Автоматизированные информационные технологии в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:29, контрольная работа

Описание работы

Компьютерная индустрия подарила людям то, что не могла дать ни одна социальная революция. Массовый высокоэффективный компьютер уже сегодня способен заменить человека в структуре государственной информационной машины, взяв на себя те рутинные функции обработки информации, для которых тысячелетия весьма непродуктивно и притом с воспроизводством социальной напряженности использовался человек. Информационный прогресс с неизбежностью ведет к социальной гармонии.

Содержание работы

Введение.
Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия.
Технический аспект социальных условий и предпосылок информатизации.
Экономические условия и предпосылки информатизации.
Политические условия и предпосылки информатизации.
Характеристика информационного общества.
Информатизация общества в РФ.
Содержание проблемы информатизации общества.
Проблема информационной безопасности.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

АИТ в СР 1.docx

— 38.97 Кб (Скачать файл)

Содержание.

  1. Введение.
  1. Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия.

  1. Технический аспект социальных условий и предпосылок информатизации.
  2. Экономические условия и предпосылки информатизации.
  3. Политические условия и предпосылки информатизации.
  4. Характеристика информационного общества.
  5. Информатизация общества в РФ.
  6. Содержание проблемы информатизации общества.
  7. Проблема информационной безопасности.
  8. Заключение.
  9. Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Компьютерная  индустрия подарила людям то, что  не могла дать ни одна социальная революция. Массовый высокоэффективный компьютер  уже сегодня способен заменить человека в структуре государственной  информационной машины, взяв на себя те рутинные функции обработки информации, для которых тысячелетия весьма непродуктивно и притом с воспроизводством социальной напряженности использовался  человек. Информационный прогресс с  неизбежностью ведет к социальной гармонии.

По мере исчерпания природных ресурсов и  развития информационной инфраструктуры прогрессивное значение частной  собственности будет уменьшаться. Переход к новой компьютерной парадигме и новым способам производства компьютеров и программ составит новую фазу компьютерной революции. Материально- техническая база для  такого перехода уже создана. Плавный, почти незаметный для стороннего наблюдателя переход на уровне техники  вполне вероятен. Гораздо более резкими  станут социальные последствия структурных  изменений в производственном базисе. Изменяется базис - меняется надстройка. Нормальное развитие информации ведет  к полной открытости или, другими  словами, полной информационной прозрачности общества. Это становится особенно важно сейчас, когда информационная инфраструктура погружается в глобальную компьютерную среду. Это погружение уничтожает первобытные информационные перегородки на всех уровнях общества. В конце 80-х необходимость перехода к информационной прозрачности стала  одним из важнейших факторов кризиса  обществ закрытого типа, способствовала победе Запада в "холодной войне". Но время не стоит на месте и  сегодня уже западная система  сталкивается с похожими проблемами. Техническая возможность доставки любой информации в любое место  придает антагонизму частной  и общественным формам собственности  новое наполнение. "Священные  коровы" капитализма - "коммерческая тайна", "тайна вкладов" и принцип "не пойман - не вор", похоже, не годятся для открытого информационного общества, в котором свобода каждого человека будет измеряться равным для всех правом хранить, передавать-получать и преобразовывать информацию единого информационного пространства. На таком фоне частная собственность уже не может претендовать на роль главного бастиона свободы личности. В качестве социально значимых индикаторов, позволяющих оценить состояние проблемы информатизации общества могут служить три факта. Первый из них связан с количеством организационных структур в системе федеральной власти, которые непосредственно занимаются проблемой информации и информатизации. О повышении внимания к этой проблеме можно судить и по масштабам нормотворчества в области правового регулирования проблем информации и информатизации. Третий факт, который можно использовать в качестве индикатора состояния проблемы, связан с качеством использования информационных ресурсов и дисциплиной в этой области. Нет недостатка в публикациях, которые подтверждают фактически отсутствие информации бюджетной, налоговой, любой учетно-аналитической, необходимой для управления; о правах граждан и порядке их реализации, нет упорядоченной системы информации об экстремальных ситуациях.

2. Информатизация общества: социальные условия, предпосылки  и последствия

 

Социальные предпосылки информатизации - это то, что должно быть в обществе, чтобы началось успешное развертывание  процессов информатизации. Социальные условия информатизации - это реальная обстановка, в которой происходит процесс информатизации. Социальные последствия информатизации - реальные и прогнозируемые изменения в  обществе, происходящие под влиянием информатизации. Необходимо отметить, что понятие "социальное" трактуется в широком и в узком смысле слова:

- "социальное" в широком смысле  слова тождественно понятию "общественное". Рассмотрение в этом смысле  условий и предпосылок информатизации - это анализ реального и необходимого  состояния всех сфер жизни  общества с точки зрения их  готовности воспринять и развивать  информатизацию;

- "социальное" в узком смысле  слова. При этом подходе рассматриваются  информационные особенности существования  различных социальных групп, уровень  их готовности к процессу информатизации, а также изучается социальная  структура в ее соотношении  с процессом информатизации.

