Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 02:46, дипломная работа
Те или иные виды девиантного поведения характерны для многих подростков. Однако известно, что у определенной категории людей девиации переходят в устойчивую форму поведения, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал человека, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие
Введение 3
1 Девиантное поведение подростков: сущность, виды, механизм возникновения 8
1.1 Особенности изучаемого возрастного периода 8
1.2 Характеристика девиантного поведения 12
1.3 Определение причин девиации различными учеными 28
Глава 2. Изучение особенностей девиантного поведения у старших подростков с акцентуациями характера 38
2.1. 2.1. Методы и методика исследования 38
2.2. Результаты исследования и их анализ 45
2.3. Рекомендации по результатам исследования 60
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложения 73
Таблица 5 Значимость различий в использовании адаптивных и неадаптивных копинг-стратегий девиантными подростками | |||
Копинг-стратегии |
когнитивные |
эмоциональные |
поведенческие |
Адаптивные |
30% |
22% |
30% |
Неадаптивные |
46% |
46% |
44% |
Эмпирическое значение критерия φ |
1,66 |
2,57 |
1,45 |
Критическое значение критерия φ при р≤0,05 |
1,64 |
1,64 |
1,64 |
Уровень значимости различий |
р<0,05 |
р<0,05 |
р>0,05 |
Согласно полученным данным девианты в целом чаще используют непродуктивные копинги, чем продуктивные. При этом они чаще прибегают к когнитивным и эмоциональным неадаптивным стратегиям, чем к когнитивным и эмоциональным адаптивным стратегиям.
Таким образом, можно сделать вывод, что девиантные подростки используют непродуктивные копинг-стратегии. Они реже своих сверстников используют адаптивные эмоциональные стратегии совладания, а также в структуре их совладающего поведения когнитивные и эмоциональные неадаптивные стратегии преобладают над когнитивными и эмоциональными продуктивными стратегиями.
Помимо копинг-стратегий у участников исследования выявлялись особенности личности. Для этого использовался 16-ти факторный опросник Кеттелла. По результатам диагностики были составлены усредненные профили личности у девиантных и недевиантных подростков.
Наглядно в виде графиков личностные профили девиантов и недевиантов представлены на рисунке 4. Как показано на рисунке профили личности девиантных и недевиантных подростков в целом совпадают. Наиболее ярко у подростков из обеих исследуемых групп представлены коммуникативные свойства. Подростки отличаются такими особенностями личности как общительность и стремление к доминантности. Они ориентированы на других людей, легко вступают в контакт и с удовольствием общаются. При этом стремятся занять лидерские позиции.
|
Рис.4. Профили личности девиантных и недевиантных подростков |
Относительно менее выраженными согласно профилям личности, полученным в ходе исследования у подростков оказались интеллектуальные свойства. У них отмечаются несколько сниженные показатели фактора B, который отражает сообразительность и находчивость личности на фоне эмоциональной устойчивости и развитого воображения. Полученные данные согласуются с обнаруженными ранее разными авторами закономерностями относительного снижения интеллектуальных функций и возрастания уровня креативности в подростковом возрасте. Так, подростковый возраст даже относят к сензетивным периодам развития творческого мышления.
Следует отметить, что эмоционально-волевые качества подростков достаточно развиты и в целом в профиле находятся ниже коммуникативных, но выше интеллектуальных свойств. Вместе с тем у недевиантных подростков в отличие от девиантных подростков более выражена уверенность в себе (фактор О). Девианты же согласно средним тенденциям по группе оказались более тревожны.
В целом обнаруженные особенности отражают общие возрастные тенеденции подросткового возраста: стремление к общению, развитие рефлексии, снижение интеллектуальных функций и возрастание творческого потенциала личности.
В ходе исследования выявлялись различия в выраженности отдельных качеств личности у девиантных подростков и недевиантных подростков. Для этого использовался Т-критерий Стьюдента. Расчеты производились в программе SPSS.
Результаты математических расчетов представлены в таблице 6.
Согласно полученным данным значимыми являются различия в уровне выраженности факторов F и О у подростков с девиантным поведением и нормальным поведением. При этом первый фактор более выражен у недевиантных подростков, а второй – у девиантных подростков.
Полученные результаты указывают на то, что подростки с недевиантным поведением отличаются от девиантных подростков большей жизнерадостностью, импульсивностью, восторженностью, беспечностью, безрассудностью в выборе партнеров по общению.
Таблица 6 Различия в особенностях личности у девиантных подростков и недевиантных подростков | |||||
Факторы Кеттелла |
Сравниваемые группы |
Средние значения |
Стандартное отклонение |
Уровень значимости | |
Коммуникативные свойства личности |
а |
девианты |
6,14 |
2,49 |
0,45 |
недевианты |
6,52 |
2,52 | |||
e |
девианты |
5,92 |
2,22 |
0,31 | |
недевианты |
6,36 |
2,11 | |||
f |
девианты |
5,64 |
2,30 |
0,04* | |
недевианты |
6,6 |
2,42 | |||
h |
девианты |
6,02 |
0,32 |
0,66 | |
недевианты |
6 |
0,00 | |||
l |
девианты |
5,74 |
1,83 |
0,96 | |
недевианты |
5,72 |
1,90 | |||
Q2 |
девианты |
5,84 |
2,58 |
0,46 | |
недевианты |
6,22 |
2,57 | |||
n |
девианты |
5,5 |
2,03 |
0,85 | |
недевианты |
5,42 |
2,08 | |||
Эмоционально-волевые качества |
i |
девианты |
6 |
1,69 |
0,12 |
недевианты |
5,5 |
1,47 | |||
g |
девианты |
5,76 |
1,86 |
0,83 | |
недевианты |
5,84 |
1,79 | |||
o |
девианты |
5,76 |
2,49 |
0,05* | |
недевианты |
4,9 |
1,89 | |||
Q3 |
девианты |
5,7 |
1,68 |
0,21 | |
недевианты |
6,08 |
1,32 | |||
Q4 |
девианты |
5,74 |
1,78 |
0,23 | |
недевианты |
5,36 |
1,32 | |||
Интеллектуальные качества |
c |
девианты |
5,94 |
1,88 |
0,64 |
недевианты |
6,12 |
1,99 | |||
b |
девианты |
4,78 |
1,18 |
0,67 | |
недевианты |
4,68 |
1,13 | |||
Q1 |
девианты |
5,36 |
1,65 |
0,52 | |
недевианты |
5,12 |
2,02 | |||
m |
девианты |
5,74 |
1,44 |
0,54 | |
недевианты |
5,92 |
1,51 | |||
MD |
девианты |
6,98 |
1,99 |
0,49 | |
недевианты |
7,26 |
2,04 |
Для них более характерна эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах.
