История архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Краткое описание истории архитектуры с древних времен до 16 в.

Файлы: 1 файл

шпоры по истории архитектуры.docx

— 449.30 Кб (Скачать файл)

Создателями месопотамской  культуры являются шумерийцы, народность, этническая принадлежность которой  до сего времени не выяснена. Но уже  к первой четверти третьего тысячелетия  их начинают вытеснять семиты, жители области Аккад, лежавшей немного  к северу от Шумера, располагавшегося по берегу залива. Фактическое уничтожение  шумерийцев не ведет за собой вымирания  шумерийского языка, который остается культовым и официальным языком Месопотамии и впоследствии.

 

  1. архитектура вавилонской империи ассирия  и новый вавилон

Во второй период — эпоху Вавилона — вавилонскому государству удается объединить под своей властью значительные территории. Вавилон становится центром страны. К этому времени оформляется тот вид древневосточной деспотии, который с некоторыми видоизменениями мы будем наблюдать в дальнейшем в Передней Азии. Идея всемирной монархии, осуществление которой не удавалось многим смельчакам в предшествующий период, получает полное воплощение. Личность монарха является недосягаемой, царь становится выше культа, ему воздаются божеские почести. Отсюда в области зодчества — крепость и дворец, доминирующие над храмом,— полная противоположность тому, что мы наблюдали в Египте. Город растет, а вместе с его ростом и ростом всего государства увеличиваются размеры храмов и дворцов, увеличивается роскошь их отделки. Недавно в Уре раскопан целый квартал этого периода. Рядовые дома в большинстве случаев двухэтажные, более чем близки современным ближневосточным домам с внутренним двором, во внутрь которого на охватывающие его балконы выходят двери. Стены на улицу в первом этаже глухие, а во втором имеют малое количество окон. Во всех домах — хорошо устроенные стоки. В том же Уре найден храм этого периода, посвященный лунному божеству, храм, носящий название Э-дуб-лаль-мах. Архитектурные формы здания так же геометричны, как и в прошлый период. Двери имеют арочные входы. Очевидно, полусферический купол покрывает центральную часть. Стены здания профилированы многогранными углублениями, имеющими вид призм, обращенных одним из острых углов внутрь массива стены. Для этого периода многое остается неясным,—слишком мал и отрывочен имеющийся материал. Неоднократные нашествия и многочисленные войны приводят к регрессивным формам во всем, в частности и в области истории искусства. Так, это особенно ощущается в отношении периода касситов, в результате нашествия которых страна много веков находилась под властью касситских династий.

В третий период архитектура Передней Азии достигает своего полного развития и блеска. Фактически это единственная хорошо нам известная эпоха, но все-таки и этот материал порой слишком случаен. Ассирия — это огромная военно-аристократическая империя, где искусство обслуживает небольшую классовую верхушку. Как в период Ассирии, так и во время недолго просуществовавшего Нововавилонского государства для архитектуры типичен культ количественного, грандиозность форм, стремящихся, с одной стороны, подавить личность приходящего — подданного, с другой стороны — возвеличить личность живущего — монарха. Плоскость огромных стен украшается рельефами и росписями, сюжетами которым служат эпизоды из жизни деспотов или культовые сцены аллегорического содержания. Декорация делается из глазурных изразцов, из металлических аппликаций, из стекловидной массы. Сильно развиваются орнаментальные мотивы. Широкого применения достигает так называемый геральдический стиль — симметричное расположение двух или четырех фигур по сторонам центральной оси. Всеми способами стремятся достигнуть максимальной пышности. Дворцы Вавилона, Ниневии и Ассура — целые небольшие селения.

То же можно  сказать, примерно, и о храмах, занимающих порою целые кварталы. В Ассирии  храмы имели, по-видимому, свои поместья, а тем самым и большое хозяйство. Слава Вавилона как города необычайной  роскоши связывается именно с  этим периодом, когда жизнь высших слоев общества была проникнута большой утонченностью.

