Связь копинг-стратегий и индивидуальных психологических характеристик у девиантных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 02:46, дипломная работа

Описание работы

Те или иные виды девиантного поведения характерны для многих подростков. Однако известно, что у определенной категории людей девиации переходят в устойчивую форму поведения, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал человека, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие

Содержание работы

Введение 3
1 Девиантное поведение подростков: сущность, виды, механизм возникновения 8
1.1 Особенности изучаемого возрастного периода 8
1.2 Характеристика девиантного поведения 12
1.3 Определение причин девиации различными учеными 28
Глава 2. Изучение особенностей девиантного поведения у старших подростков с акцентуациями характера 38
2.1. 2.1. Методы и методика исследования 38
2.2. Результаты исследования и их анализ 45
2.3. Рекомендации по результатам исследования 60
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложения 73

Файлы: 1 файл

Связь копинг-стратегий и индивидуальных психологических характеристик у девиантных подростков..doc

— 567.50 Кб (Скачать файл)

Относительно адаптивные варианты копинг-поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: «относительность», «придача смысла», «религиозность» - формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами. Среди эмоциональных копинг-стратегий: «эмоциональная разрядка», «пассивная кооперация» - поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам. Среди поведенческих копинг-стратегий: «компенсация», «отвлечение», «конструктивная активность» - поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.

В инструкции к опроснику Э. Хайма исследуемым предлагается отметить в регистрационном бланке по одному из вариантов копинг-поведения, с помощью которых ими разрешаются трудности и стрессовые ситуации. Выбранные утверждения соответствуют определенным табличным названиям типов копинг-поведения. При обработке результатов в группах исследуемых определяется частота выбора конкретного варианта копинг-поведения в данной группе.

 

 

2.2. Результаты исследования  и их анализ

 

В ходе исследования определялись особенности копинг-поведения девиантных и недевиантных подростков. Для этого использовалась методика Э. Хайма.

При обработке результатов диагностики в исследуемых группах определялась частота выбора конкретного варианта копинг-поведения в данной группе (девиантов или недевиантов). Анализировались тип стратегии (когнитивные, эмоциональные и поведенческие) и степень адаптивности (адаптивные, неадаптивные, относительно адаптивные). Результаты проведенного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности копинг-поведения девиантных и недевиантных подростков

Статус подростков

стратегии

Адаптивные

Неадаптивные

Относительно адаптивные

когнитивные

эмоциональные

поведенческие

когнитивные

эмоциональные

поведенческие

когнитивные

эмоциональные

поведенческие

девианты

30%

22%

30%

46%

46%

44%

24%

32%

26%

недевианты

32%

38%

28%

34%

34%

36%

34%

28%

36%


 

Результаты исследования указывают на то, что 30% подростков из группы девиантных и 32% из группы недевиантных используют адаптивные когнитивные копинг-стратегии. В случае затруднений или напряженных ситуациях они используют такие стратегии как, «проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания»  - формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

Девиантные подростки

Недевиантные подростки

Рис.1. Распределение участников исследования, использующих различные адаптивные копинг-механизмы


22% девиантных подростка и 38% недевиантных  подростка из числа принимавших  участие в иследовании используют  эмоциональные адаптивные стратегии (рисунок 1). В трудной жизненной ситуации они используют такие рекации как «протест», «оптимизм» - эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации.

30% девиантных подростков и 28% недевиантных подростков, принимавших участие в исследовании, используют в сложных жизненных ситуациях адаптивные поведенческие копинг-стратегии (рисунок 1). Они склонны прибегать к «сотрудничеству», «обращению», «альтруизму» - под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.

Для того, чтобы определить значимость различий в частоте использования девиантными подростками адаптивных копинг-стратегий использовался статистический критерий φ – угловое преобразование Фишера.

В таблице 2 представлены результаты математических расчетов, позволяющих установить уровень значимости различий в использовании адаптивных копинг-механизмов девиантными и недевиантными подростками.

Таблица 2

Значимость различий в использовании адаптивных копинг-стратегий девиантными и недевиантными подростками

Статус подростков

когнитивные

эмоциональные

поведенческие

девианты

30%

22%

30%

недевианты

32%

38%

28%

Эмпирическое значение критерия φ

0,22

1,76

0,22

Критическое значение критерия φ при р≤0,05

1,64

1,64

1,64

Уровень значимости различий

р>0,05

р<0,05

р>0,05


 

Результаты исследования позволили обнаружить значимые различия в использовании адаптивных эмоциональных стратегий совладания со стрессовыми ситуациями у девиантных и недевиантных подростков. При этом оказалось, что среди недевиантных подростков чаще, чем среди недевинтных подростков встречаются те, кто использует эмоциональные копинг-стратегии.

