История архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Краткое описание истории архитектуры с древних времен до 16 в.

Файлы: 1 файл

шпоры по истории архитектуры.docx

— 449.30 Кб (Скачать файл)

Имперский период наступил в конце I в. до н. э., когда Римское государство из аристократической республики превратилось вРимскую империю - мировую рабовладельческую державу, разнородную по этническому и социальному составу, сложную по хозяйственной и общественной организации.

Римское искусство  — высшее достижение и итог развития древнего искусства, сложившееся на основе сложного взаимопроникновения  самобытного искусства местных  италийских племен и народов, в первую очередь могущественных этрусков, обладателей древней высокоразвитой самобытной художественной культуры. Они познакомили римлян с искусством градостроения (различные варианты сводов, тосканский ордер, инженерные сооружения, храмы и жилые дома и др.), настенной монументальной живописью, скульптурным и живописным портретом, отличающимся острым восприятием натуры и характера.

Римское искусство  создавали не только римляне (или  италики), но и древние египтяне, греки, шины, жители Пиренейского полуострова, Галлии, Древней Германии и другие народы, покоренные Римом, иногда стоявших на более высокой ступени культурного  развития. С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические  государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических городов. Приток богатств из завоеванных стран  в течение III—I вв. до н. э. изменили нравы  римлян, порождая среди господствующих классов расточительство. Ввозились  в огромном количестве знаменитые греческие  статуи н картины греческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в своего рода музеи искусства.

Высокий расцвет  переживали провинции. Римская империя  превратилась в империю рабовладельцев Средиземноморья. Сам Рим приобрел облик мировой державы. Конец I и  нач. II в. н. э. (период правления Флавиев  и Траяна) — время создания грандиозных  архитектурных комплексов, сооружений большого пространственного размаха.

Неудивительно, что именно при Адриане (около 125 г.) был создан один из самых духовных памятников мировой архитектуры. Правда, Адриан считал, что он лишь переделал  сооружение, которое начал строить  Агриппа, зять Августа. Пантеон —  «храм всех богов» — стоит и  ныне в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В  нём заключается нечто близкое  не только римлянам, людям античной эпохи, но и вообще человечеству.

В развитии искусства  Позднего Рима можно более или  менее отчетливо различить две  стадии. Первая – искусство конца принципата (III в.) и вторая – искусство эпохи домината (от начала правления Диоклектиана до падения Римской империи). В художественных памятниках, особенно второго периода, заметно угасание античных языческих идей и все большее выражение новых, христианских.

Великая империя  идет к концу, когда на трон садится  Константин, первый император, официально принявший христианство. Античная религия  окончательно изжила себя. После признания  в 313 г. христианства господствующей религией началось строительство христианских храмов, формы которых в основном заимствовались из античных базилик.

Константин перенес  столицу империи на восток, в бывший греческий город Византий. Назван он был «новым Римом», или Константинополем. Отсюда начнет свою историю новое государство – Византия. Рим же оставался еще на протяжении двух веков центром западной части империи. Та же картина наблюдается и за пределами Рима, как в Италии, так и в провинциях. Античное искусство еще долго будет сохранять свою силу, однако оно, перерастая в средневековое, становится только традицией.

Римская архитектура  оказала значительное влияние на развитие мирового зодчества. Пространственный размах при цельности архитектурных  комплексов, строгая лаконичность форм, суровая простота и законченность  композиции, грандиозность планировки, выразительность образа — вот  те важные черты, которые характеризуют  одну из величайших архитектурных эпох.

 