В короткий нововавилонский период роскошь дворцовых построек достигает, пожалуй, еще большего размаха. Тематически в убранстве помещений в это время намечается некоторый возврат к более сдержанным формам, некоторая большая строгость, в противовес живописности поздней Ассирии. Стилистически архитектура Месопотамии и Ассирии принадлежит к тому же кругу искусств, что и архитектура Древнего Египта. Их объединяет одинаковая монументальность, простота и геометричность форм. В нововавилонскую эпоху наблюдается то же стремление к грандиозному, колоссальному. Если в Египте культовый момент доминирует над всеми другими проявлениями государства, как такового, и в архитектуре храм занимает первое место, то в Передней Азии дворцу и крепости отведена главная роль, а культовый момент отходит на второй план. Интересно отметить, что принципу ярко выраженной в египетских строениях симметрии и всей тектонической тенденции отвечает в Месопотамии почти полная ассиметрия. Египетский храм построен весь по горизонтали, и пространство его должно восприниматься как последовательно и постепенно развертывающееся перед зрителем. Месопотамский храм не предполагает, что посетитель должен ожидать в нем конечной цели в вытянутых одно за другим помещениях, в анфиладе. Помещения кажутся словно прилепленными, в зависимости от надобности, одно к другому.

Вместо горизонтали, которую мы наблюдаем в Египте, в Передней Азии одна из частей храмового  комплекса резко выделяется подчеркнутой вертикалью своей оси — зиккурат.

 

  1. зодчество древнего египта. техника, материалы, конструкции

Основными материалами  для строительства служили:

в монументальном – горные породы камня (песчаник, гранит, известняк, базальт и др.),

в массовом –  кирпич-сырец.

Основным строительным материалом древних египтян был  камень. В каменоломнях, расположенных  в городах на границах долины Нила, добывали различные породы камня. Наиболее известным был асуaнский гранит. Применялся древними строителями и  песчaник. Из твердых пород камня  они использовали порфир и диорит.

Для создания определенных цветовых гамм и комбинаций специально подбирались камни различных  цветов и оттенков. Египтяне пользовались и кирпичной кладкой, но её доля по отношению к камню была незначительной. Из кирпича были построены гробницы архаичного периода, пирамиды Среднего царства и некоторые крупные  жилые постройки. Кирпич размером 14×38 см и толщиной не менее 11 см изготавливался из смеси ила, мелкой гальки и рубленой соломы путём заполнения деревянных форм с последующим высушиванием на солнце. Камень обычно высекался  из скал крупными глыбами и обработанный в гигантские квaдры доставлялся  к месту постройки. Кладка камней осуществлялась на растворе, состоявшем из смеси извести, песка и глины. Широко применялась и кладка «нaсухо», т. е. без раствора.

Для строительных работ древесина была дефицитным материалом. Из дерева, привезённого из других стран, изготовляли только мебель и богатое убранство апартаментов фараона и высшей знати. Но, несмотря на это, техника работы с деревом  оказала большое влияние на формирование стиля каменной архитектуры Древнего Египта.

Дерево, которым  была бедна страна, применялось экономно: лавным образом в конструкциях перекрытий, крыш и для опор галерей. Чаще всего  использовались стволы пальм, а также  связки из тростника и камыша, которые  разнообразно сочетались с конструкциями  из кирпича-сырца. Между столбами из кирпича устраивались иногда решётчатые заполнения из дерева или стена из вертикальных пальмовых стволов.

 

  1. архитектура древнего египта. додинастический период, раннее царство

Предполагается, что в доисторический (додинастический) период (до 3200 г. до н. э.) строились укрепленные поселения с жилыми домами из недолговечных материалов и возводились надгробные архитектурные сооружения. Древнейшие могилы, как и ранние жилища, имели круглую или овальную форму и представляли собой ямы, покрытые ветками, циновками. Затем появились прямоугольные захоронения со стенами, обложенными изобретенным в то время кирпичом-сырцом, т. е. необожженным глиняным кирпичом, причем стены смыкались, образуя ложный свод — из выступающих один над другим концов кирпичей. В конце периода над могилами стали устраивать песчаные насыпи.

В эпоху Раннего царства (XXX—XXVIII вв. до н. э.) при первых фараонах, в архитектуре закрепились образные и изобразительные средства и нормы, установились культовые каноны. Дома бедняков, как и раньше, строили из тростника и глины, дома знати — из дерева и кирпича-сырца с угловыми прямоугольными в плане плоскими выступами — лопатками. Надземная часть гробниц царей и вельмож представляла собой прямоугольное в плане помещение для статуй богов и жертвенника перед ложной дверью в «вечное жилище» умершего. При гробницах строили заупокойные храмы, где совершали обряды, посвященные погребенному.

