                                              2010

                                                         Понятие

 

 

    1. Указать объем и содержание следующих понятий: город, остров, автор романа «Остров сокровищ», автомобиль

Объем:

Город- столица России;

Остров- остров Мадагаскар;

Автор романа «Остров сокровищ» - Роберт Луис Стивенсон-автор романа «Остров  сокровищ»;

Автомобиль-«ГАЗ».

 

Содержание:

Город - старый город;

Остров – маленький остров;

Автор романа «Остров сокровищ» - писатель;

Автомобиль – автотранспорт.

 

    2. Указать понятия, находящиеся в отношении пересечения со следующими понятиями: сталевар, республика, учебное пособие, портрет, столица.

 

Сталевар – профессионал;

Республика – парламент; 


Учебное пособие – книга; 

Портрет – картина; 

Столица – Москва.

 

    3. Указать понятия, находящиеся в отношении подчинения со следующими понятиями: город, самолет, книга, озеро, корабль.

 

Город - районный центр;


Самолет – самолет ТУ-134;


Книга – роман;

Озеро – озеро Байкал; 

Корабль – авианосец.

 

 

  4. Изобразить отношения между следующими понятиями с помощью кругов Эйлера:

 


Растение (А),


животное (В),                      


организм (С)

 

 

 

 

летательный аппарат (А),


вертолет (В),

винт (С)

 

 

 


мать (А),


дочь (В),


бабушка (С),

женщина (D). 

 

 

 

 

5. Обобщить понятия: автомобиль, сосна, завод, натрий, весна.

  

Автомобиль – автотранспорт  – средство передвижения;

Сосна – дерево – растение;

Завод – предприятие;

Натрий – химический элемент;

Весна – время года.

 

6. Ограничить понятия: вуз, самолет, преступление, преподаватель, искусство.

 

Вуз – педагогический институт;

Самолет – военный самолет;

Преступление – кража;

Преподаватель – преподаватель  русского языка;

Искусство – искусство средневековья.

 

7. Произвести деление следующих понятий, указав основание деления: человек, страна, море, наука, дорога.

 

Человек бывает прямоходящий, разумный, первобытный, современный. – Деление  понятия.

Человек состоит из 70% воды. – Членение понятия на части.

 

Страны делятся на независимые, колонии, полуколонии. – Деление  понятия.

Страна состоит из ее субъектов: областей, районов, краев и т.д. - Членение понятия на части.

 

Море бывает Красное, Японское, Средиземное. – Деление понятия.

 

Наука  бывает естественной и гуманитарной. – Деление понятия.

 

Дорога бывает центральной, пригородной  и т.д. – Деление понятия.

Дорога  состоит из проезжей части, перекрестков, пешеходных переходов  и т.д. – членение понятия на части.

 

 

 

 

 

                                                          СУЖДЕНИЯ

 

 

8. В суждениях определить термины, их распределенность и изобразить отношения между субъектом и предикатом в круговых диаграммах.

 

Не все то золото, что блестит.

Термины: S – субъект – золото, Р – предикат – то, что блестит, квантор – не все.

Предикат нераспределен, т.к. его  объем  составляет лишь часть субъекта.

Субъект распределен, т.к. его объем  полностью входит в объем предиката.

 



 

 

 

Некоторые христиане являются православными.

Термины: S – субъект – христиане, Р – предикат – православные, квантор – некоторые.

Субъект нераспределен, т.к. его объем  составляет лишь часть объема предиката.

Предикат распределен, т.к. его объем  полностью входит в объем субъекта.



 

 

 

 

Все хорошо, что хорошо кончается.

Термины: S – субъект – хорошо, Р – предикат – то, что хорошо кончается, квантор – все.

Оба понятия распределены, т.к. они равноценны (тождественные).

 


 

 

 

 

 

Отдельные животные не имеют легких.

Термины: S – субъект – животные, Р – предикат – не имеют легкие, квантор – отдельные (некоторые).

Субъект нераспределен, т.к. его объем  составляет лишь часть объема предиката.

Предикат распределен, т.к. все элементы его объема полностью исключены  из мыслимой части объема субъекта.

 


 

 

 

 

 

Привычка притупляет чувствительность.

Термины: S – субъект – привычка, Р – предикат – чувствительность, квантор – подразумеваем всякая привычка.

Субъект распределен, т.к. объем субъекта полностью подавляет объем предиката, соответственно предикат нераспределен.


 

 

 

 

 

9. Установить логическую структуру следующих высказываний и выразить ее в символической форме.

 

Фемистокл знал каждого жителя Афин в лицо и по имени.

а /\ b – коньюкция

 

Иван и Петр друг друга не любят.

  а /\ b – коньюкция

 

Правда в огне не горит и в  воде не тонет.