3. Технический аспект  социальных условий и предпосылок  информатизации

 

Развитие науки и техники - толчок и средство реализации процессов  информатизации.

Сейчас в России процесс информатизации вступает в 3-ю фазу развития1.

1-я фаза - начало 70-х годов - появление  вычислительных средств, позволяющих  вести автоматизированную обработку  символьной информации ("Минск-32", далее ЕС-ЭВМ). На этом этапе  создавались АСУ воздушным и  ж/д транспортом, энергосистемами,  оборонным комплексом.

2-я фаза - 1983 год, когда была  разработана общегосударственная  программа по развитию средств  вычислительной техники и АСУ  до 2000 года (ответ на "вызов"  Японии, заявившей о создании  машин пятого поколения). В 1989 году уточнялась программа информатизации  до 2005 года в связи с необходимостью  отражения в ней средств персональной  информатики.

1993 год - начало 3 этапа. Необходимость  создания после распада СССР  концепции информатизации РФ. Техническая  база информатизации существенно  ослабла из-за принадлежности  ныне ряда оборонных предприятий-производителей  вычислительной техники Украине  и другим странам СНГ. Рассматривая  технический аспект условий информатизации  в России отметим, что в стране  накоплен достаточно мощный потенциал,  который при разумной конверсии  позволяет решить технический  аспект проблемы информатизации. В качестве обнадеживающих тенденций  можно отметить: приближение качества  так называемых "красной" и  "желтой" сборок компьютеров,  тот факт, что в 1993 году уже  каждый третий проданный в России персональный компьютер был собран на ее территории, а также начало работ по мелкосерийному производству супер-ЭВМ "Эльбрус". В обществе создается и динамично наращивает свои возможности развитая коммуникационная сеть (КС), представленная узлами переработки данных и линиями связи. По состоянию коммуникационной сети можно оценить на каком этапе информатизации (начальном, срединном, завершающем) находится то или иное общество. Этап наступает при наличии комплекса предпосылок, рассмотрение которых позволяет раскрыть многоаспектность проблемы информатизации.

4. Экономические условия  и предпосылки информатизации

 

Основной экономической предпосылкой является демонополизация экономики. Объемы выделяемых и необходимых  для информатизации финансовых средств  различаются на три порядка (стоимость  суперкомпьютера - около 15-20 млн. $). В  стране продолжается экономический  кризис. Стихийный процесс конверсии  не позволяет использовать возможности  военной сферы для нужд информатизации. Сегодня реальные финансовые средства для информатизации имеют регионы.

Для производства недостающих России 300 млн. телефонных аппаратов необходима радикальная перестройка целого ряда отраслей промышленности, что  потребует громадных капиталовложений. Решение проблемы телефонизации  в России осуществляется преимущественно  за счет систем космической связи (введение системы "Экспресс", имеющей в 3-4 раза большую чем у ныне действующей системы "Горизонт" пропускную способность, совместная эксплуатация военных спутников и т.д.). Объем продаж в США "информационной" электроники в 80-х годах рос с темпом в 10 раз за десятилетие.

5. Политические условия  и предпосылки информатизации

 

Необходимой предпосылкой информатизации, как уже отмечалось, является демократизация. Лишь демократии нужна совершенная  информационная среда. При анализе  политических условий информатизации в России важно отметить, что в  России весьма неглубоки корни демократии как нормы политической жизни, явно недостаточные темпы демократизации России связаны с не легитимным характером современной власти. Отсутствие политической стабильности продолжает сдерживать приток в Россию иностранных инвестиций, часть из которых могла бы быть направлена на информатизацию.

  1. Характеристика информационного общества

 

А.П. Ершовым предложена следующая  метрика2: - ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем КС совокупной вычислительной мощности порядка 10 оп/сек/чел. (развертывание достаточно надежной междугородней телефонной сети) ; - завершающая фаза информатизации общества соответствует достижению упомянутой КС вычислительной мощности 10 млн. оп/сек/чел. (надежный и оперативный информационный контакт между членами общества по принципу "каждый с каждым").

Средние темпы прироста вычислительной мощности КС в условиях "нормального" развития процесса информатизации - в 10 раз за десятилетие. Весь этап информатизации общества в целом занимает около 7 десятилетий. Примерный необходимый  парк технических средств для обеспечения работы узлов КС общества "полной информатизации" численностью населения порядка 100 млн. чел., таков: Телефонные аппараты - 200 млн. ед.

Персональные компьютеры - 100 млн. ед.

Мини-компьютеры - 400 тыс. ед.

Средние ЭВМ - 40 тыс. ед.

Супер-ЭВМ - 400 ед.