 

  1. архитектура древнего египта. древнее царство, среднее царство

Древний Египет заключен между двумя пустынями(ливийская  и аравийская).сами египтяне расселились  в дельте Нила изначально Египет представлял  собой соединение самостоятельных  областей –номов. Со временем они объединились в северный(верхний) и южный(нижний) Египта. Фараон объединитель Мен Нармер.

1.Додинастический  –5-4 тыс. лет до н. э. 2.древнее  царство –3-2.4 тыс. лет до н.э.3.среднее  царство – 2100-1700 лет до н.э  .4.новое царство – 1580-1071 дол  н. э. 5.позднее время – 1071 век  –332 до н.э. 6.элиинистический –  332до н.э. -30 н.э

Древнее царство  –культовое. Полностью подчинено  культу богов и культу мертвых. Главная  задача – нахождение классической формы пирамиды.

Мастаба - предшественница пирамид строилась для фараонов и знати.Внешне собой представляет глухой трапецевидный объем с множеством ложных ходов для души умершего и культовым помещением, кот располагалосьна восточной стороне и служило местом для статуи умершего(сердаб). Мастаба могла достигать 30х50 м., 10 м- высота. !Выше не строилась! Имела две части: надземную-сама мастаба(молельня) и подземную-погребальная камера на глубине от 2 до 20 метров.

Пирамида Джосера в Сакаре,а. Имхотеп –

В плане прямоуг. 107х116 м. 6 ступеней, постепенное устремление  вверх.60м –высота, на глубине 28 метров находился саркофаг.эта пирамида являлась доминантой целого ансамбля площадью 15 га.(заупокойный храм, нижний храм, северный дом, южная граница, дорога восхождения).

Пирамида снофру в медуме –примерно 60 м. незакончена. Две ступени. Большой кусок гладкой стены.

Пирамида снфру в дашуре- форма палатки. Четыре грани но они плавно восходили вверх, не по праямой.

Ансамбль в  Гизе –Пирамиды Хеопса146,7м, дл осн 233 м., высота кладки уменьшается (0,65 -1,5 м.) , S = 5 га, узк коридор на высоте 15 м. 26 град., погреб кам. 10,5х5,2, h=5,8 м.

 

Хефрена136м(сохранился кусок облицовки на макушке 143 м), дл осн 210 м, в 160 м от п Хеопса. Микерина 66м. дл осн 108,4 м.

Большой сфинкс: дл 57 м, h=20м. Лицо – человек, пер лапы и тело – лев, зад лапы – бык. Между лапами зауп храм.

……

1.Додинастический  –5-4 тыс лет до н. э.

2.древнее царство  –3-2.4 тыс лет до н.э.

3.среднее царство  – 2100-1700 лет до н.э .

4.новое царство  – 1580-1071 дол н. э.

5.позднее время  – 1071 век –332 до н.э. 6.элиинистический  – 332до н.э. -30 н.э

 

Нач строить малые  пир h<10м.. Начинают применять не камень а кирпич. Планировка погребальныхкомплексов не меняется. Нижний храм-дорога восхождения - верхний храм. Гробница в виде пирамиды в Мероэ и в Абидосе.

К концу среднего царства пирамиды вообще прекратили строить, зато по их принципу появляются др формы –обелиски.

Скальные гробницы начинают активно развиваться. Скальная гробница в Бени- Гассане.Такую форму  захоронения придумали не египтяне-такие  гробницы были известны с древних  времен. Египтяне добавили только некоторые  элементы. Условны они делятся  на три типа. 1. сост из одного или  нескольких последовательно расположенных  друг за другом помещений, вырубленных  в скале. 2. включает в себя большой  зал, разделенный колоннами на несколько  залов. 3. усыпальницы.

Погребальный  храм ф-на Ментухатепа III в Фивах. Состоит  из двухступенчатых террас, по периметру  окруженных крытыми колонадами. В  центральной части верхней террасы-пирамида с основанием 20х20 м Пирамида здесь  является частью строения, а не кульминацией целого ансамбля, как раньше. За храмом находится двор, окруженный колоннами .у которого начинается потаенный  вход в погребальную камеру.

