Контрольная работа по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

1. Сравнение как прием определения понятий
2. Проведите операцию деления следующих понятий
3. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение

Файлы: 1 файл

Сравнение как прием определения понятий.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине __Логика__

Тема   

 

1. Сравнение как прием определения  понятий

2. Проведите операцию деления  следующих понятий

3. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение

 

 

 

 

 

 

Студент 

Костюк С.В.

2036

ЗМО-10/12

       
   

Ф.И.О., № зачетки, группа

 

подпись

 

Дата

Руководитель 

Харламова О.Н.

       
   

Ф.И.О.

 

подпись

 

Дата

       

Зарегистрировано 

на кафедре экономики

           
   

Ф.И.О.

 

Подпись

 

Дата

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск  2010  г.


1. Сравнение  как прием определения понятий

 

1.1. Понятие как форма мышления

Разнообразие окружающего  нас реального мира обусловлено  существованием множества отдельных  материальных предметов, обладающих различными свойствами и находящихся между  собой в определенных связях. Познание природы этих предметов, выявление  их сущности и оперирование ими в реальной жизни требует идеальных средств, которые заменяли бы эти предметы объективного мира и служили инструментом развития человеческого знания и наук. Одним из таких средств являются понятия.

Понятия не существуют в  объективном мире. Они возникают в нашем сознании и заменяют предметы, процессы действительности логическими образами, делая естественный язык общения и языки наук информационно более емкими, насыщенными, давая возможность зафиксировать и передать знания с помощью наименьшего количества знаковых средств.

Свойства отдельных  предметов или явлений люди отражают с помощью форм эмпирического  познания - ощущений, восприятий, представлений. Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. В понятии же отражаются существенные признаки предметов.

Признаки - это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Признаками являются свойства и отношения. Предметы могут быть тождественными по своим свойствам (например, сахар и мед сладкие). Но могут и отличаться ими (мед сладкий, а полынь горькая).

Признаки бывают существенные и несущественные.

В понятии отражается совокупность существенных признаков, т.е. таких, каждый из которых взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс.

Понятие есть форма мышления, отражающая предметы в их общих существенных признаках.

Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков и отношений, присущих ряду однородных предметов.

Понятие – это мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей только для этих выделенных предметов. (Слово «предмет» употребляется здесь в самом широком смысле.) Например, понятие «четырехугольник с равными сторонами и углами» выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака «иметь равные стороны и равные углы».

Понятие (наряду с суждением и научной теорией) – одна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания.

Понятия представляют собой  идеальные сущности, продукты мыслительной деятельности человека, их функция  состоит в мысленном объединении разнородных объектов в единый класс и реализуется за счет выделения признака, присущего каждому из обобщаемых в понятии объектов и не присущего никакому другому объекту исходной предметной области, которая называется универсумом или родом понятия.

Универсум – это предметная область, о которой идет речь в данном языковом контексте. Символически она обозначается буквой U. В качестве универсума могут выступать множество городов, чисел, людей, их деяний и т.д.

Понятия, раскрывающие смысл терминов, в свою очередь, тоже могут быть выражены в языке. Это осуществляется с помощью универсалий – описательных имен вида αА(α). Читается такая конструкция следующим образом: «предмет α такой, что он обладает признаком А(α)». Переменная α указывает на универсум данного понятия. (Если U есть множество чисел, то α – число, если U есть множество людей, то α – человек, и т.д.) Символ А(α) указывает на тот признак, по которому выделяются предметы. Универсум U, по которому пробегает переменная α, называется также родом данного понятия, а признак А(α) – видовым отличием.

Таким образом, всякое понятие  выделяет в универсуме (роде) U те и только те предметы, которые обладают видовым отличием А(α).

Понятие является одной из форм интеллектуальной познавательной деятельности. Мышление, рассуждение всегда осуществляется в языке, но все-таки мыслим мы не языковыми выражениями (терминами), а понятиями.

С семантической точки  зрения всякое понятие обладает двумя  важнейшими характеристиками: содержанием и объемом

Содержание  понятия, выраженного универсалией αА(α), – это тот самый признак А(α), на основании которого выделяются из универсума и обобщаются в класс все предметы в данном понятии.

Объем понятия, выраженного универсалией αА(α) – это класс всех тех предметов из универсума, которые обладают признаком А(α). Сокращенно объем понятия αА(α) часто обозначают просто буквой А. Предметы, входящие в класс А, называются элементами объема понятия αА(α).

Рассмотрим, например, термин «куб». У него может быть два значения – геометрическое и арифметическое. Чтобы избежать неясности, сформулируем понятие о кубе: «правильный многогранник с шестью гранями (гексаэдр)». Универсум (род) этого понятия – множество всех многогранников. Содержание (видовое отличие) – сложный признак «иметь шесть равных друг другу граней». Объем – множество таких многогранников, которые имеют шесть одинаковых граней. Элементы объема – отдельные кубы (гексаэдры).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основные логические приемы формирования понятий

Окружающий нас мир  по своей природе – очень сложная система. Проявляется эта природа в том, что все предметы, которые мы только можем себе представить, всегда находятся во взаимосвязи с какими-либо другими предметами. Существование одного обусловлено существованием другого. Рассматривая отношения между понятиями, необходимо дать определение понятий сравнимых и несравнимых.

