Контрольная работа по " Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Что же изучает логика как наука и почему она называется формальной?
Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». В современном языке это слово используется, как правило, в трех значениях:
1)для обозначения закономерностей и взаимосвязей между событиями или поступками людей в объективном мире; в этом смысле довольно часто говорят о «логике фактов», «логике вещей», «логике событий», «логике международных отношений», «логике политической борьбы» и т.д.;

Файлы: 1 файл

КР по логике.docx

— 33.84 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального  образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТПРИ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финуниверситет)

Воронежский филиал Финуниверситета

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Логика»

 

Вариант № 1

 

 

 

Выполнил:

Ф. И.О. Дудченко Валерия Валерьевна

Бакалавр факультета Финансово-кредитный

Курс 1

Личный номер 100.08/120061

Преподаватель (Ф.И.О.) Арапов Александр Владиленович

 

 

 

 

Воронеж 2013

Введение

Что же изучает логика как  наука и почему она называется формальной?

Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». В современном языке это слово используется, как правило, в трех значениях:

1)для обозначения закономерностей  и взаимосвязей между событиями  или поступками людей в объективном  мире; в этом смысле довольно  часто говорят о «логике фактов»,  «логике вещей», «логике событий», «логике международных отношений», «логике политической борьбы»  и т.д.;

2)для обозначения строгости,  последовательности, закономерности  процесса мышления; при этом употребляются  выражения: «логика мышления»,  «логика рассуждения», «железная  логика рассуждений», «в выводе  отсутствует логика» и др.

3)для обозначения особой  науки, которая изучает логические  формы, операции с ними и  законы мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет дисциплины  «Логика». Человеческое мышление  как

предмет изучения логики.

 

Объектом логики как науки является мышление человека. Но мышление - сложный, многосторонний процесс обобщенного отражения человеком вещей, их свойств и отношений окружающего его мира. Этот процесс изучается многими науками, например такими, как философия, психология, генетика, языкознание, кибернетика и др. Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика стремится раскрыть механизм наследования людьми способностей к мыслительной деятельности. Языкознание интересуется взаимосвязью мышления с языком. Ученые-кибернетики пытаются сконструировать технические модели мозга и человеческого мышления. Логика же изучает процесс мышления с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития. Предметом логики являются логические формы, операции с ними и законы мышления.Чтобы лучше понять предмет изучения логики, рассмотрим коротко процесс познания человеком окружающего его мира. Познание - процесс получения знаний о мире. Существуют два способа (источника) получения знаний:                                                                                     1)чувственное познание - с помощью органов чувств и приборов;   2)рациональное (ratio - разум) - познание с помощью абстрактного мышления.                                                                                                                В основе материалистической теории познания лежит теория отражения: вещи, явления объективного мира воздействуют на органы чувств человека, заставляют работать всю систему передачи информации в мозг (а также сам мозг), в результате чего у человека создаются образы этих вещей и явлений. Чувственные образы - это знания о внешних свойствах, сторонах вещей и явлений (видимых, слышимых, осязаемых и т.д.). Таковы, например, наши знания о том, что «сегодня дождливая погода»; «на моих часах половина четвертого»; «эта роза - красная»; «Петр сидит слева от Павла» и т. д.                                                                                                                 Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение (отражение отдельных свойств предметов), восприятие (отражение предмета в целом, это целостный образ предмета) и представление (сохранившийся образ предметов).                                                                                                    Но на ступени чувственного познания человек не может познать сущность вещей и явлений, их внутренние свойства. Как говорил Маленький Принц из одноименной повести А. де Сент-Экзюпери, «самого главного глазами не увидишь». Поэтому на помощь органам чувств приходит разум, или абстрактное мышление, которое отражает действительность в главных и существенных свойствах и отношениях.                                            В абстрактном мышлении познание мира происходит не явно, а опосредованно - без обращения к наблюдению, практике, а с помощью дополнительных рассуждений о свойствах и взаимосвязи предметов и явлений. Например, по термометру можно узнать о погоде; по следам, оставленным преступником на месте преступления, можно воссоздать картину преступления и найти преступника и т. п.                                       Одной из важнейших особенностей абстрактного мышления являются его взаимосвязь с языком: каждая мысль оформляется посредством слов и словосочетаний - «проговаривается» с помощью внутренней или внешней речи.                                                                                                                           В процессе мышления человек не только отражает существующий мир, но может создавать новые идеи, абстракции, прогнозировать и предвидеть.         Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах - понятия, суждения, умозаключения.                                                    Понятие - форма мышления, с помощью которой создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. В процессе создания понятий человек анализирует интересующие его предметы, сравнивает их, выделяет существенные черты, синтезирует их, абстрагируется от несущественных, обобщает мысленно предметы по этим признакам. В результате создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. Например, отвлекаясь от многообразных индивидуальных свойств студентов, связанных с их национальностью, полом, возрастом и т.д., и выделяя главные свойства, можно сказать, что студент - это учащийся высших образовательных учреждений; ученик - тот, кто получает образование; а сам человек - тот, кто способен трудиться, мыслить, говорить.