 

  1. архитектура древнего египта: новое царство, позднее царство

В период нового царства строительство достигает  своего высшего развития. В этот период происходит формирование классического  египетского типа храмов. Классический вид храма, который состоял из 4х частей.

1. аллея Сфинксов (парные обелиски, флагштоки или  статуи фараонов).2. перистиль –двор  окруженный колонадой, имеющий  глухие стены.3. гипостиль- двор  имеющий и стены и крышу  со световыми колодцами, разделенный  колоннами на три части, средняя  выше и шире боковых. 4. святилище   с алтарем. Храм бога Амон-ра  в Карнаке и Луксоре. Их соединяет  дорога восхождения  длинной  в 4 км., вдоль нее стояли каменные  сфинксы. В Луксоре ар-ры- Аменхотеп  младший и Мала (в перистиле  14 колонн по 20 м высотой), всего  в гипостиле 150 колонн во всем  храме. В Карнаке –ар-ры Инени,  храм строился несколько столетий (в гипостильном зале колонны  высотой 20.4м, d 3.57м) .На ряду с  этими храмами появляются и  другие типы храмов. Полускальные  и Скальные. Храм царицы Хатшепсут  в Дейр-эль-Бахри 

(полускальный) 3 террасы друг над другом опоясанные  колоннами, соединенные пандусами.  Остальные части храма расположены  в скале. (полы выложены листами  золота).

 

Храм Рамзеса III в Абу-Симбеле.(скальный) открывается  мощной поверхностью пилонообразного  откоса, перед которой восседают  четыре вытесанные из  скалы скульптуры фараона и богов. В центре пилона вход ведущий в храм с классической планировкой. 

 

Эллинистич период Египта

Фараоны 21 династия переносят столицу в город  Сале ближе к центру морской торговли, что способствует более интенсивному экономическому и культурному общению  с др станами  средиземноморья, что  накладывает ощутимый отпечаток  на архитектуру египта. В это время  египет подвергается последовательным вторжениям персов в 525 г, а потом  Александра македонского. Храм Гора в  Эдфу. Все помещения расположены  симметрично относит. оси. Пилон  храма массивен –35м и шириной 78м , на нем изображен Птолемей. Двор с колоннами 32 шт- колонны здесь  не одинаковые. В глубине двора  стоит статуя Гора-сокола. Самое  главное отличие-это возведенная  стена вокруг храма параллельно  стенам. Наружная стена скрывала от посетителей рельефы изображенные на натужней стене храма, и делали сам храм более защищенным. Храм богини Гатор. Из надписи на стенах храма ясно, что в основу положен  храм Хеопса .Входной зал имеет 24 колонны ,капители которых украшены изображениями головы богини. Промежутки между колоннами закрыты каменными  плитам, которые украшены рельефами. Храм рождения бога в Филе. В данном храме интересно трансформируется идея периптерного храма в условиях египетского храма. Трех частная  целла храма подчиняется осевой композиции, присущей египту и окружена периптером. Интерколумнии снизу  заполнены стенами как в храме  богини гатор. Если греч. Храм допускает  вход в портик с лубой стороны, то в Египте периптер нпарвляет у  главному входу(началу движения). Боковые  колонны заменены стенами типа пилонов. Храм в Ком-Омбо. Вместо главного прохода, размещенного по центральной оси, храм имеет 2 параллельных прохода, расположенных по сторонам от этой оси. Пилон развит очень слабо почти не выделяется из внешней среды. Передний двор с 3 сторон окружен колонадой как в храме Гора. Основная часть здания окружена внутренним проходом и стеной, за которой следует еще одна стена. Пергамский алтарь. 180г до н.э.построен в честь подбеды над Пергама над галлами.авторы Дионисад, Орест, Менекрат. профилированный вход, на окаймляющем цокль алтаре идет рельефная роспись длинной около 130м, высотой 2м30см. Сам алтарь-обширная площадка окруженная с 3х сторон 2х ярусной стоей (колонны ионические).Фриз украшающий цоколь изображает богов и титанов, кот олицетворяют борьбу пергамцев(боги) и галлов

Информация о работе История архитектуры