История архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Краткое описание истории архитектуры с древних времен до 16 в.

Файлы: 1 файл

шпоры по истории архитектуры.docx

— 449.30 Кб (Скачать файл)

Очень важным является и изменение характера пространства. Вместо вдохновенного готического  пространства появляется рациональное с визуально четкими границами. Вместо напряженности готических ломаных  линий используются строгие, в большинстве  случаев прямоугольные, формы. Основные геометрические фигуры и тела в ренессансной архитектуре — квадрат, прямоугольник, куб и шар. С самого начала и  через весь период Ренессанса проходит принцип художественного индивидуализма, свободного обращения к античным формам.

Одним из основных моментов в архитектуре Возрождения  был отказ от каменной каркасной  конструкции готики и переход  на новую конструктивную систему, простую, экономичную, достаточно гибкую и во многом облегчавшую труд архитектора. Это была система сооружений с  кирпичными стенами и сводами (коробовыми, крестовыми, сомкнутыми, парусными, сферическими, купольными), в которых отчасти  применялось и дерево (балочные конструкции  перекрытий этажей и стропила наклонных  крыш). Кирпичные конструкции покрывались  облицовкой — штукатурной или  каменной, в том числе мраморной. Эта облицовка прикрывала основную конструкцию и использовалась в  качестве внешнего слоя, приобретающего подчас самостоятельную декоративно-пластическую роль. Если в раннем периоде играло огромную роль декоративно-орнаментальное убранство, то в последующее время  оно в значительной мере сокращается  в масштабах.

В эпоху Возрождения  в области искусств и архитектуры  на первый план выдвигается творческая личность мастера-художника, мастера-архитектора, обладавшего определенной творческой индивидуальностью. Архитектор эпохи  Возрождения сменяет собой цехового мастера эпохи готики. В мировую  историю архитектуры эпоха Возрождения  вписала великие имена Брунеллеско, Альберти, Браманте, Микеланджело, Делорма, Джонса, Эрреры. 

 

 

 

  1. Архитектура раннего ренессанса общ харка

Родина возрождения  Италия. В 14 в возрождение возникло в Тоскании и Италии. 16 по всей Италии. 16-17 по Европе.

Периоды:

Кон 13в. – проторенессанс,

1420 – кон15в.  – раннее возр

1 пол 16 в –  высокое

До 2 пол 17 в - позднее

Носила гуманист хар-р, светский хар-р, что роднило  ее с к-рой ант рима. В осн  к-ры возр лежит принцип гуманизма. Ар-ра носит жизнеутв хар-р, занимает вед место. Возв сооруж, масшт мерой  кот становится чел (возражд ордерные лог сист) колонна исп с целью  декора. Изм хар-р монум ар-ры, в отл от готич вертик новые  постр развив в ширину. Ар-ра отл  простотой и спок объемов, форм, ритма. Постр вызывают ощущ статичности  за счет наслоения друг на друга  гориз этажей. Ар-ра возрождения  свободно использ античные формы.

Мат-л: в рани п-д хорошо обраб камень и известняк, изобр штукатурку, граффито, используется рустовка, кирпич и отд и констр мат-л, цветные мат-лы:терракота, глазур кирп, металл: железо, медь, олово, бронза, дерево – карнизы, потолки иногда цилин своды. Наиболее тип своды  рен: крестовый, сомкнутый, цилиндр. Ист  соб: гор сев италии стан «воротами  морск торговли», занимают место  византии, становятся посредниками между  европой и востоком. Накопл ден  кап способствует быстрому форм буржуазного  об-ва, кот избрала своей моделью  античн ис-во.

В 14 в возрождение  возникло в Тоскании и Италии. 16 по всей Италии. 16-17 по Европе.

 

Раннее возрождение

Нов тенд в ар-ре акт взаим с гот, преодолевая  и творчески преобразуя ее. Важн сост эл-тами зодч раннего возр явл:

1)сохр эл-ты  готики

2)вновь открытые  принципы и формы античности

3) новые типы  зд: палаццо

К нач 15 в вед к-ным центром стан Флоренция, а ярчайшим худ-ком – филиппо брунеллески:

*купол санта-мария  дель фьоре

*воспит дом  во флоренции

*капелла пацци

*палаццо питти

Форм пр-ва вокруг внутр двора, гориз членение фасада, рустовка, широкий карниз. Метрика окон

*палаццо медичи-рикарди  (Миколоццо)

Альберти:

* церковь санта  мария новелла

 

  1. высокий ренессанс

Родина возрождения  Италия. В 14 в возрождение возникло в Тоскании и Италии. 16 по всей Италии. 16-17 по Европе.