Понятия играют большую роль в познавательной деятельности человека. С их помощью он может обобщать, соединять мысленно то, что в жизни  существует раздельно, обособленно. В  объективном мире не существует студента, ученика, человека вообще, эти обобщенные образы могут существовать только в идеальном мире, в голове человека.

Образование понятий дает возможность иметь знания о явлениях исходя из главных, существенных свойств  класса подобных явлений. О том, что  получилось бы, если бы люди не пользовались в общении между собой понятиями, красноречиво повествует Джонатан Свифт. Один мудрец, рассказывает автор «Путешествий Гулливера», предложил для выражения  мыслей пользоваться в разговоре  не понятиями о предметах, а самими предметами. Многие последовали этому  «мудрому» совету. Правда, собеседникам приходилось таскать на плечах большие  узлы с вещами. При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые  вещи, вели таким образом беседу. Разумеется, такая «беседа» могла  быть до крайности элементарной, если она вообще могла состояться.  Имея понятия о предметах, человек может судить о них (высказывать суждения) и делать умозаключения. Например, имея понятие о человеке и зная, что все живое рано или поздно умирает, мы можем высказать суждение: «Всякий человек - смертен».                                                                     Суждение - форма мышления, в которой о предмете мысли что-то утверждается или отрицается. Суждениями являются также следующие высказывания: «Всякий ученик сдает экзамен», «Если студент не сдаст экзамены за первый курс, то не будет переведен на второй курс» и т. д.         Из суждений мы можем получать новые суждения. Например: исходя из суждения «Всякий человек смертен», можно утверждать, что «Некоторые смертные - люди» или отрицать: «Ни один человек не бессмертен». Если же мы свяжем суждение «Всякий человек смертен» с суждением «Сократ - человек», то можем чисто умственным путем получить новое суждение: «Сократ - смертен». Такая взаимосвязь суждений называется умозаключением:

Всякий человек – смертен

Сократ - человек

Сократ – смертен.

В процессе построения понятий, суждений и умозаключений человек может допускать сознательные и бессознательные ошибки. Чтобы избежать ошибок, необходимо знать правила мышления. Построенное по правилам (и законам) мышление называется правильным.

Правильное  мышление - такое, в котором из исходных истинных знаний (понятий, суждений и умозаключений) всегда с необходимостью получаются новые истинные знания (новые понятия, суждения, умозаключения). В неправильном мышлении из истинных знаний могут получаться как истинные, так и ложные новые знания.                                                 Например, исходя из суждений «Если шел дождь, то дорога будет мокрая» и «Шел дождь», можно с уверенностью сказать, что «Дорога будет мокрая». Но неправильно делать вывод: «Если шел " дождь, то дорога будет мокрая» и «Дорога мокрая», следовательно, «Шел дождь», так как дорогу могли просто полить. Неправильным будет рассуждение, когда из двух суждений «Если человек совершил кражу, то он совершил - преступление» и «Человек не совершил кражу» делается заключение «Человек не совершал преступление», так как человек мог совершить какое-либо другое преступление.             Вопрос о правильности умозаключений - это вопрос о правилах их построения, о правилах взаимосвязи отдельных мыслей (понятий, суждений, умозаключений). Именно этим интересуется логика как наука о мышлении. Поэтому ее называют «формальной логикой». Формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей и их развития. Но она учитывает истинность или ложность исследуемых мыслей (в двузначной формальной логике учитываются два значения всякой мысли - «истина» и «ложь»; в многозначной формальной логике вводятся другие значения, например «неопределенно»). Иногда правильное мышление называют логичным - по названию науки, которая изучает эту сторону процесса мышления.                                                                                                       Вопрос об истинности (ложности) суждений - это вопрос о соответствии (несоответствии) того, что в нем утверждается или отрицается, объективному миру. Истинное суждение - такое, в котором верно отражается положение дел в объективной реальности (которое соответствует действительности). Например: «Москва - столица России», «Преступник - человек, который нарушает правовые и нравственные законы общества» и т. п. Ложное суждение такое, которое не соответствует действительности. Например: «Санкт-Петербург - столица России», «Преступник - праведный человек» и т. д. Вопросы о том, что такое истина вообще, как соотносится чувственное познание и абстрактное мышление в процессе достижения истины о предметах, изучает другая наука - философия.

