Связь копинг-стратегий и индивидуальных психологических характеристик у девиантных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 02:46, дипломная работа

Описание работы

Те или иные виды девиантного поведения характерны для многих подростков. Однако известно, что у определенной категории людей девиации переходят в устойчивую форму поведения, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал человека, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие

Содержание работы

Введение 3
1 Девиантное поведение подростков: сущность, виды, механизм возникновения 8
1.1 Особенности изучаемого возрастного периода 8
1.2 Характеристика девиантного поведения 12
1.3 Определение причин девиации различными учеными 28
Глава 2. Изучение особенностей девиантного поведения у старших подростков с акцентуациями характера 38
2.1. 2.1. Методы и методика исследования 38
2.2. Результаты исследования и их анализ 45
2.3. Рекомендации по результатам исследования 60
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложения 73

Файлы: 1 файл

Связь копинг-стратегий и индивидуальных психологических характеристик у девиантных подростков..doc

— 567.50 Кб (Скачать файл)

Н. Дж. Смерзл выделяет три компонента девиации: человек, которому свойственна девиация; норма, которая является критерием девиации; другой человек реагирующий на девиацию. Девиация, по его мнению, определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям.

Еще одной теорией о происхождении девиантного поведения является теория дифференцированной ассоциации, сформулированная Сазерлендом в 1939 году. По его мнению, дивеантному поведению учатся во взаимодействии с другими индивидами в процессе коммуникаций, которые включает в себя усвоение: техник реализации девнантного поведения и специфического мотивационного направления и оправдания этого поведения.[6,с89]

В русле криминологии относительно девиантного поведения существует теория клеймения, согласно которой человек только тогда может знать, определять ли данное действие как девиантное, когда увидит реакцию на него другого человека. Девиантное поведение не является качеством, выражающимся собственно в поведении, но оно выражается во взаимодействии между людьми, которых это действие затрагивает, которые на него реагируют. Г. Беккер утверждал, что общественные группы утверждают девиантное поведение посредством того, что устанавливают правила, нарушение которых конституирует девиантное поведение; действие этих правил они распространяют на определенных людей, которых клеймят как аутсайдеров. И. Гоффман выделяет три типа стигм (клеймо): Физическая стигма - хромота, слепота, и другие физические уродства; Недостатки, связанные с волей - алкоголики, наркоманы, душевно больные; Расовая стигма - черные. Но, можно добавить еще один вид стигм — морально-правовую (преступники, проститутки). Гоффман, таким образом, разделил всех людей на «нормальных», чье поведение совпадает с ожидаемым, и «стигматизированных», чей внешний вид и образ жизни отклоняется от общепринятых норм.

Ю. А. Клейберг приводит следующее определение «Девиантное поведение — это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.[11] Для этого используются приемы самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера, поступок и др.

Таким образом, несмотря на многообразие подходов к понятию девиантного поведения, возможно достаточно эффективное для изучения и описания данной психологической реальности его понимание.

Очевидно, что раз сам термин девиантное поведение тесно связан с характером социальных норм, рассмотрение отдельных видов девиантного поведения невозможно без определения этих норм. Поэтому, прежде всего, стоит определиться что же понимается под термином «норма».

Существует множество определений слову норма, но в контексте изучаемой темы используется определение нормы заимствованное из клинической области. Социальная норма рассматривается как статистическая величина (а не качественная характеристика), норма как диапазон вариативности, присущий большинству членов данной популяции. А, следовательно, отклонение от статистического большинства есть девиантное поведение. Существуют следующие нормы, которым следуют люди: правовые, нравственные, эстетические.

В конце ХХ века отечественные и зарубежные ученые считали целесообразным подразделять отклоняющееся поведение на следующие типы (разновидности): преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное) [10]. При этом давно ведутся дискуссии по поводу делинквентности, которая, с точки зрения одних ученых (Змановская Е., 2006; Ремшмидт Х., 1992 и др.) может включать все юридически наказуемые деяния, а с точки зрения других (Личко А.Е., 1983; Сафина Г.В., 1993 и др.) сводиться к мелким антиобщественным действиям и правонарушительному поведению, не несущему за собой уголовной ответственности: агрессивность, лживость, бродяжничество, дерзость и сквернословие, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным [9]. При этом данные качества являются также аморальными, противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям. Т.о., в силу определенных традиций имеет место смешение делинквентного и криминального поведения, наблюдается определенная трудность в разграничении делинквентных и аморальных поступков. В.Д. Менделевич (2001) подчеркивает, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, а отражающее аномалии характера аморальное поведение - асоциальный, лишь предрасполагая к совершению делинквентных и криминальных проступков [11].