Несравнимые понятия далеки друг от друга по своему содержанию и не имеют общих признаков. Так, «гвоздь» и «вакуум» будут несравнимыми понятиями.

Все понятия, которые нельзя назвать  несравнимыми, являются сравнимыми. Они имеют некоторые общие признаки, позволяющие определить степень приближенности одного понятия другому, степень их схожести и различия.

Сравнимые понятия имеют разделение на совместимые и несовместимые. Разделение это проводится исходя из объемов данных понятий. Объемы совместимых понятий совпадают полностью или в части, и содержание этих понятий не имеет признаков, исключающих совпадение их объемов. Объемы несовместимых понятий не имеют общих элементов.

Именно поэтому необходимо знать о приемах образования  понятий. Такими приемами являются: абстрагирование, анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Основными логическими  приемами формирования понятий являются:

  • абстрагирование
  • анализ
  • синтез
  • обобщение
  • сравнение

 

Абстрагирование – это прием образования понятий, при котором необходимо отвлечься от ряда несущественных признаков предмета, отринуть их и оставить лишь существенные.

В процессе абстрагирования  значительную роль играет сравнение.

Анализ – это мысленное дробление предмета, процесса или явления на составные части с целью установления взаимодействия этих частей и взаимосвязей между ними, а также выявления происходящих внутри исследуемого объекта процессов.

Анализ необходим для  получения отражения уже существующего понятия.

Синтез – это мысленная сборка составных частей предмета, явления или процесса воедино.

Синтез – это процесс, обратный анализу, и обычно используется, когда последний уже проведен. Зачастую мысленному синтезу предшествует, если речь идет о предмете, практическая сборка данного предмета со строгим соблюдением последовательности постановки составных частей.

Синтез применяется  для создания новых понятий на основе уже существующих, подвергнутых синтезу, или выявления неточностей  в понятии, а также внесения в эти понятия изменений.

Обобщение – мысленное объединение группы предметов в новый ряд или добавление одного предмета в уже существующий на основе присущих этим предметам признаков.

Сравнение – это мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Сравнение и обобщение  позволяют достичь большей точности в суждениях, отделить одно от другого  или, наоборот, объединить несколько  предметов в одну группу (класс). Как факультативный признак, способствуют лучшему усвоению информации человеческим мозгом.

 

 

1.3. Сравнение как прием определения понятий

Все логические приемы образования  понятий имеют важнейшее значение. Они связаны между собой, их невозможно представить один без другого. Часто  применяются вместе или предшествуют один другому.

Сравнение — логический прием, который органически входит и в научную, и в практическую деятельность. В ходе мысленного сравнения мы сопоставляем несколько явлений, выявляем их сходство и различие и на основе этого различаем или отождествляем эти явления.

Правила сравнения предписывают сравнивать только однородные предметы, причем сравнение должно осуществляться по наиболее существенным признакам.

Сравнение помогает установить не только сходные признаки, но и  признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов.

 К сравнению прибегают как  на уровне научного познания, так и на уровне художественного  отображения действительности.

В науке сравнение позволяет  выявить сходства и различия сопоставляемых предметов. В учебнике по биологии приводятся такие сравнения: “Тело медузы студенистое, похожее на зонтик”; “Почки - небольшие парные органы, имеющие форму бобов”; “Цветок гороха напоминает сидящего мотылька”. Во всех приведенных сравнениях общим признаком (основанием сравнения) является форма.

Сравнение на уровне художественного  отображения действительности позволяет  подметить общее, сходное в двух предметах - и в яркой форме, образно  выразить это сходство. Иннокентий Анненский (1855-1909) использует такое  сравнение: “Как конь попоною, одет рояль, забытый”. Игорь Северянин (1887-1941) характеризует цветы маргаритки следующими словами: “Их лепестки трехгранные - как крылья, как белый шелк”. И совершенно другую ассоциацию вызывает его сравнение из стихотворения “Ахматова”: “Кровь капает, как розы, изо рта”. Блистательны по силе выразительности сравнения в стихах Осипа Мандельтама (1886-1921): “Дышала трава, точно шкура вспотевшего льва”. И здесь же совершенно иное сравнение: “Ночные бабочки, как тени, с крыльями жемчужной белизны”.

Художественные сравнения часто  включают в свой состав слова: “как”, “как будто”, “словно” и др.

Сравнение применяется для образной характеристики предмета.

Понятия играют важную роль как в науке, так и в повседневной практике. Рациональное познание отличается от чувственного, тем, что на данной ступени познаются не только отдельные предметы, но и выделяется то общее, что есть у различных предметов, то есть формируются понятия, с помощью которых формулируются утверждения общего характера, научные законы. Абстрактное мышление представляет собой процесс оперирования понятиями. Особое внимание во многих сферах человеческой деятельности обращается на точность используемой терминологии. Для достижения этой цели четко фиксируются смыслы употребляемых терминов, т.е. понятия о предметах, представляемых данными терминами. Адекватное понимание различных контекстов языка предполагает точное знание того, о каких типах объектов в них идет речь, т.е. знание понятий, связываемых с языковыми выражениями в этих контекстах.

 

 

 

 

Информация о работе Контрольная работа по "Логике"