 

 

2. Общее представление  о процессе человеческого познания

и месте логики в нем.

 

Как наука о мышлении логика непосредственно связана с философией. Особенно это касается так называемой содержательной логики, которая, в отличие от формальной, описывает систему форм предметного мышления о действительности - категорий. Эта система по самой своей природе представляет собой логическое отражение существенных отношений объективной реальности, то есть логики в первом из обозначенных ее смыслов.                                                                                                                    В структуре человеческой психики и индивидуальных форм познания выделяют чувственный и рациональный (логический)уровни. 
К основным чувственным формам отражения, которые, в свою очередь, базируются на еще более элементарных формах отражения простейших биологических организмах и в материальных системах неорганической природы, относятся ощущение, восприятие и представление. 
Ощущение - это форма чувственного отражения, присущая животной жизни, непосредственно связанная с органами чувств и нервной системой, состоящая в фиксации определенного воздействия окружающей среды на организм определенным органом чувств (зрительные, звуковые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения). Можно говорить и о внутренних ощущениях - боли (резь в желудке, “кольнуло” в сердце, “ноющая” боль и т.п.), тревоги, счастья и т.д. То есть ощущение - это особое состояние организма и его нервной системы. Определяющая особенность ощущений - отражение отдельных свойств, признаков: только света, только звука и т.п. 
Восприятие - это более сложная форма чувственного отражения, основанная на совокупности ощущений и потому способная отразить предмет или явление в целом (восприятие стола в целом, лица, человека и т.д.), в определенной совокупности его свойств и признаков, продуцирующая некоторый образ предмета, например, зрительный. 
Представление - наиболее сложная и интересная форма чувственного уровня психики. Она непосредственно предшествует рациональному уровню и именно в ней закладываются возможность и необходимость перехода к логическим формам. Представление также оперирует образами, но, в отличие от восприятия, для формирования образа здесь не требуется непосредственного контакта с предметом. Гегель выделял три формы представления: 
а) “припоминание” (непосредственное представление или образная память) - воспроизведение образов, которые сформировались как результат внешних восприятий или ассоциативно-продуктивной деятельности психики в рамках самой формы представления и отложились в памяти; 
б) ассоциативное и продуктивное воображение (фантазия) - соотнесение образов и продуцирование на этой основе новых, в том числе и таких, которые не имеют прообразов в реальной действительности (кентавр, сатир, сфинкс и т.п.); продуктивное воображение Гегель называет еще “символизирующей и означающей фантазией”, подчеркивая его непосредственную функцию в сознании - продуцировать символы (такие образы, собственное содержание которых имеет что-то общее с придаваемым им смыслом, с символизируемым, например, символ силы, царственности и власти в образе орла - сильной, “царственной” и властной птицы - в гербе Российской империи или льва, “царя зверей”, в гербе империи Британской) и знаки (такие образы, собственное объективное содержание которых не имеет ничего общего с обозначаемым, например, буквенные обозначения звуков речи); 
