История архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Краткое описание истории архитектуры с древних времен до 16 в.

Файлы: 1 файл

шпоры по истории архитектуры.docx

— 449.30 Кб (Скачать файл)

Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства. Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условий зрительного восприятия

Объёмная композиция

Объёмная композиция определяется объёмным[3] построением формы, которое в данном случае является доминирующим

Пространственная  композиция

Пространственная  композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена

Глубинно-пространственная композиция

Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения  единого пространства на отдельные  взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при  зрительном восприятии ощущения известной  глубины. Наличие элементов глубинности  в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции, простейшим примером которой может служить анфиладное расположение смежных помещений. Естественно, что понятие глубинно-пространственной композиции не ограничивается внутренним пространством, а относится и к внешним, частично ограниченным пространствам

Объёмно-пространственная композиция

Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных  видов объёмно-пространственной композиции. Простейший пример такой композиции — здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика

Фронтальная композиция

Разновидностью  подобного построения является фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры.

Средства

К основным средствам  архитектурной композиции относятся  пропорции, ритм, контраст, нюанс, симметрия, ассимметрия. Самая старая известная  нам работа по этой теме — античный трактат «Десять книг об архитектуре» — служила учебником всем архитекторам с XV по XIX века.

Пропорции — один из важнейших методов достижения выразительности, выражает соотношение частей между собой, а также по отношению ко всему произведению в целом. Один из самых известных способов пропорционирования, введенный Леонардо да Винчи, называется «золотое сечение».

Пропорции в архитектуре  часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В  древние времена части человеческого  тела стали естественной основой  всех единиц измерения. И сейчас все  размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки  зрения эргономии, и с психологической.

Ритм — чередование соизмеримых элементов с закономерной частотой. Ритм может придать торжественный или динамический строй сооружению.

Контраст — резкое противопоставление качеств объекта, например объемов, пространств, вертикалей[1].

Нюанс, в отличие  от контраста, изображает сходство объектов с незначительными отличиями. Исходным состоянием является полное совпадение, идентичность, тождество[1].

Симметрия — соответствие в расположении частей относительно центра. Это одно из самых сильных средств композиции, которое обычно обеспечивает ей статичность.Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия[1].

Другим важным средством композиции можно назвать принцип соподчиненности по массе, вытекающий из геометрии тел. Вместе элементы должны создавать целостность формы, когда отсутствуют случайные элементы, а сама форма образует единство, при отсутствии которого композиция теряет гармонию[1].

Функция — назначение помещения, здания, пространства, отражающееся в большей или меньшей степени на его форме.

Форма:

Форма (философия) — понятие, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи;

Форма (предмета) — взаимное расположение границ (контуров) предмета.

Структура — внутреннее устройство предмета, скрытое внешней формой. Внутреннее устройство связано с категориями целого и его частей.

Конструкция — инженерное решение архитектурного объекта относительно структуры, плана и взаимного расположения.

Архитектоника (тектоника) — выражение в архитектурной форме принципа работы конструкции.

Термин архитектоника состоит из двух слов греческого происхождения: др.-греч. ἀρχι (archi) — главный и др.-греч. τεκτον (tektos) — строить, возводить, что в прямом переводе означает «главное устроение» (или основное строение). Это слово является абсолютно однокоренным со словами: архитектор (по древне-русски это слово вообще звучало как архитектонъ, главный строитель)[1] иархитектура (основа строения). В отличие от двух упомянутых терминов, архитектоника — обозначает главный (основной) принциппостроения и общую систему связей между отдельными частями композиции художественного целого.

Например, в архитектуре (как прародительнице этого термина) архитектоника является важнейшим свойством общей композиционности строения, зримым образом показывающее удельный вес и назначение основных конструктивных частей и отдельных материалов, из которых построено каждое конкретное здание. Архитектоника проявляет себя прежде всего через ясно выраженное членение и соотношение частей целого произведения (или строения): как внешних, так и конструктивных.[1]

Именно архитектоника  формирует главное впечатление  от восприятия объекта (что не теряет своё значение даже в случае объектов живой природы, также имеющих свою видимую архитектонику). Через цельность внешнего образа архитектоника выражает главную композиционную идею (или, иначе говоря, составляет образ объекта). Именно этим архитектоника отличается от тектоники, представляющей собой только эстетическое воплощение несущей формы конструкции и материала.

Аналогичное значение имеют эти понятия также в живописи, графике, скульптуре и литературе.

В применении к  литературному творчеству понятие  архитектоники объединяет в себе соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое  художественное единство. В понятие  архитектоники входит как внешняя  структура произведения, так и  построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п.

Приёмы архитектоники  составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп. Если взять, например, романы Тургенева, то мы найдём в них последовательность в изложении событий, плавность в ходе повествования, установку на гармоническую стройность целого, важную композиционную роль пейзажа. Эти черты легко объясняются как бытом поместья, так и психикой его обитателей. Романы Достоевского строятся по совершенно иным законам: действие начинается с середины, повествование течёт быстро, скачками, замечается также внешняя несоразмерность частей. Эти свойства архитектоники точно так же определяются особенностями изображаемой среды — столичного мещанства. В пределах одного и того же литературного стиля приёмы архитектоники изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение). Каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композиции.

Объём — замкнутая, цельная единица среды, воспринимаемая извне.

Пространство — часть среды, воспринимаемая изнутри.

Архетип — первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип.

Симметрия — в широком смысле — неизменность при каких-либо преобразованиях.

Асимметрия —  отсутствие или нарушение симметрии.

