История архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Краткое описание истории архитектуры с древних времен до 16 в.

Файлы: 1 файл

шпоры по истории архитектуры.docx

— 449.30 Кб (Скачать файл)
  1. античное зодчество: общая характеристика

Античный - (от лат antiquus — древний) - исторический тип искусства. Термин «античный» был впервые применен в среде писателей-гуманистов эпохи Итальянского Возрождения для обозначения самой древней из известных в то время культур, главным образом древнеримской.

В историческом развитии античного  искусства можно условно выделить следующие этапы:

1. Протоантичное искусство (от греч. ргоtos - первый), или минойское искусство (см. критомикенское искусство), оригинальный живописный стиль которого складывался постепенно в три периода:

раннеминойский (3000-2200 гг. до н. э.);

среднеминойский (2200-1600 гг. до н. э.);

позднеминойский (1600-1100 гг. до н. э.).

2. Формационный этап геометрического стиля:

3. Этап архаики (ок. 610-480 гг. до н. э.).

4. Эпоха классики:

5. Эпоха эллинизма:

6. Искусство Древнего Рима

Античная архитектура  — это архитектура Древней  Греции и Древнего Рима. Во многом в  этих двух странах был одинаковы  стиль, поскольку древнеримские  зодчие заимствовали технику древнегреческих  мастеров. И все же следует рассматривать  их отдельно, поскольку каждая страна обладает своей собственной национальной спецификой, которая и отражается на таких произведениях искусства, как памятники зодчества.      

Позже античная архитектура даст толчок всей мировой  культуре, породив эпоху классицизма.       

Итак, античная архитектура большей частью является древнегреческой. Исконно древнегреческие постройки были из дерева и глины. Таким образом возникла и развилась так называемая ордерная система. Первичные дома-ордеры представляли собой четырехугольные сооружения как религиозного, так и светского назначения. В истории античной архитектуры древнегреческого периода выделяется дорический стиль, который стремится к серьезности, мужественности и совершенству пропорций. На смену ему приходит ионический стиль, по которому строились древнегреческие города-государства — он стремится больше к легкости и изяществу. Несомненным изобретением древнегреческих мастеров являются колонны. Первоначально они использовались в качестве опоры, а потом начали использоваться для придания зданию красоты. С этой же целью они позже использовались в классический период мировой архитектуры в Европе и России — в то время, когда стремились подражать всему античному.      

Древнеримская античная архитектура во многом переняла и  заимствовала навыки древних греков, а также этрусков. Этруски были мастерами по части строения сводов, они же проложили в Риме канализацию, боевые укрепления и т. п. Строили они из дерева, обожженного и необожженного кирпича, а также из обработанного и необработанного камня.

 

  1. история древнегреческой архитектуры: общая  характеристика

архитектура античной Греции, охватывающая в своем развитии в основном VIII-I вв. до н. э., делится  на три периода:

- Архаический период греческой истории (VII и VI вв. до н. э.) - время формирования греческого рабовладельческого общества и возникновения городов-государств (полисов).

- Классический период древнегреческой архитектуры (V — последняя треть IV в. до н. э.) начался с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской морской державы. Это период наивысшего расцвета полисов. Развитие рабовладельческой демократии достигло наивысшей точки, а вместе с нею - искусство и архитектура.

- Эллинистический (последний) период истории древнегреческой архитектуры начался с распада державы Александра Македонского (последняя треть IV в. до н. э.) и продолжался до завоевания подчиненного Греции Египта Римом (30-е годы: до н. э.). В этот период возникли греко-восточные монархии, эллинская культура интенсивно проникает в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами торговой и культурной жизни.

Величайшим достижением  греческого строительного искусства  были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда  вместо дерева в качестве строительного  материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообразом для храма послужило  древнее жилище греков - прямоугольное  в плане строение с двумя колоннами  перед входом. Из этой простой постройки  выросли со временем различные более  сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом  основании. Он состоял из помещения  без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или  два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении  у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное  внимание древние греки уделяли  красоте и гармонии внешнего облика храма.

Строительство храма  было подчинено определённым правилам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.