Периоды:

Кон 13в. – проторенессанс,

1420 – кон15в.  – раннее возр

1 пол 16 в –  высокое

До 2 пол 17 в - позднее

1530 – 1580. Снижается  значение торговли. Торговое первенство  переходит к Англии, Голландии.  Крупные феодалы землевладельцы, их поддерживают церковные организации.  Исчезают социальные достижения  городских коммун. Флоренция восстала  против правления Медичи. Рим  захвачен, ограблен немецкими и  испанскими завеватилями. Гуманисты  испытывают гонение. Резкий перелом  происходит в ис-ве. Мастера уезжают  из Рима. Микеланджело остается. В архитектуре вносит элементы  напряженности пластичности выразительности,  скрытой динамики.

Высокое возр

В эту эпоху  ар-ра заимствовала все идеи из раннего  возр, но:

1)более свободное  исп ордеров

2)созд гранд  памятников и ансамблей

3)заверш разраб  образца зд с центр-осевой композицией  и всесторонне разв внутр пр-вом,  увенчанным куполом

Д.Браманте:

*ц. Темпьетто  в риме римско-дорич ордер

*ц. санта мария  дела грацие в милане

Рафаэль санти:

*вилла мадама

*вилла фарнезина

Микелянджело  буонаротти:

*лестница, библиотека  лауренсия

*ц. сан-лоренцо

Антонио да Сангало (мл)*Палаццо Фарнезе конец 16 в. 
Эта постройка завершает эволюцию ренесанского собора. В плане не претерпел изменений - прямоугольное здание с внутренним двором. Изменены фасады - отсутствует рустовка, применен для акцентирования углов и портала главного входа. Вертикальное членение отсутствует. Четко выделяются горизонтальные пояса, опираясь на них расположены окна с рифлеными наличниками античной эдикураты (ниша)..

Зарождение барокко: Виньола: Он по заказу Папы Юлия 3 переделывает Виллу. Строится осевая композиция уступами спускается по холму. Создавая игру закрытый, открытых пространств на разных уровнях

*Замок Фаренца  в Канраролле Первоначально с  средние века былакрепость. Из  замкнутой композицииделает открытой. Выстроен на склонехолма..

*Церковь в  Риме Иль - Джезу 1575 Главная  церковь ордена иезуитов.

Джорджо Вазари Флоренция Лучшее произведение - здание и улицаУффиции - это здание правительстваМедичий, сейчас это музей. Это зданиевходит в ансамбль площади Синьори.

Ширина улица 18м, длина 130 м.

Сансовино*Площадь  Сан Марко Венеция*Здание библиотеки Сан Марко. Он расчищает пространство и выходит на набережную. Площадь  приобретает 2-ух частное деление. Библиотека - 2-ух этажное, 1-ый этаж - галереи с  торговыми помещениями. Оформлено  здание ордерными аркадами воспроизведенных в ажурном, легком венецианском стиле. Скульптуры, рельефы на фризах. Арки большие, легкие. Преобладает горизонтальное членение. Ритмичность построения здания соответствует метрическому ритму  дворца дожей. Башня - средневековое  по характеру здание. Для того чтобы  связать башню с библиотекой  Сансовио проектирует и строит маленький  павильон - ЛОДЖЕТА, богата украшена скульптурой.

Зарождение классицизма:

А. Палладио

*вилла ротонда


 

*палаццо публико

 

  1. зодчество позднего ренессанса: общая характеристика

В эпоху Позднего Возрождения (1530-1580-е гг.) наблюдаются  две, часто взаимо-пересекающиеся тенденции. Одна связана с ростом классицистических (академических) подходов, вторая - с  усилением признаков декоративизма, протобарочных настроений (в искусстве  это проявляется в маньеризме). 
Наиболее крупными архитекторами этого времени являются Андреа Палладио и Джакомо Бароцци да Виньола. 
Андреа Палладио (1508-1580) ограничил свою деятельность родным городом - Виченцей, но оказал огромное влияние на развитие мировой архитектуры.Палаццо, построенные им, двухэтажные, фасады оформлены с использованием ордеров, но в каждом из палаццо они введены в особом варианте. Ни у кого из архитекторов эпохи Возрождения ордера не получили столь широкого и разнообразного применения, и столь совершенного воспроизведения в пропорциях и пластике. 

