История архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Краткое описание истории архитектуры с древних времен до 16 в.

Файлы: 1 файл

шпоры по истории архитектуры.docx

— 449.30 Кб (Скачать файл)

напряженная военная  обстановка, в кот. Создавалась римская  республика ,вынуждала к возведению оборонительных сооружени. Происходит укрепление стен рима, прокладываются дороги, подземные водопроводы и  канализации. Апплева дорога(312г  до н.э. )  не ремонтировалась и  по сей день. Секрет долговечности  заключается в двух слоях бетона толщино 1м(подушка), на нем лежат  каменные плиты вулканического туфа. Где дорога упиралась в реку –римляне строили мосты –виадуки.

Сформ тип римского воен. лагеря (каструм) в котором  выдел 2 главн улицы – кардо(СЮ) и декуманус (ЗВ). Они раздел посел  на равные кварталы с одинаковым кол-вом  палаток. На пересеч ставил палатка  правителя, позднее – форум.

Мост Фабриция в риме-получает дальнейшее развитие стены и арки, заимствованные у  этруссков.

 

Аквидуки –  мост – водопровод. Они строились  из камня с цементом или из бетона.(всего 11 штук). Необходимость создания крупных  общественных сооруж с большим внутренним пространством  свободным от опор, заставила внести в стр-во сводчатые  конструкции.

Осн типы сводов: цилиндр, крестовый и смеш (каркасный)

Получил дальн  разв атриумный дом – домус.

..

Рим стоял на семи холмах, был застроен стихийно-не имел регулярной планировки. Его основные радиальные дороги пересекались множеством маленьких улиц.Форум- главная городская  площадь, центр деловой  и общ  жизни римского городо. Здесь были и храмы и обще здания.

1. Базилика –для  суда и бирж,

2. Курия -  для  заседания сената,

3. Таберны- магазины,

4. Табуларии-помещ  для городского архива.

Были созданы  так же Форум Цезаря (на его форуме был возведен а высоком подиуме  зрам Винеры.перед храмом стояла конная статуя Цезаря). и Форум Романум(1ый форум, возник у подножия капитолийского холма).

Так же в римскую  республику перерабатываются греческие  ордера-упрощение элементов. В украшение  колонн входят восточные мотивы, дорический-становится тосканским-с гладким стволом, облегчаетчся антаблемент. И колонны делают с  базой .).

 

круглые храмы: Храм весты,

 

прямоуг: Храм Фортуны  на Бычьем рынке.

 

 

  1. Арх-ра древнего рима императорский период

 

1.Этрусский период  – 7-5 вв до н.э. 

2. Республика  – 4в до н.э. – 30г н.э. 

3. империя –  30 г н.э. –476г.н.э..

 

Римляне ценили те виды ис-ва, конт имели непоср практ  знач. 3 осн принципа: полезность, прочность, красота.

Преуспели в арх-ре и инж ис-ве. В ар-ре гражд зд преобл над культовыми, римская ар-ра создает такие типы сооруж как  термы, форумы, дворцы, виллы, афитеатры, триумф арки и колонны. На арх др рима в проц ее стан влияли ар-ра греции, египта и востока, вошедш в сост римск  империи. Разработаны рац принципы орг стр-ва. Главн стр мат –  камень, кирп, лава, туф. Строили на бетоне-связ р-ре, что давало возм строить быстро и из грубообраб камней, создавать  арочные и сводчатые констр, позвол перекрыв больш пр-ва без внутр  опор. Осн констр эл-ты свод, арка, купол. Греч орд сист исп в кач-ве декора.

Первый римский  император АктовиаАвгуст.Главным  строительным мат-лом становится кирпич, при этом используются дорогие облицовочные мат-лы. Осн напр в ар-ре: форм полного  римского ордера, разраб театров, ипподромов, арен, амфитеатров, расширение форумов, созд триумф сооруж.

Римский театр. В  основе его лежит греческий. Он отличается тем, что он сооружене на естеств  рельефе а на спец подпорн сооруж, на субконструкциях. Они были сводчатые. Римск театр имел неск этажей.

*Театр Марцелла  в риме.

3 эт. Внешн член  объема на ярусы, подчеркнутые  колоннами. Фасад обращ в зрит  зал – пышнее, т.к. это фон  к действию. Оно проходило не  в орхестре а на выдвинутой  вперед сцене.

*Гарский мост  –это в нынешней франции. тк  в период империи велось обширное  строение за пределами рима.

*Форум Августа-для  массовых собраний, культовых церемоний.Его  площадь была огорожена высокой  стеной. Доменантой форума стал  Храм Марса 

*Форум траяна(несколько  симметричных пространств по  продольной оси. Перистильный  двор,замыкается базиликой Ульпия  к ней примыкают греческая  и латинская библиотеки.В ценрте  колонна трояна в конце храм  траяна).