В греческой архитектуре  господствовали три стиля: дорический, ионический, коринфский. Древнейшим из них был дорическийстиль, который сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным. Название он получил от дорических племён, которые его создали. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда-то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. По сравнению с дорическим стилем, колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет своё основание - базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т.н. волютами.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, чаще всего  стали использовать коринфскиекапители. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

Типы Древнегреческих  храмов

I. Храм с портиком, или «простильный» (греч. πρόςτνλος), имеющий впереди входных сеней  портик с колоннами, стоящими  как раз против их пилястр  и колонн. 
II. Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный» (греч. αμφιπρόστνλος), в котором к хр. in antis о двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому 
III. Храм «кругокрылый», или «периптерический» (греч. περίπτερος), состоящий из храма in antis, или простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой. 
IV. Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический» (греч. δίπτερος) — такой, в котором колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда 
V. Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический» (греч. ψευδοπερίπτερος), в котором опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающие из его стен. 
VI. Храм «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический» (греч. ψευδοδίπτερος), казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.

 

  1. зодчество древней греции. техника, материалы, конструкции

Конструкции ведущих  типов архитектуры – общественных зданий и жилья – оставались сравнительно примитивными: главными элементами были стена и стоечно-балочная система. Арочно-сводчатая конструкция была известна грекам, но ни арки, ни своды  не нашли широкого распространения.

Наиболее массовым строительным материалом стен был кирпич-сырец. Обожжённый кирпич имел очень ограниченное применение, хотя гончарноепроизводство стояло на высоком уровне, и его изделия использовались при украшении зданий.

Для устройства галерей и портиков широко применялось  дерево. Данные раскопок и литературных источников позволяют утверждать, что  деревянные галереи и портики  представляли собой хорошо продуманную  и надёжную стоечно-балочную конструкцию, целесообразно использующую материал и глубоко осмысленную в художественном отношении.

При строительстве  монументальных общественных зданий и  прежде всего храмов широко применялся известняк, а в некоторых случаях  и мрамор. Из камня возводились  и стены, и стоечно-балочная конструкция  портиков и галерей. Каменные квадры, балки, плиты, монолитные своды и  отдельные барабаны колонн подвергались первоначальной обработке в карьерах. Для передвигания камней и установки  их на место греки имели в своем  распоряжении различные механизмы: блоки, вороты и прочие подъёмные  приспособления. Для подъёма блоков в них оставлялись выступы  или делались гнёзда для специальных  якорей и крючьев. Часто в боковых  гранях камней вырезались пазы, в которые  при подъёме и транспортировке  вкладывался канат. Кладка стен и  стоечно-балочных конструкций из камня  велась только «насухо», т.е. без применения раствора. Фундаменты обычно выводились не сплошными, а только под стенами  и отдельными опорами. Цокольная  часть снаружи выкладывалась  большими каменными плитами, поставленными  на ребро.

Стены возводились  из прямоугольных квадров горизонтальными  рядами с соблюдением перевязки  швов. Колонны складывались из цилиндрических блоков-барабанов. Соприкасающиеся  грани тщательно обрабатывались. Особенно ровными были горизонтальные грани – постели, через которые  передавались вертикальные усилия.

Процесс установки  сложных архитектурных элементов  был очень трудоёмким. Только некоторые  из них, например капители и плиты  со скульптурным рельефом, изготовлялись  заранее. Остальные части окончательно обрабатывались только после их установки. При этом завершающая обработка  проводилась в направлении сверху вниз по мере того, как постепенно снимались  строительные подмости.

Устойчивость  безраспорных греческих конструкций, работающих на сжатие и изгиб, обеспечивалась без дополнительных связей. Однако опасность землетрясений заставляла иногда скреплять каменные блоки  в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Крепление блоков производилось  металлическими штырями и пиронами, вставленными в специальные гнезда. Для крепления барабанов применялись  также деревянные штыри.

В стоечно-балочной конструкции особенно важным элементом  являлась основная балка – архитрав, опирающаяся на колонны и воспринимающая нагрузку от выше лежащей кровли.

Балка – это  конструктивный элемент, работающий на изгиб, длина которого в 10 ÷ 20 раз  больше высоты сечения А, а высота сечения в 2 ÷ 3 раза больше его ширины В. Горький опыт обрушений древних  строителей научил, что балку надо укладывать на ребро, а не плашмя. Позднее  объяснил это великий флорентиец Галилёо Галилей. В своих беседах  и математических доказательствах  он впервые фиксирует то, что до него воспринимали только интуитивно: «Любая линейка или призма, ширина которой больше толщины, окажет большее  сопротивление излому, когда она  поставлена на ребро, чем когда она  лежит плашмя, и притом во столько  раз больше, во сколько ширина больше толщины». Вероятно, это правило  осталось бы безымянным, не будь оно  сформулировано Галилеем.

