Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 02:46, дипломная работа
Те или иные виды девиантного поведения характерны для многих подростков. Однако известно, что у определенной категории людей девиации переходят в устойчивую форму поведения, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал человека, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие
Введение 3
1 Девиантное поведение подростков: сущность, виды, механизм возникновения 8
1.1 Особенности изучаемого возрастного периода 8
1.2 Характеристика девиантного поведения 12
1.3 Определение причин девиации различными учеными 28
Глава 2. Изучение особенностей девиантного поведения у старших подростков с акцентуациями характера 38
2.1. 2.1. Методы и методика исследования 38
2.2. Результаты исследования и их анализ 45
2.3. Рекомендации по результатам исследования 60
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложения 73
Относительно адаптивные варианты копинг-поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: «относительность», «придача смысла», «религиозность» - формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами. Среди эмоциональных копинг-стратегий: «эмоциональная разрядка», «пассивная кооперация» - поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам. Среди поведенческих копинг-стратегий: «компенсация», «отвлечение», «конструктивная активность» - поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.
В инструкции к опроснику Э. Хайма исследуемым предлагается отметить в регистрационном бланке по одному из вариантов копинг-поведения, с помощью которых ими разрешаются трудности и стрессовые ситуации. Выбранные утверждения соответствуют определенным табличным названиям типов копинг-поведения. При обработке результатов в группах исследуемых определяется частота выбора конкретного варианта копинг-поведения в данной группе.
В ходе исследования определялись особенности копинг-поведения девиантных и недевиантных подростков. Для этого использовалась методика Э. Хайма.
При обработке результатов диагностики в исследуемых группах определялась частота выбора конкретного варианта копинг-поведения в данной группе (девиантов или недевиантов). Анализировались тип стратегии (когнитивные, эмоциональные и поведенческие) и степень адаптивности (адаптивные, неадаптивные, относительно адаптивные). Результаты проведенного анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1 Особенности копинг-поведения девиантных и недевиантных подростков | |||||||||
Статус подростков |
стратегии | ||||||||
Адаптивные |
Неадаптивные |
Относительно адаптивные | |||||||
когнитивные |
эмоциональные |
поведенческие |
когнитивные |
эмоциональные |
поведенческие |
когнитивные |
эмоциональные |
поведенческие | |
девианты |
30% |
22% |
30% |
46% |
46% |
44% |
24% |
32% |
26% |
недевианты |
32% |
38% |
28% |
34% |
34% |
36% |
34% |
28% |
36% |
Результаты исследования указывают на то, что 30% подростков из группы девиантных и 32% из группы недевиантных используют адаптивные когнитивные копинг-стратегии. В случае затруднений или напряженных ситуациях они используют такие стратегии как, «проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания» - формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.
| |
Девиантные подростки |
Недевиантные подростки |
Рис.1. Распределение участников исследования, использующих различные адаптивные копинг-механизмы |
22% девиантных подростка и 38% недевиантных
подростка из числа
30% девиантных подростков и 28% недевиантных подростков, принимавших участие в исследовании, используют в сложных жизненных ситуациях адаптивные поведенческие копинг-стратегии (рисунок 1). Они склонны прибегать к «сотрудничеству», «обращению», «альтруизму» - под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.
Для того, чтобы определить значимость различий в частоте использования девиантными подростками адаптивных копинг-стратегий использовался статистический критерий φ – угловое преобразование Фишера.
В таблице 2 представлены результаты математических расчетов, позволяющих установить уровень значимости различий в использовании адаптивных копинг-механизмов девиантными и недевиантными подростками.
Таблица 2 Значимость различий в использовании адаптивных копинг-стратегий девиантными и недевиантными подростками | |||
Статус подростков |
когнитивные |
эмоциональные |
поведенческие |
девианты |
30% |
22% |
30% |
недевианты |
32% |
38% |
28% |
Эмпирическое значение критерия φ |
0,22 |
1,76 |
0,22 |
Критическое значение критерия φ при р≤0,05 |
1,64 |
1,64 |
1,64 |
Уровень значимости различий |
р>0,05 |
р<0,05 |
р>0,05 |
Результаты исследования позволили обнаружить значимые различия в использовании адаптивных эмоциональных стратегий совладания со стрессовыми ситуациями у девиантных и недевиантных подростков. При этом оказалось, что среди недевиантных подростков чаще, чем среди недевинтных подростков встречаются те, кто использует эмоциональные копинг-стратегии.
