Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 02:46, дипломная работа
Те или иные виды девиантного поведения характерны для многих подростков. Однако известно, что у определенной категории людей девиации переходят в устойчивую форму поведения, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал человека, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие
Введение 3
1 Девиантное поведение подростков: сущность, виды, механизм возникновения 8
1.1 Особенности изучаемого возрастного периода 8
1.2 Характеристика девиантного поведения 12
1.3 Определение причин девиации различными учеными 28
Глава 2. Изучение особенностей девиантного поведения у старших подростков с акцентуациями характера 38
2.1. 2.1. Методы и методика исследования 38
2.2. Результаты исследования и их анализ 45
2.3. Рекомендации по результатам исследования 60
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложения 73
Содержание
Те или иные виды девиантного поведения характерны для многих подростков. Однако известно, что у определенной категории людей девиации переходят в устойчивую форму поведения, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал человека, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие. Такой человек приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология, психология и другие науки.
В настоящее время проблематика девиантности стала приобретать все большее значение в самых разных странах мира, что позволяет Я.И. Гилинскому говорить об «общественном звучании данной проблемы. Актуальность исследования проблемы девиантного поведения личности отражается в том, что проблемы социального контроля в последнее время перемещаются из поля научных дискуссий в сугубо практическую сферу: как предупредить, сократить вал преступности, массовую алкоголизацию/наркотизацию населения, террористические акты.
В современном кризисном мире масштабы и социальная значимость девиантных проявлений возрастают. Самая благополучная часть общества – «средний класс» - испытывает «моральную панику» и «страх перед преступностью». В результате растет репрессивность сознания, влекущая репрессивность политики. Все это требует основательного теоретического осмысления, изучения закономерностей формирования и развития девиантности, прогноза и возможных рекомендаций управляющим и образовательным структурам. Следовательно, настоятельно требуется изучение факторов формирования девиантного поведения, к которым можно отнести молодежные субкультуры.
Современная статистика дает неутешительную картину: так, среди молодежи 14-22 лет, проживающей в России, почти каждый десятый был привлечен к уголовной ответственности, 20,5% имели приводы в милицию, 5,2% -имели судимость, 53% - употребляли наркотики, 87% - злоупотребляли спиртными напитками. По мнению исследователей, показатель криминогенности, наркоманизации и в ближайшем будущем будет иметь твердую тенденцию к росту [4].
Формирование личности подростка и проблемы отклоняющегося поведения в молодежной среде исследовались такими зарубежными и отечественными исследователями как У. Амос, З. Бауман, Э. Берджесс, К. Зейдельман, Д. Конрад, А. Коэн, Д. Клемменр, Г. Квей, К. Мангейм, М.С. Неймарк, М. Ричмонд, Т. Парсонс, Г.Я. Юзефич, В.Д. Ермаков, А.И. Долгова, И.С. Кон, И.С. Курек, В.Т. Лисовский, Л.А. Мильяненков, В.С. Собкин, В.Н. Соколова, Э.В. Соколов, В.Г. Степанов, Ф.Э. Шереги и др. Получили развитие отечественные психологические и педагогические исследования девиации в трудах М.А. Алемаскина, Б.Г. Ананьева, Н.С. Курек, Е.С. Меньшикова, Г.И. Петракова, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, И.П. Башкатова, С.А. Беличевой, Н. Вайзман, Д.В. Колесова, А.С. Макаренко, А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна, рассматривающих проблемы перевоспитания, психолого-педагогической работы с подростками девиантного поведения.
Вопросам разрешения социальных проблем посредством применения социальных технологий стало уделяться большое внимание во второй половине ХХ века. Все больше работ посвящается понятию, структуре, видам и сущности социальных технологий. Наиболее известные исследователи в этой области: В.Г. Афанасьев, В.Н. Иванов, И.Г. Зайнышев, А.К. Зайцев, В.И. Курбатова, М. Марков, В.И. Патрушев, Н. Стефанов, Е.И. Холостова и др.
Применение социальных технологий в профилактике различных форм девиантного поведения отмечается в работах таких исследователей: Ю.А. Аносовой, И.В. Дубровиной, Т.Б. Гречаной, Г.К. Зайцева, В.Н. Касаткина, В.И. Кожарской, Л.С. Колесовой, Н.В. Лядовой, С.С. Мицкевич, В.Н. Ослон, О.Л. Романовой, Б. Спрангера и др.