Пропорциональность — соразмерность, определённое соотношение отдельных частей предмета между собой. В античности основывалось на понятии золотого сечения.

Масштабность (соразмерность) — отношение размеров элементов архитектурной формы к размерам человека[5].

Масштаб — отношение размеров элементов архитектурной формы к размерам целого архитектурного объекта, а также отношение размеров объекта к элементам окружающей среды.[5]

Метр — равномерное  повторение одного или нескольких элементов[5].

Ритм — неравномерное, но закономерное повторение одного или  нескольких элементов[5].

Модуль — предварительно заданная величина, размер, кратным которому принимаются остальные размеры при разработке проекта здания или при оценке существующего

 

  1. зарождение архитектуры  в первобытности

ПАЛЕОЛИТ (25-15 до н.э.) : пещера (естественная или искусственная)- постоянная форма жилища; палатка  – мобильная временная форма  жилища (каркас из веток со шкурой, глиной).

Отрицательное и  положительное пространство.

ПОЗДНИЙ ПАЛЕОЛИТ – зимники. Заглубленное в землю  помещение, на центральные опоры  укладывалась коньковая жердь на нее стропила, есть отверстие для  выхода дыма.

НЕОЛИТ (15-8): дома. Круглый дом  - округлость свидетельствует  о связи с палаткой, диаметр 3-5м, иногда по середине поддерживающий столб, иногда куполообразное завершение. Сирия, Персия, Франция, Англия, Португалия.  В последствии превратился в  прямоугольный дом, свайные дома. Земледелие обязывает к групповому проживанию – родовое поселение (деревня). – не регулярная форма; регулярная форма; линейная; радиально-кольцевая. 2 принципа орг. внутр. пр-ва:

суммирование (погребальная урна о.мелос) и дробление (дом о.крит)

В мегалитических сооружениях были сформированы все  основные базовые принципы решения  архитектурных композиций.

Менгир – отдельно стоящий, сигарообразный камень, подвергшийся человеческой обработке. От 4 до 20м. (бронзовый  век). Могли выполнять роль:  разделяющих  знаков территории, фиксация значимого  события для племени, место погребения, символ божества. 

Алиньман –  это практически одинаковые вертикальные камни, поставленные через одинаковое расстояние, определенная фиксация пути движения (0,6 – 1,5 м.)

Дольмен – сооружения из 2х или более не обработанных камней, поставленных вертикально и  перекрытых горизонтальной плитой. Система  несущего и несомого. Служили местом захоронения. Дольмену близки курганные  захоронения скифов.

Кромлех – (камни  по кругу). Композиционный центр не совпадает с геометрическим. Вертикальные камни обработаны. Назначение: древний  календарь, культовый объект с жертвоприношениями, древняя обсерватория, место зрелищ.

  1. зодчество древнего востока: общая характеристика

Архитектура Древнего Востока

История народов  Мессопотамии начинается в глубокой древности (с середины III тыс. до н. э.) и заканчивается падением Ассирийского и Вавилонского царств в середине I тыс. до н. э. Архитектура народов этой территории представляется в виде эволюции архитектурных форм: от форм начала периода до его естественного конца. Народы Междуречья, кроме того, смогли оказать большое влияние и на архитектурные формы народов Передней Азии: Хеттского царства, Древней Фригии и Лидии.

Архитектура Древнего Востока на территории Древнего Междуречья начинается с возникновения так называемых шумерских городов, которые городами можно считать лишь с большой натяжкой. Это были поселки с населением в несколько тысяч жителей, что селились вокруг крепостной цитадели, призванной защитить жителей от нападения внешнего врага. Со временем складывается некий «стандарт» города, который имеет овальную форму, так как жители селятся вокруг цитадели с царским дворцом. В центре поселения, как правило, располагается храмовое святилище — зиккурат, что стало уже визитной карточкой архитектуры Древней Мессопотамии. Он представляет собой массивное трех- пяти- или же семиярусное сооружение. Каждый ярус зиккурата обладает формой параллелепипеда. Поселение лишено улиц, но застроено домами жителей, имеющих несколько помещений, возведенных вокруг центрального внутреннего дворика. Однако природные условия Мессопотамии были таковы, что строить что-либо более монументальное, чем зиккурат не было возможности. Основным строительным материалом была глина, поэтому особенностью культовой и дворцовой архитектуры Древней Мессопотамии была простота форм и полное отсутствие монументальной скульптуры и рельефов.

В отличие от шумеро-аккадской архитектуры, ассирийский ее вариант — это архитектура дворцовых комплексов, которые по выражению исследователей представляет собой симбиоз архитектурных и скульптурных форм. Входы в царские дворцы, как правило, украшаются гигантскими скульптурами в виде человеко-львов или же в виде человеко-быков, выполненных из алебастра. На их головах размещены короны похожие на короны египетских фараонов. Стены дворцов выкладываются каменными плитами, украшаются красивыми фризами, которые рассказывают о походах царей и возвеличивают физическую силу. Истинными наследниками архитектурных вкусов ассирийцев можно считать Вавилон периода Нововавилонского царства, когда Ассирии уже не существует. Вавилон периода VII в. до н. э. — это одно из чудес света. В нем проживает по меньшей мере 200 тыс. жителей. Защитная стена города, выстроенная Навуходоносором II, достигает 18 км. Главный вход города облицован синим кафелем, украшен рельефными фигурками. Сегодня мы знаем эти ворота как Ворота богини Иштар. В Вавилоне этого периода построены Висячие сады Семирамиды и знаменитая Вавилонская башня. Основу формы города составляет уже прямоугольник.

Информация о работе История архитектуры