 Х. Ремшмидт [14] среди всех отклонений  от нормы значимое место отводит  асоциальности, включающей в себя  криминальность и социальную запущенность. Н. Смелзер [16] описывает наиболее яркие виды девиаций, которые всегда вызывают осуждение: убийство, кровосмешение, изнасилование. Ф. Патаки [12] «бесспорными» видами девиантного поведения определяет преступность, алкоголизм, употребление наркотиков, проституцию, самоубийство. В.Д. Плахов наряду с асоциальным и делинквентным выделяет паранормальное поведение [13]. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских поведенческие девиации подразделяют на нестандартное (новое мышление и действия, выходящие за рамки социальных стереотипов) и деструктивное поведение, направленное как на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных), так и на дезинтеграцию и регресс самой личности [8]. К группе внешнедеструктивного поведения ученые относят аддиктивное и антисоциальное, а в группе внутридеструктивного поведения рассматривают суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутистическое поведение. Но Н. Смелзер конформистское поведение считает единственным видом недевиантного (адаптированного) поведения [16]. При этом аддиктивное поведение может быть отнесено к аутодеструктивному, поскольку ведет к саморазрушению личности.

 С.А. Беличева [1] среди различных  форм социальной дезадаптации  и асоциального поведения выделяет  докриминогенный уровень и криминогенные проявления. Она дифференцирует социальные отклонения по степени их общественной опасности (социально одобряемое, социально-нейтральное, просоциальное, асоциальное и антисоциальное), а также по содержанию и целевой направленности: корыстной направленности; агрессивной ориентации и социально-пассивного типа.

 

 Е.В. Змановская все виды отклоняющегося  поведения располагает на единой  шкале деструктивности с двумя  противоположными направлениями - на  себя или на других: антисоциальное (активно-деструктивное) - просоциальное - (относительно деструктивное) - асоциальное (пассивно-деструктивное) - саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) - самоубивающее (активно-аутодеструктивное) [5]. Она считает, что выделение типов девиантного поведения может быть обусловлено масштабами явления, негативными или позитивными его последствиями; длительностью нарушений; типом нарушаемой нормы; целями, мотивацией поведения и пр. Е.В. Змановская предлагает собственную классификацию поведенческих отклонений, отмечая три основные группы: антисоциальное (противоречащее правовым нормам); асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм); аутодеструктивное (саморазрушительное, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности) [5; 6]. Но в данной классификации нет места нестандартным творческим проявлениям, которые не могут быть отнесены к нормативным, поскольку норма - это нечто среднее, адаптированное, наиболее устоявшееся, часто встречающееся и не выделяющееся из общей массы явление.

 Среди поведенческих девиаций  Ю.А. Клейберг выделяет три основные  группы: позитивные (социальное творчество), негативные и социально-нейтральные [7]. Я.И. Гилинский подчеркивает, что  негативные девиации дисфункциональны, т.к. дезорганизуют систему, а позитивные выполняют негэнтропийную функцию, что ведет к устранению устаревших стандартов поведения, служит механизмом развития системы и повышения уровня ее организованности [2]. На основе фиксации общего рисунка поведения на личностном, ситуационном и средовом уровнях Ю.А. Клейберг выделил статусные, ролевые, деятельностные и ценностные модели девиаций [8]. Наряду с общеизвестными видами девиантного поведения, ученый описал бродяжничество, вандализм и его разновидность граффити, гомосексуализм, навязчивости, «черный юмор» и др. Следует заметить, что, например, граффити и наполненные пафосом разрушения «садистские стишки» можно отнести и к негативным девиациям, и к социально-нейтральным, способствующим разрядке эмоциональной напряженности, а также к творческим (группа позитивных девиаций).