Анализ частоты встречаемости неадаптивных стратегий в исследуемых группах позволяют утверждать, что 46% подростков из группы девиантных и 34% из группы недевиантных используют неадаптивные когнитивные копинг-стратегии. В случае затруднений или напряженных ситуациях они используют такие стратегии как, «смирение», «растерянность», «диссимуляция», «игнорирование» - пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.

Девиантные подростки

Недевиантные подростки

Рис.2. Распределение участников исследования, использующих различные неадаптивные копинг-механизмы


46% девиантных подростка и 34% недевиантных  подростка из числа принимавших  участие в иследовании используют  эмоциональные неадаптивные стратегии (рисунок 2). В трудной жизненной  ситуации они используют такие  реакции как «подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность» - варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущение других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.

44% девиантных подростков и 36% недевиантных подростков, принимавших участие в исследовании, используют в сложных жизненных ситуациях неадаптивные поведенческие копинг-стратегии (рисунок 2). Они склонны прибегать к «активному избеганию», «отступлению» - поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных межличностных контактов, отказ от решения проблем.

Для того, чтобы определить значимость различий в частоте использования девиантными подростками неадаптивных копинг-стратегий использовался статистический критерий φ – угловое преобразование Фишера.

В таблице 3 представлены результаты математических расчетов, позволяющих установить уровень значимости различий в использовании адаптивных копинг-механизмов девиантными и недевиантными подростками.

Таблица 3

Значимость различий в использовании неадаптивных копинг-стратегий девиантными и недевиантными подростками

Статус подростков

когнитивные

эмоциональные

поведенческие

девианты

46%

46%

44%

недевианты

34%

34%

36%

Эмпирическое значение критерия φ

1,22

1,22

1,02

Критическое значение критерия φ при р≤0,05

1,64

1,64

1,64

Уровень значимости различий

р>0,05

р>0,05

р>0,05


 

Результаты исследования не позволили обнаружить значимые различия в использовании неадаптивных стратегий совладания со стрессовыми ситуациями у девиантных и недевиантных подростков.

Анализ частоты встречаемости относительно адаптивных стратегий в исследуемых группах позволяют утверждать, что 24% подростков из группы девиантных и 34% из группы недевиантных используют относительно адаптивные когнитивные копинг-стратегии. В случае затруднений или напряженных ситуациях они используют такие стратегии как, «относительность», «придача смысла», «религиозность» - формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.

Девиантные подростки

Недевиантные подростки

Рис.3. Распределение участников исследования, использующих различные относительно адаптивные копинг-механизмы


32% девиантных подростка и 28% недевиантных  подростка из числа принимавших  участие в иследовании используют  эмоциональные относительно адаптивные стратегии (рисунок 3). В трудной жизненной ситуации они используют такие реакции как «эмоциональная разрядка», «пассивная кооперация» - поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

26% девиантных подростков и 36% недевиантных  подростков, принимавших участие  в исследовании, используют в  сложных жизненных ситуациях  относительно адаптивные поведенческие  копинг-стратегии (рисунок 3). Они склонны прибегать к «компенсации», «отвлечению», «конструктивной активности» - поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.

Для того, чтобы определить значимость различий в частоте использования девиантными подростками относительно адаптивных копинг-стратегий использовался статистический критерий φ – угловое преобразование Фишера.

В таблице 4 представлены результаты математических расчетов, позволяющих установить уровень значимости различий в использовании адаптивных копинг-механизмов девиантными и недевиантными подростками.

Таблица 4

Значимость различий в использовании относительно адаптивных копинг-стратегий девиантными и недевиантными подростками

Статус подростков

когнитивные

эмоциональные

поведенческие

девианты

24%

32%

26%

недевианты

34%

28%

36%

Эмпирическое значение критерия φ

1,1

0,44

1,08

Критическое значение критерия φ при р≤0,05

1,64

1,64

1,64

Уровень значимости различий

р>0,05

р>0,05

р>0,05


 

Результаты исследования не позволили обнаружить значимые различия в использовании относительно адаптивных стратегий совладания со стрессовыми ситуациями у девиантных и недевиантных подростков.

В рамках проводимого исследования интерес представляет анализ преобладания неадаптивных стратегий над адаптивными у девиантных подростков. Для этого использовался статистический критерий φ – угловое преобразование Фишера. Результаты расчетов представлены в таблице 5.

Информация о работе Связь копинг-стратегий и индивидуальных психологических характеристик у девиантных подростков