  1. зодчество древнего рима: техника, материалы, конструкции

Главный принцип, которым руководствовались римские  строители, заключался в практицизме  и естественной гармонии линий. Практичность служила основой обывательской  философии римлянина, на что указал как на положительное качество нации  еще Цицерон. Объём, масса и форма  постройки в совокупности должны органично соответствовать друг другу и при этом опираться  на свойства строительных материалов. Что касается декора, то он почти  не употреблялся. В Древнем Риме продолжали развиваться стеновые и  стоечно-балочные конструкции, унаследованные от этрýсков и греков. Наряду с этим поиски форм, отвечающих новым архитектурным  задачам и масштабам строительства, привели римлян к широкому применению арочных и сводчатых конструкций, которые стали оказывать решающее влияние на архитектуру. 
С конца II в. до н.э. вошел также в широкое употребление обожжённый кирпич. Техника возведения стен и сводов изменялась с развитием архитектуры и появлением новых материалов. Первоначально господствовала каменная кладка насухо. Наряду с неправильной («полигональной») применялась «нормальная» квадровая кладка стен из правильных блоков с кратными размерами сторон (60 × 60 × 120/180 см). С развитием «нормальной» кладки сложилось и ее сочетание с клинчатой аркой из тщательно отёсанных трапециевидных камней, также укладываемых насухо. 
Примерно ко II в. до н.э. сложилась техника возведения монолитных стен и сводов на основе раствора и мелкого камня-заполнителя, которой суждено было сыграть ведущую роль в период императорского Рима. 
Римский бетон – это твердеющая на воздухе и под водой смесь извести, вулканического песка и пыли пуццолáны (от названия порта на юге Италии) – породы вулканического происхождения, обладающей свойствами гидравлического вяжущего – с битым кирпичом, затворённая умеренным количеством воды. 
Битый кирпич (от лат. саетёпйип) в русской транскрипции читается и пишется «цемент». Гидравлические добавки в виде пуццоланы сделали бетон водонепроницаемым и очень прочным. Вначале бетон применялся лишь для забутовки пустот в стенах. Постепенно заполнитель становился всё мельче, смесь делалась однородной. 
Щебень, применявшийся для заполнения стены, предварительно не смешивался с раствором. Между двумя рядами облицовки из камня или кирпича укладывали попеременно толстый слой (10 ÷ 15 см) раствора и примерно такой же слой измельченного до размера 8 ÷ 10 см каменного щебня, после чего его подвергали трамбованию, вся бетонная масса получала строение монолита. 
Для облицовки бетонных стен римляне применяли обработанный камень (туф, известняки и др.) в виде усечённых пирамид для лучшего сцепления с бетоном, а позднее и обожжённый кирпич. 
Вначале облицовка выполнялась довольно крупными камнями, стёсанными так, что они образовывали на фасаде нерегулярный рисунок - йнцерт. С І в. до н.э. стал применяться ретикулат – четырехгранные с фасада камни, образующие в облицовке прямоугольную сетку. 
Бетон был экономичным по материалоёмкости, простым в производстве и не требовал высокой квалификации строителей, что позволяло широко использовать на строительстве труд рабов. Бетонная техника открыла также новые возможности и для развития сводов. 
Уже в период Республики техника сооружения клинчатых конструкций из каменных блоков без раствора достигла высокого со-вершенства, особенно при строительстве мостов и акведуков. Однако подлинный расцвет сводостроения в Риме наступил лишь с широким внедрением бетона. 
Обожжённый кирпич, ставший в период Империи важным компонентом большинства сводчатых сооружений из бетона, применялся в виде арочных рёбер. В цилиндрическом своде выполнялись кирпичные арки, параллельные друг другу. В крестовых сводах арми-ровались диагональные рёбра и краевые участки как наиболее напря-жённые места сводов. Прибегали к кирпичному каркасу и в куполах. Равномерно распределяя усилия в бетоне и укрепляя наи-более напряженные участки сводов, кирпичные рёбра служили также для предотвращения усадки бетона и появления трещин. 
Особенностью римских бетонных сводов является их армирование кирпичными каркасами. 
Распространёнными видами сводов в период Республики были цилиндрические и полусферические. Тяжесть и распор этих конструкций воспринимали массивные несущие стены. 
Для перекрытия квадратных ячеек применялся также крестовый свод, получивший особенно большое развитие в императорский период. Усилия в нём сходятся в диагональных ребрах, а его верти-кальные стороны, освобождённые от нагрузки, использовались для устройства оконных проёмов или лёгкого ажурного стенового запол-нения. При сочетании двух или нескольких смежных сводов создавалась удлиненная пространственная конструкция, с помощью которой перекрывались большие в плане помещения. 
Нередко строители сочетали в одном сооружении различные приёмы возведения и разные по прочности и объёмному весу материалы. Породы камня комбинировались в здании в зависимости от нагрузки, декоративной роли и условий выветривания. При квадровой кладке римляне стремились для лицевой стороны стены и наиболее ответственных деталей применять один камень, а для ядра стен – другой, менее прочный. При возведении сложных конструкций изменяли массу и прочность балласта в зависимости от нагрузок. 
Большое развитие получили в римскую эпоху деревянные конструкции. Бетонная техника требовала возведения опалубки, иногда очень сложной, из деревянных решётчатых конструкций. Для покрытия больших пролётов применялись конструкции, близкие к современным фермам. 
Решётчатые деревянные конструкции широко использовались, в частности, при сооружении мостов, но до настоящего времени они не сохранились. Только один из них, построенный в 104-105 гг. Аполлодóром из древнего Дамаска, дошел до потомков в виде изображения на колонне императора Траяна. Этот мост из 21 пролёта по 52 м был не только самым большим по размерам пролётов, но, судя по изображению, был первым пролётным сооружением, в котором применены раскосные арочные фермы. Каждая ферма этого грандиозного моста через Дунай состояла из трёх концентрических арок, соединённых радиальными связями. 
Высокого совершенства достигли римляне в технике отделочных, и особенно штукатурных работ. По внешнему слою производилась окраска стен, наносилась живопись. Окраска производилась по ещё не просохшему слою для лучшего впитывания краски и бóльшей долговечности. Живопись, нанесённая на стены подобным образом, получила название «фресковой». В отделке стен и полов римляне широко применяли инкрустацию из мраморных и терракотовых плит разных оттенков, мозаику, различные резные и скульптурные украшения. 
При строительстве крупных общественных зданий римляне сначала возводили основные конструкции – стены и своды, а затем, иногда через значительный промежуток времени, облицовку. Последняя могла составлять сама по себе довольно сложную декоративную систему, как правило, мало связанную с основной конструкцией. 
На постройках умело сочетался труд небольшого числа опытных мастеров с трудом огромной массы рабов.