Анализ частоты встречаемости неадаптивных стратегий в исследуемых группах позволяют утверждать, что 46% подростков из группы девиантных и 34% из группы недевиантных используют неадаптивные когнитивные копинг-стратегии. В случае затруднений или напряженных ситуациях они используют такие стратегии как, «смирение», «растерянность», «диссимуляция», «игнорирование» - пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.
| |
Девиантные подростки |
Недевиантные подростки |
Рис.2. Распределение участников исследования, использующих различные неадаптивные копинг-механизмы |
46% девиантных подростка и 34% недевиантных
подростка из числа
44% девиантных подростков и 36% недевиантных подростков, принимавших участие в исследовании, используют в сложных жизненных ситуациях неадаптивные поведенческие копинг-стратегии (рисунок 2). Они склонны прибегать к «активному избеганию», «отступлению» - поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных межличностных контактов, отказ от решения проблем.
Для того, чтобы определить значимость различий в частоте использования девиантными подростками неадаптивных копинг-стратегий использовался статистический критерий φ – угловое преобразование Фишера.
В таблице 3 представлены результаты математических расчетов, позволяющих установить уровень значимости различий в использовании адаптивных копинг-механизмов девиантными и недевиантными подростками.
Таблица 3 Значимость различий в использовании неадаптивных копинг-стратегий девиантными и недевиантными подростками | |||
Статус подростков |
когнитивные |
эмоциональные |
поведенческие |
девианты |
46% |
46% |
44% |
недевианты |
34% |
34% |
36% |
Эмпирическое значение критерия φ |
1,22 |
1,22 |
1,02 |
Критическое значение критерия φ при р≤0,05 |
1,64 |
1,64 |
1,64 |
Уровень значимости различий |
р>0,05 |
р>0,05 |
р>0,05 |
Результаты исследования не позволили обнаружить значимые различия в использовании неадаптивных стратегий совладания со стрессовыми ситуациями у девиантных и недевиантных подростков.
Анализ частоты встречаемости относительно адаптивных стратегий в исследуемых группах позволяют утверждать, что 24% подростков из группы девиантных и 34% из группы недевиантных используют относительно адаптивные когнитивные копинг-стратегии. В случае затруднений или напряженных ситуациях они используют такие стратегии как, «относительность», «придача смысла», «религиозность» - формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.
| |
Девиантные подростки |
Недевиантные подростки |
Рис.3. Распределение участников исследования, использующих различные относительно адаптивные копинг-механизмы |
32% девиантных подростка и 28% недевиантных
подростка из числа
26% девиантных подростков и 36% недевиантных
подростков, принимавших участие
в исследовании, используют в
сложных жизненных ситуациях
относительно адаптивные
Для того, чтобы определить значимость различий в частоте использования девиантными подростками относительно адаптивных копинг-стратегий использовался статистический критерий φ – угловое преобразование Фишера.
В таблице 4 представлены результаты математических расчетов, позволяющих установить уровень значимости различий в использовании адаптивных копинг-механизмов девиантными и недевиантными подростками.
Таблица 4 Значимость различий в использовании относительно адаптивных копинг-стратегий девиантными и недевиантными подростками | |||
Статус подростков |
когнитивные |
эмоциональные |
поведенческие |
девианты |
24% |
32% |
26% |
недевианты |
34% |
28% |
36% |
Эмпирическое значение критерия φ |
1,1 |
0,44 |
1,08 |
Критическое значение критерия φ при р≤0,05 |
1,64 |
1,64 |
1,64 |
Уровень значимости различий |
р>0,05 |
р>0,05 |
р>0,05 |
Результаты исследования не позволили обнаружить значимые различия в использовании относительно адаптивных стратегий совладания со стрессовыми ситуациями у девиантных и недевиантных подростков.
В рамках проводимого исследования интерес представляет анализ преобладания неадаптивных стратегий над адаптивными у девиантных подростков. Для этого использовался статистический критерий φ – угловое преобразование Фишера. Результаты расчетов представлены в таблице 5.