Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 02:46, дипломная работа
Те или иные виды девиантного поведения характерны для многих подростков. Однако известно, что у определенной категории людей девиации переходят в устойчивую форму поведения, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал человека, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие
Введение 3
1 Девиантное поведение подростков: сущность, виды, механизм возникновения 8
1.1 Особенности изучаемого возрастного периода 8
1.2 Характеристика девиантного поведения 12
1.3 Определение причин девиации различными учеными 28
Глава 2. Изучение особенностей девиантного поведения у старших подростков с акцентуациями характера 38
2.1. 2.1. Методы и методика исследования 38
2.2. Результаты исследования и их анализ 45
2.3. Рекомендации по результатам исследования 60
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложения 73
Н. Дж. Смерзл выделяет три компонента девиации: человек, которому свойственна девиация; норма, которая является критерием девиации; другой человек реагирующий на девиацию. Девиация, по его мнению, определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям.
Еще одной теорией о происхождении девиантного поведения является теория дифференцированной ассоциации, сформулированная Сазерлендом в 1939 году. По его мнению, дивеантному поведению учатся во взаимодействии с другими индивидами в процессе коммуникаций, которые включает в себя усвоение: техник реализации девнантного поведения и специфического мотивационного направления и оправдания этого поведения.[6,с89]
В русле криминологии относительно девиантного поведения существует теория клеймения, согласно которой человек только тогда может знать, определять ли данное действие как девиантное, когда увидит реакцию на него другого человека. Девиантное поведение не является качеством, выражающимся собственно в поведении, но оно выражается во взаимодействии между людьми, которых это действие затрагивает, которые на него реагируют. Г. Беккер утверждал, что общественные группы утверждают девиантное поведение посредством того, что устанавливают правила, нарушение которых конституирует девиантное поведение; действие этих правил они распространяют на определенных людей, которых клеймят как аутсайдеров. И. Гоффман выделяет три типа стигм (клеймо): Физическая стигма - хромота, слепота, и другие физические уродства; Недостатки, связанные с волей - алкоголики, наркоманы, душевно больные; Расовая стигма - черные. Но, можно добавить еще один вид стигм — морально-правовую (преступники, проститутки). Гоффман, таким образом, разделил всех людей на «нормальных», чье поведение совпадает с ожидаемым, и «стигматизированных», чей внешний вид и образ жизни отклоняется от общепринятых норм.
Ю. А. Клейберг приводит следующее определение «Девиантное поведение — это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.[11] Для этого используются приемы самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера, поступок и др.
Таким образом, несмотря на многообразие подходов к понятию девиантного поведения, возможно достаточно эффективное для изучения и описания данной психологической реальности его понимание.
Очевидно, что раз сам термин девиантное поведение тесно связан с характером социальных норм, рассмотрение отдельных видов девиантного поведения невозможно без определения этих норм. Поэтому, прежде всего, стоит определиться что же понимается под термином «норма».
Существует множество определений слову норма, но в контексте изучаемой темы используется определение нормы заимствованное из клинической области. Социальная норма рассматривается как статистическая величина (а не качественная характеристика), норма как диапазон вариативности, присущий большинству членов данной популяции. А, следовательно, отклонение от статистического большинства есть девиантное поведение. Существуют следующие нормы, которым следуют люди: правовые, нравственные, эстетические.
В конце ХХ века отечественные и зарубежные ученые считали целесообразным подразделять отклоняющееся поведение на следующие типы (разновидности): преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное) [10]. При этом давно ведутся дискуссии по поводу делинквентности, которая, с точки зрения одних ученых (Змановская Е., 2006; Ремшмидт Х., 1992 и др.) может включать все юридически наказуемые деяния, а с точки зрения других (Личко А.Е., 1983; Сафина Г.В., 1993 и др.) сводиться к мелким антиобщественным действиям и правонарушительному поведению, не несущему за собой уголовной ответственности: агрессивность, лживость, бродяжничество, дерзость и сквернословие, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным [9]. При этом данные качества являются также аморальными, противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям. Т.о., в силу определенных традиций имеет место смешение делинквентного и криминального поведения, наблюдается определенная трудность в разграничении делинквентных и аморальных поступков. В.Д. Менделевич (2001) подчеркивает, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, а отражающее аномалии характера аморальное поведение - асоциальный, лишь предрасполагая к совершению делинквентных и криминальных проступков [11].
Х. Ремшмидт [14] среди всех отклонений
от нормы значимое место
С.А. Беличева [1] среди различных
форм социальной дезадаптации
и асоциального поведения
Е.В. Змановская все виды
Среди поведенческих девиаций
Ю.А. Клейберг выделяет три
В.Д. Менделевич строит свою
типологию на основе
Итак, на сегодняшний день
мы располагаем множеством
Традиционно причины девиантного поведения подразделяются на две группы:
причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
причины, связанные с социальными и психологическими проблемами.
По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами.
Остановимся более подробно на каждой из этих групп.
Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами. По данным М. Раттера (1999), серьезными психическими отклонениями страдают от 5 до 15% детей. Если к этому числу добавить менее тяжелые нарушения и эмоциональные расстройства эпизодического характера, становятся ясными размер и суть проблемы. Лишь малая -часть этих детей попадает на прием к психиатру. Раттер указывает, что широта проблемы говорит о том, что в ее решении должны принимать участие педиатры и специалисты, не связанные с медициной, педагоги, психологи, социальные работники. Разумеется, они не могут поставить диагноз, но выделить симптомы и посоветовать, при необходимости, родителям ребенка обратиться к врачу — могут. Среди симптомов психических и психофизиологических расстройств Раттер выделяет, прежде всего, следующие:
неадекватность поведения ребенка нормативам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности. Например, тревога при разлуке с близкими характерна для младенческого возраста, но весьма редка и поэтому ненормальна для подростков;
длительность сохранения расстройства. Кратковременные страхи, припадки, нежелание что-то делать могут испытывать большое количество детей. Но если эти и другие расстройства сохраняются длительное время, это уже отклонение от нормы. То же относится и к колебаниям в поведении и эмоциональном состоянии детей;
изменения в поведении ребенка, не характерные для него, особенно если их трудно объяснить только с точки зрения нормального развития и созревания;
повторяемость негативных реакций. Например, родители считают, что у ребенка появились ночные кошмары. Не следует обращать на это особого внимания, если об этом известно со слов ребенка. Другое дело, если он просыпается ночью в слезах и это повторяется часто;
ряд симптомов, присутствующих одновременно. Как правило, один, существующий изолированно, симптом не должен вызывать беспокойства, в отличие от ситуации, когда имеют место несколько симптомов, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.
Разумеется, все перечисленное следует оценивать в соответствии со средой, в которой живет и развивается ребенок.
Иногда психиатрический подход к проблеме отклоняющегося поведения рассматривается как наиболее объективный. Так, широко распространена концепция акцентуаций характера, то есть временных изменений характера, сглаживающихся или, наоборот, обостряющихся по мере взросления. Но этот подход не может быть единственным, объясняющим причины нарушения поведения. Девиантному поведению могут способствовать не сами психические аномалии, а, как считают многие ученые, психологические особенности личности, которые формируются под их влиянием.