а /\ b – коньюкция

 

Всякое тело сохраняет состояние  покоя или равномерного прямолинейного движения, если на него не действует какая – либо сила.

      (а \/ b) c

    дизъюнкция  импликация

 

Если Сергей и его капелла  поедут в Москву, то если запись пройдет  удачно, их пригласят в Париж.

a b c   - импликация

 

  1. 10. Установить с помощью таблиц истинности,  истинны или ложны следующие суждения.

 

Тигры полосаты, но уголь бел.

 

a

b

а /\ b

и

и

л

 и

л

и

л

и

л

л

л

л




  Коньюкция.

Суждение будет истинным, если оба суждения будут истинными, а, т.к. второе суждение – ложь, то и само суждение будет ложно. 

Либо Земля вращается вокруг Солнца, либо Солнце вращается вокруг Земли.

 

a

b

а \/ b

и

и

л

 и

л

и

л

и

л

л

л

л




Строгая дизъюнкция.

Данное суждение будет истинным тогда, когда истинно лишь одно из двух суждений.

 

Если Брут и Кассий убили Цезаря, то Спартак был римским императором.

 

a

b

а

b

и

и

л

 и

л

и

л

и

л

л

л

л




Импликация – истинна тогда, когда из истинного основания вытекает истинное следствие.

Так как первое суждение – истина, а второе – ложь, то данное суждение ложно.

 

 

Слон голоден тогда и только тогда, когда он давно не ел.

 

a

b

а = b

и

и

и

 и

л

л

л

и

л

л

л

и




Эквивалентные суждения истинны тогда, когда значения истинности простых суждений совпадают.

Одновременно наличие голода и  того, что слон давно не ел, делает суждение истинным.

 

 

 

11. По исходному простому суждению, используя логический квадрат построить оставшиеся типы простых суждений с тем же субъектом и тем же предикатом.


 

Все студенты конспектируют первоисточники.

(А) Все студенты конспектируют  первоисточники.

(I) Некоторые студенты конспектируют первоисточники.

(E) Ни один студент не конспектирует первоисточники.

(O) Некоторые студенты не конспектируют первоисточники.

 

Все хорошо, что хорошо кончается.

(А) Все хорошо, что хорошо  кончается.

(I) Не все хорошо, что хорошо кончается.

(E) Нет ничего хорошего, что не хорошо кончается.

(O) Не все хорошо, что не хорошо кончается.

 

Честность – лучшая политика.

(А) Честность – лучшая политика.

(I) Некоторая честность – лучшая политика.

(E) Ни какая честность – не  является лучшей политикой.

(O) Некоторая честность – не является лучшей политикой.

 

 Совершенное счастье невозможно.

(А) Совершенное счастье не возможно.

(I) Некоторое совершенное счастье не возможно.

(E) Несовершенное счастье не невозможно или несовершенное счастье возможно.

(O) Некоторое несовершенное счастье не невозможно или некоторое совершенное счастье возможно.

 

Некоторые бактерии вредны.

(I) Некоторые бактерии вредны.

(А) Все бактерии вредны.

(E) Никакие бактерии не вредны.

(O) Некоторые бактерии не вредны.

 

 

 

12.   Определить, какие законы логики нарушены в следующих отрывках и предложениях.

 

“Свадьба была в разгаре.... Молодая была уже не молода. Ей было не меньше тридцати пяти лет” (И. Ильф, Е. Петров). – Нарушен закон тождества.

 

Каждый из присутствующих махал  руками энергичнее, чем его сосед. – Нарушен закон противоречия.

 

Если две машины подъехали к  перекрёстку одновременно, то они должны пропустить друг друга. – Нарушен закон достаточного основания.

 

Один близнец был старше другого  на пять лет. – Нарушен закон тождества.

 

Взявший вчера взаймы сегодня уже  ничего не должен, т. к. он стал другим человеком. - Нарушен закон противоречия.

 

Каждый клиент для нас – единственный. - Нарушен закон тождества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

 

13. Сделать на основе двух посылок вывод, если это возможно, по правилам условно – категорического силлогизма.

 

  1. Если на поле стоит пугало, то сторож спит спокойно.

      Сторож спит спокойно.

      Вероятно, на поле стоит пугало.

 

  1. Если вода нагревается, то она испаряется.

      Вода нагревается.

       Вода испаряется.

 

  1. Если дерево полить керосином, то оно засохнет.

      Это дерево не поливали керосином.

      Вероятно, это дерево  не засохнет.

 

  1. Мальчик будет пускать пузыри, если съест кусок мыла.

      Этот мальчик пускает пузыри.

      Вероятно, этот мальчик  съел кусок мыла.

 

  1. Если ребёнок съест 5 кг слив, то у него расстроится желудок.

Информация о работе Контрольная работа по «Логике»