в) собственно память (знаковая память) - способность воспроизведения знаков вместе с приданным им ранее содержанием, например, воспроизведение слов языка в процессе речи, которую можно рассматривать как указание (взаимосвязанное, разумеется) ряда значений, ранее приданных словам (в том числе и другими людьми - иначе невозможно взаимопонимание), либо, напротив, воспроизведение в сознании значения слов в процессе восприятия речи. 
Обратим внимание на ту важнейшую тенденцию, которая прослеживается в иерархически связанной последовательности этих форм. По мере перехода к каждой последующей форме происходит как бы освобождение от влияния внешних воздействий на результат отражения, достигающее максимума в продуктивном воображении, способном свободно творить символы и превращать любые образы в знаки с произвольным, зависящим только от творящего сознания (субъекта) значением. В творческой фантазии субъективность познавательного процесса достигает апогея и объективный предмет его как бы теряется - сознание само творит для себя предмет рассмотрения и преобразования. Память оперирует уже теми значениями знаков, которые приданы им субъектом. Это освобождение не только исключительно важно для осуществления творческого процесса. Оно есть переход в мир собственно идеального, самостоятельного продуцирования его и свободного движения в нем.  
Возвращение к дисциплине оперирования знаками происходит уже на следующей ступени, ступени рационального познания, и связано с появлением мышления, подчиненного логическим законам. Содержательно же объективность достигается закреплением в памяти прежде всего таких обозначений, которые постоянно используются для жизнедеятельности, практически, а это именно такие значения, которые в том или ином смысле соответствуют объективной действительности. Они складываются в определенную систему, соответствующую, прежде всего, системности природных взаимосвязей окружающей среды обитания, структуре и характеру взаимодействия с ней, причем устойчивость и внутреннюю инвариантность этой системе придает ее логический каркас.  
Мышление есть, таким образом, способность связывать идеальные объекты (в том числе продукты чувственного уровня познания) в логических отношениях, т.е. отражать предмет в соответствии с законами логики и вообще логическими формами. 
Вопрос о природе логических форм, о происхождении и вообще о статусе мышления во Вселенной есть, как известно, вопрос философии, причем основной ее вопрос. Две позиции в его решении - материалистическая и объективно-идеалистическая (агностицизм и субъективный идеализм принципиально эту проблему игнорируют, ограничиваясь констатацией факта существования такой способности и исследованием ее применения) - в конечном счете сходятся как в признании объективности самих этих форм как таковых, их независимости от применяющего их человека (субъекта познания) и вообще деятельности, так и исторической постепенности овладения ими. Различие заключается в том, что материализм рассматривает это овладение как развитие самих этих форм в процессе трудовой деятельности и отражения действительности человеком, а объективный идеализм - как выявление заданной изначально и лежащей в основании мира логической . Вообще понятие не должно рассматриваться как нечто возникшее для науки логики, предметом исследования которой выступает сама эта форма, данное различие несущественно. 
Обычно выделяют три основные формы, в которых реализуется способность мышления - понятие, суждение и умозаключение, являющиеся и основными логическими формами. В дальнейшем все они будут подробно рассмотрены. Пока же дадим лишь общие определения с тем, чтобы показать иерархичность познавательных способностей и на рациональном уровне психики. 
Понятие - это логическая форма, непосредственно отражающая существенные признаки предмета мысли и тем самым задающая определенный класс объектов, обладающих такими признаками.  
 
