Автоматизированные информационные технологии в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:29, контрольная работа

Описание работы

Компьютерная индустрия подарила людям то, что не могла дать ни одна социальная революция. Массовый высокоэффективный компьютер уже сегодня способен заменить человека в структуре государственной информационной машины, взяв на себя те рутинные функции обработки информации, для которых тысячелетия весьма непродуктивно и притом с воспроизводством социальной напряженности использовался человек. Информационный прогресс с неизбежностью ведет к социальной гармонии.

Содержание работы

Введение.
Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия.
Технический аспект социальных условий и предпосылок информатизации.
Экономические условия и предпосылки информатизации.
Политические условия и предпосылки информатизации.
Характеристика информационного общества.
Информатизация общества в РФ.
Содержание проблемы информатизации общества.
Проблема информационной безопасности.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

АИТ в СР 1.docx

— 38.97 Кб (Скачать файл)
    1. Проблема информационной безопасности.

 

  Как уже отмечалось, информационное общество отнюдь не есть общество всеобщего благоденствия. Те же технологические факторы, которые порождают его позитивные черты, порождают и новые, специфические опасности. Рассмотрим некоторые из них.

   По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность (т.е. секретность) определенных видов информации. В настоящее время в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред.

   Проблемы нарушения информационной безопасности актуальны и для отдельных граждан, и для всевозможных фирм и организаций, и для страны в целом.

   В последние годы мы имели возможность видеть, сколь тяжкими могут быть последствия нарушения информационной безопасности личности, связанные с использованием современных технологий.

   Перечислим более конкретно некоторые опасности и проблемы, возникшие на пути к информационному обществу:

•  реальная возможность разрушения информационными технологиями частной  жизни людей и организаций;

•  опасность все большего влияния  на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;

•  проблема отбора качественной и  достоверной информации

при большом ее объеме;

• проблема адаптации многих людей  к среде информационного общества, необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;

•  столкновение с виртуальной  реальностью, в которой трудно различимы  иллюзия и действительность, создает  у некоторых людей, особенно молодых, мало изученные, но явно неблагоприятные, психологические проблемы;

•  переход к информационному  обществу не сулит каких-либо перемен  в социальных благах и сохраняет  социальное расслоение людей; более  того, информационное неравенство может  добавиться к существующим видам  неравенства и тем самым усилить  социальную напряженность;

• сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью созданием новых рабочих  мест в информационной сфере, может  привести к опасному социальному  недугу — массовой безработице.

    Государственную политику России в обсуждаемой сфере отражает Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, принятая в 2000 г. Рассмотрим основные ее положения.

К объектам информационной безопасности РФ относятся:

• все виды информационных ресурсов;

• права граждан, юридических лиц  и государства на получение, распространение  и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;

• система формирования, распространения  и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки  данных, информационные технологии и  т.д.;

• информационная инфраструктура, включающая в себя центры обработки и анализа  информации, каналы информационного  обмена и телекоммуникации, механизмы  обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;

• система формирования общественного  сознания (мировоззрение, моральные  ценности, нравственные оценки, социально  допустимые стереотипы поведения и  взаимоотношения между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и  пропаганды.

 

Национальные интересы РФ включают в себя:

а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в  области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления России, сохранение и укрепление ценностей общества;

б)  информационное обеспечение  государственной политики РФ, связанное  с доведением до российской и международной  общественности достоверной информации о государственной политике РФ;

в) развитие современных информационных технологий отечественной индустрии  информации;

г)  защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение  безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

    В доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасности страны, включая правовые, организационно-технические и экономические, а также особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах обещественной жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техники и др.

    Особенно актуальной для современной России является проблема обеспечения информационной безопасности в области науки и техники, в частности проблема «утечки мозгов». Дело в том, что многие отечественные, в основном молодые, ученые эмигрируют за границу, имея перспективой хорошо оплачиваемую научную деятельность. Часть этих ученых являются носителями важной научно-технической, экономической, оборонной информации. Ряд государств, в том числе и не дружественных России, прилагают специальные усилия, чтобы привлечь научных работников из стран, входивших ранее в СССР. В связи с этим возникает проблема защиты научного потенциала нашей страны.

    Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере доктрина объявляет проблему информационного неравенства, которое вносит раскол в общество и отчуждение между составляющими его группами населения; поэтому данная проблема имеет прямое отношение к национальной безопасности.          Особенно важно преодоление проявлений информационного неравенства в образовании, поскольку:

•  появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;

• велико различие уровней доходов  семей учащихся;

• значителен разрыв в размерах финансового  обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.

Преодоление информационного неравенства  является задачей первостепенной государственной  важности.

 

Заключение

 

Глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации  в XXI в. Благодаря стремительному увеличению возможностей средств информатики, телекоммуникационных систем и новых информационных технологий формируется информационная среда обитания и жизнедеятельности людей, складывается информационное общество.

Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции национальной независимости. Общеизвестна роль таких факторов как  количество и качество вооруженных  сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость (закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске необходимых  дипломатических решений. Для общества, вступившего в фазу информатизации фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего этот фактор проявляется в технологии информационно-обменных процессов. Понятия "психологическая война", "пси-оружие", "утечка мозгов", "зомбирование" и т.п. наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения. Национальная независимость диктует России необходимость государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом, что отражено в концепции информационной безопасности, ряде нормативных документов(например, в Указе Президента РФ "О мерах по соблюдению законности в области производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставлении услуг в области шифрования информации")

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для  его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле.

Потенциальные способности мозга человека используются в среднем всего на 10%. Значительно  улучшить этот показатель, приблизить его к объективному рубежу возможностей человека - серьезнейшая задача общества, в которую свою лепту должен внести и прогресс информационной техники  и технологии. В какой мере сейчас информация, информационные технологии способствуют повышению "качества жизни", способствуют улучшению условий "воспроизводства" личности? Для этого необходим  свободный доступ каждого человека к социально-бытовой (информационные центры муниципалитетов, префектур  и т.д.), политической, экономической, культурно-духовной и др. информации. Особое социальное значение приобретает  сам факт наличия компьютеров  дома (в семье), в детских садах, школах и вузах.

Необходимы неординарные решения, позволяющие преодолеть технологическое  отставание России от передовых стран  мира, например:

- заимствование передовой информационной  технологии с одновременным обеспечением  информационной безопасности России;

- определение образующих черт  социальных преобразований будущего (например, гармонизация информационного  и экологического начал общества);

- использование в качестве основополагающего  принципа информационного комфорта;

- активный поиск конструктивных  решений социальных проблем на  основе симбиоза "левополушарных" и "правополушарных" механизмов  коммуникации. В мире господствует  западный, рассчитанный на рациональное  восприятие вариант информатизации.

Россия - "правополушарный" регион и грамотный учет этого обстоятельства может позволить стране резко  увеличить темпы информатизации, своим путем догнать передовые  в информационном отношении страны.

Список литературы

 

    1. Закон об информации, информатизации и защите информации / Российская газета, 22 февраля 1995 года.
    2. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. "Социальный интеллект": метафора или научное понятие. / Социс, 1993, № 8- с. 153.
    3. Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и безопасности личности / Философская и социологическая мысль, 2001, № 4, с. 93-99
    4. Жданов В.С., Кортуков Е.В., Саксонов Е.А., Джугели Т.П. Гуничев В.Н., Шапкин Ю.А. К концепции информатизации образования. М.: Социальная информатика, 1999.- с. 492
    5. Каныгин Ю.М., Маркашов В. Е. Информатизация: социальный аспект. / Вестник ВОИВТ, 2000 - № 2, с. 31.
    6. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества. – М.: Социальная информатика, 1999. – 465 с.
    7. Кочетов А.Н. Интеллектуальный потенциал общества. – Саратов: 1991, 234 с.
    8. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. -С–Пб.: 2004, с. 356.
    9. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. -М.: 2001, с. 217.
    10. Урсул А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации / Вестник ВОИВТ, 2003, № 1-3, с. 35-45.

1 Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. -С–Пб.: 2004, с. 356.

2 Жданов В. С., Кортуков Е. В., Саксонов Е. А., Джугели Т. П. Гуничев В. Н., Шапкин Ю. А. К концепции информатизации образования. М.: Социальная информатика,  1999.- с. 492


Информация о работе Автоматизированные информационные технологии в социальной работе