  1. Этрусские традиции зодчества. техника, материалы, конструкции

Серьезное влияние  на формирование римской ар-ры оказывает  Др. греция , Др. восток, Этрусски и Египет.

1.Этрусский период  – 7-5 вв до н.э. 2. Республика  – 4в до н.э. – 30г н.э. 3. империя – 30 г н.э. –476г.н.э..

Римляне ценили те виды ис-ва, конт имели непоср практ  знач. 3 осн принципа: полезность, прочность, красота.

Преуспели в арх-ре и инж ис-ве. В ар-ре гражд зд преобл над культовыми, римская ар-ра создает такие типы сооруж как  термы, форумы, дворцы, виллы, афитеатры, триумф арки и колонны. На арх др рима в проц ее стан влияли ар-ра греции, египта и востока, вошедш в сост римск  империи. Разработаны рац принципы орг стр-ва. Главн стр мат –  камень, кирп, лава, туф. Строили на бетоне-связ р-ре, что давало возм строить быстро и из грубообраб камней, создавать  арочные и сводчатые констр, позвол перекрыв больш пр-ва без внутр  опор. Осн констр эл-ты свод, арка, купол. Греч орд сист исп в кач-ве декора.

Строительные  навыки этруссков смешивались с  навыками завоеванных народов и  подвергались влиянию греции. Осн  напр в ар-ре: стр дорог и инж  сооруж (мостов), разраб объемно-планировочн  реш атриумного дома, разработа объемно-план реш трехчастного храма, развитие рег  план города.

 

*Храм в Орвьето. Храм помещен  на высоком пьедестале – подиуме.  Лестница со стороны главного  фасада.Вход ориентирован фронтально. Храм посвящался сразу трем  божествам , по этому целла  была трехчастная. Храм имел  глубокий входной портик, скаты  кровли были далеко вынесены, что предотвращало быстрое гниение  деревянных стен.

 

Данный тип  храма лег в основу римских  храмов в дальнейшем. Жилые дома этруссков почти не сохранились, представление о них мы имеем  по погребальным урнам, которые изготолялись точно такими же как жилище умершего. Отреева урна. В жилом доме комнаты  формируются вокруг атриума(центральное  помещ с отверстием в крыше-комплювий) и имплювий -  бассеин для сточных  вод под комплювием. Два типа гробниц- скальные и отдельно стоящие. В каменном высоком цоколе гробнице бвли отверстия  – входы в погребальные помещ-ия.

Рег план гор  в г. мартсаботто – выделены магистрал  ул, перпендик друг другу.

 

  1. Архитектура древнего рима: царский период

Древнейшая эпоха  римского зодчества, приходящаяся на период царей (по античной традиции 753—510 гг. до н. э.) и на время ранней республики (V — IV вв.), нам весьма мало известна. Во всяком случае, в те времена римлянами  не было проявлено сколько-нибудь значительной творческой деятельности в области  создания самобытных архитектурных  форм; в этот период Рим находился  в культурной, а вначале и в  политической, зависимости от Этрурии. Материалы, которыми мы располагаем  не только о римской, но и об этрусской  архитектуре этого времени, крайне скудны.

Древнейшие из известных нам этрусских храмов восходят к VI в. до н. э. Они представляли собою прямоугольные, вытянутые  в плане постройки, крытые двухскатной  кровлей, с очень глубоким, занимавшим половину всего здания, портиком. Деревянные колонны ставились очень далеко одна от другой; по форме они ближе  всего напоминают дорийские, но имели  базы, гладкий ствол и сильно развитую абаку.

Антаблемент также  был из дерева и обильно покрывался, как и крыша храма, расписными рельефными украшениями из терракоты.

Такого типа был храм Юноны около Фалерий. Глубокий портик его поддерживали три ряда колонн, по шести в каждом. С каждой из боковых сторон целлу обрамляли три расположенные в ряд колонны. Помещений, соответствовавших пронаосу или описфодому, в храме не было. Небольшая целла была разделена продольными стенами на три длинных и узких помещения; задняя стена целлы замыкала все постройки, так как крылья ее, выступая за боковые стены, доходили до линии колоннад боковых сторон храма.