Актуальность темы исследования вызвана тем, что с возрастающий интерес психологов, социологов, педагогов к вопросу о причинах возникновения девиаций в поведении человека вообще и подростка в частности в данный момент находится на пике.
Также важный момент – это то, что именно в подростковом возрасте отклоняющееся поведение приобретает особую сложность. Подростки, находящимся в критическом периоде развития, труднее адаптируются к новым, все усложняющимся условиям жизни. Поэтому востребованным оказывается квалифицированная психологическая помощь, как самим подросткам, так и семьям, в которых они растут. Однако ни консультативная, ни психотерапевтическая работа не может быть достаточно эффективной без опоры на достоверные результаты научных исследований по данной проблематике.
К числу наиболее интересных, и, вместе с тем, еще недостаточно изученных областей психологии относится связь между девиантным поведением подростка и его личностными особенностями, в частности, особенностями характера.
Данная выпускная работа имеет своей целью рассмотрение индивидуальных психологических особенностей акцентуированных
старших подростков с девиантным поведением.
Задачи, которые ставились при написании данной работы, следующие:
Изучить психологическую специфику данного возрастного этапа
-рассмотреть понятие, виды, причины формирования девиантного поведения;
изучить основные психологические детерминанты девиантного поведения в подростковом возрасте.
-определить методы
-провести психологическое исследование определения проявления девиантности у подростков с акцентуациями характера
-Обобщить результаты
Объект исследования - девиантное поведение подростка.
Предмет - особенности девиантного поведения у подростков с акцентуациями характера.
Общая гипотеза: Существуют различия во
взаимосвязи личностных особенностей
и копинг-стратегий у девиантных подростков.
Эмпирические гипотезы: 1. Внутренняя структура
связей личностных особенностей и копинг-стратегий различна в группе девиантов
и недевиантов.
2. Девианты в целом чаще
3. Акцентуированные девианты
4. У девиантных подростков более выражены неадаптивные эмоциональные копинг-стратегии.
5. Существуют различия в
Методики исследования:
1. 16-ти факторный личностный опросник Кеттела (для подростков).
2. Опросник Шмишека. Акцентуации характера.
3. Копинг-стратегии Э.Хайма
База проведения исследования – "Дети
улиц", социально - реабилитационный
центр. В проведении исследования
100 подростков, возраст от 15 до 17
лет, юноши и девушки) по 50 в группах
девиантных подростках и в группе «норма»
по оцениваемым параметрам.
Физиологические границы подросткового возраста приходятся на середину обучения в школе - в 5-8 классы.
Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям.
У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле за их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость...
Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функции эндокринных желез.
Основной особенностью
Основными гормонами гипофиза, обеспечивающими рост и развитие организма в подростковом периоде, являются гормоны его передней доли. Гормон роста отвечает за развитие и рост тканей тела. Он стимулирует жироотложение, активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Выработка гормона роста достигает пика к двенадцати-четырнадцати годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков.
С другим гормоном гипофиза
– стимулятором выработки
Половое созревание, формирование
и становление репродуктивной
функции в подростковом
Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Нет ни одного органа, работа которого не зависела бы от них. Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных возможностей. Функция щитовидной железы, в свою очередь, “управляется” гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка...
Конкретное, образное мышление, характерное для детей, в подростковом возрасте все больше уступает место абстрактному, становится более самостоятельным, активным, творческим. Эти особенности важно учитывать, поскольку они влияют на качество получаемого общего и профессионального образования, на усвоение основных практических навыков, определенных стереотипов поведения, образа жизни.
Подростковый возраст
Подростки, по сравнению с
детьми, более целеустремленны, настойчивы.
Однако проявления этих
От семи до двенадцати
лет усложняются механизмы
Развитие психических функций осуществляется в определенном порядке, последовательно усложняясь от уровня к уровню. Недоразвитие высших уровней находит свое отражение в растормаживании влечений, инстинктов, низших эмоций. Влияние этого механизма достаточно часто обнаруживается в клинической картине нарушений психического развития в детском и подростковом возрасте.
Формирование всех
Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности. [21]. В период же юношества происходит созревание самосознания, самоопределение, на первом плане находятся проблемы любви и дружбы, а также профессионального самоопределения.
Как писал Л.С.Выготский, переходный возраст включает в себя два ряда процессов. Натуральный ряд характеризуется процессами биологического созревания организма, включая половое созревание, социальный ряд - процессы обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не параллельны.
Во-первых, различны
темпы физического и