Работая на изгиб, балка ограничивала расстояние между  колоннами – интерколумний (пролёт между двумя колоннами в свету).

В небольших галереях в архаический период балки делались из монолитных (цельных) блоков; а начиная  с VI в. до н.э., в крупных зданиях, они  составлялись из двух или трёх поставленных на ребро блоков. Конструкция позволяла  перекрывать пролёты до 4,5 м.

Зодчие Древней  Греции и Древнего Рима не умели  определять изгибающие моменты, но опыт многочисленных обрушений выработал  правила и приёмы проектирования балочных конструкций.

Правило: пролёт каменной балки в свету (интерколумний) не должен превышать трёх диаметров  колонн, которые её поддерживают. Однако правило пролёта в три диаметра иногда смело нарушали. Так, пролёт архитрава храма Артемиды (Дианы) в Эфесе равен 6,12 м вместо традиционных 4 ÷ 4,5 м. Рекордный пролёт балочной конструкции  из природного камня не превзойден и по сей день.

Приёмы: балку  следует делать составной и по высоте, и по ширине. По высоте –  трёхъярусный антаблемент преобразуется  в работающие на сжатие каменные арки. Их распор (горизонтальная составляющая опорной реакции) погашают блоки  соседних пролётов и частично –  трение. Из-за распора крайних арок угловые колонны располагаются  на меньшем расстоянии, чем промежуточные. Разделение балочной конструкции по колоннам на три яруса – архитрав, фриз и карниз – оправдано опытом её замыкания в арки по колоннам при любом развитии трещин в блоках каждого яруса.

По ширине и  высоте архитрав из двух или трёх параллельных каменных блоков менее подвержен  влиянию всевозможных дефектов в  каждом из них (раковины, микротрещины, инородные включения и т.д.), которые  являются концентраторами напряжений; кроме того, упрощалась транспортировка  и установка этих балок в проектное  положение на большой высоте из-за значительно меньшей их массы.

 

  1. эгейский  традиции зодчества. техника, материалы, конструкции

Неповторимое  крито-микенское искусство создано  народами Восточного Средиземноморья, населявшими острова Эгейского  моря, остров Крит(Crete), и близлежащие города материковой Греции – Тиринф (Tiryns) иМикены (Mykenai) в эпоху бронзового века (III-II тыс. до н. э. ). 

Ранний этап «домикенской»  культуры называли элладской. А. Эванс, открыв остатки дворца в Кноссе на о. Крит, принадлежавшего, по его убеждению, легендарному царю Миносу, предложил  наименование «минойская культура». Ее развитие условно подразделяется на три основных периода:

– раннеминойский (раннеэлладский; 3000-2200 гг. до н. э. );

– среднеминойский (среднеэлладский; 2200-1600 гг. до н. э. );

– позднеминойский (позднеэлладский; 1600-1100 гг. до н. э. ).

хронологически  и территориально крито-микенское  искусство подразделяется на минойское (островное) и микенское (континентальное). Исследователи отмечают культовое значение женщины. Об этом свидетельствуют мотивы росписей Кносского дворца (ранее их называли «фресками», но выяснено, что они выполнены темперой). Изысканные одеяния, прически, которые мы видим на этих росписях, предметы косметики – все говорит об утонченной, эстетской культуре. Женственный, мягкий и живописный стиль критского искусства разительно отличается от геометрического стиля предыдущей эпохи, искусства Киклад, суровых вкусов ахейцев и дорян. На востоке острова в Гурнии открыты остатки прямоугольных в плане жилых построек критян. Захоронения делались круглыми, типа толоса. Интересно, что на Крите отсутствуют храмы. Сложный комплекс дворцовых сооружений в Кноссе начал формироваться ок. 2000 г. до н. э. , в среднеминойский период. Около 1700 г. до н. э. по неясным причинам произошли значительные разрушения, и дворец стали строить заново. Удивительная особенность Кносского дворца – отсутствие ясного плана и видимой закономерности в организации пространства .

Информация о работе История архитектуры