Совершенно аналогичным  по плану храму Юноны был сооруженный  в 509 г. храм Юпитера Капитолийского, нижние части которого сохранились до настоящего времени. Храм стоял на высоком подии. Трехчастная целла храма была посвящена Юпитеру, Юноне и Минерве.

К этому раннему  периоду относится так называемый Tullianum— небольшая, круглая в плане постройка, первоначально перекрытая псевдосводом из постепенно сдвигавшихся камней.

В последующее  время верхняя часть свода  была разобрана, и над Tullianum была сооружена  продолговатая, крытая полуциркульным сводом постройка, служившая в Риме тюрьмой.

О жилых домах описываемого периода мы можем судить, главным образом, по воспроизводящим формы хижин итальянским терракотовым урнам. Древнейшие из этих урн восходят еще к первым векам первого тысячелетия; судя по этим памятникам, устройство жилищ было очень простым: это были круглые в плане хижины с высокой соломенной кровлей, укрепленной посредством жердей и сучьев. Источником света в этих постройках служили двери. В таком облике в последующую эпоху представляли римляне жилище Ромула; видимо, пережитком данной традиции является и круглая форма храма Весты.

В дальнейшем получает широкое распространение прямоугольный  в плане дом, в центре которого находилось большое помещение —  атрий, где находился очаг. Вокруг атрия располагались остальные  комнаты. Возможно, первоначально закрытый, атрий затем становится открытым: через отверстие в крыше (комплювий) в помещение проникал свет, через  него же стекала вода во время дождя  в особую, находившуюся под комплювием цистерну (имплювий).

О наружном облике домов такого типа дает нам представление  сделанная из известняка довольно большая  этрусская урна, находящаяся в  Берлине.

Один из ранних домов Помпеи, известный под именем Casa del Chirurgo, в древнейшей своей части, сооруженной из известняка и относящейся никак не позднее, чем к III в. до н. э., представляет собой постройку именно описанного типа. Расположенный в центре этого дома атрий имел балочное перекрытие, опиравшееся исключительно на стены и не имевшее опор в виде столбов или колонн.

Как в ранний период, так и в более позднее  время атрий является парадным помещением. В нем римские нобили хранили, согласно предоставленному им праву, портреты своих предков.

То явление, которое  мы можем наблюдать на всем протяжении римского зодчества, а именно значительно  более светский характер последнего по сравнению с эллинской архитектурой, где культовые постройки занимают первенствующее положение, сказывается  и в рассматриваемую нами эпоху. Еще в конце IV в. ценсором Аппием Клавдием сооружается знаменитая большая дорога (Via Appia), строятся водопроводы (Aqua Appia), мосты и пр.

Крайне трудно установить, откуда пришло в Рим  издавна известное на Востоке  искусство сооружения сводов: проникло ли оно непосредственно из эллинистического мира или стало известно в Риме благодаря этрускам? Древнейшие из известных нам сводов в Этрурии  относятся к IV в. до н. э. Одним из образцов такого этрусского сооружения являются относящиеся к III в. богато украшенные ворота Перуджии (Porta Marzia),перекрытые полуциркульным сводом, выложенным из большого количества клиновидных блоков.

Cloaca Maxima (подземный канал, служивший для стока вод с площади болотистого форума), сооруженный около 184 г. до н. э. (?), был перекрыт сводом из клиновидных камней.

Ярким примером мостостроительства эпохи республики является сооруженный в 110 г. Pons Mulvius — большой мост, имевший несколько пролетов, своды которых были выложены из клиновидных блоков.

 

  1. Зодчество древнего рима республиканский период

1. Этрусский период  – 7-5 вв до н.э. 

2. Республика  – 4в до н.э. – 30г н.э. 

3. Империя –  30 г н.э. –476г.н.э..

Римляне ценили те виды ис-ва, конт имели непоср практ  знач. 3 осн принципа: полезность, прочность, красота.

Преуспели в арх-ре и инж ис-ве. В ар-ре гражд зд преобл над культовыми, римская ар-ра создает такие типы сооруж как  термы, форумы, дворцы, виллы, афитеатры, триумф арки и колонны. На арх др рима в проц ее стан влияли ар-ра греции, египта и востока, вошедш в сост римск  империи. Разработаны рац принципы орг стр-ва. Главн стр мат –  камень, кирп, лава, туф. Строили на бетоне-связ р-ре, что давало возм строить быстро и из грубообраб камней, создавать  арочные и сводчатые констр, позвол перекрыв больш пр-ва без внутр  опор. Осн констр эл-ты свод, арка, купол. Греч орд сист исп в кач-ве декора.

Информация о работе История архитектуры