 В.Д. Менделевич строит свою  типологию на основе клинического  подхода и выделения механизмов  взаимодействия индивида с реальностью: борьба (противодействие), болезненное  противостояние, игнорирование реальности, уход от реальности. Это сделало возможным выделение пяти типов девиантного поведения: делинквентного, аддиктивного, патохарактерологического, психопатологического, на базе гиперспособностей. В.Д. Менделевич [11] отмечает также клинические формы девиантного (отклоняющегося) поведения, каждая из которых может быть вызвана любым типом или несколькими типами девиантного поведения: агрессия и аутоагрессия; алкоголизация, табакокурение, наркотизация и пр. злоупотребления веществами; нарушения пищевого поведения; аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические и психопатологические увлечения (от фанатизма - до разновидностей маний); характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.); безнравственное, аморальное, неэстетическое поведение и коммуникативные девиации.

 Итак, на сегодняшний день  мы располагаем множеством типологий  и классификаций девиантного  поведения, ни одна из которых  не является универсальной и  междисциплинарной: Международная классификация болезней (МКБ-10) содержит перечень болезней; Уголовный кодекс - свод криминальных преступлений и т.п. Е.В. Змановская отмечает, что из-за научного изоляционизма ценные достижения одной дисциплины становятся недоступными для другой [5]. В социально-психологических классификациях в зависимости от предпочтений автора и его принадлежности к определенной научной школе делается акцент либо на некоторых основных типах, или на наиболее распространенных видах, либо на клинических формах девиантного поведения. Это происходит потому, что ученые используют различные подходы к разграничению нормы и девиации; прибегают к выделению различных оснований для выделения типов и групп девиаций. Ученые подчеркивают, что девиантное поведение всегда располагает такими зонами, которые смешиваются и могут быть отнесены как к нормальным, так и к болезненным проявлениям, так как нормы в обществе со временем меняются; различные слои населения могут выражать разные точки зрения по поводу нормативности или девиантности некоторых типов поведения (например, курения или убийства во время войны)

 

1.3 Определение причин  девиации различными учеными

 

Традиционно причины девиантного поведения подразделяются на две группы:

причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

причины, связанные с социальными и психологическими проблемами.

По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами.

Остановимся более подробно на каждой из этих групп.

Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами. По данным М. Раттера (1999), серьезными психическими отклонениями страдают от 5 до 15% детей. Если к этому числу добавить менее тяжелые нарушения и эмоциональные расстройства эпизодического характера, становятся ясными размер и суть проблемы. Лишь малая -часть этих детей попадает на прием к психиатру. Раттер указывает, что широта проблемы говорит о том, что в ее решении должны принимать участие педиатры и специалисты, не связанные с медициной, педагоги, психологи, социальные работники. Разумеется, они не могут поставить диагноз, но выделить симптомы и посоветовать, при необходимости, родителям ребенка обратиться к врачу — могут. Среди симптомов психических и психофизиологических расстройств Раттер выделяет, прежде всего, следующие:

неадекватность поведения ребенка нормативам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности. Например, тревога при разлуке с близкими характерна для младенческого возраста, но весьма редка и поэтому ненормальна для подростков;

длительность сохранения расстройства. Кратковременные страхи, припадки, нежелание что-то делать могут испытывать большое количество детей. Но если эти и другие расстройства сохраняются длительное время, это уже отклонение от нормы. То же относится и к колебаниям в поведении и эмоциональном состоянии детей;

изменения в поведении ребенка, не характерные для него, особенно если их трудно объяснить только с точки зрения нормального развития и созревания;

 повторяемость негативных реакций. Например, родители считают, что у ребенка появились ночные кошмары. Не следует обращать на это особого внимания, если об этом известно со слов ребенка. Другое дело, если он просыпается ночью в слезах и это повторяется часто;

ряд симптомов, присутствующих одновременно. Как правило, один, существующий изолированно, симптом не должен вызывать беспокойства, в отличие от ситуации, когда имеют место несколько симптомов, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.

Разумеется, все перечисленное следует оценивать в соответствии со средой, в которой живет и развивается ребенок.

Иногда психиатрический подход к проблеме отклоняющегося поведения рассматривается как наиболее объективный. Так, широко распространена концепция акцентуаций характера, то есть временных изменений характера, сглаживающихся или, наоборот, обостряющихся по мере взросления. Но этот подход не может быть единственным, объясняющим причины нарушения поведения. Девиантному поведению могут способствовать не сами психические аномалии, а, как считают многие ученые, психологические особенности личности, которые формируются под их влиянием.

Информация о работе Связь копинг-стратегий и индивидуальных психологических характеристик у девиантных подростков