    1. Информатизация общества в РФ

 

Сравнительные данные начало 90-х годов:

        - в России развернута телефонная сеть на 30 млн. аппаратов, т.е. существенная для информатизации техническая предпосылка уровень телефонизации - весьма невысок. Количество телефонов на 1000 жителей в ряде стран (по состоянию на 1991г): Швейцария 1289; США - 650; Великобритания - 521; СССР -111... Турция -55. По состоянию на 1993 год Россия по уровню оснащения телефонами занимает 33 место в мире и 21 в Европе. По оценкам экспертов, в России работают около 7-8 млн. ПЭВМ, а их ежегодное пополнение отечественной продукцией не превосходит 1 млн. ед. ;

- в США функционирует более  250 млн. телефонных аппаратов и  около 40 млн. ПЭВМ. К 2000 году  число пользователей в мире  достигнет 1 млрд. и количество купленных ПК превысит число купленных телевизоров.

Таким образом, Россия находится на начальной стадии информатизации, США - в ее срединной фазе.

    1. Содержание проблемы информатизации общества

 

В качестве социально значимых индикаторов, позволяющих оценить состояние этой проблемы могут служить три факта.

Первый  из них связан с количеством организационных  структур в системе федеральной  власти, которые непосредственно  занимаются проблемой информации и  информатизации. До последнего времени  в структуре аппаратов Президента и Правительства Российской Федерации  насчитывалось свыше 20специализированных структур этого профиля. Кроме таких  крупных структур, как Комитет  РФ по информатизации, в настоящее  время преобразованный в Комитет  при Президенте Российской Федерации  по политике информатизации, Федеральное  агентство правительственной связи  и информации, Государственная техническая  комиссия при Президенте, Государственно-правовое управление и ряд других информационно-аналитических  центров в аппарате Президента. При  Правительстве также действует  несколько структур информационного  назначения. Это органы статистики, стандартизации, метрологии и сертификации; по патентам и торговым знакам. Государственная  архивная служба: Росинформресурс, ориентированный на научно-техническую информацию.

Центр информационных и социальных технологий. Центр экономической

конъюнктуры при Правительстве, Федеральный  информационный центр России ит.д. Следует иметь в виду, что при каждом министерстве и ведомстве созданы специализированные информационные службы. Универсальные функции в сфере информации выполняют и такие органы, как Совет безопасности и Министерство связи.

О повышении  внимания к этой проблеме можно судить и по масштабам нормотворчества  в области правового регулирования  проблем информации и информатизации. Если за 1992 г. было принято примерно 60 актов Верховного Совета Российской Федерации, Президента и Правительства, то в 1993 г. Их выпущено более 100. Причем в их составе число законов  занимает весьма скромное место. Строго по вопросам информатизации их лишь несколько. Это законы, касающиеся охраны программ для ЭВМ и микросхем, Закон  о государственной тайне. Другие законы касаются данной проблемы косвенно или фрагментарно. Из их числа наиболее значителен Закон об авторском праве  и смежных правах. Растет число  указов Президента и распоряжений Правительства. В 1992 г. было издано примерно 20 указов и  распоряжений Президента, а в 1993 - более 30; число актов Правительства  возросло с 23 до52. Наиболее емким является пакет актов Президента по упорядочению правовой информации в рамках России и правил ее обращения в отношениях со странами СНГ. Позитивное значение имеют акты, направленные на упорядочение правовой, архивной, статистической, метрологической, учетной документированной информации.

Заметным  шагом усиления внимания к информации о гражданах можно считать  решение Правительства о формировании целевой федеральной программы создания общегосударственной автоматизированной системы учета населения и официальных документов, удостоверяющих личность.

Третий  факт, который можно использовать в качестве индикатора состояния  проблемы, связан с качеством использования  информационных ресурсов и дисциплиной  в этой области. Это разговор особый. Но здесь заметим, что случаи самоосвобождения от ответственности крупных государственных  чиновников и политических деятелей по формуле "не знал"достаточно ясно говорят о состоянии информационных систем и об отношении должностных лиц и органов к информационному ресурсу. Это свидетельствует и о том, что нет правового механизма ответственности за правонарушения в формировании, содержании и использовании информации в системе государственной власти, в экономике страны, в производстве. Нет недостатка в публикациях, которые подтверждают фактически отсутствие информации бюджетной, налоговой, любой учетно-аналитической, необходимой для управления; о правах граждан и порядке их реализации, нет упорядоченной системы информации об экстремальных ситуациях.

Уровень информатизации, определяемый по удельному  весу распределения средств связи и обработки информации на 100 или 1000 человек населения, пока не внушает оптимизма. Масштабы физического пространства России, запущенность проблемы, состояние производства в целом и в области компьютеризации, телефонизации страны, в частности в условиях сохраняющейся неопределенности происходящих экономических реформ и кризиса, только наращивают сложность решения одной из важнейших задач современного общества и подтверждают, что промедление недопустимо.

Информация о работе Автоматизированные информационные технологии в социальной работе