*триумфальная  арка тита в честь победы  рима над дакками. 5,33х15,4м. использованы  пилястры коринфского ордера  и рельевы с военными сценами.  Триумф арки мб однопролетными, трехпролетными, крестовыми и 2ярусными.

Продолж разв форма  ЖД, появл виллы и дворцы

*вилла адриана

*дворец флавиев  на палатине.

Появл инсулы –  съемные квартиры для прост граждан. 2-3эт. На 1-таберни и пом хозяина, самый верхний-самый дешевый и  некомф.

*Амфитеар Флавиев(колизей).Веспесиан.  имел форму замкнутого элипса, вмещал 50 тыс зрителей.h 48 м, d –156х189, размер арены 45х78м. каркасная  сист в осн. Четыре яруса:  дорический, ионический, коринфский, глухая  стена с маленькими окошками  и пилястрами на пьедестале. 

*Пантеон. Храм  всех богов. 27в до нэ. Аполлодор  дашасский арх.В 80г восстновлен  при Андриане после пожара. в  609 папа Банифаций обратил Пантеон  в христианскую церковь.

круглое здание, портик, высота и диаметр= 43,5 м отв  в куполе-9м.(окно пантеона). В куполе – кессоны. Стены – кирпич-сырец, облиц мрамором. Толщ стен 6,2 – 6 м. фунд – глуб 4,5 м, толщ – 7,3 м. соединение 3 форм: круг, треуг, прямоуг.

 

  1. древнеримская ордерная система: истоки и развитие

особенностью римской архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков) интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты, акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

В отличие от греческих архитекторов, которые  составляли план зданий, не следуя строгой  симметрии его разных частей, римляне  исходили из строгой симметрии. Они  широко применяли греческие ордера - дорический, ионический и коринфский, причем самым излюбленным был  у них пышный коринфский ордер.

В отличие от греческой классической архитектуры, в которой ордера представляли собой  органическое сочетание декоративного  убранства с конструкцией здания, римляне использовали греческие  ордера лишь как декоративный, украшательный  элемент.

Однако римляне  развили ордерную систему и создали  собственные ордера, отличающиеся от греческих. Такими ордерами был композитный, т. е. представляющий соединение элементов  всех греческих ордеров в одном, ордер и так называемая ордерная аркада, т. е. совокупность арок, опирающихся  на столбы или колонны. 

..

В римской архитектуре  ордер, развившийся на основе греческих  образцов, продолжал оставаться одним  из главнейших средств художественной выразительности. Но в отличие от Греции здесь нашли применение пять видов ордеров: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный (сложный).

Тосканский ордер  – самый простой, с наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Если устраивался каменный антаблемент, его формы являлись упрощенным вариантом  дорического антаблемента.

Римско-дорический ордер, в отличие от греческой  дорики, имел несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента. Отличия  были и в отдельных формах: колонны  чаще всего не имели каннелюр, но опирались на базы; карниз имел более  развитую поддерживающую часть.

Римско-ионический ордер в наибольшей степени наследовал формы и пропорции греческих  образцов. С развитием тенденций  к обогащению несколько усложнились  элементы, особенно карниз, в котором  поддерживающая часть по высоте приблизилась к венчающей.

Коринфский ордер, не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров, особенно в императорский  период. Он отличается стройными пропорциями  и декоративным богатством. Его пышная удлинённая капитель с изящными угловыми волютами и тремя ярусами стилизованных  листьев аканта как бы вырастает  из колонны, ствол которой часто  каннелирован и имеет богатую  по профилировке базу. Не менее богат  и карниз, который близок по составу  обломов к римско-ионическому  ордеру, но дополнен резными кронштейнами-модульонами, поддерживающими выносную плиту.

Композитный ордер  в основном повторяет коринфский, но отличается от него капителью, сочетающей в себе черты капителей коринфского  и ионического ордеров.

Пять древнеримских  ордеров в совокупности представляют закономерный ряд, объединяющий разные по пропорциям, пластике и особенностям тектонического строя образные системы, разработанные на основе стоечно-балочной конструкции.

С относительным  уменьшением интерколумния за счёт увеличения стройности общих пропорций  наметились и соответствующие закономерности изменения масштабности:

тосканский ордер  более характерен для небольших  сооружений,

коринфский и  композитный - для относительно крупных.