Отдельный интерес  представляют виллы Паладио. Они  развивают в разных вариантах  одну принципиальную схему: стоящий  на высоком цоколе основной двухэтажный  призматический объём, который объединён  на всю высоту здания колонным портиком с венчающим его фронтоном. Здание дополнено по сторонам галереями, завершенными небольшими флигелями. Наиболее известная  вилла - вилла Ротонда (1530), не имеет  боковых галерей и является исключением  из правила. 
Творчество Палладио оказало огромное влияние на мировую архитектуру и прежде всего на архитектуру классицизма 2/ пол. 18-1/ пол. 19 вв. 
Да Виньола (1507-1573) написал трактат "Правило пяти ордеров архитектуры" (1562). Для его сооружений характерно стремление к торжественности, монументальности, к сложным пространственным решениям. В 1555 г. построил овальный в плане костёл Сант-Андреа на Виа Фламиниа в Риме - первый овальный в плане храм в Риме. 
Одним из лучших его архитектурных произведений является вилла-дворец Фарнезе в Капрарола возведённая в 1558-1573 гг. близ Витербо к северу от Рима.  

Центром виллы  является 4-этажный замок в виде 5-угольника с внутренним круглым  двором. Замок расположен на холме  и удачно связан с окружающим ландшафтом через лестницу-пандус. Вся вилла  выделяется своеобразием и цельностью композиции, основные элементы которой  как бы нанизаны на единую ось. Виньолой также спроектирована римский костёл Иль-Джезу ("Во имя Христа") - главный  храм ордена иезуитов (1568-1584). Костёл был  закончен учеником да Виньола - Джакомо  делла Порта (представителем раннего  барокко) и явился решающим этапом в  эволюции храмовых сооружений эпохи  Возрождения. В её плане и пространственном решении как бы сочлись два  типа храма - базиликальный и центрально-купольный. Такая композиция храма оказала  влияние на всю последующую европейскую  архитектуру. Большое значение имел и применённый здесь новый  принцип организации пластически-выразительного главного фасада — двухъярусная система  с использованием во втором ярусе  соединительных валют. Деятельность да Виньолы стала преддверием возникновения  стиля барокко в архитектуре. 
Дальнейшее развитие западноевропейской архитектуры в 17, 18 и в начале 19 в. в стилистическом отношении делиться на 2 крупных этапа - барокко и классицизм.

  1. Среднеевропейский ренессанс. Зодчество франции и англии

 

     Под архитектурой Северного  Возрождения понимают архитектуру  в странах Европы, кроме Италии. Северное Возрождение тесно связано  с итальянским Возрождением, но  имеет и ряд отличительных  черт.    

 Северное  Возрождение не являлось однородным, в каждой стране был целый  ряд специфических национальных  черт, поэтому выделяется немецкое, французской, нидерландское, польское, испанское Возрождение и т. п.    

 Духовное  возрождение Европы началось  с XII века и было следствием  подъема культуры и науки в  обществе.    

 Франция стала  одним из центров архитектуры Северного Возрождения. Одними из величайших шедевров архитектуры французского Ренессанса стали замок Шамбор и парижская ратуша. Замок короля Франциска I в Блуа был построен под влиянием итальянского зодчества, а также вследствие развития и доработки готического стиля в архитектуре.    

 Королевский  дворец Лувр с его великолепно  украшенным фасадом стал еще  одним из величайших памятников  Северного Возрождения. Строили  его архитектор Пьер Леско  и скульптор Жан Гужон.    

 Архитектура  Северного Возрождения характеризуется  расширением городов, строительством  ратуш, гильдий, площадей и  других городских построек светского  типа.    

 Между тем,  архитектура Северного Возрождения  тщательно дорабатывает готический  стиль, сохранившийся и перешедший  к ней в наследство от средневековой  архитектуры.    

 Башни и  ратуши, каменные дома с узкими  фасадами строились в большом  количестве в эпоху нидерландского  Ренессанса, который также оказал  значительное влияние на архитектуру  Северного Возрождения в целом.  

В Англии готика господствовала очень долго, архитектурный  стиль Возрождения в Англии отмечается лишь с середины XVI века, что по сравнению  с Италией позднее на целых 150 лет, а с Францией — на полстолетия. Возникнув поздно, Ренессанс в  Англии задержался до середины XVII века — периода английской промышленной революции.

Тематически монументальное строительство этого времени  в Англии близко к французскому. В основном это замки аристократии, королевские дворцовые сооружения, отчасти — городские жилые дома и общественные здания.

Раннее Возрождение в Англии совпадает со второй половиной XVI века. Сначала Ренессанс проявляется только в декоре, при этом общая схема сооружения остается готической. Так строились и поместья аристократов, и общежития английских университетов (Тринити Колледж в Кембрижде).

В замковом строительстве, в отличие от французского, сравнительно быстро отбрасываются те традиционные приемы, которые утратили свой функциональный смысл в связи с изменениями  в общественной жизни. Если французские  замки долгое время сохраняют  план с замкнутым внутренним двором, то в Англии, даже в относительно ранних по времени сооружениях, устанавливается  схема Н-образного плана без  внутреннего двора и без рвов-каналов, окружавших здание. В данном случае традиции уступили свое место требованиям  рационализма.

Информация о работе История архитектуры