Девиантные подростки уступают своим сверстникам в эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения. Для них характерен более высокий уровень тревожности. Они в большей степени, чем их сверстники склонны проявлять беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой.
Девиантные подростки в отличие от своих сверстников в большей степени чувствуют свою неустойчивость, напряженность в трудных жизненных ситуациях, легко теряют присутствие духа, полны сожалений и сострадания; для них характерна комбинация симптомов ипохондрии и неврастении с преобладанием страхов. Этот фактор шире, чем чувство вины в общепринятом смысле. В этом факторе важен и компонент устойчивости; люди с высокими показателями часто застенчивы, им трудно вступить в контакт с другими людьми.
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что девиантные подростки отличаются от своих сверстников уступают своим сверстникам в эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения. Для них характерен более высокий уровень тревожности.
В ходе исследования определялись акцентуации характера подростков, принимавших участие в исследовании. Для этого использовался Характерологический опросник (К. Леонгарда-Шмишека). По результатам диагностики были построены усредненные профили акцентуаций характера подростков с девиантным и нормальным поведением.
|
Рис. 5.Профиль акцентуаций личности подростков, принимавших участие в исследовании |
Согласно результатам исследования у подростков с девиантным поведением обнаруживается тенденция к циклотимическому типу акцентуаций. Эти подростки склонны к частой смене настроения, перемене манеры общения с окружающими людьми. У них периодически падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям. Более того, подростки циклотимического типа акцентуации характера, тяжело переживают неудачи, часто думают о собственных недостатках, ненужности, испытывают чувство одиночества, становятся замкнутыми.
В остальном профили акцентуаций девиантных и недевиантных подростков схожи.
Для выявления значимости различий в выраженности акцентуаций характера у девиантных и недевиантных подростков использовался Т-критерий Стьюдента. Расчеты производились в программе SPSS. Результаты математических расчетов представлены в таблице 7.
Таблица 7 Различия в особенностях характера у девиантных подростков и недевиантных подростков | ||||
Тип акцентуации |
сравниваемые группы |
средние значения |
стандартное отклонение |
уровень значимости |
Демонстративность |
девианты |
11,5 |
6,33 |
0,01 |
недевианты |
8,62 |
3,72 | ||
Застревание |
девианты |
9,48 |
4,63 |
0,53 |
недевианты |
8,94 |
3,89 | ||
Педантичность |
девианты |
10,6 |
5,21 |
0,02 |
недевианты |
8,42 |
4,00 | ||
Возбудимость |
девианты |
11,54 |
5,82 |
0,06 |
недевианты |
9,58 |
4,31 | ||
Гипертимность |
девианты |
11,52 |
5,55 |
0,07 |
недевианты |
9,68 |
4,37 | ||
Дистимность |
девианты |
11,54 |
5,61 |
0,01 |
недевианты |
8,92 |
4,26 | ||
Тревожность |
девианты |
10,98 |
5,43 |
0,12 |
недевианты |
9,42 |
4,35 | ||
Экзальтированность |
девианты |
10,64 |
6,34 |
0,07 |
недевианты |
8,64 |
4,60 | ||
Эмотивность |
девианты |
7,56 |
5,12 |
0,41 |
недевианты |
8,4 |
4,95 | ||
Циклотимность |
девианты |
13,76 |
5,00 |
0,0003 |
недевианты |
10,18 |
4,65 |
Как следует из таблицы значимые различия наблюдаются между девиантами и недевиантами в выраженности таких типов акцентуаций как демонстративность, педантичность, дистимность и циклотимичность.
Причем все эти типы акцентуаций более выражены у подростков с девиантным поведением, чем у подростков. Полученные результаты указывают на то, что девиантные подростки отличаются от своих сверстников тенденцией к демонстративному, театральному поведению, эгоцентризму, жажде постоянного внимания к своей особе; ригидности, инертности, долгому переживание травмирующих событий. Эти подростки отличаются также сниженным фоном настроения, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторная заторможенность; периодической сменой гипертимических (повышенное настроение, активность) и дистимических (сниженное настроение, заторможенность) фаз.
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными людьми, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию индивида, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т. е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия. Так как основа девиантного поведения закладывается в подростковом возрасте, то в науке и практике получила широкое распространение основная технология работы с подростками для предотвращения формирования девиантного поведения - профилактическая.
Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека.
В концептуальном плане в профилактических технологиях выдерживается прежде всего информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.