Понятие можно рассматривать как дальнейшее развитие формы представления - как общее представление, содержание которого опосредовано анализом оснований этой общности и выделением именно существенных признаков предмета. В процессе образования понятий участвуют общие приемы познавательной деятельности, характерные для рационального уровня - сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. В определенном смысле их действие можно усмотреть и в манипуляции образами и знаками на уровне представления (собственно, только этот уровень и мог участвовать в первоначальном образовании понятий и формировании уровня рационального). Дадим краткую характеристику этим познавательным приемам. 
Сравнение - выявление сходств и различий между предметами на основе их сопоставления. 
Анализ - разложение, расчленение предмета на отдельные признаки, отдельные части, выявление их связей и отношений между собой и с другими предметами. 
Синтез - воспроизведение (мысленное восстановление) предметов, расчлененных в процессе анализа на отдельные признаки, части, либо конструирование нового идеального объекта на основе некоторого набора признаков, отношений, частей и т.д., результатом которого является представление их как системы выделенных частей, свойств и отношений. 
Обобщение - объединение в одной мысли под одним термином - словом, словосочетанием - множества предметов по сходным их чертам; обобщение тесно связано с абстрагированием - уже чисто рациональной процедурой. 
Абстрагирование в целом можно определить как операцию выделения определенных свойств, отношений объекта и рассмотрения их как самостоятельных объектов.  
Простое суждение - логическая форма, в которой утверждается нечто определенное (например, наличие какого-то признака) о предмете мысли посредством соотнесения двух понятий (терминов суждения) - субъекта (S), отражающего характеризуемый предмет, и предиката (P), отражающего даваемую характеристику. Например, “лист зеленый”, “этот человек талантлив” и т.п. Простое суждение как бы раскрывает некоторый аспект определенности содержания понятия (свойства и отношения отражаемого в нем предмета), скрытый в его простой неразвернутой форме знаковой фиксации предмета мысли. Поэтому Гегель подчеркивает, что суть суждения заключается в развертывании, раскрытии непосредственности понятия через опосредование, что “процесс суждения есть процесс определения понятия”  
Сложные суждения представляют собой совокупность нескольких простых, соединенных логическими союзами. Эта определенная логическая связь между составляющими - простыми суждениями - по существу и есть собственное утверждение сложного суждения, тогда как в простом суждении утверждается определенная взаимосвязь понятий. Поэтому сложное суждение уже можно рассматривать как систему суждений, а не просто понятий, но систему, которая еще не дает вывода нового суждения и заключения о его истинности, что естественно, поскольку не утверждаются однозначно и значения истинности составляющих сложное суждение простых. Так, сложное условное суждение “Если тучи сгущаются, то может быть дождь” не содержит вывода о возможности дождя, а лишь утверждает условную связь между определенными ситуациями, задаваемыми этим суждением как условие и следствие. 
Формы вывода одних суждений из других относятся уже к третьей основной форме мышления - умозаключению, которое и определяется как логическая форма, в которой на основании одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением (выводом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическая  часть

 

3. Логика –  наука о:

а) мышлении;

б) умозаключениях и доказательствах;

в) формах мышления и истинных суждений;

г) формах рационального  мышления и логических законах.

Правильный ответ  г) формах рационального мышления и логических законах

Логика - это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение отметим, что все рассмотренные основные формы чувственного и рационального познания (психических способностей) внутренне взаимосвязаны. Характерны аналогии определенных уровней чувственной и рациональной сфер, например, между припоминанием образа и понятием, ассоциацией образов и суждением, продуктивным воображением и умозаключением. Человеческая психика представляет собой иерархическую систему уровней, в которой последующие, более высокие уровни основаны на предшествующих, “снимают” их и имеют их своим содержанием. Эта взаимосвязь не есть только взаимосвязь составляющих модельного изображения, но есть реальное деятельное взаимодействие уровней психики, в котором результаты работы одного уровня выступают “материалом для переработки” на другом, служат основой его содержания. Это именно взаимодействие - двунаправленный процесс: не только данные органов чувств, образные восприятия и представления, вообще чувственный опыт служат материалом для рациональной обработки в мышлении, но и результаты мыслительной деятельности, рациональное содержание нашего знания перерабатываются на чувственном уровне и представляются в чувственной форме, что имеет для интеллектуальной и вообще духовной деятельности не менее важное значение. В теории научного творчества в этом плане обычно указывают на роль интеллектуальной интуиции в процессе получения рациональных результатов, но этим далеко не исчерпывается роль продуктивного взаимодействия чувства и мысли в человеческой жизнедеятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

http://lib.podelise.ru/docs/1239/index-1580-6.html?page=2

http://www.prog10.narod.ru/glava4_2.htm

http://bip-ip.com/logika-eto-filosofskaya-nauka-o-formah/

Батурин В.К. Логика: учебное  пособие. – М.: КУРС : ИНФРАМ,

2012.

Образовательные ресурсы  интернет репозитория, в том числе

КОПР, обзорные лекции, тестовые базы. – URL: http://

repository.vzfei.ru. Д

 


Информация о работе Контрольная работа по " Логике"