При стремлении выразить необходимые качества художественного  образа (например, торжественность  и величественность или, наоборот, простоту и монументальность) выбирался и  соответствующий ордер. Ордерная система  приобретает новое выразительное  качество, как чисто пластическое средство расчленения стены по законам  ордерного строя. В этом сказалось  характерное для метода римлян отделение  конструктивного решения от внешнего облика, привычка рассматривать истинную конструкцию и декор как два  независимых друг от друга компонента.

На основе наложения  ордера на арочный проём в стене  в Риме зародилась и получила широкое  распространение новая тектоническая  структура, так называемая ордерная аркада. Ордер в ней практически  не несет конструктивной функции.

Абрис (очертание) арки выделен полуциркульным архивольтом. Архивольт (обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости  стены) своими членениями повторяет  архитрав, как бы символизируя ордерную балку, изогнутую по очертанию арки.

В многоэтажных и развитых по высоте композициях  римляне применяли ярусную ордерную аркаду с расположением различных  ордеров по вертикали: в первом ярусе  обычно устанавливался тосканский или  дорический ордер, далее – более  лёгкие ордера (ионический, коринфский).

В конце императорского периода получает развитие стоечно-арочная  структура (аркада на колоннах), в которой  преодолевается тектоническая двойственность ордерной аркады. Обрамлённые архивольтами арки опираются на колонны, которым  возвращена их конструктивная функция. Истоками арочная система на колоннах восходит к малоазийским и далматийским постройкам императорского периода.

 

  1. зодчество средневековой европы. техника, материалы, конструкции

 

 Архитектура Средневековой Европы зарождается  после прекращения развития античной архитектуры и включает в себя 4 основных направления - «Каролингское  возрождение", Оттоновскское искусство, романский стиль и готический стиль.  

   «Каролингское возрождение» связано с периодом правления Карла Великого и династии Каролингов. В это время главным культурным центром была столица империи Аахен, растет церковная, административная и судебная сферы. В эту эпоху можно обнаружить также и возрождение античных традиций в архитектуре Средневековой Европы. Величайшим достоянием этой культурной эпохи становится капелла императорской резиденции в Аахене.  

   Оттоновское искусство названо так по имени Оттона Великого и династии, родончальником которой он стал. На это архитектурное течение сильнейшее влияние оказала эпоха «Каролингского возрождения». В эту историческую эпоху возводятся базилики с большими башнями, массивными стенами и маленькими узиами окошками, что весьма напоминает крепости. В целях украшения использовались  мозаики и фрески, западные и восточные хоры, а также весьма хорошо разработанная западная апсида.  

   Романский стиль знаменует собой конец раннего Средневековья и становится воистину первым общеевропейским течением во всей архитектуре Средневековой Европы, он зарождается сразу во многих странах и широко распространяется повсюду.  Характерным является то, что в этот период времени строятся огромные замки-крепости с гигантскими башнями и окнами-бойницами, а также церкви и монастыри. Каждая отдельно построенная архитектурная часть внутри храма представляла собой гармоничную и законченную постройку, каменные толстые стены прорезались многочисленными арками и аркадами, что напоминало об архитектурных ориентирах Древнего Рима.  

   Готическое направление в архитектура Средневековой Европы появилось во Франции XII века. Исконно понятие «готика» относилось только к архитектуре. Главными новшествами в этот исторический период времени становятся стрельчатая арка, крестовый свод, арочный контрфорс и ажурный декор на окнах. Все эти изобретения были и раньше, использовались в других направлениях и течениях архитектуры Средневековой Европы, но их комбинация породила совершенно новый тип зданий, таких как аббатство Сен-Дени  около Парижа. 

 

  1. Архитектурные традиции  византии общ хар-ка

395г римская  империя распадается на 2 части.Вост - Византия. Столица - Константинополь.  Ранневизантийский период 5-8в Средневизантийский 8-13. Поздневизантийский 13в-1453г. 313-принятие  Римом христианства как основной  религии, становится основной  религией Византии. В рамках визант  арх-ры существ. 

Исп. Виз обожженный кирп(плинфу) и мелкий камень. Кирпич мб квадр и прямоуг. Использовали тн византийск кладку на цемянке (известковый  р-р с доб толченого кирпича)

Складываются  виды храмов:

 

1) Базилики вытянутой  композиции Деление на нефы. У  вост стены апсида. ОТ входа  зал отделялся нартексом. Сент-Апполинер  в Ровене.

2) Церкви, баптистерии,  мавзолее центрической композиции  Мавзолей CD Констанции в Риме. Церковь  Сан-Витале в Ровене (восьмиугольник  опорных столбов, окруженных восьмиугольником  стен, столбы связаны арками). Церковь  Сергия и Вакха в Константинополе.  Начало поиска идеи единства  церкви, выделение центра (второй  ярус держ на кол-ах и нар.  стенах)

Информация о работе История архитектуры